Юрий Медных Новосибирск

Мы -Вместе
ЮРИЙ МЕДНЫХ   НОВОСИБИРСК

     Рождён в 1943г. в с. Каргасок, Томской обл. Закончил филфак КГУ, Фрунзе. Переехал в Новосибирск. Состою в РСП, СЛ «Светоч», г. Рига, СП РФ СПб, награжден общественно-литературной премией им.В.В.Маяковского с присвоением ордена имени В.В.Маяковского. Издано шесть поэтических сборников. Трижды выступал по радио. Основал и развиваю  в творчестве направление Нуменизма. Живу в Новосибирске.

                О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

      Господа писатели и любители писать, русский язык очень гибок не только "как говорится" - прислушаемся к нему иначе, чем принято, и услышим, что говорим  и пишем на гремучей смеси блатного жаргона, книжного языка и иноязычия. В языке устоялось много смысловых неточностей и неправильностей и, приняв их как есть, умножаем их. А говорить и писать грамотно - достояние культурного человека, - гласит народная мудрость.
       Русскому языку повезло: его обрабатывали классики, и очень не «повезло» народу, владеющему языком: классики сделали язык образцовым, а народу надо бы пройти по этапам роста: через языковые неуклюжести и выверты.
       О слове: в  учебниках  сказано, что части речи и члены предложения «употребляются» - а вкусны ли они? Употребить в пищу, а применить – в дело, оставив целым. Выходит, что безграмотность наша – глубинна.
            
       Есть слухи о школьной реформе по преподаванию «избранных» предметов, а остальные – платно. А если вести преподавание с 1го по 4й классы всех предметов – всем ученикам – бесплатно, отмечая способных и прилежных, а потом им предоставить возможность бесплатного обучения с 5го по 8й классы, снова отмечая способных и прилежных - для бесплатного обучения в старших классах – престиж школы возрастёт. А отсеянным - дальнейшее платное обучение в школе и в профессиональных училищах. При такой постановке учёбы повысится уровень грамотности учеников, а в будущем – учителей. Знания  учеников оценивать реально, а не условно. Школьные программы очистить от новомодных выдумок.               

                СТИХИ И ПОЭЗИЯ

       Стихи от прозы отличаются (метрикой) размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрАхий, анАпест, пеон, гиперпеон и так далее; строфа, рифма. А поэзия - новая мысль, высказанная образно (наличие художественных тропов – приёмов),  строфа - внутренняя структура: силлогизм, а размер и рифма, оформляя мысль,  усиливают её, украшая. Поэзия есть и в хорошей прозе, и в живописи, и в музыке - в любом виде искусства. Стихи – ещё не поэзия, а поэзия – не только стихи.
               
                ВДОХНОВЕНИЕ И ТРУД

        Настроиться на творчество нелегко, этот настрой и есть вдохновение – зов одухотворённости к творчеству. Он лёг на бумагу как первый снег – чистое блаженство. Теперь надо проявить мысль – работа ума и сердца. Умом ищу образ, в памяти отыскиваю слова, а сердцем накаляю то и другое. Образ найден, а слова не укладываются в размер, смысл шершав, не точен. В памяти – статья Маяковского «Как делать стихи». Спасибо ему, что сорвав маски с «мистического» вдохновения, показал (творческую сторону) вдохновения, о которой сказано у мастеров слова. Чистое «вдохновение» - это ширма графоманов – не умеют работать над словом.

                КВН на уроке:
 
                (команды внимательных и находчивых).
      
       Класс  делится по рядам на два отряда: мальчики и девочки. Отряды соревнуются в работе по заданной теме: надо выиграть. Ребята  объединяются по способностям, чтобы один мог помочь другому: ведущий горд тем, что ведёт, а ведомый рад получить оценку выше. Капитаны, работая с отрядом, ведут учет на доске мелом. Табло-доска – поджигает, тут и звонок – помеха.
 
