Выдающиеся музыканты об Ойстрахе. Опечатки?

Арабский Алфавит
Друзья, благодарю всех, кто уже дал советы по корректуре перевода книги И. Штилер "Встречи с Давидом Ойстрахом"!

Публикую новые фрагменты. Если кто-то увидит опечатку - пожалуйста, сообщите мне. Или, может быть, кто-то предложит более удачную формулировку того или иного предложения?

СПАСИБО!

......................
......................

ПРОСЛАВЛЕН НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ

Чтобы дополнить портрет Давида Ойстраха, каким он виделся в музыкальной среде, приведу свидетельства о некоторых из многочисленных встреч с ним, переданные мне солистами и оркестрантами разных стран.

Если бы мы взяли карту мира и обозначили на ней все концертные маршруты и места на четырех континентах, где Ойстрах выступал с ошеломительным успехом, мы бы увидели, что наряду со знаменитыми европейскими музыкальными столицами нужно учесть и многие центры в Северной и Южной Америке, в Канаде и Японии. Даже в Новой Зеландии и Австралии прославленный виртуоз дал 22 концерта – в течение трех недель в 1958 году.

Можно себе представить, с какими физическими и психическими нагрузками были связаны эти поездки с расстояниями в половину земного шара и с перелетами, в те времена особенно проблематичными. А Давид Ойстрах, с которым мне много раз доводилось беседовать, воспринимал их как нечто нормальное, само собой разумеющееся. Он хотел только отвечать задачам, которые ставил сам себе, был счастлив и благодарен, что ему удавалось налаживать «мосты» между людьми различных национальных традиций, менталитетов и политических воззрений, а также представлять музыку часто еще незнакомых старых и современных композиторов своей родины.

О своих встречах с Давидом Ойстрахом мне рассказал, в частности, знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин. Будучи журналисткой, я не раз встречалась с ним, с тех пор как он в 1962 году впервые после тридцатилетнего перерыва приехал на гастроли в Лейпциг. Его не оставляла в покое судьба друга, в которой было много проблем...
После первой встречи в Москве, где они в 1945 году в поддержку измученного войной народа вместе исполнили Двойной концерт Баха, музыканты стали друзьями на всю жизнь. Менухин признавался: «Для меня он является одним из величайших скрипачей нашего времени. Он играл с совершенным техническим блеском, служа только произведению, и с духовной глубиной. Весь человек был прозрачен и чист, как и его музыка».
Менухин знал, разумеется, о политически мотивированных ущемлениях и принудительных ситуациях сталинской эпохи. «Это была трагическая глава, которую нельзя недооценивать. Однажды я предложил Ойстраху уехать, ведь в любой другой стране он мог бы продолжить свою успешную карьеру. Но он отказался. „Я столь многим обязан этой стране“, – сказал он...»
Далее Менухин вернулся к проблемам в жизни Ойстраха. «Непредставимо, как Тамара и Давид в сталинские годы нередко месяцами не могли спать по ночам, потому что, заслышав шаги на лестнице, они испытывали страх, что вслед за соседями по дому приходят забирать и их. Какая это была нагрузка при его творческих и педагогических задачах! Он находился на грани своих сил.»
Лишь после смерти Сталина Ойстрах стал чувствовать себя лучше. Он мог давать концерты во всем мире, однако свои гонорары ему приходилось почти на сто процентов отдавать советской концертной агентуре. «Его невероятно использовали, – подчеркнул Менухин. – Из него выжимали все, что только можно. Мое уважение перед его жизненной позицией огромно. В центр существования он ставил только свое призвание: обогащать жизнь людей посредством музыки. Это было для него источником сил. Он также видел себя в роли посредника между Востоком и Западом».

С юмором описывал Менухин особенности общения с Ойстрахом: «Он не говорил по-английски, а я по-русски. Мы беседовали – и это было весьма оригинально – на своего рода немецком. Но мы всегда прекрасно понимали друг друга ...».

