Очерк Кузнецкие сталевары как первооснова...

Василий Дмитриевич Фёдоров
ОЧЕРК «КУЗНЕЦКИЕ СТАЛЕВАРЫ» КАК ПЕРВООСНОВА
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В ПРОЗЕ И ПОЭЗИИ
ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА


   Василий Фёдоров после окончания в 1938 году Новосибирского авиационного техникума  работал мастером на Иркутском авиационном заводе. В апреле 1941 года  перевёлся в Новосибирск на авиационный завод им. В. П. Чкалова, где и застал суровые  годы Великой Отечественной войны, работая  мастером до  своего отъезда на учёбу в Москву на очное отделение  Литературного  института  им. А.М. Горького в сентябре 1947 года.
 
 Рождение металлургических строк в поэзии Василия Фёдорова наблюдаются во второй  поэме «На глубине»  «Лирической трилогии» (1943-1945), где  он  описывает своё  первое знакомство с авиационным заводом.
 
   Осенью 1946 года по заданию главного редактора  журнала «Сибирские огни» С.Е. Кожевникова, считавшего, что поэт должен владеть и прозой,  В. Фёдоров приехал на свою малую родину, чтобы написать очерк о послевоенной деревне. Поражённый печальным колоритом родной деревни Марьевка  Яйского района Кемеровской области, Фёдоров вспомнил слова из какой-то летописи: «И бысть битва великая и разорение всему живому».
 Так вместо очерка родилась поэма «Марьевская летопись», которая впервые была опубликована во втором номере журнала «Сибирские огни» за 1947 год.
    Она окажется судьбоносной в жизни и творчестве В.Д. Фёдорова: поможет личному знакомству с А.Т. Твардовским на первом Всесоюзном совещании молодых писателей и поэтов страны.

  В студенческой вахте Фёдорова трудовые строки военной поры, как бы дополняя поэму «На глубине»,  отразились в стихотворении «Зеркало труда», которое вошло в коллективный сборник студентов  Московского Литературного института «Родному комсомолу». Стихотворение В.Д. Фёдорова «Зеркало труда» было особо отмечено в критической статье, представлявшей сборник молодым читателям журнала «Смена» в №14 за 1949 год.
 
   Чтобы ближе подойти к очерку «Кузнецкие сталевары», необходимо ознакомиться с «находкой», проливающей свет на дальнейшее исследование  металлургической темы в творчестве Василия Фёдорова. Она  «высветилась» в сетях интернета  23 января 2012 года, как малоизвестная статья  мариупольского писателя и краеведа Л.Д. Яруцкого «Азовские строки Василия Фёдорова»,  по случаю 70-летия поэта, опубликованная в «Приазовском рабочем» 21 февраля 1988 года. В ней  рассказывается история поиска  автора повести «Зрелость» об азовском сталеваре-комсомольце Николае Переверзеве и приводится  целиком письмо В. Фёдорова, написанное  20 июня 1969 года:
   
   «Книга «Зрелость» о ждановском сталеваре Николае Переверзеве действительно моя. В свое время я довольно много занимался очерками, в частности, очерками о металлургах. Помнится, в 1952 году или на год раньше я напечатал в «Новом мире» большой очерк «Кузнецкие сталевары». Мне довелось побывать на многих металлургических заводах страны, в том числе и дважды на ждановском. В первый раз, видимо, в 1952 году, второй раз –  где-то в начале 53-го.Кроме «Зрелости», я работал для «Нового мира» над большим очерком «Керченская проблема», который был набран, но не был на¬печатан. В то время существовала система редакционных согласований с министерствами, а в моём очерке был материал и критический.
   О Николае Переверзеве я услышал впервые в Москве в комсомольских кругах. Издательство «Молодая гвардия» предложило мне познакомиться с ним поближе. Первый раз я побывал в Жданове около месяца, второй раз поменьше. Побывал в Камыш-Буруне и на морских судах-рудовозах.

   В моих стихах можно встретить «металлургические темы». В поэме «Проданная Венера», например, вы обнаружите сцену, происходящую в мартеновском цехе. Есть такие стихи, как «Их взяли тронутыми гарью», «Его Величество», «О синем стекле».   Поскольку я побывал на многих заводах, то все эти впечатления не могу приписать в какой-то один адрес. Лишь стихи «О синем стекле» зародились, бесспорно, на Ждановском заводе. Чтобы вспомнить конкретно имя сталевара, я хотел заглянуть в «Зрелость», где, помнится, оно названо, но этой книги в данный момент у меня не оказалось. Вот кратко то, что могу Вам сообщить. С уважением Вас. Фёдоров».

