ОМ Финал Обзор от Марты Журавлёвой

Конкурс Самовыражение 2
5 тур Осенний марафон-3. Тема «Общественный транспорт». Обзор Марты Журавлевой

Дорогие марафонцы!
Поскольку теперь мои оценки влияют только на получение ПЗС, я ставила пятерки именно тем, кому желаю ПЗС.
С творческим приветствием,
Марта


--------------------


1.Тётя Света
*

Тетя Света с утра на веранде –
Сизый дым из-за шторы ползёт.
Не рассядешься – стало прохладней,
Караулит зима у ворот…

И дрожит огонёк сигареты
Всё сильнее в озябшей руке,
Тётя Света встречает рассветы
Год за годом в своём уголке –

Всё одна. Мужа не было вовсе,
Только связи случайные… Сын.
Он ушел молодым, в двадцать восемь…
Не спасла. Погубил героин.

Тётя Света метёт тротуары -
Жить на пенсию ей нелегко.
…Светят призрачно желтые фары,
Не туман, а почти молоко.

…Едет к сыну в трамвае гремящем
И дорога её далека.
Не получится жить в настоящем,
Если прошлое живо пока.

Красит ярко-зеленым оградку,
С озлоблением рвет сорняки –
Тётя Света привыкла к порядку
Маете и хандре вопреки.

К остановке ползёт еле-еле…
Что спешить-то? Ведь дома не ждут.
Тают силы в старушечьем теле,
Бесконечен трамвайный маршрут.

… Тётя Света дымит папиросой
И гоняет с соседкой чаи,
Ожидает прихода «безносой»
С равнодушием старой змеи…

Оценка 4   
Понравилось. Но центральный и, казалось бы, мудрый афоризм представляется уж очень спорным:
«Не получится жить в настоящем,
Если прошлое живо пока».
Выходит, для того, чтобы настоящее было живо, прошлое должно умереть? А как же с мыслью о том, что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего?
Может быть, вместо «живо» я бы советовала поискать другое слово или слова. «Слишком давит» или что-то в этом роде.
И еще вопрос. «Не туман, а почти молоко» - бывает ли такое накануне зимы? (Когда «Караулит зима у ворот»?) И в таком почти молочном тумане она красит оградку на могиле сына и рвет сорняки? Она специально выбирает такую погоду для подобных основательных работ? Как-то не очень естественно получается…


2.Встреча
*
 
Эта встреча. Автобус, набитый народом.
Утро странное. Холод. И давит мороз.
Ты? И здесь? Сколько лет! Взгляд до боли знакомый.
Стены каменных плеч. По спине моей дрожь.

Подойти или нет? Мысли вихрем. Истома.
Как теперь ты исчезнешь? Закрытый салон.
Всё. Решилась. Иду. Взгляды встретились снова.
Мы вдвоём. Никого. Всё исчезло кругом.

Ты такой же, как был. Вспышка чувств. Рвусь поближе.
Не пойму, почему слишком тесный проход?
Шубы. Куртки. Пальто. Приросли что ли книзу?
Чья-то грудь припирает. Пусти же, народ!

На тебя я смотрю. Наши дни вспоминаю.
Подойду и спрошу о тебе, о делах.
Вот сейчас проберусь. Всех локтями толкаю.
Что за странные люди? Смущенье и страх.

Поворот. Остановка. Выходишь. Движенье.
Отвернулся. Меня не пускает толпа.
Снова звуки мотора. В глазах помутненье.
Так свободно в салоне! Как будто одна.

Вот и всё. Повидались. Ну, как наважденье.
А уже рисовалось: А помнишь, тогда?
Не судьба. Ни к чему. Словно солнца затменье.
Только память тревожит, слегка, иногда...

Оценка 3
Очень подводят рифмы! («Народом-знакомый», «мороз-дрожь» и практически все остальные).
Интонация, выраженные эмоции – понравились.
 

3. Кибитка
*

Долго кибитка взбирается в гору,
Бедные лошади еле трусят,
Из лабиринтов дремучего бора
Слышно ворчанье голодных рысят.
Страшно?
Ещё бы!
Кружатся колёса,
Сонно качается возчик-старик,
Курит и курит, и дым папиросы
С плотным туманом сливается вмиг.
Чудно: под выгнутым войлочным тентом
Лишь черноты шелковистая гладь,
Лишь импульсивные мутные тени...
И не видать,
Ничего не видать!
Только луны серебрящийся локон,
Мягко коснувшись возницы плеча,
Чуть проникает в кибиточный кокон,
Высветив глубь, как темницу - свеча.
Только невнятный, волнующий шёпот
Слабо несётся из той глубины,
Да лошадей утомительный топот -
Как затихающий отплеск волны.
Круто петляет кибитка ночная,
Медленно катит, не ведая сна...
Что за кибитка?
Не знаю, не знаю...
Только куда же всё едет она?