К важнейшим скрипичным виртуозам своего времени, которые испытывали сердечную привязанность к Давиду Ойстраху, относился Исаак Стерн. Американский скрипач, конечно, знал о высоком уровне Ойстраха, завовевашим в возрасте 29 лет в 1937 году первую премию на конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Когда Стерн сам давал концерт в Антверпене в 1951 году, Давид Ойстрах сидел в зале, а потом сердечно поздравил его. Уже тогда Стерн считал Ойстраха «величайшим скрипичным виртуозом нашего века» (об этом можно прочитать в автобиографии Стерна «Мои первые 79 лет»).
Музыканты договорились о встрече в Брюсселе, где Ойстрах входил в жюри международного Конкурса имени королевы Елизаветы. Запланированные 30 минут вылились в пять часов эмоциональной доверительной беседы. Это стало ауфтактом более чем 20-летней дружбы. Она поддерживалась встречами, когда плотный график выступлений случайно сводил их в одном городе.
В 1955 году Давид Ойстрах, почти каждые два года дававший продолжительную серию концертов в США, второй раз выступал совместно с Эмилем Гилельсом в Нью-Йорке. Исаак Стерн специально приехал туда, чтобы услышать программу с произведениями Бетховена, Прокофьева, Тартини и Чайковсокого, и нашел интерпретацию «необычайной и великолепной».
Когда американский виртуоз год спустя был впервые приглашен в первое большое турне по Советскому Союзу, он смог познакомиться и с Ойстрахом-преподаваталем, с его чутким методом, помогающим молодым талантам «прийти самим к себе». Затем Ойстрах смог насладиться сольными сонатами Баха в глубокой интерпретации Стерна, полностью убедившей московского коллегу.
Приведу еще один пример творческого родства Стерна и Ойстраха. Музыканты, не раз выступавшие вместе, сделали с Филадельфийским оркестром под руководством Юджина Орманди запись Концерта для двух скрипок и бассо континуо № 12 с-moll Антонио Вивальди. Перед исполнением солисты договорились, что партии первой и второй скрипок они будут играть поочередно. Однажды спустя долгое время Давид Ойстрах переслушал пластинку и признался в письме к Исааку Стерну, что запись доставила ему удовольствие, но он не мог определить, кто из них обоих играл выше, кто – ниже...
Глубоко потрясла Исаака Стерна смерть Давида Ойстраха. В статье памяти Ойстраха в газете «Таймс» он писал: «Величайший артист был добр ... ко всем окружающим», а выше охарактеризовал его игру: «Неожиданный взрыв мужественной силы и нежная ласка мягкого нюанса, ровный, благозвучный тон, неизменно воспроизводимый во всех частях смычка, на всем его протяжении, никогда не форсированный, никогда не бывавший неприятным. И всегда удивительно чистая интонация...» (цит. по книге В. Юзефовича «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом», М., 1985, с. 282).
Стерна впечатляло и то, что Ойстрах вопреки всем проблемам жизни в Советском Союзе никогда не высказывался озлобленно. «Он был золотым человеком...»

Эдвард Рэндэлл (тенор, оперный театр г. Кемнитц) описал незабываемый эпизод из концертной жизни своего родного города Балтимора, США. 24 октября 1974 года Рэндэлл, тогда молодой человек 20 лет, был в числе 2500 слушателей концерта, проходившего в «Lyric-Theatre». Играл Балтиморский симфонический оркестр. Кульминацией концерта стало выступление скрипача Исаака Стерна, прекрасно исполнившего Скрипичный концерт Сэмюэла Барбера. Овациям не было конца. «Когда оркестр уже покинул сцену, а публика все вызывала и вызывала солиста, Стерн с очень серьезным выражением лица попросил зал затихнуть. „Сегодня, во время гастролей в Амстердаме, – сказал он, – внезапно скончался московский скрипач Давид Ойстрах, которые многие годы был моим дорогим другом. В память о нем я исполню партиту для скрипки соло a-moll Баха. Прошу Вас не аплодировать и покинуть зал в молчании“. Видимо, всем нам редко доводилось переживать подобное потрясение. Исаак Стерн играл с закрытыми глазами, весь погруженный в музыку. У меня, как и у многих других слушателей, в глазах стояли слезы. Наверное, все почувствовали, какая глубокая дружба связывала этих титанов в мире музыки – дружба, вдруг оборвавшаяся сегодня...
Я каждый раз вспоминаю об этом, слушая прекрасные записи обоих музыкантов на CD. Какое счастье, что эти звуки остаются живыми...»