   На «Азовстали» В. Фёдорову рассказали интересную историю о сталеваре Никифоре Цышнатом , ушедшему на фронт с легендарными мартеновскими очками, которая легла в подробностях в  основу его стихотворения «О синем стекле». Стихотворение вошло в книгу стихов В. Фёдорова «Марьевские звёзды»(1955).
 
   В 1950 году Василий Фёдоров по заданию двух редакций журналов предпринял две поездки в Сибирь, в город Сталинск (ныне Новокузнецк). Для редакции журнала «Смена» он написал небольшой очерк «Диплом металлурга» о выпускниках Сталинского металлургического института.  29 сентября 1950 года в Москве проходила Коллегия Министерства металлургической промышленности СССР, на которую был приглашён мастер мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината Михаил Моисеевич Привалов. Решался вопрос о массовом внедрении скоростных плавок. Предложение о планировании скоростных плавок, внесённое Приваловым, было признано настолько важным, что министр обещал включить его в свой приказ. Кроме того, Привалова попросили прочитать в Москве несколько лекций на тему: «Как мы варим сталь отличного качества».  Эти лекции-выступления  Михаила Привалова с единым названием «Отличная сталь» позднее будут опубликованы в  № 12 журнала «Техника – молодёжи»  за 1950 год.
 
   Редакцию журнала «Новый мир» заинтересовал  знатный сталевар из Сибири, было принято решение написать о нём документальный очерк с выездом в Сталинск. Выбор пал на В. Фёдорова, выпускника Литинститута,  не случайно. За его плечами был девятилетний  трудовой опыт работы на двух сибирских авиационных заводах, знание города Сталинска, сибирские корни, знакомство  и  тёплые деловые отношения с главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским. Так Фёдоров отправился в творческую командировку вместе с главным героем своего будущего очерка.

   В. Фёдоров начинает свой очерк с возвращения Михаила Привалова из Москвы домой в г. Сталинск, после месячной командировки в столицу, рассказывает о встрече в пути следования на станции Челябинск  с делегацией рабочих Магнитогорского металлургического комбината, которая направлялась  на Кузнецкий металлургический комбинат.   На протяжении 18 лет два крупнейших металлургических комбината Востока соревнуются между собой, и каждый год делегаты одного завода едут на другой, чтобы обменяться опытом и выяснить, кто же из них лучше работает.
Фёдоров  знакомит нас с достижениями мастера Михаила Привалова: тремя приваловскими миллионами  выплавленной стали, которые ведут сами сталевары со дня своей первой плавки: «Привалов начал вести его с 1934 года, проработав подручным после окончания школы ФЗУ всего один год. Началась Великая Отечественная война.
   Мастер, тогда уже ставший коммунистом, по суткам не выходил из цеха. Тут уже было ему не до счёта, не до записей. Но кто-то за него считал, записывал, и в 1943 году мастеру напомнили о его втором миллионе. Этот второй приваловский миллион вырос особенно быстро, ибо годы войны ознаменовались внедрением в производство скоростных способов плавки, опирающихся на передовую механизацию».
 
   Далее в очерке Фёдоров описывает встречу мастера М. Привалова с начальником цеха №1 КМК Леонидом Сергеевичем Климасенко,  с какими  производственными  трудностями столкнулись сталевары мартеновского цеха№1 накануне Октябрьского праздника. В очерке М. Привалов показан как наставника молодых сталеваров: «В конечном счёте, — учит он молодых сталеваров, — при варке стали самое главное — это правильный шлаковый режим». В. Фёдоров становится свидетелем дважды лауреатской скоростной плавки в цехе№1 КМК, когда сталеварам дали долгожданный чугун:
 
— Хороша! — похвалил начальник. — Вот это плавка... Дважды лауреатская!.. — говорил он, намекая на то, что и сталевар и мастер, разрешивший выпуск, —  оба лауреаты Сталинских премий.
— Не в этом дело, — заметил Привалов. — Дело в том, что эта плавка полностью покрывает наш долг».  Через восемь лет в 1958 году, М.М. Привалов и Л.С. Климасенко, главные герои очерка  «Кузнецкие Сталевары», за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития чёрной металлургии, станут  Героями Социалистического Труда.

   Через двенадцать лет, Климасенко   станет первым директором нового Западно-Сибирского металлургического комбината с 1962 по 1974 годы, отдав много сил и энергии строительству металлургического гиганта.
29 января 1975 года именем Л.М. Климасенко назовут улицу в г. Новокузнецке, а его бюст установят на аллее перед Кузнецким индустриальным техникумом в Заводском районе города.