Оценка 5   
ЗагадоШно, причудливо))
Не очень понравились «лабиринты бора», «кружатся колёса» (все-таки «крутятся» лучше), «лошадей утомительный топот» - причем «как затихающий отплеск волны» (не поняла, как это), рифмы «шепот-топот», «глубины-волны» (однородные, неинтересные)
Не все строчки построены красиво. (Включая последнюю).
«Только невнятный, волнующий шёпот
Слабо несётся из той глубины,
Да лошадей утомительный топот -
Как затихающий отплеск волны»… Из глубины – это ведь, получается, из кибитки? (По контексту) А топот лошадей тоже оттуда?
Понравилось «под выгнутым войлочным тентом
Лишь черноты шелковистая гладь»,
«луны серебрящийся локон».
(И в целом понравилось).


4. Полдень
*

В сосновый бор ведёт тропа,
За ним - серебряная речка.
…Мамaн встречая и папa,
Сбегает девочка с крылечка.
Кобылка радостно фырчит,
Почуяв отдых долгожданный.
Возница слушает отчит,
Мотая головою пьяной.
Сирени тесно. За забор
Сбежали белые метёлки*.
Нестройно окружили двор
Свободно выросшие ёлки…
Возня и квох домашних птиц,
Слепень облюбовал оплётку,
Ложатся тени от живиц**               
На запылённую пролётку…
Двенадцать.
Где-то в глубине,
В прохладе затаённых комнат
Открыты двери в кабинет,         
Цветы разнежены и томны.
… У гувернантки сонный вид,
Но речь отскакивает чётко.
… От ветра лёгкого скрипит      
Рессорой старая пролётка.
Покой, расслабленность на всём.
Щенок разлёгся на пороге.
Кобылка, хрумкая овсом,
Сопит, переминая ноги.
… А завтра, уж который год,
Без понукания и плётки               
Она на службу повезёт
Папa в сверкающей пролётке.

 *соцветие сирени
**вишня

Оценка 5 
Понравилось.
«… От ветра лёгкого скрипит      
Рессорой старая пролётка» - неужели рессора может скрипеть от легкого ветра? (Как же она тогда должна скрипеть от тяжести седоков?)
Очень неудачно соседство слов в строчке «А завтра, уж который год» (который год завтра?)
Может быть, хотя бы знаки препинания расставить иначе? Например,
«… А завтра - уж который год
Без понукания и плётки –               
Она на службу повезёт
Папa в сверкающей пролётке».
И все время папу возит пьяный возница? (Как такое возможно – при собственной-то пролетке? Его бы давно отстранили!)
И вопрос – можно ли собственную пролетку  считать « каким-нибудь из видов общественного транспорта»? (См. условия конкурса)


5.Речной трамвай
*

Без штанги, без пантографа, без рельсов возит нас,
он пристани понтонной отходит каждый час,
везёт по расписанию на правый бережок.
На нём есть круг спасательный, а на корме флажок.
 
Автобусы не бегают, не ездят по воде ?
пройди полсвета белого, но нет таких нигде.
Не существует, право ведь, троллейбусов речных,
а вот трамвайчик плавает до осени с весны.
 
Без бугеля и провода, без штанги и ветрил
он как-то раз без повода и в море выходил:
Вернее, как-то вечером наведался в залив.
Да, поступил беспечно он, но был закат красив…
 
А ночью он безвылазно стоит в речном порту
и думает, что вырастет – иные ведь растут.
С волной трамвай поладил бы, увидел много стран…
Когда он станет лайнером, то выйдет в океан!


Оценка  4
«Он пристани понтонной отходит каждый час» - здесь опечатка? Может, «ОТ пристани понтонной ОН отходит каждый час»? (Если не написать «он», в строчке не будет хватать слога – достаточно сравнить с остальными вторыми строчками четверостиший)
Понравились внутренние рифмы. («Право ведь - плавает» и др – замечательно!) Но кое-где такая сложная техническая задача съедает красоту речи и смысл слов (например, «Автобусы не бегают, не ездят по воде ?
пройди полсвета белого, но нет таких нигде»)



6.Инструкция по швартовке от Бена Ганна
*

Когда доплыл штормам назло
До гавани спокойной,
Суши, браток, своё весло,
Чтоб не сломать невольно.

Уж рядом твердь, но волны бьют,
И терпит снасть безвинно.
Неровен час, воткнётся в грунт
И хрустнет сердцевиной.

Ты обретёшь мешки добра
И злата тыщи унций,
Но без хорошего весла
Обратно не вернуться.

Надёжна лодочка вполне,
Ведёт фарватер к пляжу,
А что на острове в цене,
Бен Ганн тебе расскажет.

Ты назовёшь меня козлом,
В бинокль посмотришь грозно,
Но всё ж, браток… суши весло –
Иначе будет поздно!