Мстислав Ростропович, один из известнейших музыкантов бывшего СССР, виолончелист и дирижер, был всю свою жизнь в тесной дружбе с Давидом Ойстрахом. Она началась с совместного камерного исполнительства и скоро привела к выдающимся художественным результатам, запечатленных в ценных записях. Вспомним хотя бы Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll соч. 102 Иоганнеса Брамса, записанный с Кливлендским симфоническим оркестром под управлением Джорджа Селла.
Ростропович подчеркивал, что быть на одной сцене с Ойстрахом – это высокая честь.
На совместное творчество музыкантов оказывало влияние давление общества того времени. Тем не менее, оно выдержало и это.
Когда советские войска вошли в Прагу в августе 1968 года, Ойстрах и Ростропович должны были по воле советского руководства выступить там с концертами. Виолончелист отказался, а Ойстрах «выполнил задание». Ростропович честно сказал другу, что считает это невозможным, когда после танков в город приезжают музыканты. Но  все же он относился с пониманием к позиции Ойстраха: тот называл себя по натуре музыкантом, а не борцом с режимом. Для Ойстраха было важно, что за многие годы, в которые проводится фестиваль «Пражская весна» у него там образовался большой круг почитателей и друзей и он не хотел разочаровывать тех, кто нуждался в его музыке.
И тогда, и после, когда в 1974 году Ростропович встал на сторону преследуемого в Советском Союзе Александра Солженицына (что в 1978 году привело к его эмиграции), прославленный виолончелист оставался преданным другом Давида Ойстраха. Ему было понятно то сложное положение, в которое порой попадал «Народный артист СССР» Давид Ойстрах... После распада Советского Союза Мстислав Ростропович приложил все усилия, чтобы в Московском музее музыкальной культуры имени Глинки был открыт мемориальный кабинет Давида Ойстраха, в котором выставлены оригиналы многих документов, свидетельства о присуждении звания почетного доктора нескольких университетов и скрипка Страдивари, которую он однажды получил от дружественно относящейся к нему Елизаветы, королевы Бельгии. Ростропович специально приехал в 1992 году в Москву из-за заграницы на открытие мемориального кабинета.

О славе Давида Ойстраха мне написал из Японии Хироюки Иваки, пожизненный главный дирижер знаменитого оркестра NHK из Токио: «Конечно, я знал о том, что московский скрипач всемирно известен – в том числе и в нашей стране, но в Японии нам не довелось выступить вместе. Совместное выступление состоялось в Ден Хааг, во время Гала-концерта в честь открытия Международного центра когрессов. Ойстрах играл концерт Брамса, это было чудесно! До сих это свежо в моей памяти, и я тогда был бы очень рад, если бы наше сотрудничество продолжилось».
Первое турне Давида Ойстраха по Японии прошло в 1955 году с огромным успехом: 12 концертов в распроданных залах Токио, Осаки, Киото, Йокогамы и других городов – свидетельство необыкновенной способности японской публики воспринимать искусство «другого» для них мира культуры. Ойстрах постоянно чувствовал как гордость японцев за собственное самобытное искусство, так и открытость навстречу другим стилям: музыке Моцарта, Прокофьева, Чайковского... Восхищение было взаимным.
На одном дневном концерте московского солиста приветствовала аудитория в 3500 слушателей. В другом случае Ойстраха ожидали 16 тысяч человек в огромном спортивном помещении – все возрасты и слои общества... Ойстрах вспоминал, что скоро между ним и публикой возникал единый пульс – общая атмосфера отдачи и приятия.

