Место тишины

Галина Рыбак Захаренко
    Задержи свой взгляд на этой фотографии, дорогой читатель, хотя бы на несколько минут. Возможно не все знают об одном из самых грандиозных по масштабу проектов ГУЛАГа, о полярной железной дороге на ЯМАЛе, строительство которой началось в 1947 году, а прекратилось в 1953, сразу после смерти Сталина. Было намечено проложить одноколейку на участке Чум – Салехард – Игарка. Но в тот спасительный для многих 1953 год её строительство оборвалось почти на самом его завершении. Впоследствии она была названа «мёртвой дорогой». На протяжении всей стройки находились исправительно-трудовые («истребительно» - трудовые) лагеря, в которых отбывали свой срок политические заключённые рядом с уголовными в безысходно нечеловеческих условиях. В одних бараках жили писатели, музыканты, спортсмены, актёры, художники, поэты, … вместе с насильниками и убийцами… По 12 часов в сутки все они работали в тундре в невыносимых природно-климатических условиях без необходимой одежды, усиленного питания и полноценного отдыха, постоянно испытывая террор со стороны  охраны, а иногда и от самих уголовников. Сколько загубленных жизней! Сколько исковерканных судеб! Десятки тысяч людей, замученные адской работой, так и не смогли вернуться оттуда…  Попытайся проникнуться тем несправедливо жестоким временем, загляни в то прошлое, которое от нас так долго и так тщательно скрывали… Отдай дань памяти жертв политических репрессий…
     Помню, как наши родители тайно читали и передавали из рук в руки книгу Солженицына «Архипелаг ГУЛаг». Нас, детей, они не решались посвящать в те страшные тайны толи потому, что должны мы были воспитываться в духе коммунизма, толи берегли они нашу детскую психику, толи небезопасно было в то время обсуждать эти события.
     Много лет живя на ЯМАЛе в городе Губкинский, я не раз слышала рассказы о когда-то засекреченной сталинской железной дороге и всегда хотелось побывать мне в этом труднодоступном историческом месте, чтоб самой проникнуться тем далёким временем. Ведь одно дело слушать чьи-то рассказы и смотреть фотографии, и совсем другое – ходить по перекорёженным временем шпалам и подниматься по ржавым ступенькам в паровоз. И вот, такой случай мне предоставился. В конце сентября, когда погода и природа в этих краях наиболее благосклонна к путешественникам, я очутилась в бывшем паровозном депо неподалеку от посёлка Долгий на реке Таз, где остались брошенными в то холодное лето железные паровозы с вагонами и деревянный паром. К берегу мы подплыли на лодке. С тревожным трепетом в душе я ступила на мокрый песок и с ужасом поняла: я давно стремилась попасть сюда, а ОНИ безнадёжно мечтали вырваться отсюда. Два абсолютно противоречивых желания зависли во времени и… в тишине! Кажется, ещё в те жуткие годы всё здесь застыло от непонимания происходящего и до сих пор пребывает в скорбной тишине, которую даже птицы не в силах нарушить...
   Здесь была стройка № 503, один из засекреченных участков «великой стройки века», маленькая частица «великой стройки  коммунизма»…

                *  *  *
Нет срока давности у этого пути –
Дорогу в вечность проложила память
О тех, кто вынужден был правде вопреки
На том маршруте жизнь свою оставить...


                *  *  *
Многое в жизни своей повидала,
Только вот, чтобы река
Души великих людей отпевала
Не видела я никогда…

Трудно ступать мне по этой земле –
Слышатся стоны и вздохи,
Будто бы хочет сказать кто-то мне
Правду о страшной эпохе.

Место святое! Услышав ответы,
Я пред тобой преклонюсь
И за ошибки прошедшего века
Вместе с рекой помолюсь…


          *  *  *
Я на этой земле…
Я пытаюсь понять
То, что Фёдорыч мне
Смог вчера рассказать.

Как же всё это было?
Чья здесь правда? В чём ложь?
Время многое скрыло –
До конца не поймёшь…

Но он твёрдо сказал:
«Этой стройкой великой
Можно было б Ямал
Навсегда сделать сытым!»
             
Сколько пота и крови!
Сколько сил! – всё напрасно.
Стройка века в истории
Новой спрятана властью…


                *  *  *
На лодке мы сюда подплыли.
Когда сошли на берег, вдруг
И сердце, и душа застыли
От мёртвой тишины вокруг.

Над лесом солнце появилось
С желаньем нас согреть,
И сразу рассказать решилось
Что ИМ пришлось терпеть:

- Да, заключённые нуждались
Всегда в моём тепле.
И, будто чуда выжидая,
Молились тайно мне.

В морозы лютые пыталось
Я им теплом помочь.
С трудом мне это удавалось,
Ведь здесь полгода ночь.

А летом снова испытанья:
Дожди и комары.
И, облегчая им страданья,
Трудились с ветром мы.

- Но как же, солнышко, хватило
Тебе на это сил?

За тучку спряталось светило
И дождь заморосил…