Кавказская легенда

Леонид Васюкович
  В глубине ущелья реки Адыл-су, возвышается красивая вершина Джан-Туган в Главном Кавказском хребте( Кабардино-Балкария).В переводе с балкарского языка означаетс : вершина, у подножья которой человек обрел душу. Истинная легенда в стихотворной форме:
Спешит, торопится горянка Адыл-су
Поведать людям истину простую:
Лишь тот способен ощутить красу,
Кто одолеет высь вершин крутую.

Надменно-горделивый Джан-Туган,
Прекрасен и велик в предназначенье
Снегов своих, своих суровых скал:
Дарить надежду душам, просветленье.

Когда-то много-много лет назад
Один джигит, поправ общины нравы,
Был изгнан ею и отправлен в ад
Его снегов, утесов величавых.

И он провел под сенью Джан-Тугана
Десяток непомерно трудных лет,
Совсем один среди седых туманов,
Пройдя сто испытаний, сотни бед.

Влекомый зовом гордой высоты,
Джигит, преодолев отвесы-кручи,
Достиг вершины и онемел от красоты
Кавказских гор великих и могучих.

И захотел он радость откровенья
Прекрасных гор с друзьями разделить.
И это был тот самый миг прозренья:
Среди людей по-Людски надо жить!

( Л. Васюкович «Кавказская легенда»)
горянка Адыл-су – река Адыл-су, берущая начало у подножия вершин