       Команды мальчиков и девочек готовят вопросы и ответы по пройденной теме (литература или язык). Капитаны на доске записывают баллы. Вопросы должны быть чёткими и ясными, ответы - исчерпывающими: один - два дополнительных вопроса (если нужно). Таким образом тема разбирается подробно  и усваивается глубинно. После урока КВН можно писать диктант и сочинение - результат будет высоким, а знания – крепкими. При уроках КВН двоечников не бывает, прогульщиков – тоже. После нескольких уроков КВН можно  давать открытый урок КВН.
 
       Проверка тетрадей тоже имеет особенности: хорошим ученикам делаю пометки на полях – ученик отыскивает ошибку и исправляет её – нелюбимая работа над ошибками превращается в исследовательскую. А исправленная таким образом ошибка, исправлена не только в тетради, а и в памяти ученика.
        Среднему ученику подчёркиваю ошибку и отмечаю её на полях. Ученик  ищет правило, чтобы исправить ошибку, это тоже исключает её из памяти.
        Слабым ученикам исправляю ошибки, отмечая их на полях, а они находит к ним правила и приводят примеры, только тогда ставлю оценку за работу над ошибками – оценка – стимул для работы.

                ОТКРЫТЫЙ УРОК КВН

    Изучаем язык не запоминанием, а пониманием его.
  – Ребята,  для начала создадим  рабочий потенциал.
  – А это как?
  – На левую сторону предлагаю сесть девочкам, а на правую – мальчикам или – наоборот.
  Ученики оживлённо разделились по рядам.
  – Назовите главную часть речи и объясните, почему она главная?
  – Главных части речи две, – слышу голоса с обеих сторон и вижу поднятые руки.
  – Согласен, так сказано в учебниках. А давайте рассуждать: директор в школе – один.
  – Существительное, – слышу голос слева.
  – А правильно?
  – Имя существительное, – уточняет правая сторона.
  – Почему?
  – А кто его знает?
  – Знаете - надо подумать: что оно обозначает?
  – Предмет, – уточнила левая сторона.
  – А что предмет делает?
  – А если ничего не делает? – иронизирует правая сторона.
  – Ответ не точен: что делает? – существует. Верно?
  – Уразумели, – слышатся голоса.
  – Хорошо; «существует» – какая часть речи.
  – Глагол,  – отвечают обе стороны.
  – Обозначает?
  – Действие.
  – Не точный ответ.
  – Действие предмета, – дополняет левая сторона.
  – Это вторая главная часть речи по учебнику?
  – Да, – отвечает класс.
  – А у чего она на службе?
  – У имени существительного.
  – Верно, идем дальше.
 
      Выяснили, что все части речи служат своими морфологическими качествами (признаками) имени существительному.
 Разберемся подробнее:
 
                ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  – Может быть собственным: Петр, Дарья, Саваоф, Солнце – это имена, а могут быть нарицательными: мужчина, женщина, царь, бог, звезда – названия предметов, – начала отвечать левая сторона и её поддержала правая.
  – Дружно сражаемся – поняли, как поднят потенциал работы?
  – Да,  – ответил класс.
  – Устраним лишний рабочий шум – будем молча поднимать руку. Предмет имеет род:
  – Петр – мужской. Дарья – женский. Солнце – средний, – при общей готовности ответила девочка.
  – Может изменяться:
  – По числам и падежам,  для этого имена существительные отнесены к склонениям, – тоже при общей готовности ответил мальчик.
  – Склонение – это способ отклонения от нормы (им.п.).
  К первому склонению относятся:
  – Имена существительные муж. и жен. рода на «а-я»), – дано слово девочкам.
  – А почему?
  Класс думает.
  –  Очень «упругие»: в д. и п.п. окончание «сворачивается» в (е).
  Ко второму:
  – Более гибкие: на «о-е» - окно, поле и без окончаний (нож) – только в п.п. сворачиваются в (е)  ответ дан мальчикам.
  – А почему не нам, – лукаво возмутились девочки. – Положено обращаться: «дамы и господа».
  – Тогда у вас будет условное преимущество по оценкам. Давайте учитывать большинство поднятых рук, но если из поднявших руку кто-то сфальшивит(не ответит) – снимем за это балл.
  – Согласны.
  – К третьему склонению:
  – Совсем гибкие: женский род «ь» знак – соль – (и),  – быстрый ответ девочек.
  – Остальные:
  – Исключения, – дополнили мальчики.
  – Сколько?
  – Молчание.
  – Три: на «ия», «ие», «ий», – изменяются по третьему склонению, не считая на «мя» – своё окончание: «ени».  Сравним: сочиненье (2скл) и сочинение (иск); история, планетарий. О сочиненье и о сочинении (п.п.) А  сколько частей речи?
  Ребята задумались.
  – Сколько пальцев на руке?
  – Пять.
  – Верно – ими постоянно работаем физически, а речью общаемся, выходит, и её надо знать на «пять».
  – Сколько частей речи?
  – Двенадцать, – ученики, один за другим, подняли руки.
  – Сосчитали – пальцев не хватило. Разберём части речи по категориям. Первая:
  – Именные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, – инициатива за девочками.
  – Глагольные:
  – Глагол, причастие, деепричастие, – инициативу перехватили мальчики.
  – Условно отнесем к этой же группе наречие. Теперь – служебные:
  – Союз, предлог, частица, – дублируя, ответили обе команды.
  – К этой же группе отнесем междометие. По группам удобнее разбирать морфологические достоинства (признаки). Уточним, что изучает морфология?
  – Части речи, их значение, назначение и способы изменения, – дружно откликнулся класс.
  – Имя прилагательное:
  – Называет признак предмета, из чего сделан (относительное) и по качеству (крепкий, гибкий и т.д.) – это называется разрядами.
  – Почему прилагательное называется прилагательным?
  – Прилагает к имени существительному его качества.
  – Изменяется:
  – Так же, как имя существительное, во всем согласуясь с ним.  Новая тетрадь (род, число, падеж).
  – Дальше:
  – Имя числительное – обозначает число (количество) предметов: пятнадцать листьев;  последовательность их расположения (порядок): пятнадцатый, собирательное: семеро ребят – это называется разрядами. Изменяется, согласуясь во всем с именем существительным: (род, число, падеж) новая картина, новый замок, новое зеркало – согласование. Род, число или род, или число: пятый час , пятое число, пятая минута –  управление. По смыслу: быстро бежать – примыкание.
  – Продолжаем:
  – Местоимение – применяем вместо имени существительного, изменяя его тем же способом: я пришёл, ты пришла, оно пришло. Но личные местоимения с глаголами настоящего времени – излишни: иду – уже (я); идёшь – уже (ты); идёт – уже (он) и т.д.
  – Глагол:
  – Глаголет - говорит о действии предмета. Изменяется, сопрягаясь (одеваясь в одну упряжь) с именем существительным и с другими частями речи (спряжение). Глагол не гибок – не склоняется. А  спрягается двумя способами: первое и второе (спряжения). Имеет по спряжению исключения. Имеет род, число, время и вид:
  Род: муж. сред. жен. в прошедшем времени: шёл, шла, шло, шли.
  Число: ед. и мн. : вижу, видим, видят.