Оценка 3
Интернет мне так ответил на вопрос о том, кто такой Бен Ганн: «порноактер и мужчина по вызову, именующий себя Бен Ганн (Ben Gunn). ... Это была некая квинтэссенция зла (??? Я что-то неправильно понимаю?)
«Спокойной-невольно» - плохая рифма. «Добра-весла» - тоже.
«Суши, браток, своё весло,
Чтоб не сломать невольно» - звучит не очень хорошо.
«Сердцевина весла» - странно.
Начало построено так, как будто говорится о любой спокойной гавани. Потом выясняется, что имеется в виду конкретная и единственная – с золотом и Беном Ганном. (Такое ведь не везде есть, насколько я понимаю?)


7.Когда-нибудь
*

Когда-нибудь выпадет случай редкий
На старом трамвае уехать в осень
И в сумку кондуктора не монетку,
А жёлтый березовый листик бросить.

Сойти посредине пустой аллеи
И сразу почувствовать повод веский
Щекой прикоснуться к стволу смелее
И в мыслях врасти в сердцевину веткой.

Раздать своё тело на капилляры,
Несущие вверх молодые соки,
И чувствовать – жизнь не проходит даром,
Пока существую в живом потоке

Безу'держной силы, идущей снизу
От мощных корней, прорубивших почву,
Пока холодам посылают вызов
Набухшие плотью моею почки.

И даже когда разлетятся листья,
Ветрами осенними вдаль гонимы,
Душа не прельстится небесной высью,
А старый трамвай не проедет мимо.

Оценка 4
Как посредине пустой аллеи можно прикоснуться щекой к стволу, да еще «смелее»? (Значит, обыкновенное прикосновение уже есть, вопрос только о более смелом?)
Концовки не поняла.


8.Лихач
*

Сопит безмятежно младенец в коляске,
Как маленький ангел в пелёночном храме.
Спи, мальчик! Любую беду и опасность
Прогонит от сына любимая мама.

Три года…Падение с велосипеда,
Колени и локти залиты зелёнкой.
Упрямый мальчишка садится и едет,
А мама за ним наблюдает в сторонке.

Сыны подрастают, их манят полёты,
Без глупого риска жизнь кажется пресной,
А мамины руки, слова и забота
Забыты, порой раздражают и бесят.

В машинах на «газ» нажимают упрямо:
Двойная сплошная, а после – по встречной.
Последнее слово успел крикнуть «Мама!»
А дальше…а дальше – холодная вечность.

Оценка 4
По началу стихотворения можно подумать, что описывается обобщенная история, что говоримое относится к любому младенцу в коляске.
В конце выясняется, что имеется в виду совершенно конкретный случай – не все же сыновья едут по встречной и попадают в холодную вечность! (К счастью!)
Противоречие.


9. Электричка
*

Ползла электричка, качая вагоны,
Туман отгоняла движеньем хвоста,
Вздыхала, сопела и щурилась сонно:
Всего-то пять сорок – к чему суета?

Ползла электричка ни шатко ни валко,
У крошечных станций будя тормоза,
На тёмных перронах, пустынных и жалких,
Ища пассажиров, косила глаза:

Дедок с рюкзаком, две старушки в платочках
Да бомж затрапезный, знакомый сто лет…
Ну кто в электричке тащиться захочет,
Когда ни комфорта, ни скорости нет?

Ползли мимо окон столбы, семафоры,
Опять остановка – есть повод вздремнуть:
Пронёсся, как смерч, торопящийся скорый –
Ему позавидовать можно чуть-чуть…

Реснички подкрасив нахмуренным елям,
Восход заиграл на причёсках берёз,
Осинки от ласки его покраснели –
Теперь электричка проснулась всерьёз:

Чуть сцепками звякнув, слегка потянулась
И с низкого старта рванула вперёд!
Припомнилась сразу далёкая юность,
Когда на перронах толпился народ,

Когда на вокзал, как на праздник, спешили! –
Теперь на машинах гарцует страна.
…А нашу старушку вчера отменили:
Она с октября никому не нужна…

Оценка 4
Слишком много всего «ползло» (слово употребляется трижды). При том, что если электричка «туман отгоняла движеньем хвоста», то она совершала довольно активное, энергичное движение, плоховато сочетающееся с ползанием.
Что такое «бомж затрапезный»? (Словарь: «Затрапезный - Будничный, повседневный, уже заношенный»)
«У крошечных станций будя тормоза» - понравилось.
 «Реснички подкрасив нахмуренным елям, восход заиграл…» - замечательно!
Странные мысли о невостребованности электричек. (Мне все больше попадаются битком набитые, несмотря на частое следование)