    Василий Фёдоров писал:  «Для поэта работа очеркиста очень полезна. Мне она дала материал для многих стихов и поэм». В 21 веке очерк «Кузнецкие сталевары» открывает  нам тайну написания двух стихотворений: «Их взяли, тронутыми гарью…» и «Пересохли жаркие ручьи…». Первое из них, в периодической печати, часто называли «Две стали». Впервые  эти два стихотворения на металлургическую тему были опубликованы в книге В. Фёдорова «Лесные родники» в 1955 году, в московском издательстве «Молодая гвардия».
   
   Что же увидел своими глазами Василий Фёдоров в мартеновском цехе №1  Кузнецкого металлургического комбината, перейдя от прозы к поэзии? В  подтверждение приведём  фрагмент  из пятой главы очерка «Кузнецкие сталевары» и стихотворение «Их взяли, тронутыми гарью…»:

  «Завалка шла при самом высоком тепловом режиме. В печь сейчас был завален лом, собранный на полях сражений. В груде изуродованного металла лежали немецкие каски со свастикой, какие-то исковерканные части боевого оружия с полустёртыми эмблемами, осколки снарядов. Кое-где выступали шестерни и колёса от машин.Сквозь окно было видно, как огонь слизывал с касок свастику. Нагретая, тающая, как сахар, сталь начала медленно оседать. А когда отдельные ручьи начали сливаться вместе, то это был металл уже совсем нового качества».

                КМК

ДВЕ СТАЛИ

Их взяли,
Тронутыми гарью,
На поле, выжженном дотла:
Одна была немецкой сталью,
Другая русскою была.

Но сталевары
С равной честью,
Свою лишь взглядом отличив,
Две стали положили вместе
В огонь мартеновской печи.

Война!
Она и сталь калечит.
Мартен как госпиталь, и в нём
Её, изломанную, лечат,
Ей возвращают жизнь огнём.

Чужая сталь —
С её виною,
С позорной метою креста, —
Омытая целебным зноем,
Как наша,
Стала вдруг чиста.

Чиста,
Как в первое плавленье,
Когда она перед войной
Ещё ждала предназначенья
Стать трактором и бороной.

И потому,
Не странно даже,
Что, становясь всё горячей,
Она, чужая, вместе с нашей
Сливается
В один ручей.

   Сейчас можно смело называть стихотворение  В.Д. Фёдорова «Две стали», указывая на принадлежность к Кузнецкому металлургическому комбинату.
 
   В шестой главе очерка «Кузнецкие сталевары» нашлась разгадка именной принадлежности второго безымянного  стихотворения «Пересохли жаркие ручьи…»:

 «Сталинск — ровесник Магнитогорску, а исторических памятников в нём не меньше, чем у иного старинного русского города. В районе старого Кузнецка жил когда-то Достоевский... Там же стоит домик революционера Обнорского, домик отца Куйбышева, в котором жил и Валериан Владимирович.
   Приезжий металлург не может уехать из города, не поклонившись праху знаменитого доменщика Михаила Курако. Умер он в Осиновке, по соседству со Сталинском, но по желанию металлургов города его прах после Отечественной войны был перенесён на Верхнюю колонию, откуда — если смотреть вниз — виден, как на ладони, весь город и комбинат. Там, в заснеженной рощице стоит скромная пирамида, на которой отмечены две даты — «1872—1920». Глядя на эти цифры, Сухаревский сказал:

— Да!.. Если взять из земли и переплавить столько руды, сколько на своём веку переплавил Курако, то, честное слово, не жаль будет когда-нибудь возвратить земле свои шестьдесят два килограмма...».

                М. К. КУРАКО

СТАРЫЙ  МАСТЕР

Пересохли жаркие ручьи,
Отпылали, отшумели страсти…
Возвратясь от доменной печи,
Охнул, слёг и…
Умер старый мастер.

Не было сединке в бороде,
Даже грудь, по слухам, не болела,
Просто у него в большом труде
От железа кровь отяжелела.

И зимой
По стуже ледяной,
Знойным летом, в мареве белёсом,
Взятое из недр земли родной,
Поездами шло к нему железо.

Дань земли,
Что брал он, велика:
Из ручьёв горячих,
Бивших в створы,
Огненная вышла бы река,
А из руд
Могли сложиться горы.

И теперь
За всё, что в недрах брал,
Что в огне горячем переделал,
Он земле в уплату отдавал
Маленькое сухонькое тело.