     Когда любуешься красотой, безупречностью ее форм, дерзостью устремления вершины в Небо, то не можешь поверить, что вершина не только дарит просветление заблудшим душам, но и губит безжалостно надежды тех, кто устремлен мечтой прикоснуться к ней в надежде обрести нечто значимое, что будет согревать их всю оставшуюся жизнь.
К сожалению, встреча, с вершиной бывает и трагической.
А ведь все начиналось красиво.
                ***
    Юная пара молодоженов – альпинистов, членов альпинистского клуба «Скарн»(гор. Тырныауз, КБР), решила отметить свою помолвку восхождением на вершину Джан-Туган, чтобы именно эта вершина стала свидетелем их клятвы в вечной любви. И выбрали они не самый простой маршрут для восхождения 2-ой категории сложности, а 3-б к.т., имея на это право согласно принятых в Альпинизме спортивных норм. В группу восходителей, конечно же, попали свидетели молодоженов  Лена и Сергей, а также дядя невесты Дмитрий, мастер спорта по альпинизму.
   Трагическим событиям, если уметь анализировать, прислушиваться к внутреннему голосу подсознания, предшествуют сомнения, неосознанная до конца решимость поступить так, как требуют обстоятельства, как складывается ситуация, вписывается ли она в общую совокупность жизненных коллизий на момент выбора. Так было и в этот раз. Дмитрий не сразу согласился участвовать в восхождении,- он готовился с семьей отправиться в отпуск. И все же, не смог отказать молодоженам, Юрий и Ольга, которые так настоятельно просили
    Дмитрий поспешно сложил рюкзак под нетерпеливыми взглядами молодоженов. И в этой спешке забыл кошки. Заметила это его жена, когда, проводив с малыми сыновьями группу, вернулась домой. Сердце её сжалось от нехорошего предчувствия: на мужа это не было похоже. Она позвонила друзьям мужа, те успокоили ее, убедив, что кошки вряд ли пригодятся на маршруте. Но она, имея тоже альпинистский опыт, знала, что кошки никогда не бывают лишними, особенно на комбинированных скально-ледовых маршрутах. Надеялась она и на то, что Дмитрий, заметив отсутствие кошек, решит эту проблему в одном из альпагерей, расположенных в ущелье Адыл-су. Но все же тревога надежно поселилась в ее сердце, и она ждала одного, как бы скорее прошли эти сутки невыносимо тяжелого ожидания.
                ***
   А тем временем, группа восходителей добралась до Джантуганской поляны у подножья вершины, отсюда начинаются маршруты на вершины, замыкающие ущелье Адыл-су.               
   Вечером после ужин к их биваку подошел гляциолог, - их домик расположен недалеко.
И, конечно же, после чаепития не обошлось без легенды о Джантуганском мальчике.
    - Расскажите, - попросила Ольга.
     Просить дважды не пришлось, тем более, что и остальные хотели бы послушать легенду, да и гляциологу, видно было, доставляло удовольствие немного смутить эйфорию восходителей.
    - Говорят, что очень-очень  давно маленький мальчик, явно, непослушный, потерял в этих местах свою маму…И вот с тех пор он ищет ее. Ищет и днем и ночью. По ночам он посещает биваки туристов, альпинистов. Если они спят в палатках головой к выходу палатки, то он просто смотрит на лицо девушек и уходит. Если же они спят ногами к выходу, то он вытаскивает их из палатки, чтобы взглянуть на лицо.
   - А где же он живет?
   - Говорят, что в пещере на склонах вершины Джан-Туган.
   - Мне страшно, - прошептала Ольга, прижимаясь к Юрию.- Теперь, я не усну.
   - Это еще не самая страшная легенда. Вы слышали, например, об Эльбрусской деве или о Черном альпинисте. С какой начнем?
   - Об Эльбрусской деве, - попросили парни хором.
   - Я вот о чем подумал, - вдруг изменил своё решение гляциолог. – Эти легенды я расскажу вам в следующий раз. Завтра у вас ранний подъем. Так что, до послевосхождения!
   Гляциолог ушел. А Дмитрий решил еще раз поговорить о предстоящем восхождении, проверить снаряжение. И только сейчас он обнаружил, что забыл кошки. Но он не расстроился: на пятерых четыре пары кошек достаточно, решил он.
   Перед тем, как улечься спать, он предложил подняться на морену, откуда хорошо просматривается маршрут, да и можно полюбоваться Башкаринским озером с видом на Эльбрус. И не пожалели: Эльбрус замыкал ущелье и отражался в спокойной глади воды.
Безоблачное небо обещало хорошую погоду.
      - Юра, ты же смотри, чтобы Ольгу Джантуганский мальчик не утащил ночью, - пошутил Дмитрий перед сном.                ***
    Группа вышла с бивака, когда еще несмелые лучи солнца едва окрасили розовым светом вершины Эльбруса. Пройдя до конца морену, поднялись без особых проблем по снежному склону и подошли, преодолев бергшрунд,к крутому снежно-ледовому кулуару, оказавшись в цирке, образованном вершинами Джан-Туган и  Башкара. Мир привычных масштабов и уютных зеленых лугов с березовым редколесьем остался внизу. И горы сразу же предъявили свои требования: подмерзший за ночь фирн в кулуаре с вкраплениями льда требовал использования кошек. Решение принял Дмитрий:
      - Первой поднимается связка Сергей-Лена. Наша связка Юра, Ольга  и я идем за вами. Поскольку я без кошек, то буду подниматься  на ледовых участках последним в связке.  Попробуйте только меня уронить, - пошутил он.
      Пошутил ли? Загадка из загадок - наше подсознание. Оно часто подсказывает нам во снах, в странных  для нас самих поступках, в словах, в навязчивых мыслях  то, что должно произойти, случиться с нами, то, что непонятно нашему сознанию. Вот и Дмитрий, находясь в настоящем времени, выразил то, что неминуемо должно произойти. Если бы знать ему, если бы знать им всем, что так и случится, они бы, да и он сам, сделали бы все, чтобы избежать непоправимого.
            Подъем по кулуару занял около двух часов. Правда, выход из кулуара был заблокирован натечным льдом, где пришлось навешивать перила и даже для надежности использовать крючьевую страховку.
            Нелегким оказался и подъем по длинному снежному склону, где можно было организовать страховку только через забитый в снег ледоруб. В тех же местах, где снежный покров был не достаточен для надежной страховки, счищали его до льда, чтобы ввернуть ледовые крючья. Поражала крутизна склона, сорвись с которого, не остановишься до самого ледника. Но об этом не думается в критически-опасные моменты восхождения. Снежный склон все еще находился в тени, и это облегчало подъем, выбитые Сашей ступени в снегу не сползали под тяжестью идущих.
    Юрий подбадривал Ольгу Она недавно приехала в горы с равнины, и было заметно отсутствие акклиматизации: горы в этом вопросе не обманешь.
    - Как ты? – то и дело спрашивал он. – Не страшно?
    - Чуть-чуть, - улыбалась Ольга. – Но с тобой не страшно.
    - Молодчина, малыш! Все будет нормально, правда, дядя Коля?
    - Конечно, все будет нормально, - ответил Дмитрий, испытывая все большие трудности из-за отсутствия кошек.
    Отдохнув на снежной подушке, небольшой площадке, где склон выравнивался, группа продолжила подъем по не менее крутому снежному склону и подошла к крутой скальной стене. Траверснув вдоль стены вправо, поднялись на полку, покрытую снегом: с нее начинался подъём. Стенка начинается с выпуклой плиты с небольшим количеством зацепок. Обычно на этом участке навешивают лесенку, используя скальный крюк, забитый, судя по виду, давным-давно. При отсутствии же лесенки, ему пришлось подняться на плечи Александра, прощёлкнуть в ушко крюка карабин, заложить в него страховочную веревку. Но это только начало: мелкие зацепки, выпуклость рельефа плиты затрудняли подъем. Очень медленно, прижимаясь к скале, Дмитрий держался неизвестно на чем. Ребята, затаив дыхание следили за каждым его движением. Когда же сверху донесся голос Дмитрия: - Прошел! – все с облегчением вздохнули.
     - Сергей, Лена, ваша связка поднимается по нашей веревке, используя ее как перильную. Веревка закреплена надежно, может нагружать ее, - добавил Дмитрий.
    Сергей поднялся первым, принял Лену.
    - Ребята, перекусим, попьём чай. Вы займитесь этим, пока поднимутся наши молодожены.
    Просить дважды не пришлось. На удобной площадке со следами бивака ( очевидно, некоторым группам в силу разных причин приходилось ночевать здесь), они занялись кухней. Лена набила кастрюлю снегом, Сергей же достал горелку. Но ни у кого из присутствующих на площадке не оказалось ни спичек, ни зажигалок.
    Первым стенку прошел Юрий.
    - Ольга, страховка готова!
    Ольга поднималась лазанием, безоглядно доверяя страховке любимого, а он в случае необходимости поддерживал ее простым натяжением веревки. Улыбка Юрия воодушевляла её, он не подсказывал ей, не поучал, а просто улыбался, очень внимательно выбирая веревку. Дмитрий же следил за ними обоими, словно ангел-хранитель.
    Когда Юрий поднялась на площадку, Александр обнял её, прижал в себе и заглядывая в глаза, спросил:
    - Было страшно?
    - Вначале было…
    - Но это ещё не самое трудное.
    - С тобой, мне ничего не страшно, - чмокнула она Юрия в небритую щеку.
    - Так что с чаем? – Дмитрий оглянулся на озадаченных чайханщиков.
    Сергей развел руками:
    - У меня нет спичек. Я же не курящий.
    Лена  рылась в рюкзаке в поисках зажигалки.
    - Я тоже некурящий. Обычно беру на восхождение зажигалку, спички.А у вас, - обратился он к молодоженам.
     Те отрицательно покачали головами.
     - Я с вечера приготовил пакетик с зажигалкой и спичками, и даже, помнится положил в рюкзак.
    Дмитрий, конечно же, огорченный, постарался пошутить:
    - Вот вам и проделки Джантуганского мальчика. Очевидно, он ночью похитил твой пакетик. Ему ведь тоже нужен свет и тепло. Елена, прошу объявить меню.
    - Бутерброды с колбасой, а на десерт – мороженое. Рецепт классический сгущенка со снегом.
    - А я каждому для поднятия духа выделяю по две крышечки элеутерококка, - добавил Юрий.