  Время: прош. наст. буд. : смотрел, смотрю, посмотрю, буду смотреть.
  Вид: несов. сов. и нач. ф. : делаю, сделал, делать (сделать).
  Лицо: 1,2,3. : делаю, делаешь, делает.
  Соединяется (сопрягается) с другими частями речи тремя способами: род и число, род или число и по смыслу. Род и число, род или число – управление,
 по смыслу - примыкание: река текла (род, число). Река течёт (число)– управление.
 Течёт быстро (смысл) – примыкание.
  – Волшебная часть речи?
  Молчание.
   – Причастие: очень гибко участвует в действии с другими частями речи, обозначая действие предмета и его признак, поэтому в изменении равно имени прилагательному и глаголу – одновременно, причастно к имени прилагательному и глаголу.
  Вьющееся растение; растение вьётся. Вьющееся – изменяем по падежам, и оно оживает. Краснеющая рябина – видно её в наливе сока – это действительная форма причастия (предмет сам действует).
  Изогнутый лук – видно, как он под чьей-то силой напружинился. Изгибаемый лук – из пассивной палки становится пружиной – страдательная форма причастия («страдает» - испытывает действие со стороны).
  – Деепричастие – тоже волшебная  часть речи, но менее гибкая: имеет признаки глагола и наречия. Дее – признак действия и – причастности к глаголу и – наречию, показывая дополнительное неполное действие предмета, одновременное с действием глагола:  Человек идет, помахивая прутиком. Человек думает, размахивая руками.
  – Наречие – особая часть речи – управляет речью, находясь над нею (действует особняком), не изменяется, имеет разряды.
  Сравним: пыль несётся по дороге; и Пыль быстро несется по дороге – внесено качество действия.
  – Мы убедились, что все части речи служат имени существительному. А служебные части речи помогают им в их службе.
  – Союз:
  – Соединяет части речи по смыслу в предложении, когда они становятся членами предложения.
  Предложение – это не только законченная мысль, как сказано в учебнике, - это части речи, в качестве членов предложения соединены между собой по законам грамматики, чтобы выразить мысль.
  – Предлог:
  – Указывает на отношения членов предложения между ними: «на» - говорит, что один предмет находится на другом, «над» - предмет завис над другим предметом, под – снизу чего-то, «за» - за предметом и т.д.
  – Частица: есть грамматические частицы и служебные: «сь», «ся» - часть слова «себя», обозначает действие над собой: умывать себя – умываться. Но разговорное: «прибираться» – не верно: «прибираться», – делать уборку в комнате, на территории, а не себя. Ещё безграмотнее: «убираться» - грубое «уходить», а не делать уборку. «стираться» - вместо заниматься стиркой. Как можно стирать себя?
  Частицы «б», «бы», «ж», «же», «ль», «ли» и т.д. - придают речи различные эмоциональные окраски.
  Частица «ни» - дает усиление смыслу: Я ли не говорил – много раз говорил.
  Частица «не» - дает отрицание: Я не говорил этого.
  А дважды повторенная «не» – усиливает: не говорить об этом не надо – обязательно надо говорить.
  – Частица «ни» дает сочинительную или отрицательную окраску слову или предложению: ни там, ни там его нет  – нигде нет; где бы я ни был – во многих местах был.
  – Междометие:
  – Дает эмоциональную окраску предложению: Эх, здорово получается!
  Мы логически подошли к понятию предложения. Что такое предложение?
  – Законченная мысль.
  – Сколько членов предложения?
  – Пять.
  – Главный член предложения?–
  – Подлежащее и сказуемое.
  – Так сказано в учебнике, а по смыслу?
  – Подлежащее – действует.
  – Подлежащее почему так называем?
  – Подлежит действию.
  – Сказуемое:
  – Говорит о действии подлежащего (сказывает) что делает подлежащее.
  – Определение:
  – Определяет – как выглядит подлежащее.
  – Дополнение:
  – Дополняет подлежащее в действии (с чем общается подлежащее).
  – Обстоятельство:
  – Сообщает, при каких обстоятельствах (условиях) происходит действие.
  – Как изменяется подлежащее?
  – По родам, числам и падежам, число, падеж, согласно склонению – все именные части речи могут быть в роли подлежащего, но склонение имеет только имя существительное.
  – Что такое падеж?
  – Способность «падать» отклоняться от нормы (и.п.).
  – Определение:
  – Определение и дополнение изменяются так же.
  – Обстоятельство:
  – Не изменяется.