10.Дорожные строки
*

По неведомому плану,
                отработав жизни стаж,
Я от времени отстану –
                вдаль умчится мой багаж.
Стихнут стуки, что на стыках
                вычеканивал вагон,
Лишь прощально фары вспыхнут,
                уносясь за горизонт.
Где я, кто я? Только память –
                неусыпный постовой.
Льется небо под ногами,
                и оно ж - над головой.
Но соседствовать с лучами
                долго мне невмоготу.
Наполняюсь я печалью:
                лишь подобным сладко тут.
А в моей душе сиянья
                не накоплено, увы!
На невидимом экране -
                буераки, ямы, рвы.
Вспоминаю чемоданы –
                груз казался дорогим!
Начинаю думать: странно
                было петь пожиткам гимн,
Пустословить и сердиться,
                яму ближнему копать,
Где они, добра крупицы?
                Эх, пустить бы время вспять!
Эх, начать бы все сначала,
                выровнять судьбы пути,
Чтоб душа людей встречала
                и старалась им светить!

...Мчится поезд многошумный.
                Я по-прежнему внутри.
Снова рядом груз угрюмый:
                чемоданы - раз, два, три...
Все при мне - и плоть, и время,
                не пришел еще мой срок.
Долго ехать до прозренья
                в суете дорожных строк…

Оценка 4 (моё)


11. Не прокатиться ли в Париж?
*

Не прокатиться ли в Париж
отведать жареных каштанов?
Что ж - ровно в полночь у рыдвана;
пускай мечта, пускай фетиш,
но ты же мне не запретишь?

Давай не сядем в самолёт -
на высоте бывает страшно,
мы лучше с Эйфеловой башни
увидим, как земля цветёт,
и ближе станет небосвод.

Давай устроим карнавал,
ты - мушкетёр, а я - Миледи,
сбегутся гости и соседи,
и будет бал, придворный бал!
Но вскоре мы покинем зал,

от Лувра - в тени Нотр-Дам,
в Булонский лес, на берег Сены,
забудем распри и измены,
и снова - в старенький рыдван,
из дальних стран -

в обратный путь,
к родным пенатам...
Ну что ты смотришь виновато,
повесив голову на грудь?
Пусть не сейчас -
когда-нибудь...

Оценка 4
ЛГ предлагает начать путешествие в Париж ровно в полночь, встретившись у рыдвана? А днем нельзя? Ладно бы в Париже в полночь оказаться. Но здесь предполагается именно ночной путь. Останутся ли силы для карнавала? И какие тогда соседи сбегутся посмотреть на мушкетера и Миледи? Те случайные, которые окажутся в Париже в соседних номерах отеля? (Сбегутся?)
Как-то не очень естественно получается…
Вторая строфа имеет очень странную логику. Не сядем в самолет (чтобы прилететь в Париж), а лучше посмотрим с Эйфелевой башни (уже находящейся в Париже) на то, как цветет земля?


12.Узкоколейка
*

Перрон, доступный всем ветрам,
Тропинка-змейка:
Звала рабочих по утрам
Узкоколейка.

Глотало баб и мужиков
Нутро вагонов,
Мешался гулкий стук шагов
С лесным жаргоном.

В хвосте - дощатый, как сарай,
Вагон-конюшня,
А рядом кухня-"ресторан",
Где шторки в рюшах.

Гудел надрывно паровоз
И ржали кони.
Тайга - работа на износ
В любом сезоне.

По вечерам со всех сторон
Спешили дети -
Мы прибегали на перрон
Рабочих встретить.

Мне было сказочно тепло
От рук отцовских,
И пахла дымом и смолой
Его спецовка.

В чернично-клюквенном раю,
Как богатейка,
Кормила каждую семью
Узкоколейка.

Сегодня жалит без конца
Слеза скупая -
Дороги нет, и нет отца,
Осталась память:

Листок помятый наградной
И телогрейка,
Да грусть о проданной давно
Узкоколейке...

Если непонятно, то узкоколейка - это УЖД - узкоколейная железная дорога местного значения, по которой ходили поезда. Сначала по ней ездили паровозы, потом мотовозы, а в 80-90-е тепловозы - с вагонами для перевозки рабочих.

Оценка 5
(Просто вопрос незнающего человека – из любопытства). А что, при перевозке рабочих тоже использовались вагоны-рестораны, да еще и со шторками в рюшах? Речь ведь идет об очень близком путешествии… И рестораны могли быть рядом с дощатыми конюшнями?
Не очень понравился «стук шагов».
«Мне было сказочно тепло
От рук отцовских,
И пахла дымом и смолой
Его спецовка» - понравилось.
«Сегодня жалит без конца (?)
Слеза скупая» - странно. Если слеза скупая, она скорее просто «ужалит» или «обожжет», чем будет «жалить без конца».
Стихотворение живое, искреннее, понравилось.