     Дальнейший путь подъема, достаточно напряженный, да и сложный по своему рельефу, где скальные участки чередовались со снежно-ледовыми кулуарами, привел группу к 60-ти метровой скальной стене средней трудности. На стене использовали уже отработанную методику при прохождении первой стены. В результате вышли на Северо-Западный гребень вершины.
    Связка Сергей-Елена, оба в кошках, уверенно проходит крутой снежно-ледовый склон и подходит к вершинному взлету.  Вершина совсем рядом.
    По закрепленной веревке к ним поднимается Юрий. Все происшедшее дальше трудно, да и тяжело объяснить. Он  не успел закрепить веревку, по которой должны были подняться Ольга и Дмитрий. Он попросил их выдать ему свободную веревку. И в этот момент Лена, наблюдавшая за Ольга и Дмитрием, крикнула:
    - Срыв! Юра, держи.
    Юрий с кольцами выбранной веревки, не раздумывая,  прыгнул с гребня на восточную сторону в пустоту, чтобы весом своего тела сбалансировать вес сорвавшихся.  Такой приём описан во многих альпинистских  литературных источниках. Но, увы…
    Ольга сбивает с ног Дмитрия, и они срываются  и скользят, набирая скорость к обрыву, а за ними, на виду у  Елены и Сергея, Юрий, описав в воздухе большую дугу, устремляется за исчезнувшими с виду, сорвавшимися в пропасть 200-метровой глубины до самого Башкаринского ледника.
    А затем: страшная тишина.
    Нет, безмолвие… Звенящее безмолвие под бездонной глубины мирным синим небом.
    И только откуда-то появившиеся вездесущие черные альпийские галки закружили над вершиной, с вершины Башкара сорвалась лавина, ей отозвался камнепад. Горы, беспристрастные к человеческим судьбам, жили своей жизнью.
                ***

         Все происходящие потом события - это уже другая история.
         Может быть, и она будет описана позже.
         А пока, обращаясь к Горам, прошу:

                Прошу, Вершины, малость доброты!
                Прошу беречь друзей моих любимых!
                Пусть окружают Вас в лугах цветы,
                Но только не надежд наших руины…

            




                Послесловие


             Все легенды рождаются, конечно же, из событий, начало которых прячется за далью лет. У одних из них в основе лежит мистическое начало первых попыток людей понять, объяснить явления окружающего мира, у других реальные события, достоверность которых со временем теряется, дополняется, изменяется с течением времени. Кто знает, возможно и этот  недавний трагический случай, который еще, словно открытая рана, тревожит Память всех близких, родных, да и участников восхождения, оставшихся в живых, со временем превратится в легенду о силе Любви двух одержимых горами влюбленных сердцах, которые решили поклясться в вечной любви в самом поднебесном  горном  храме Горы, очищающей души, дарующей им вечную любовь.



               Примечание:
   1.Поскольку рассказ не документ о несчастном случае в горах, я изменил имена героев.

    2. Иллюстрации из Интернета с благодарностью их авторам.