     Права и обязанности членов предложения.
  Части речи – это служащие речи, а члены предложения – эти служащие в должности.
  – Какая часть речи может быть подлежащим?
  – Любая. От этого зависит вид предложения:
  Тишина. Светает. Больные отдыхают. Пять и два – семь. Играющие вошли в азарт. «Удивляясь» вошло к нам без стука. «Далеко» всегда далеко. «И» - хороший союз. «Над» любит быть сверху. «Ни» утверждает, а «не» отрицает. «Ух» – частый помощник в уборке.
  – Сказуемым:
  – Чаще – глагол, реже – имя существительное и наречие.
 Плывут облака. Тишина – блаженство. Пыль  – наверху.
  – Определением:
  – Имя прилагательное, причастие, краткое прилагательное:
 Новая книга. Гости – учащиеся. Ветер силен.
  – Дополнением:
  – Обычно – имя существительное в косвенных падежах (кроме именительного): Играют мальчики с девочками.
  – Обстоятельством:
  – Обычно – наречие и имя существительное в косвенных падежах:
  Ветер быстро усилился. Туча наползла на рощу.
  Пройдем по некоторым разрядам союзов и осмысленному их применению:
 Вопросительные:
  – Сколько, какой, который, где, как? – со знаком вопроса.
  Указательные:
  – Столько, такой, так, тот.
  Составим с ними правильные по смыслу предложения.
  – Сколько посмотрел, столько и увидел.
  – Какой высокий, такой и широкий.
  – Который услышал, тот и откликнулся.
  – Как надо, так и сделал.
 А такое словосочетание: «Уж сколько раз твердили миру» - как правильнее сказать?
  – Уж много раз твердили миру.
  «Как хорошо сегодня»!
  –  Очень хорошо сегодня.
 «Через пару минут разберём следующий вопрос».
  – Пары – это он и она, левый и правый, костюмная пара. А здесь: минуты через две разберём следующий вопрос.
 У этих артистов много фанатов.
  – В словаре есть слово фанатизм – слепая вера или слепое увлечение чем-либо. Производное от «фанатизм» - фанатик, фанатичка. А для «фаната»  должно быть слово «фана».
  Говорим: «без сучка и задоринки», в словарь внесено, а подумаем: «задоринка – настроение», а «Задиринка - шероховатость на чём-либо. Выходит: «без сучка и задиринки», а без «задоринки» - уныло.
   Говорим и в словарь внесено словосечетание: «каникулярная пора», а подумаем: есть «партикуляры» - партикулярно; выходит, должны быть «каникуляры, а не «каникулы», а от «каникул» - пора «каникульная».
    Создали механику – появился специалист по ней – «механик», открыли и создали электронику – появился специалист по ней – «электроник». А  писатель-фантаст написал «Приключения Электроника», и разговорные «специалисты» занесли в словарь с пометкой «разговорное»: «электроншик» - специалист по электронике. А как же литературное название специалиста? Тогда и механика переделывать в «механщика»?
   В словаре сказано: «утро вечера мудренее». «мудренее» - запутаннее, а  понимаем: «мудрее» - яснее.
  Как - так; когда – тогда;  сколько – столько;
  Мы привыкли говорить и даже думать от второго лица «ты» вместо «я»: бывало идёшь, смотришь и улыбаешься красоте; вместо: бывало иду, смотрю и улыбаюсь красоте; или нейтральное: хорошо идти, смотреть и улыбаться красоте.
   Помнишь, как здесь было хорошо! И как же? – хочется спросить. А если сказать: Помнишь, как здесь было хорошо, как в весеннем саду. Уже спрашивать: как? – не надо.
  Примеры:
  1 «привычные» - как, так, сколько, столько, какой, такой:
  А) какая хорошая сегодня погода! (и какая же?). Очень хорошая сегодня погода. Какая хорошая сегодня погода, такая простояла бы подольше.
  Б) Как здорово получилось! (и как же?). Очень здорово получилось.  Как здорово получилось, так бы и продолжалось.
  В) Так повезло! (и как же?). Очень повезло. Так повезло, что и не сказать.
  Г) Уж сколько раз твердили миру! (и сколько же?) Уж много раз твердили миру. Сколько раз твердили миру, столько раз мир не услышал.
  Д) Столько раз я к тебе приходил! (сколько?). Много раз я к тебе приходил. Столько раз я к тебе приходил, что дорожку протоптал.
  3 «Шаловливые» союзы: как увижу, как услышу (слышится: каку вижу, каку слышу).  «И» перед некоторыми словами – опасно: бал, будто, будет и т. д.
  4 местоимения – «паразиты» дают примеры тавталогии: (я) иду, слышу, думаю; (ты) идешь, слышишь, думаешь; (мы) идем, слышим, думаем; (вы) идёте, слышите, думаете; (они) идут, слышат, думают;
  Но: я шёл, ты слышал, мы шли, вы думали.
  5 Отчуждение: идешь, думаешь, говоришь – вместо: иду, думаю, говорю.
  Слова – дублёры:
  комфорт – удобства,
  информация – сообщения,
  тариф – цена,
  крутой – удалой…
  «Крутой»: применяя не по назначению, превращаем слово в жаргонизм: «крутой артист» - вместо замечательный.
   «Голубой»: через шутку о неприличном поведении (пускать голубков) довели слово до извращенного абсурда.
  «Я думаю»: личные местоимения необходимы с глаголами прошедшего времени, а с глаголами настоящего времени они превращены в тавтологию: не лучше ли: иду, говорю, идешь, говоришь, идем, говорим.