13."День сурка. (Студенческое)".
*

Троллейбус доверху набит.
Водитель в микрофон кричит.
Всё повторяется как сон.
Вхожу и вижу: снова он.
На том же месте он сидит
И вдаль задумчиво глядит.
Знакомый профиль, умный взгляд,
С собой учебник и халат.
Я оторвать не в силах глаз -
Как много общего у нас!
Я на себя чуть-чуть сержусь
И всё же рядышком сажусь.
Мы с ним знакомились раз сто,
Но он опять забыл про то.
Привычно кинув пару фраз,
Войду в контакт в сто первый раз.
И тают звуки болтовни,
На нить нанизывая дни.
Троллейбус медленно ползёт
И нас везёт, везёт, везёт...
А мне везёт, везёт, везёт,
Что он так медленно ползёт.
В окно смотреть совсем не лень.
И так бывает каждый день.

Оценка 3
Забавно.
Не очень понравились рифмы (в частности, глагольные).
Ученый знакомый возит с собой халат так, что его видно? На себе, не в сумке?
«И тают звуки болтовни,
На нить нанизывая дни» - странно звучит.


14.Мечта
*

Купить билет Москва-Владивосток.
Сесть в скорый поезд. Ехать-ехать-ехать...
За родину прочувствовать восторг,
ведь города мелькают словно вехи!

Леса, деревни, горы и поля,
не уставая, наблюдать часами!
На остановках медленно гулять,
у бабок брать картошку с огурцами.

Пить крепкий чай. Читать. Смотреть в окно.
Выслушивать истории соседей.
Снимать своё, дорожное, кино
под стук колёс "мы едем-едем-едем"...

В заветной бухте* встать на край земли,
Вглядеться в даль, задуматься:"А что там?"
В порту пересчитать все корабли
и... улететь обратно.
Самолётом!

* бухта Золотой Рог

Оценка 4
«За родину прочувствовать восторг» - звучит не очень.
«Ведь города мелькают словно вехи»… Мне кажется, здесь перебор. Если города «мелькают», значит, скорость поезда такая, что из окна уже ничего не рассмотреть.  (А перед «словно» нужна запятая).
Остальное понравилось. Концовка забавная.


15."В путь!"
*

В чём поехать к Любимой: В метро?
Это было б совсем не хитро.
Только -- так далеко она, что
О метро не слыхал там никто.
 
Ни трамваи не ходят туда,
Ни автобусы, ни поезда,
И туда не доплыть в корабле --
К этой дальней-предальней земле.
 
А пешком... Я ходьбы не боюсь,
И, конечно, с пути не собьюсь.
Но идти надо тысячу дней.
Мне сейчас бы увидеться с Ней!
 
Оседлал я Пегаса -- и вот
Подо мною планета плывёт.
И Любимую -- пусть не рукой --
Тронул я стихотворной строкой.

Оценка 3
Вопрос «В чём поехать к Любимой» читается как «Что надеть, когда едешь к любимой?» Иначе лучше сказать «На чём поехать к Любимой» или «Как поехать к Любимой».
Есть неудачные рифмы («что-никто» и др), много однородных. Содержание позитивное, техника подводит.


16.Я ОС ТАЮСЬ!... (после тяжёлой болезни)
*

Вдаль убегают дороги-разлучницы,
Поезд в пути.
Песню раздолья беру я в попутчицы –
Город, прости!

Лето лучистое, осень дождливая,
Зимний закат,
Волосы треплет весна шаловливая…–
Годы летят.

Детство бедовое, юность беспечная,
Где же вы, эй?!
Реже мелькают за окнами встречными
Лица друзей...

Ну же, колёса, бегите спокойнее,
Незачем гнать!
Ветра свистящего звуки нестройные –
Скуке под стать.

Стойте, я выйду! В деревне заброшенной –
Дом у воды.
Здесь отыщу в росных травах некошеных
Детства следы.

Воздух медовый, берёзки окрестные –
Верный маршрут.
Встречу любовь... А хоромы небесные
Пусть подождут!

Мчится экспресс, ускоряя движение
В дымчатой мгле.
Я остаюсь... Для меня наслаждение –
Жить на земле!

Оценка 4
Ах, если бы это зависело только от нашего выбора!)
Не очень вписалась в общий настрой строка «Скуке под стать» - в интонациях стихотворения я не услышала скуки.
«Встречу любовь... А хоромы небесные
Пусть подождут!» - опять же завидую уверенности автора в том, что на небе ожидают именно хоромы… (У меня такой нет))
Странно, что лица друзей мелькают именно «за окнами встречными» - это ж получается, что их и не видно! Вроде как друзья должны ехать где-то рядом –  иногда заходя в вагон, иногда выходя из него…
Еще непонятно, что символизирует поезд... Жизнь? Но тогда что означает «сойти с поезда»? («Умереть»?) Или поезд это болезнь? Тогда непонятно многое остальное.