Никому,
Кто знал его давно,
Не казалась малой эта плата.
Сухонькое, лёгкое, оно
Стоило того,
Что было взято.

  В. Фёдоров писал о неизвестном доселе старом мастере  проникновенно, с сыновьей любовью. Стихотворение можно по праву озаглавить  «Старый мастер», указывая и посвящение М. Курако.
 
   Михаил Константинович  Курако в минуты откровения говорил: «Ещё один завод, ещё переделаю две домны. Всё это не то... Мне бы выйти на большую дорогу». Он был одержим мечтой  о претворении в жизнь своего детища: знаменитого проекта 1913 года о  перестройки всего доменного цеха, где производственные процессы  были бы механизированы. Следуя замыслам Курако, русские доменщики создали первоклассные доменные цеха КМК. Символично сходство заглавных букв Кузнецкого металлургического комбината и инициалов мастера:  КМК. Именем Курако назовут  один из центральных проспектов Новокузнецка. В 1966 году Гурьевскому металлургическому заводу было присвоено имя М.К. Курако. Большую лепту в построение КМК  внёс ученик знаменитого доменщика Иван Павлович Бардин, работавший с М.К. Курако и в Гурьевске.
               
   На протяжении 1951-1953 годов В. Фёдоров написал ещё несколько очерков на металлургическую тему, объездив по заданию редакций журналов «Смена» и «Огонёк» крупнейшие металлургические комбинаты  «Электросталь», «Азовсталь», г. Магнитогорска, г. Запорожье, г.Челябинска, а также металлический завод г. Ленинграда, литейных цех Воронежского экскаваторного завода. Вот названия очерков В.Д. Фёдорова: «Веское слово»,  «Молодая сталь», «Дружба», «Рядовой великой партии»,  «Запорожские сталевары», «Люди, несущие знамя», «Генкина бригада». В 1953 году в издательстве «Молодая гвардия»  вышла отдельной книгой металлургическая повесть В. Фёдорова «Зрелость».

   Мы нашли подтверждение, что металлургическая тема продолжила свою разработку в поэзии В.Д. Фёдорова. В заключительных строках его маленькой поэмы-посвящения «Отец» (1965) труд поэта сопоставлен с трудом мастера доменного дела. В. Фёдоров, как и когда-то М. Курако, мечтает сделать большое дело:

…Всё хочу,
Чтобы в строчках были
Только огненные слова.
А по строчкам —
Трусца кобылья,
Будто снова
Везу дрова...
Вновь пишу,
Будто лезу драться,
Сжавши гневные кулаки.
Всё хочу, хочу дописаться
До какой-то
Большой строки.


   В.Д. Фёдоров в предисловии к своей книге «Поэмы» писал: «…между всеми моими поэмами есть видимые и невидимые связи, что, на мой взгляд, делает эту книгу не механическим собранием разных поэтических произведений, а единым сложным организмом, пережившим разные этапы своего развития. Одним из таких этапов было для меня написание «Проданной Венеры». В основу замысла поэмы положен действительный факт жизни. В годы строительства Магнитки и Кузнецкстроя мы вынуждены были продать за рубеж ряд шедевров мировой живописи, среди которых находилась Венера Тициана».

  Поэма «Проданная Венера», законченная в 1956 году, впервые  опубликована в журнале «Октябрь» № 5 за 1957 год,  но с журнальным заглавием  «Бессмертие». Там В. Фёдоров поэтической строкой описывает свой сон  о  событиях в мартеновском цехе  металлургического завода.

   Большие строки пришли  к поэту в его широкомасштабной эпохальной романтической поэме «Седьмое небо», завершённой  в 1967 году.
Металлургическая тема прочитывается в главах поэмы: «Первая высота», «Чужая жизнь», «Лирическое отступление», «Земля и Вега», «Смертная высь», «Память века».
 
   В творческом наследии поэта Василия Фёдорова,  наряду с вышеперечисленными металлургическими стихами,  имеется и ряд других, в которых поэтическая мысль  искрится огненной строкой: «Сталь»,  «Второй огонь», «История нам говорит…»,  «От голготы младенческой…», «Долго поклонявшийся железу…», «Корни»,  «Следы», «Трудовая книжка»,  «Дружба», «Древо жизни»,  «Весёлый, с грустными раздумьями…».
Впервые показывая  Василия Фёдорова,  как мастера очеркового пера, мы увидели, как «единый сложный организм» поэм  расширяется  и тесно связуется с  «забытыми» очерками и  «открытыми» поимёнными стихами огненных строк. Его огненно-военное и послевоенное творческое наследие нами рассмотрено  через призму  единой  металлургической темы, которая открывает  молодому читателю историю славных дел нашей Родины.