                ПРИМЕНЕНИЕ ЧАСТИЦЫ  «СЯ».

             «Я стираюсь» - говорим. Стираюсь – это стираю себя.
  «Убираюсь» - вместо убираю – навожу порядок. «Убираться» - в просторечии – уходить вон.
   И обратное явление – отсутствие частицы СЯ:
   Самолёт кружит над городом - в значении: летает над городом кругами. Кого он кружит? – пассажиров внутри себя – витиевато. Мальчишка погнал на велике (велосипеде) – в смысле поехал. Слова превращаем в вульгаризмы – не задумываясь над смыслом.
 «Поздравляю любимого мужа, жену, мать, сестру» и т.д. – получается, что у поздравляющего есть ещё и нелюбимые: муж, жена, мать, сестра ит.д. 
  «Как хорошо сегодня» – форма поговорки перенесена в разряд формы пословицы и непонятно – как же хорошо? сравним: как аукнется, так и откликнется – пословица; а сказав: как аукнется – подразумеваем недосказанное (так и откликнется) Но: как хорошо сегодня (не поговорка) – поэтому  ничего не подразумевается, и  фраза зависла, не передав степени «как»,  А как хорошо, так и… есть сравнение, на которое «как» и рассчитано. «как» и «так» легко заменить сравнительными наречиями – очень, сильно… – по смыслу.
  «Так хорошо» - такого же сравнения требует и союз «как».
 «Сколько пройдено дорог» – «сколько» требует сравнения «столько» или «что» и – наоборот: сколько пройдено, столько же впереди. Легко заменить: много пройдено.
 Инверсия: «Белеет парус одинокий» - вместо «одинокий парус» -  внимание сосредоточено на «одинокий», а «на сижу железе я» - вывернутое сообщение; первое – поэзия, второе – речевой урод. Инверсия – речевая специя – аккуратно с ней надо общаться.
               
                ЛЕКСИЧЕСКИЕ НЕУВЯЗКИ

             «Кораблям не спится в порту – им снятся…». «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах». – если не спится – как может сниться? В степях гор нет.
  Иностранные слова нужны, если в них есть новое, но излишни, если они «копируют» наши слова:
       
                РАЗВИТИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛУХА

            Расшиньгиваю – нарушаю порядок слов  - строку известного поэта  и предлагаю ученикам восстановить её по памяти;
   Потом то же делаю с малоизвестным стихотворением и помогаю восстанавливать строки – этим развивается слух к метру (размеру). Пример:
   Ты, моя старушка, жива ещё?
   Привет тебе, привет, жив и я.
   Пусть над твоей избушкой струится
   Тот свет, вечерний, несказанный.

