Книга Иудифи. В помощь начинающим Библиоманам

Пиня Копман
Героическая романтика, или романтический героизм облегчают нашу тяжелую повседневную жизнь. Они необходимы и в наш прагматичный век.
Но, конечно, квинтэссенция героизма и романтики - женщина, совершающая мужской воинский подвиг.  Не даром возникают такие истории (а чаще - мифы) и в наше время. Например миф о снайперском отряде "белых колготках" (белом чулке) или история о "черных вдовах")
Только что наши израильские журналюги не утерпели растрындеть на весь свет, что ювелирные авиаудары по главарям Исламского Джихада выполняли летчики-женщины.
Вот и история (или миф) об Иудифи - популярнейший сюжет.
Про картины промолчу. А насчет стихов...
Без труда нашел «Иудифь» в стихотворениях Л. Мея, С. Иванова-Райкова, К. Бальмонта, Н. Гумилева, О. Мандельштама и В. Нарбута. Это, так сказать, из классики. Только на сайте Стихи.ру про нее писали сотни две авторов. А это, пусть и крупнейший, но только один из русскоязычных...
При этом некоторые (к счастью, меньшинство) писали, даже не прочитав соответствующей книги в Ветхом Завете. 
И решился я поделиться некоторыми историческими знаниями и размышлениями на такую "актуальную" тему.
Что нам скажет реальная история?
С 9 века до н.э. на Ближнем Востоке соприкоснулись и схлестнулись три мощных государства: Египет, Вавилон и Ассирия.
Точка их соприкосновения - Заречье.
Территория Заречья (земли лежащие за рекой Евфрат по направлению к Средиземному морю) - это Сирия, Финикия, Израиль и Иудейское царство, а также Филистимские города/царства. Государства эти дрались меж собой и торговали. И евреи занимали небольшую часть этих обширных земель.

Давайте запомним всего четыре даты:
- 701 г до н.э. Ассирийцы разорили Иудею, и еще 70 лет грабили Израиль.
- 614 г до н.э. Вавилон и мидяне разграбили Ассирию.
- 605 г до н.э. Битва при Киркемише. Вавилон победил Египет и его союзников.
- 586 г до н.э. Вавилон захватил Израиль и Иудею, разрушил Иерусалим и Храм.

Поскольку оригинала  "Книги Иудифи" не сохранилось, приходится полагаться на Септуагинту, и последующие переводы.
 История эта темная. Во первых, в ней названа вполне историческая личность: царь Навуходоносор (вероятно, Навуходоносор №2, 634—562 г до н. э. - остальные никак не подходят). Правда, назван он царем Ассирийским из Ниневии, а не Вавилонским.  Но тут ошибочку понять можно. Ведь в 614 году Вавилон захватил и разграбил Ассирию.
 Кроме того указано, что история началась в 12-м году его царствования (когда данники отказались поддержать войну с Мидией. И невольно почешешь в затылке: Мидяне - союзники Навуходоносора. 12-й год царствования Навуходоносора - 593-й г до н. э. Через 7 лет Вавилонские войска взяли Иерусалим (в июле 586 года), и до конца года множество жителей Иудеи было угнано в рабство "на реки вавилонские". 
Но согласно "Книге Иудифи" царь Навуходоносор только в 18-м году своего царствования "вспомнил" об отказе неверных союзников в поддержке, и велел их наказать. Склероз, однако, у царя. Ведь уже наказал в прошлом году!
Но с реальной историей в "Книге Иудифи" все еще хуже.
Оказывается, пока царский полководец собирал войска, да захватывал земли по дороге до Иудеи (а также справа и слева от этой дороги) прошло несколько лет, так что часть пленников успела вернуться и очень испугаться грозного генерала ассирийцев
"потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень."
О как! А  наивные историки, исходя из той же Библии полагают, что возвращаться пленники начали уже при Кире. Тут следует добавить, что за сотню лет до Навуходаносора из Иудеи уже угоняли народ. И как раз в Ассирию. Только выселял их другой царь:
 
«В четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их."
А в течении предыдущих 70 лет ассирийцы почти начисто ободрали Израиль (северное из двух еврейских царств)

То есть автор "Книги Иудифи" ничего не понимал в реальных событиях.
Вся история - путанница дат, событий, стран и исторических личностей.
Личности ассирийского (вавилонсого) военачальника и мидийского царя - врага Навуходоносора - тоже взяты с потолка. Хотя, скажем, Олоферн - как бы отметился в истории: лет через 300 был такой царь в Каппадокии.  Имя же это характерно персидское, и "ферн" означает "славный"
Большинство не религиозных исследователей полагают, что миф об Иудифи сочинили в период патриотической борьбы Маккавеев. Лет через 300 после описываемых событий. Все может быть.

Но у меня другое мнение: "Книгу Иудифи" сочинили примерно в 600-599 году до н. э. Вот только придумали её не евреи. А уже старичкам-составителям Септуагинты попала эта книга через 400 с лишком лет, пройдя через руки переписчиков. И последующие наслоения ошибок вызваны желанием переписчиков добавить "достоверных деталей" при слабом знании истории.

