В. А. Штаб. Изучение цикла В. Д. Фёдорова...

Василий Дмитриевич Фёдоров
ВТОРЫЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Православное краеведение на земле Кузнецкой»

Секция 2. Литературное краеведение


ИЗУЧЕНИЕ ЦИКЛА В.Д.ФЁДОРОВА «СНЫ ПОЭТА«
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ               
 
               
   В.Д.Фёдоров – яркий и самобытный поэт 20 века.  Изучение его творческого наследия должно стать необходимым компонентом школьного литературного образования кузбассовцев. Однако художественный мир поэта настолько многогранен, разнообразен по своей тематике, что зачастую учитель испытывает трудности при выборе материала для изучения. Время, отведённое на региональный компонент в программе, очень ограничено и не позволяет раскрыть все аспекты творчества В. Д. Фёдорова.
   Кроме того, за небольшой временной период учителю предстоит не только познакомить своих учеников с творчеством поэта, не только  заинтересовать их, но и решить сложные учебные задачи, а именно – научить видеть художественные образы, их традиционность и новизну, определять  функциональную роль данных образов  в произведении, устанавливать интертекстуальные связи.
   На наш взгляд, оптимальным выбором учителя и его учеников  является цикл новелл В. Д. Фёдорова «Сны поэта».
 
   В цикле Фёдорова «Сны поэта» 23 новеллы, 23 путешествия.  Если обратиться к названиям новелл, мы увидим, что их можно объединить в несколько групп. Основанием для такой классификации служат образы, лежащие в основе заглавий. В первую группу можно объединить такие новеллы, как «Жар-птица», «Хромовые сапожки», «Голова земли». Все их объединяют фольклорные образы.
 
   К новеллам, в которых преобладают библейские образы, можно отнести такие, как «Чёртово молоко», «Два видения и один сон», «Чёрный ангел», «Чёрная прядка букета», «Цыганская мадонна». За исключением новеллы «Два видения и один сон», где видение связано с причастностью человеку к высшему миру, остальные новеллы показывают, как потусторонние силы зла вторгаются в человеческую жизнь. И чёрт, и чёрный ангел, и чёрные цветы в букете создают образ проникающей повсюду тьмы.
 
   Следующая группа новелл напрямую связана с литературой.  Это отраженно в названиях, которые представляют собой реминисценции из известных литературных произведений: «Мне чьё-то сердце вручено...» (Блок «Незнакомка»), «Мои метаморфозы» (Овидий), «Наташа» (Л.Н. Толстой «Война и мир»), «С Пушкиным на балу» (Пушкин), «Человек из портрета» (Гоголь «Портрет»), «Сны с Тартюфом» (Мольер «Тартюф»), «Двойник» (Достоевский).
 
   Ещё одна группа новелл отражает развитие человеческой мысли. Эти новеллы можно назвать научными: «Почти по Фрейду», «Закон Дарвина», «В стратосферу и выше!», «Лошадиный эмбрион», «Катаклизм».
 
   Циклообразующими элементами в «Снах поэта» Василия Фёдорова, является, во-первых, образ лирического героя, во-вторых, мотив сна и связанный с ним мотив путешествия, и в-третьих, это образ пути, который проходит поэт. Этот путь необычен и представляет собой эпохи развития человеческой культуры, от язычества к научному мировоззрению. Путь поэта – это путь не в пространстве, а во времени. Поэт отличается от обычных людей тем, что принадлежит разным эпохам и живёт во всех мирах одновременно.
 
   Герой – путешественник в данном цикле не совсем обычен. Он поэт, а, следовательно, у него своё особое видение. Как говорил В. Д.  Фёдоров о поэте: «Для меня поэт не тот, который пишет стихи, а тот, кто имеет какой-то свой особый взгляд на мир; не только взгляд, но и мир, дороги к этому миру – ещё лучше в нём, поэте, - если он даст мне возможность, хотя бы прикоснуться к тайне жизни поэта, к тайне миросоздания…» [1, с. 214] Эти особенности образа героя определяют  своеобразие его путешествия в мире сна.

   Эпиграфом к циклу новелл являются строки из стихотворения  Байрона «Сон»: «Есть у сна свой мир, обширный мир действительности странной». Таким образом, автор подчеркивает, что перед нами мир действительности, но претерпевший метаморфозы, связанные с искусством. Сон поэта особенный. Во сне поэт находится между миром живых и мёртвых. Он как бы помогает ему обрести покой и вдохновение.
   Сон  связан с мотивом путешествия. Человек во сне путешествует по иному миру.  В  главе «От автора»  В. Фёдоров отмечает, что сны помогали ему «формировать поэтическое самоощущение; они являются тем, что нельзя запрограммировать, что можно назвать поэтической интуицией».
   «Во сне мы дети, даже идеальней, очищенней от скверны бытия. Сон – жизнь души, она ещё реальней». [1, с. 214]

   Эти особенности цикла дают учителю уникальную возможность, во – первых, показать ученикам, насколько интересен и привлекателен художественный мир поэта. Во-вторых, этот художественный материал не заменим при постановке проблемных задач, особенно при изучении традиционных мотивов и образов. Для продолжения разговора о том или ином образе и закрепления навыка анализа в качестве домашнего задания учитель может попросить прочитать своих учеников определённую новеллу и определить основные особенности изучаемого образа, его сходство и отличие  от того, что было прочитано ранее.
 
   Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Студент» ученики дополняют свои сведения о проблеме жизненного пути, нравственного выбора. В связи с этим подробно рассматривается образ дороги, по которой идёт Иван Великопольский, устанавливаются связи с такими произведениями, как например, «Ночь перед Рождеством» и «Вий» Н. В. Гоголя, где очень значимы образы дороги и обуви. Существенно дополнит этот образный ряд новелла В. Фёдорова «Хромовые сапожки».
   Новелла «Чёрный ангел» позволяет учащимся ещё раз вернуться  к таким произведениям, как «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка» Н. В. Гоголя. Этот перечень можно продолжить.

   Кроме того, цикл В. Д. Фёдорова – интересный материал для исследовательской деятельности школьников. Причём, он доступен школьникам разных ступеней обучения и позволяет углублять свои знания по исследуемой проблеме. Например, образ кота в новелле «Сны с Тартюфом» учащимися среднего звена может быть рассмотрен в мифологическом аспекте,  а также в сопоставлении с образами из таких произведений, как «Кот-ворюга» К. Г. Паустовского, «Чёрная курица или Подземные жители» А. Погорельского. Учащиеся старших классов могут сопоставить кота Тартюфа с котом Бегемотом М. А. Булгакова, Никой В. Пелевина  и с героями  других произведений.
 
   Главное же, что в процессе работы над циклом, учащиеся формируют целостное представление о том, что художественное творчество – это уникальная сфера человеческой деятельности, позволяющая устанавливать разнообразные связи в пространстве культуры.

ШТАБ Вероника Андреевна, преподаватель литературы ГБНОУ "Губернаторский
многопрофильный лицей-интернат" г.Кемерово.

*
Литература

1. Фёдоров В.Д.  «Сны поэта» // В. Д. Фёдоров Собрание сочинений в 5 т: т.5. М., 1979. С. 214 – 348.