Профессор Вольфрам Гёрнер, контрабасист Венского филармонического оркестра и руководитель его архива, поведал нам о сотрудничестве своего прославленного коллектива с Давидом Ойстрахом в рамках Венского и Зальцбургского фестивалей: «До сих в моей памяти, как и, я уверен, в памяти многих моих коллег старшего возраста, живы воспоминания о нашем совместном музицировании с Давидом Ойстрахом. Он, бывший одним из первых знаменитых артистов Советского Союза, сразу покорил нас своим мастерством и своей скромностью как художник и личность.
То, что Ойстрах стал почетным членом Венского музыкального общества (Wiener Musikverein), показывает ту высокую степень признания, которым он пользовался в венской музыкальной жизни. Это звание получают лишь выдающиеся музыканты с мировой известностью. Уже в этом проявилась оценка нашего сотрудничества. Оно началось в 1968 году с брамсовского цикла во время Венского фестиваля, на котором Давид Ойстрах выступил в качестве солиста и дирижера и заслужил восхищение публики.
Два года спустя мы вместе выступили с моцартовской программой на Зальцбургском фестивале. Он дирижировал и солировал с впечатляющим мастерством, высвечивая эмоциональные глубины каждого произведения. В программе стоял один из фортепианных концертов Моцарта, пианист – Фридрих Гульда. Нам было интересно наблюдать прочувствованное партнерство Ойстраха в качестве дирижера с этим опытным солистом. Ойстрах никогда не «изучал» искусство дирижирования, но владел им, как игрой на скрипке, в совершенстве.
К вершинам нашего сотрудничества относится также открытие Венского фестиваля 1972 года, когда отец и сын Ойстрахи вновь выступили у нас с программой из сочинений Моцарта: отец как дирижер и скрипач, Ойстрах как альтист в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром KV 364. Вспоминаю совместную игру идеальных партнеров. Это было незабываемо».

Валерий Ойстрах, признанный скрипач и педагог о своем деде Давиде: «Думаю, выбор моего жизненного пути зависел от музыкальной атмосферы и музыкальной традиции нашей семьи, установленной моим дедом Давидом Ойстрахом. Незабываемы его первые уроки игры на скрипке, преподанные мне. Помню, что дед, который никогда не занимался с маленькими детьми, был со мной подчеркнуто мягок и терпелив. В последующие годы он всегда интересовался моими успехами в игре на скрипке. Особенно памятен мне сымпровизированный „концерт“ на даче деда, где мы сыграли скрипичное трио с дедом и отцом. Личность деда всегда была и остается в нашей семье эталоном, и голос его скрипки, живущий в его незабываемых интерпретациях, всегда с нами».


................
................