Итак, примерно с 10 века до н.э. все земли Заречья были под протекторатом Египта. Но и Ассирийцы, и Вавилон находили их лакомым кусочком.
Нефть тогда не играла такой решающей роли в экономике, как ныне, но этот сектор земли имел немалое значение.  Это была Дорога. От Египта, протянувшего щупальца на всю Африку (хлОпок, пшеница, папирус, благовония, ценные породы дерева, золото) до Ассирийских (ассиро-вавилонских, ассиро-мидийских) владений (медь и олово, т.е.бронза, шелк, кожа, кони, железо). Северяне очень хотели эту дорогу иметь в своем кармане. Не зря, ещё будучи царевичем, Навуходоносор руководил вторжением в Заречье (607-605 г до н.э.) и продолжил его, едва заняв престол (605-602 г до н.э.).
И не зря египтяне постоянно прикармливали еврейскую и сирийскую знать, добиваясь "патриотического" сопротивления северным захватчикам. Царь Соломон, напомню, в свое время даже взял в жены египетскую принцессу (если Библия не врет). А перед смертью Соломона соперник его сына Иеровоам эмигрировал в Египет, откуда был призван на царство в отделившуюся часть (10 колен, Израиль). Так что связи Египта и стран Заречья были прочные.
В мае 603 года до н. э. Навуходоносор подошел к Иудее, но иудейский царь Иоаким покорился и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. В 602 году до н. э. Навуходоносор завершил покорение Заречья.
Итак, покоренные и заключившие вассальные договоры евреи платят дань Вавилону.  Но физически не захвачены!
А Египет не дремлет. В Сирии, Иудее, Израиле и Финикии постоянно крутятся эмиссары фараона.  До серьезной схватки между Сверхдержавами остаются считанные месяцы. Если по войсковым силам примерный паритет, то у Вавилона плечо доставки подлиннее. И логистика (снабжение) во многом привязана к Дороге.
Но вот наступил декабрь 601 г до н.э. Навуходоносор вновь у границ Египта.
Египта, который, напомню, проиграл сражение под Керкимишем в 605 г. до н.э.
Но ведь с той поры прошло 4 года!   И та и другая стороны поднапряглись, восполнили потери, и вновь восстановили паритет. Но! Войска ассирийцев прошли долгий путь (по тем временам - несколько месяцев марша), и подустали. Линии снабжения растянуты. На них - не слишком доброжелательно настроенное население. Результат очевиден. Кто не понимает, может вспомнить походы Голицына на Крым, а также Наполеона и Гитлера под Москвой.
В нескольких тяжелых битвах египтянам удалось измотать врага. Вавилонянам пришлось отступить и вернуться домой. Не навсегда. Но потери войск Вавилона (особенно в коннице и в колесницах) были настолько велики, что потребовалось почти два года, прежде чем Навуходоносор сумел восстановить боеспособность своей армии. Хотя и Египту победа досталась большой ценой. Так что после этого сражения фараон Нехо был вынужден подсократить расходы. И борьбу за азиатские провинции пришлось египтянам возложить на хлипкие плечи самих жителей Заречья.
И те его не подвели. В Заречье неудачи Навуходоносора вызвали подъём патриотического движения. Гордая Иудея заслушивалась не менее гордой Песней Иудифи. В результате Иудея прекратила платить Вавилону дань. Наконец в 597 году до н. э. Навуходоносор достиг Иерусалима. На этом история еврейских царств вступает в черную полосу.
Песнь победы Иудифи не могла возникнуть тогда, когда интервенты уже грабили Иудею.
Она была сочинена на подъеме патриотического движения, то есть от 600 до  598 года до н.э.
Напомню, в декабре 601 года до н. э. Навуходоносор подступил к границам Египта. Для того, чтобы это произошло, войска Вавилона должны были сконцентрироваться в непосредственной близости от Иудеи. Уж какие там "песни победы"!
Но, после боёв в Египте, войска захватчиков отступают. Очень может быть, что несколько отставших вавилонских отрядов удалось добить вдруг похрабревшим воинам царя Иоакима. Тот, вроде был редиска, трусливый перед сильным, но отважный со слабым. Ну, а созданные северянами склады и базы погромить - вообще святое дело! Вот тут-то и воспела свою  песнь простая советская, то есть, простите, еврейская женщина. Не сочинила и воспела. Напела с чужих слов. Почему я в этом уверен? Да есть в ее песенке некая постороння вставка. Кто читал Библию, почти наверняка обратил внимание:
«Не от юношей пал сильный их, не сыны титанов поразили его, и не рослые исполины налегли на него, но Иудифь, дочь Мерарии...»
И если исполины в Ветхом Завете упомянуты (Книга Бытие, глава 6), то откуда провинциалке из Ветилуи знать о титанах? Может, детей титанов не было в изначальном тексте?
Септуагинту составляли культурные евреи. Культурный еврей при переводе на греческий так написать не мог. Ну не употребляют при переводе своей религиозной книги чужих богов. А Титаны до христианства были богами. Зато агентом Египта в Иудее вполне мог быть грек, невольно употребивший вместо "герои" - "сыны титанов". Почему еще грек? Так чужак. Разницу между ассирийцем и вавилонянином хорошо знали местные евреи. И те, и другие основательно потоптали Иудейскую землю. Да и египтянин или финикиец хорошо отличал Вавилон от Ниневии. А приезжему греку все равно.
Я почти на 100% уверен, что дела с мифом об Иудифи обстояли именно так: в 600-598 году до н.э. некий Гомер-сказитель, побывавший в Иудее на денежки фараона Нехо, сочинил и распространил героическо-романтическую легенду. Ну, то-есть практически документальную (правдивую) повесть.  О скромной, но прекрасной душой и телом женщине из народа, с Божьей помощью спасшей этот народ. Так появилась "Книга Иудифи"