Не нужен нам берег турецкий

Белые Розы Сибири
Прозаические миниатюры

Мазоха Виктор

   Люди стремятся поехать за границу. А спросите, во многих ли они побывали местах у себя на Родине, в России? Да что там – в  России, у себя,  в регионе, я уверен, далеко не каждый путешествовал по родному краю. А ведь у нас столько прекрасных уголков!
Например, федеральный заказник «Кирзинский». Всего в 15 километрах находится от нашего поселка, а у кого бы ни спросил, отвечают, что, мол, слышать – слышали, но не бывали.
Вот я и решил, почему бы мне ни восполнить этот пробел. В один из дней, вооружившись фотоаппаратом, отправился на территорию заказника. «Кирзинский» расположен на 140 тысячах гектаров. Занимает западную часть Барабинского и восточную часть Чановского районов Новосибирской области. Основан он более чем полувека назад - в 1958 году. Это особо охраняемая природная территория федерального значения. С ружьем здесь находиться нельзя - в заказнике запрещена охота, рыболовство. А так же под запретом заготовка древесины, выпас скота вне специальных выделенных участков. Нельзя здесь проводить геологическое изучение, строительство объектов капитального строительства. Но с фотоаппаратом находиться можно.
Человеку несведущему становится интересно: что там внутри? Для чего он, заказник? Так, давайте, вместе со мной заглянем в этот прекрасный уголок природы.

   Здесь нет тишины, присущей заповедным местам. На полях и сенокосах гудят тракторы, работают комбайны…
Сентябрь. Деревья еще не одеты в разноцветную листву, но уже во всем чувствуется запах осени. Берёзово-осиновые колки, хвойные насаждения территории "лесных дач" - обычный пейзаж. В низинах огромные заболоченные урочища, в которых разбросаны десятки больших и малых водоемов. Имеются и уголки воистину уникальные. Это побережье озера Чаны - самого крупного водоема Западной Сибири. Водно-болотные угодья его имеют международное значение.
   Огромные гривы.  Прекрасная солнечная погода способствует косовице зерновых. На фермерских посевах, разбросанных по разным уголкам заказника, работает уборочная техника, плавно передвигаясь по овсяным полям.

«Листопадник»

   На одном из них вижу комбайн, который, не завершив косовицу полосы, почему-то стоит, направляюсь к нему. "Узнаю, что случилось, - думаю я, глядя на старенькую "Ниву". - Хотя, что там может случиться? Сломался комбайн, и все".
  Однако заминка на овсяном поле совсем по другой причине. Но это я выясню позже. А пока, на краю полосы вижу человека, бегущего по стерне с выставленными вперед руками, пытающегося кого-то поймать на земле.
  - Держите его! - кричит мне комбайнер-"охотник".
   "Кого "его"? - не сразу понимаю я, наблюдая за странной погоней.
  И только через какое-то мгновение среди валков овса различаю бегущего зайчонка. Серенький комочек пытается перебраться через стерню, но это оказывается ему не под силу, и его тут же схватывает комбайнер.
  Может, не следовало брать зайчонка в руки, но иначе невозможно было освободить путь "степному кораблю", который и так уже получил вынужденную задержку.
  Заметив, как я с интересом разглядываю зверька, комбайнер протягивает его мне.
  - Подержите, если хотите.
  Я осторожно беру "ушастика" на ладони. Ожидая, что он станет вырываться, покрепче прижимаю. Однако он и без того, сложив ушки, сидит смирно, и, кажется, совсем не боится.
  - "Листопадник", - поясняет он, -  так называются зайчата, родившиеся осенью.
От него узнаю еще, что обычно зайчиха приносит два помета, иногда три. Зайчата первого помета - "настовики", или "мартовики", появляются на свет в конце зимы, по насту. "Гречишники" - зайчата, родившиеся в июне, когда обычно проходит сев гречихи.
  - Как Вы его увидели? - спрашиваю у комбайнера. - Да еще в таких густых посевах?
  - Сверху, из кабины комбайна, хорошо видно, - отвечает он. - Зайцы сюда приходят на кормежку. Не давить же его было, вот и решил, как и его двух братцев, прогнать с полосы.
  - Бдительный вы, - говорю ему. – Если бы не заметили, погибли бы зайчата.
  - К сожалению, не всегда удается, избежать гибели животных, - отвечает комбайнер. - Много зайцев гибнет в период заготовки сена. Зайчата плохо передвигаются в высокой траве, и, затаившись, "вычесываются" косилками полностью.
  Я выпускаю зайчонка - что может быть прекраснее воли! - и отправляюсь дальше.

