К идее романа. 2

Игорь Карин
   Довелось мне, граждане, плотно поработать над одной рукописью, которая была посвящена сравнению личности Востока и личности Запада. Один  из разделов книги был посвящен учению Конфуция.
   Рукопись у меня сохранилась, я и забыл о ней, но не выбросил, оставил на память о тяжких моих трудах, когда почти весь авторский текст и урезан, и переписан. И тут мне недавно попала на глаза страница, написанная мной и обобщающая раздел о конфуцианстве. Вот этот мой текст:
«Из всего сказанного следует, что конфуцианская личность – это сложное, диалектическое образование. Она вписана в семью и в государство, подчинена законам Неба и Природы, она обязана идти по «срединному пути».  Этими связями она опутана, как паутиной.
   И чем больше она связана, тем она считается благородней, ибо  у «благородного мужа» - сплошные обязанности; исполнение долга для него – высший закон…
   Но тут же в этом учении мы натыкаемся на слова «свобода»,  «свобода воли», «свобода выбора», «свободное следование по пути долга» и т.п.
     Первое, что приходит при этом на ум, - аналогия с христианством: всё от Бога (Неба в конфуцианстве), но ты свободен, ты волен поступать, как хочешь.  Для «низкого человека»  это звучит как издевательство, но для «благородного мужа» в конфуцианстве - как проявление гармонии бытия. Для такого «мужа» (как и для Канта, например) исполнение долга и есть сама свобода существования, ибо Императив Неба, голос Неба звучит не просто в Небе, а в его собственном сердце, а значит личное и небесное нерасторжимы и неразличимы".
    Небо олицетворяет собою порядок вообще… Правитель мыслит как «благородный муж», то есть Личность. Он должен обладать двумя добродетелями –  гуманностью и чувством долга. … Гуманность же в этом учении есть прежде всего умение ценить людей и разбираться в них. (с.149)
       Принцип организации общества в конфуцианстве - это «Взаимность», что значило:  «Не делай другим того,  чего не желаешь себе». Более конкретно это звучит так: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится «благородным мужем».
     И  говорить об «индивидуальностях»  применительно к конфуцианству никак нельзя. "Индивидуальность" всегда выше морали и не хочет слушать «голос Неба», а такое  поведение для «благородного  мужа» немыслимо. Он – Личность, и только Личность».
      (С.148 авторской рукописи). «Кун–цзы, или Конфуций (VI – V вв.до н.э.), рассматривал человека в системе «семья – государство – мир»... Всё учение Конфуция адресовано земной «совершенной личности», способной сохранять целостность общества….
      Обычно наше «я» находится в состоянии, когда страсти, такие как гнев или печаль, не осознаны.  Когда же они осознаны и каждая достигает должной степени и меры, наше «я» входит в состояние гармонии, или нравственного порядка. Таким образом «я»  становится «не-я», а это «нравственное бытие», великая  основа существования, и гармония есть всеобщий закон в мире.
  … Иными словами,  «западный человек отворачивается  от другого человека, дабы взаимодействовать с самим собой... восточный человек стремиться видеть не себя, а Другого, искать Другого в себе, а не себя в Другом».
   Главные ценности конфуцианства: "Небо, как символ высшего порядка; земное общество, основанное на добродетели; осененный небесной благодатью правитель».
   Скажу от себя: главное в человеке для восточных философий – Личность, то есть его «не-я», когда он вырывается из тенет «естественности»,  перестает быть просто «я», или тем, что в западной философии называется Индивидуальностью.
    Индивидуальность -  свободный человек, Самость и Самостийность. Он полагает, что общество ему обязано во всем...  «нравственная Личность» живет для общества и в этом находит высший смысл своего существования в согласии с законом Неба или тем , что Кант называл «категорическим императивом» - по сути тем же Голосом Неба в конфуцианстве.
     Если теперь мы начнем перечитывать «Войну и мир», то увидим полное сходство в оценке человека в романе  с оценками людей в конфуцианстве….
     Натяжка, скажете… Отнюдь: сделал я запрос в Инет, знал  ли Толстой учение Конфуция, и мне дали дюжину ответов: Да, знал! Да изучал!... И это все выражено в характерах всех персонажей его великого романа, то есть критерии оценки человека совпадают.   Ну, к примеру: Элен Курагина.  Ослепительная красавица, княжна, звезда света! И значит, по нашим современным критериям, - Личность, да еще какая!
    Однако для Толстого это просто яркая Индивидуальность, в которой всё затмевает ее естественная красота, которая прекрасно сочетается с ее животной порочностью, Самостью. Таков же и ее батюшка-князь: порочный, мерзкий лицемер, устремленный только к мерзким целям. И в нем легко опознать будущую ловкую Индивидуальность нашего времени … Таков и Наполеон – высшее выражение той же самой Индивидуальности:  гений войны, отчаянно храбрый на поле битвы, которая принесет ЕМУ очередную победу… и абсолютно равнодушный к тысячам его восторженных почитателей, которых он бросает в бой, как дрова в печь.
      Весь лагерь Зла, таким образом, составлен из индивидуальностей, среди которых нет и не может быть Личности, внимающей голосу НЕБА (как внял ему Андрей Болконский после тяжкого ранения на поле Аустерлица, делая  резкий шаг от своих индивидуалистический устремлений... Да, внял, раскаялся, скорбел, считал, что жизнь кончена... Но встретил Наташу – и свет для него воссиял… Однако…)