17.Велосипедная душа
*

За плечом рюкзак потёртый.
Отвергая джип феррари,
Предпочту отдаться спорту,
День-деньской крутя педали.

Я душой с велосипедом,
Светофор – по барабану.
Суете назло и бедам
Пью живительную прану.

Ветерок поёт мне в уши
Песни, устали не зная.
Городской мотив все глуше...
В небе вьется птичья стая...

Каждый год маршрут мой разный:
В рощи – к соснам и осинам,
К солнцу вверх по горным трассам,
В тишину – к озёрам синим.

А когда настанет время
Путешествий за край света,
И туда я непременно
С другом ве'ликом поеду.


Оценка 4
Любовь к велосипеду это здорово, но поощрять игнорирование светофоров никак не могу! )
Есть неудачные фразы (типа «Каждый год маршрут мой разный»).
«Путешествий зА край света» - ударение падает на «за», звучит не очень.
И вопрос – можно ли собственный велосипед, да еще называемый «другом-великом»  считать «каким-нибудь из видов общественного транспорта»? (См. условия конкурса)


18.Сибирский тракт
*

По обочинам застыли обелиски,
Как свидетели безвременных утрат…
Ах, дороженька, дорога - тракт Сибирский,
Я-то знаю:  «Ты ни в чем не виноват!»

Невиновен в том, что путь в Сибирь неблизкий,
И что именно туда – на край земли
Здесь закованных в железо декабристов
Под конвоем  по этапу провели.

Не виновен, что  царапины и ямы
Так упорно проступают сквозь асфальт,
Может быть, они пробиты кандалами
Тех,  что шли  почти  две сотни лет назад?
 
Едем в ночь. И мокрый снег наводит ужас.
Муж в ладонях согревает мою кисть…
Я бы точно понеслась  в Сибирь за мужем,
Если был бы он в те годы декабрист!

На ухабах сотрясается маршрутка,
А водитель - молодой лихач-узбек…
Сердце ёкает, ведь в  жизни все так хрупко,
Если вместе ополчились ночь и снег…

Что ж я в осень эту стала часто плакать?
Может, просто  заразилась у небес?
Превышает наш лихач, не видит знака…
«Боже правый, ниспошли нам ДПС!»

Только дворники танцуют в стиле диско,
Раскрывая  кружевные веера…
… «Не расстраивайся. Вот тебе ириска!
Будем дома через часик-полтора…»


Оценка 5
Предполагаю, что знаю, о каком Сибирском тракте идет речь… 
«По обочинам застыли обелиски» - может, лучше «На обочинах застыли обелиски»?
Я-то знаю:  «Ты ни в чем не виноват!» - зачем кавычки? Здесь же не реплика, здесь расшифровка мысли. («Я-то знаю:  ты ни в чем не виноват!» - и все)
«Муж в ладонях согревает мою кисть…» - читается «мОю».
«Что ж я в осень эту стала часто плакать?
Может, просто  заразилась у небес?» - замечательно!
Рада, что дворники стали раздавать ириски!))


19.Автобусный сон
*
Остановка. Холод зверский.
Ветер. Снежная пурга.
Телу – зябко, носу – мерзко,
и чечеточно ногам –
напрочь одеревенели.
… Транспорт движется. Ура!
Подползает еле-еле.
Двери. Теплая «нора».
Ничего в окно не видно –
заморожено стекло.
Из автобуса не выйду
всем водителям назло.
Буду ехать, спать и греться.
… Обволакивает  пляж.
Подчирикаванье сердца
о любви, морской пейзаж.
Мой автобус вместо яхты,
загребая колесом,
бороздит моря, закаты.
… Будит кто-то. Вот и всё?
Гололёд. Качаясь плавно,
доплыла, как ледокол.
Дом. Квартира. На диване
развалился толстый кот.
Ну-ка, двигайся, усатый!
Сон автобусный хочу
досмотреть… моря, закаты
под напевы южных чувств.
 
… Не выходит. Надо, что бы
сон подобный  увидать,
снова сесть на тот автобус,
проморозившись до льда.


Оценка 5
Очень живое стихотворение, вызвало улыбку (и не одну).
«и чечеточно ногам» – понравилось (хотя с «одеревенели» не очень сочетается, одеревеневшие скорее неподвижны)
«Подчирикаванье» - не поняла. Наверное, «подчирикИванье»? (Когда сердце «подчирикивает»?)
«… Не выходит. Надо, что бы»… - «Чтобы» здесь пишется вместе.
Творческое приветствие автору!
(Наверное, если бы можно было ставить «плюсы», я бы отдала свой именно этому стихотворению!)