   Необходимо упомянуть о дружбе Василия Фёдорова с первым председателем Кемеровской писательской организации  Евгением Сергеевичем Буравлёвым, который написал поэму «Первая плавка» о строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината, металлургические стихи: «День прокрутки», «Ночная смена», «Одной был плавки весь металл», «Вот идёт он по свету…».

   В.Д. Фёдоров  дорожил дружбой с А.Т. Твардовским, у которого громко-ёмко  сверкает металлургическая строка в поэме «За далью даль» (1960) и в стихотворении  «О юности» (1951).

   Плодотворной дружба связывала Василия Фёдорова и с поэтом, прозаиком, очеркистом из Новосибирска Александром Ивановичем Смердовым, которая зародилась во время его творческого становления  в годы Великой Отечественной войны. А.И. Смердов написал книгу очерков о земле Кузнецкой  «Камень на ладони»(1954,1957).
 
   Близкая отеческая дружба  связывала Василия Фёдорова с поэтом, писателем, публицистом Валентином Васильевичем Сорокиным, 10 лет проработавшим оператором электрокрана в мартеновском цехе Челябинского металлургического завода. Металлургической темой пронизаны  две его первые книги «Мечта»(1960) и «Ручное солнце» (1962).

   Думается, что при создании к 400-летию города Новокузнецка в 2018 году  антологии «Город Кузнецк, Сталинск, Новокузнецк в художественной литературе», заметное место в ней займут лучшие страницы очерков «Кузнецкие сталевары», «Диплом металлурга», «Город на Томи», «металлургические» отрывки из поэм; «металлургические» стихи поэта, прозаика, очеркиста  земли Кузнецкой  Василия Дмитриевича  Фёдорова.

А.А. Кочетков, сопредседатель комиссии
по литературному наследию поэта и прозаика
Василия Дмитриевича Фёдорова.

5 ноября 2015 года.

Литература:

1. Фёдоров В.Д. Кузнецкие сталевары. Очерк  // Новый мир». – 1951. –  №8. – С. 168-189.
2. Фёдоров В.Д. Диплом металлурга. Очерк // Смена. – 1951. –  №3. – С. 11.
3. Фёдоров В.Д. Веское слово. Очерк.  // Огонёк». –  1952. – №12. – С. 2-3.
4. Фёдоров В.Д. Молодая сталь. Очерк // Смена. –  1953. –  №4. – С. 6-7.
5. Фёдоров В.Д. Рядовой великой партии. Очерк // Смена.  – 1953. – №8. – С. 3-5.
6. Фёдоров В.Д. Запорожские сталевары. Очерк // Огонёк». –  1953.  –  №15. – С. 2-3.
7. Фёдоров В.Д. Люди, несущие знамя. Очерк // Огонёк. –  1953. –  №18. – С. 4-5.
8. Фёдоров В.Д. Генкина бригада. Очерк // Огонёк. –  1953. –  №51. – С. 13-15.
9. Фёдоров В.Д. Зрелость. Повесть. – М.: Молодая гвардия, 1953.  – 135 с.
10. Привалов М.М. Отличная сталь // Техника – молодёжи. – 1950. – №12. – С. 9-12.
11. Яруцкий Л.Д. Азовские строки Василия Фёдорова  // Приазовский рабочий. – 1988.  –  21 февраля.
12. Мельцаев С. По страницам литературных журналов [В обзоре упомянут очерк «Кузнецкие сталевары» В.Д. Фёдорова] // Горьковская   коммуна. – 1951.  –  6 сентября. – С. 4.
13. Родному комсомолу [О стихотворении «Зеркало труда» В.Д. Фёдорова] // Смена. – 1949. – № 14. – С. 16.
14. Смердов А.И.  Рождение броневой плиты. Очерк // Камень на ладони» – М., 1957. – С. 219-232.
!5. Фёдоров В.Д. Город на Томи. Очерк.// Крестьянка. – 1951. – №3. – С. 9-11.

*
Данная работа подготовлена к 4-м межрегиональным ежегодным
Историко-краеведческим чтениям
"Православное краеведение на земле Кузнецкой".
г.Кемерово.

**
Для проведения Открытого Фёдоровского урока  имеется
расширенный вариант работы, включая 6-ти минутный
наглядный фильм по изученным материалам...