   Сначала ищем рифмы: старушка – избушкой; привет – свет.
   Развивается понятие рифмы и ритма (размера) и смысла.
   Слово рассматриваем во всех его значениях:
   «Течь» – определить часть речи и дать ей полную характеристику.
   Ответ: течь – глагол, неопределённая форма (инфинитив), несовершенный вид, первое спряжение. В предложении может быть сказуемым. (оценка за ответ 4).
   Ответ: течь – имя существительное, ж. род, 3-е скл.ед.ч. и(в) пад; в предложении может быть подлежащим, дополнением. (оценка за ответ 4).
   Полный ответ: оба ответа поочерёдно. И в памяти появилась течь (память ухудшилась – метафора).
   Мысль продолжает бурно течь (хорошее быстрое мышление) – оценка за ответ – 5.

                ПУНКТУАЦИЯ

             Каждый знак имеет своё значение, назначение  и свою величину во времени: они в тексте – как дорожные знаки на улице.
   , (запятая) условно равна звуковой доле (любой безударный звук).
   ; (точка с запятой) равна полутора долям.
   : (двоеточие) равно двум долям.
   – (тире) равно 2,5 долям.
   … (многоточие) равно 3 долям.
  . (точка) –  3,5 долям.
   (), ?! «…»  - выражаются эмоционально.
 
 
            СЛОВАРЬ ЭЛЛОЧКИ ЩУКИНОЙ  "Людоедки":

         Нынче на сленге говорят не только герои книг и кино, а и авторы.
  Милиция-полиция в кино разговаривает на жаргонной смеси, мы – тоже.
 Адекватно – соответственно.
 Альтернатива – выбор.
 Ассоциация – сравнение.
 Алфавит – (альфа – вита) латынью сказано о русских буквах.
 Азбука – (Аз-буки) русские  слова.
 «Бабло» – слово деньги заменено блатножаргонным «бабки» -  ещё «сильнее»  – «бабло», по типу – «хайло».
 Верхотура – верх.
 Гламурный – легкого поведения.
 Дарить подарки – (тавтология) - вручать подарки.
 Десантура  - десант. (пренебр.простореч.)
 «Дискотека» –  пластинку превратли в  «пласт» - не звучно – диск; добавили «тека» - часть от латинского «библиотека» - собрание книг – и получили – место топтания под музыку – каждый топчется «танцует» сам, не касаясь партнера. В жаргонную «тусовку» превратили танцы – красивые движения пар под музыку.
 «Заява», - заявление (устно или письменно).
 Информация – сообщения.
 Иллюстрация – изображение (образ).
 Ингредиенты – части.
 Идентичный – похожий (одинаковый).
 Компетенция – осведомленность.
 Компоненты – части.
 Контингент – состав.
 Круто – крутой поворот, решительный – переделали в жаргонизм.
 Клёво – удовольствие от клёва на рыбалке переиначено в жаргонизм – удовольствие.
 Пехотура – пехота (то же).
 «Кореш» – из слова «корень» образовали блатную метафору.
 «КрУжит листопад, самолет, птица» – (кого кружит?), а если сам, то – крУжится (что делает?). А «кружИться» – что делать?
 Несознанка –  (то же).
 Офис  - контора, кабинет.
 Парковка – стоянка.
 «Провозгласить» приговор, звучит с экрана – говорит судья, вместо: «огласить» приговор.
 «Погнали» (побежали), - просторечие с оттенком жаргона.
  «Гнать» – (врать) – жаргон.
 Рентабельность – прибыльность.
 «Расчёт» – рас – приставка, счёт – корень, а если корень «чёт» - иной смысл: (чет-не чет) – потеряли букву, звук – тоже.
 Санкция – разрешение.
 Спонсор – кассир.
 Сексопильный  (слово-урод).
 Сексуальный – готовый к сексу, (без любви).
 «Тусовка» –  вместо – общение, встреча - искаженная смесь: «тасовать», «туз» и «тузить», подобно отжившему – «ништяк» - не шутя - жаргон.
 «Тачка» – за какое сходство обозвали  автомобиль «тачкой»? – инвентарь заключенных – символ тяжёлого труда. - блатной жаргон.
 «Телка» – унизили девушку, женщину – до животного.
 Тенденция – склонность.
 Эксперимент – опыт.
 Эксклюзивный - редкий.