ТРАДИЦИИ ОЙСТРАХА ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ

 Наследие Давида Ойстраха живет. Как виртуоз он остается в памяти музыкального мира настоящего и будущего, подобно известным композиторам и исполнителям на протяжении столетий. Вспомним деятельность Генделя, Баха, Бетховена и незабываемых скрипачей уровня Тартини, Паганини, Йозеф Иоахим, Фритц Крейслер, Яша Хейфец, Леонид Коган и других.
Нам остается сокровищница – около 240 записей на пластинки, которые Ойстрах рассматривал как важный документ своего творчества.
Они являются ценным материалом для изучения со стороны преподавателей и учащихся и позволяют проводить сравнения интерпретаций. Этому способствуют и его редакции скрипичных сочинений.
Вспомним его записи Баха, Брамса, Моцарта с их типичным ойстраховским звуком, вспомним шедевры камерной музыки Шуберта, Шумана, а также виртуозных пьес.
Столь же ценны и записи Ойстраха-дирижера, дарующие любителям и знатокам музыки незабываемое наслаждение и ставшие его творческим завещанием.
С именем Ойстраха останутся связаны и имена композиторов, посвящавших ему свои произведения: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Эрнста Германа Майера, а также Евгения Светланова, создавшего в 1975 году «Поэму для скрипки и оркестра» памяти Ойстраха.
В радио- и телеархивах разных стран мира хранятся записи концертов и бесед с Давидом Ойстрахом. Они - часть мирового культурного наследия.
Каждая новая встреча с его искусством оставляет уверенность, что  художественное, педагоческое и человеческое влияние Ойстраха не ушло вместе с ним.
Давид Ойстрах был бы, конечно, рад это узнать и благодарно улыбнулся бы нам своей тихой улыбкой – как и его всегда столь скромная супруга Тамара. В свое время она ради мужа отказалась от карьеры концертирующей пианистки и помогала ему организовать «ритм» интенсивной творческой работы. Такая самоотдача заслуживает высочайшего уважения.
Оба гордились бы международными успехами сына Игоря и внука Валерия – солистов, камерных музыкантов, преподавателей. «Молодые» Ойстрахи передают в качестве профессоров Брюссельской консерватории богатейших опыт «метода Ойстраха» новым талантливым скрипачам из разных стран, а также ведут мастер-курсы, например, в зальцбургском Моцартеуме.
Игорь Ойстрах многие годы сотрудничал со знаменитым Баховским оркестром Лейпцига. Он также поддержал почин Курта Мазура при помощи благотворительного концерта собрать средства на ремонт дома Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, расположенного на улице Голдшмидтштрассе, дом 12, где сохранился исторический интерьер последней квартиры семьи Мендельсонов.
Также дорог Игорю Ойстраху и Дом Шумана в Лейпциге на улице Инзельштрассе, 18. Общество Роберта и Клары Шуманов, поддерживающий работу музея в бывших жилых комнатах четы Шуманов, присвоило ему звание Почетного члена. Произведения Роберта Шумана – неотъемлимая часть репертура Игоря Ойстраха.
Игорь Ойстрах – инициатор и почетный президент жюри Международного скрипичного конкурса имени Давида Ойстраха, организованного в 2004 году в Одессе – городе, где Давид Ойстрах родился.
Валерий Ойстрах основал «Камерную филармонию» в Мюнстере и продолжает в своей творческой деятельности традицию деда и отца.

Часто в прессе писали о «Царе Давиде и Князе Игоре», чтобы подчеркнуть тесную связь двух выдающихся скрипачей и гармонию, царившую между ними. Игорь Ойстрах сам нередко говорил о близости между отцом и сыном Ойстрахами. Он подчеркивал, что мастерство отца действовало на него не сковывающе, а вдохновляюще. «Отец был для меня целым университом. Он постоянно требовал, чтобы в своей работе я исходил из музыки и собственной индивидуальности.» Во время войны Игорь с матерью были оторваны от отца. «Поэтому мое развитие протекало совершенно иначе. Я учился у преподавателя своего отца, Петра Соломоновича Столярского, затем у Валерии Ивановны Меренблюм, а после войны у отца.
Для меня было счастьем присутствовать на многочисленных репетициях отца, в особенности с камерной музыкой, которые проходили дома. Разумеется, отец был моим образцом. Но он также был стихийным явлением подобно погоде, ветру и солнцу. Многое из его опыта ценно для меня и оказывает влияние всю мою жизнь.»

Игорь Ойстрах вспоминал о правилах, завещанных ему отцом: «Помни, что в тот день, когда ты делаешь меньше, занимаешься хуже, чем следует, ты себя обкрадываешь так зло, как тебя не смог бы обворовать самый злой вор. Цени мамину самоотверженность, с которой она отдает тебе всецело лучшие годы своей жизни. А ведь у нее только одна жизнь...», «чтобы обладать ... чудодейственным средством радовать людей, нужно много работать. И поверь, ... эта работа окупит себя сполна. Она принесет радость раньше всего тебе самому, а ты уже будешь ею делиться с окружающими» (цит. по книге В. Юзефовича «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом», М., 1985, с. 156 и 158).