Любопытный зверь

   Примерно через полчаса моего путешествия по заказнику, останавливаюсь на перекур. Набежали небольшие тучки, поднялся ветерок. Но погода для сентября хорошая. А главное – нет комаров. Посидел немного на поваленном дереве и собрался идти дальше. Вдруг вижу, из соседнего колка вышла косуля, и направилась на поиски сочной травы. Основная масса ее уже пожухла, но ближе к болотам, трава в это время года еще бывает сочной. На голове животного красуются рожки. «Значит, самец, - думаю. -  Неплохо бы его сфотографировать». Достаю "Кодак", а сам сожалею, что нет хорошего фотоаппарата, ведь из этой "мыльницы" получится только пятнышко на снимке - далековато уж больно животное от меня находится.
  И тогда решаю выйти на край колка ... на четвереньках. На мне защитная одежда, и я уверен - за человека она меня сразу не примет. Выхожу, а сам поглядываю: заметила меня косуля или нет? Заметила. Движется в мою сторону, видно, интересно ей посмотреть, кто там хозяйничает на ее территории.
  Стараясь быть не разоблаченным, потихоньку отступаю в глубь леса, прячусь за березу. Ветер на меня со стороны косули, и можно особенно не опасаться, что животное почует человеческий запах.
  Вскоре она вошла в колок, прошла мимо меня в метрах двенадцати, остановилась напротив.
   Красавец-самец! Смотрит в мою сторону, но меня не видит. Крутит головой, наверное, думает, не показалось ли ему. Я стою, не шелохнувшись, за березой, и осторожно готовлю фотоаппарат для работы.
Не мешало бы подойти поближе. Уже поднимаю ногу, но сделать шаг не решаюсь. Стоит ли испытывать судьбу? Убежит - будет обидно.
Сфотографировал раз пять. А что дальше? Снимков уже сделал достаточно, будет из чего выбрать. Надо выйти, показать себя, как он, интересно, среагирует? Выхожу из-за березы и говорю первое, что приходит в голову:
- Ну что, друг, еще сфотографируемся?
   От неожиданности и испуга, рогач рявкнул, прыгнул вертикально метра на два вверх и, не успел я и глазом моргнуть, как он исчез в кустах.

Неутомимая ныряльщица

   В центре заказника, возле бывшей деревни Новокрасулино, есть копанец, в котором некогда поили деревенский скот. Вокруг него густые заросли тростника, рогоза и береговой осоки. Место тихое, даже в сильный ветер, когда на озере Белом гуляют волны, здесь тихо.
   Это излюбленное место лысухи, птицы семейства пастушковых. Иду по берегу. На воде ни души. Кажется, что птица улетела на юг. Но знаю, что лысуха еще здесь. Просто она увидела меня, и тотчас поспешила скрыться в камышовых зарослях. Но ненадолго. В отличие от кряквы, более осторожной, она долго не томит своим появлением.
На берегу стоит какая-то разрушенная постройка, из нее хорошо наблюдать за лысухой.
Спешить некуда, а главное - нет ветра. Не успеваю еще приготовить фотоаппарат, как из камышей с разных сторон, словно тараканы из щелей, начинают появляться эти по-своему красивые птицы. Издали они кажутся черными, хотя черные у них только голова и шея, остальное оперение черно-серое с пепельным налетом. Над клювом заходит на лоб белая бляшка. Наблюдаю за одной, что ближе ко мне. Плывет, разрезая воду, словно кораблик, отвешивая время от времени поклоны.
   Секунда - лысуха вертикально ныряет вниз, подняв кверху лапки, пальцы на которых обычно широко расставлены с кожистым образованием в виде лопаточек. Это позволяет птице как хорошо плавать, так и передвигаться по суше. Еще секунда - и лысуха появляется из воды, вытаскивая в клюве пучок водорослей. Питается в основном растительностью, но не брезгует и мелкими беспозвоночными, которые расположились тут же.
И так ее "охота" может продолжаться до самых сумерек.
Выхожу из своего убежища. Неутомимая ныряльщица, увидев меня, еще раз ныряет. На этот раз надолго. Появится она в другом месте, ближе к камышам.

   Пора возвращаться домой. Ничуть не пожалел, что провел день в этом прекрасном уголке природы. Есть много и других животных, с которыми мне, к сожалению, не довелось в этот раз встретиться. Обитает здесь кабан, лось, лисица и много других зверей и птиц. Следующий раз, возможно, повезет.