20. Раба любви*

                "Господа, вы звери, господа..."
                или "Я не с ними, я с вами"?
                /Раба любви Никиты Михалкова
                Прототип: Вера Холодная/


Я не сяду на поезд в Париж, и отчизну свою не оставлю...
Но жар-птица - успеха фети'ш, промелькнула кометой за далью.
И смешались "чужие-свои" - утончённой натуры смятенье.
Оставаясь рабою любви, я играла не то и не с теми.

А в ловушку попала сама - по наивности, правды не зная.
Как слепая, осталась впотьмах в деревянном, пустотном трамвае.
Колоритна последняя роль - одиночество в цепком капкане.
Импресарио - сумрачный тролль - курит ужас на жёстком диване...

Все исчезли - друзья и враги, разбежались и некому верить.
Стук копыт разрывает мозги - за актрисочкой гонятся "звери".
На устах застывают слова, у стекла пальцы выхода просят.
Дребезжа пустотою, трамвай без вожатого катится в пропасть...

фети'ш - в смысле "талисман"

Оценка 5
Стихотворение написано хорошо, атмосфера фильма узнается.
 «И смешались "чужие-свои" - утончённой натуры смятенье» - не совсем понятна мысль.



21.А шар земной вокруг оси всё вертится… 
*

Не знаю, как до Счастья добрести.
И есть ли эта станция на глобусе?
Билет купить в сети — без перспектив,
но кто-то ж добирался на автобусе!
Аэропорт! Пусть частный самолёт!
Я оплачу и в два конца наличными!
— Аэропорт, вы слышите?! Алё!
Похоже, обращаться надо к мичману:

знакомый есть — не то, чтоб «волк морской»,
но у него — своя рука в Правительстве!
Сижу на телефоне день-деньской,
но ничего, похоже, мне не вытрясти…   
Сказали обратиться мне в депо:
там рейсы в непогоду не снимаются!
Никто из упомянутых господ
вновь не помог растерянной страдалице…   

Объездила столицу на такси,
включила блат — народных и так далее…   
И, заказав ещё немало «ксив»,
я поняла, что счастье запоздалое
гонялось, представляете, за мной!
Я — редкий гость в трамваях и троллейбусах.
Оно нашло меня! Нашло само,
решив загадку в этом странном ребусе!

Отчаявшись, езжайте на метро
в толпе людской, в час пик — в трамвае стареньком.
Не нужен счастью чин и даже трон,
оно цветёт в траве цветочком аленьким.
Его не примечают сотни глаз,
но, если суждено вам было встретиться,
то и в яйце отыщется игла!
А шар земной вокруг оси всё вертится… 


Оценка 5
Понравилось.
«решив загадку в этом странном ребусе» - лучше бы додумать. (В ребусе нет загадок, он сам загадка).
«но, если суждено вам было встретиться,
то и в яйце отыщется игла!» - слишком запутанная логика. Как известно, сказочная игла в яйце помогала не встретиться, а устранить неустранимого врага. Связать можно, но путь дальний.
Идеальное попадание в тему.
 

22.Легенды в Жигулях живут
*

Волна призывно ударяет в борт.
"Отдать швартовы!"- дан приказ к отплытию.
Корабль выходит на речной простор,
И пассажиры машут по традиции.

Пусть недалёким будет наш маршрут,
Но нам сулит речной круиз открытия:
Не зря  легенды в Жигулях живут,
Хранят названья память о событиях.

Речной простор, Самарская Лука,
Издревле славясь щедрым хлебосолием,
Родными становились на века
Народам, что искали волю вольную.

Здесь след оставил грозный хан Батый,
Сражаясь с войском Волжскою Булгарии,
Здесь Тохтамыш Стрелу соорудил,
Сразить мечтая ставку Тамерланову.

Иван Кольцо, Барбоша и Ермак
Живут доселе в сказах и  преданиях,
Стоит утёс, где славный Шелудяк
Погиб, а в Чаше - слёзы сострадания.

Плывёт корабль меж волжских берегов,
Река связует близкое и давнее.
Седой Жигуль - хранитель вещих снов.
Он не доверит тайный ключ случайному.


Оценка 3
Подводят рифмы… («Отплытию-традиции», «Булгарии-Тамерланову», «Батый-соорудил», «давнее-случайному» - ну совсем никуда!)
«Сражаясь с войском Волжскою Булгарии» - строка несогласованна. (К чему относится слово «Волжскою»?)
«Река связует близкое и давнее» - неудачно выбрана пара антонимов. («Близкое и далекое» или уж «современное и давнее»)


23.Тройка Гоголя
*
Гуляла свадьба, веселясь,
звенела скрипка разудало.
Сорочинцы пустились в пляс,
село, как море, бушевало.
 
Умчалась тройка напрямик
с богатой ярмарки – за славой.
Не ведал путник, сладкий миг
поступится тщете лукавой.
 
Был вечный странник одинок,
а за окном таилась нечисть.
Талант ему доверил Бог -
и Гоголь принял крест на плечи.

