На юге края

Поляков Александр Сергеевич
Давно думал написать о своей поездке в Анапу, выразить те яркие впечатления, которые сохранились во мне спустя уже три года после поездки. Но в этой главе я буду писать не о южном районе страны, а о юге родного Красноярского края. Поездка на дачу близ озера Тагарского назрела в планах ещё в июне. Впечатлило это место моих близких, они предложили составить им компанию и отправиться на отдых именно туда.
Первое впечатление было не самым радостным. Наши условия проживания оказались на порядок хуже, чем у родственников. Маленький домик, требующий уборки, низенькие потолки, вода в кране на участке, которая бежит только по утрам, и самодельная электрическая плитка, основой для которой служат два кирпича. Первая ночь здесь наступала с серыми эмоциями. Но отдых ведь не проходит в стенах дачного домика. Расскажу и о хорошем.
Есть в этих местах два озера. Первое буквально перед домом, оно совсем небольшое, метров пятьсот в ширину и около километра в длину. Если пройти через участки, начинается чудесный сосновый бор, его пересекают тропинки и дорожки, повсюду валяются шишки, местами можно встретить маслёнок или костянику, для этого не надо уходить с тропы вглубь деревьев, достаточно проявить немного внимания. Воздух в Кривинском бору очень чистый и свежий, местные дачники и отдыхающие гуляют здесь каждый день по нескольку раз, чтобы расслабиться и надышаться этим вкусным воздухом. Извилистые дорожки бора расходятся в разных направлениях. Выйти по ним можно к санаторию, лежащему на границе леса и озера Тагарского,  на берег самого озера, а можно добраться и к селу Кривинскому. Вода в Тагарском не очень тёплая, но и холодной для сибиряка она не покажется, немного привыкнув, уже не торопишься вернуться из неё на сушу. Множество людей едут сюда в поисках спокойного отдыха и возможности поправить здоровье. Солёный вкус Тагарской воды напоминает море. Богато озеро подводными источниками, можно сделать в воде три шага и ощутить, как резко меняется температура. Берег полон детей и взрослых, весело, купающихся и загорающих под июльским солнцем.
Интересным нам показалось взглянуть на село Кривинское во очи. Так уж вышло, что желание это совпало с желанием отправиться на рыбалку и обновить спиннинг, который без дела лежал у меня недели две и ждал своего часа. Навигатор уверенно вел нас в село по дороге с улучшенным покрытием, но покрытие это превзошло все ожидания, постепенно перейдя с простой земляной дороги на участок, где очертания обочин становятся размытыми, а меж откатанными полосками растут вполне полноценные кочки, то и дело задевающие дно автомобиля. Но это не остановило наших поисков, навигатор рисовал картинку, на которой буквально через пару сотен метров перед нами должна была открыться широкая протока Енисея. Справа появилась довольно пологая сыпучая скала, а проехав мимо неё, мы увидели то, что когда-то было в этом месте протокой. Явление это представляло собой несколько продолговатых луж, где видимо, уже водились головастики. Чуть дальше и левее расположился небольшой, высыхающий, не так скоро как остальные, водоёмчик. На первый взгляд, в нём даже могла быть рыба. Но не успели мы выйти на берег со спиннингом и удочкой, как комары напали на нас огромной стаей, их там на редкость много, по крайней мере, мне не доводилось ещё так стремительно удирать с рыбалки, спасаясь от беспощадных насекомых, то и дело почёсывая руки, ноги, живот, словом, всё и сразу.
Мы продолжили поиски села. Сначала нам встретилось два отдельно стоящих дома, затем мы доехали до кладбища и каких-то разрушенных построек. На кладбище виднелись свежие могилы, говорящие о том, что население этого маленького, ещё, населённого пункта совсем недавно утратило в численности. Оставшаяся же часть села состояла из двух или трёх домов, на вид очень ветхих и совсем обособленных друг от друга. Сложно сказать, было ли Кривинское когда-то большим селом, видимо много лет это место лишь увядает и исчезает с карт современности. На единственной улице бросился в глаза огороженный таксофон, я не знаю рачий ли он, но если да, то это, должно быть, единственное средство коммуникации с окружающим миром. Удивило меня, что, немного не доезжая этих жилых домов, мы встретили небольшое стадо коров и даже лошадей в загоне, напоминающем маленькую ферму. Эта живность как-то не сочеталась с общим контрастом Кривинского.
Возможно, пройдут годы, село окончательно исчезнет с земель нашего края, но сегодня ещё есть надежда, что там снова поселятся люди, они возведут дома и будут наслаждаться великолепной природой.
А действующая протока Енисея там тоже нашлась, она с полной силой бежит как раз за этими Кривинскими домами, делая их одиночество гордым и величественным, особенно русским. Енисей наполняет этот пейзаж силой и духом нашей Родины.