О, как бывают неверны
успех, признание и слухи.
Вдали от милой стороны
ослабнут кони и подпруги.

Огнём охватятся слова,
к утру страницы жизни сгинут…
И солнца тёплый каравай
напомнит сердцу Украину.

Оценка 4
«Не ведал путник, сладкий миг
поступится тщете лукавой» - непонятно. Лучше бы заменить глагол «поступится».
Не поняла основной мысли.
«Талант ему доверил Бог -
и Гоголь принял крест на плечи» - бесспорно.
Но вот про что конец? Про то, что Гоголь ослаб, оказавшись вдали от Украины? Очень спорно. Его сила проявилась именно в России, и писал он по-русски.
«Огнём охватятся слова,
к утру страницы жизни сгинут…» - понравился двойной смысл.


24. В заброшенном парке
*
Старый автобус в осеннем заброшенном парке.
Спущены шины, закрашены двери и окна.
Кружатся листья, к зиме обращаясь в огарки.   (Листья горят, до зимы)
Крутятся люди, деревья чернеют и мокнут.
Ночь неподвластна ни снам, ни угрозам, ни карам,
Только года, словно крысы, без спросу пролазят.
Небо зовёт, но по жизни он не был Икаром.
И не Икарус он даже, а брошенный ПАЗик.

В жизни другой был он складом, киоском и тиром.
А до того – по дорогам эпохи транжирил.
Людям удобней, покинув дома и квартиры,
Не ходоком обратиться, а лишь пассажиром.
Людям привычней катить по маршрутам знакомым
И поклоняться портретам, в окладе, с окладом,
Верить в уклад и другие святые оковы
И выбирать между лавкой, стрельбою и складом.

Что же ты, ночь, не подашь ни сигнала, ни вида,
Что этот мрак не разбавить ни сном, ни шансоном?
Это места для детей, стариков, инвалидов.
Я подхожу по любому из этих фасонов.
Я захожу за черту в неоткрытые двери.
Старый маршрут по волнам ностальгической дури.
Каждый находит по мере, по жизни, по вере.
Я нахожу, что трясёт, завывает и дует.

Я обхожу это время десятой фиестой,
В смысле, дорогой, по ямам, на сдувшихся скатах,
Чтоб, не сходя ни с того и ни с этого места,
Старый автобус катился навстречу закату.
Скрип тормозов неуместен – они отказали.
Ложь и беспутица – с дурью сплелись накануне.
Время и место – с базара уже на вокзале.
Правды и чести не видно – они утонули.

Пир благодати, стучат, и грохочут парады.
Мысли ровней, а стихи обратились в куплеты.
Можно спросить – но тебе больше всех, что ли, надо –
Чтобы узнать, парк какого периода это?..
В этом заброшенном парке – где встали, там сели.
Можно взять паузу, ноту, бутылку, подругу.
Есть колесо обозрения и карусели.
Выбор маршрута свободный, но так же по кругу.

Оценка 4
Многие образы и мысли понравились. Про Икара\Икарус просто замечательно!
Что помешало?
- Дважды слово «брошенный\заброшенный» в первой строфе
- «Кружатся листья, к зиме обращаясь в огарки».  Странная связь кружения и сгорания. Может, лучше «Листья горят, до зимы обращаясь в огарки»?
- «Людям удобней, покинув дома и квартиры,
Не ходоком обратиться, а лишь пассажиром»… - Уж тогда «ходоками» и «пассажирами», наверное?
- «Это места для детей, стариков, инвалидов.
Я подхожу по любому из этих фасонов»… Дети, старики и инвалиды – это «фасоны»?..
- «Я обхожу это время десятой фиестой,
В смысле, дорогой»… Почему дорога названа фиестой?
- «парК Какого периода это» - плоховато читается.


25.Еду в детство.

Чем трястись по Вселенной
В разбитом вагоне,
Вспоминая былое -
Во сне, наяву,
Я поеду, пожалуй,
На маленьком пони
В ту страну, что пронзительно
Детством зовут.

Пусть смеются друзья,
А случайный прохожий,
Покрутив у виска,
Пробурчит пусть: - Чудак!
Буду ехать на пони,
На себя непохожий,
Может, в детство, а может -
Совсем в никуда.

Но однажды - случайно? -
На неведомой кочке,
Вдруг споткнётся мой пони -
Растает во мгле,
И увижу я маму -
Живую!.. в платочке,
И тарелку борща
(Ждёт меня!) на столе...

Оценка 4
«Чем трястись по Вселенной
В разбитом вагоне»… А что, кто-то предлагает трястись по Вселенной в разбитом вагоне?
Концовка выразительная, но лучше бы обойтись без разрывающих текст предложений в скобках,
Пони понравился.


Дорогие авторы! Поздравляю вас с завершением нашего  Марафона!
По-моему, он получился интересным))