Аршалуйс. Свет звезды

Владимир Филиппов 50
Самоотверженному подвигу
Аршалуйс Кеворковны Ханжиян

Есть место в городе святое –
Мемориал, каким горжусь:
Ряд сосен, памятник героям,
И рядом с ними – Аршалуйс.

В войну, в лесах всё было это,
У Поднавислы, у реки,
А там, в палатках лазарета,
В бинтах солдаты-пареньки.

Они сражались, как герои,
Не собирались отступать –
Им стала Аршалуйс сестрою,
Была, как любящая мать.

Их добротой она лечила,
Бойцов, защитников своих, –
Умерших скорбные могилы
Клялась беречь в лесах глухих.

Для Аршалуйс та клятва свята:
Судьба её – жить в тех лесах,
Как долг присяги для солдата –
Всю жизнь хранить героев прах.

Такому слову и решенью
Осталась женщина верна,
И беспримерному служенью
Вся жизнь её посвящена…

Спит Аршалуйс давно в могиле,
Там, где её солдаты спят.
Им слава всем, их духа силе,
Для Родины их подвиг свят!

В поклоне голову склоняя,
На постамент кладём цветы:
Для нас Вы, Аршалуйс, святая,
Пример духовной красоты.

Григорий Гришко,
Владимир Филиппов
г. Горячий Ключ

(www.ignatovka.ru)

Осенью 1942 года на Северном Кавказе шли ожесточенные бои. Немецкие войска стремились к морю, к нефти, им необходим был захват города-порта Туапсе. Наступление на город шло по двум направлениям: по долине реки Пшиш на поселок Шаумян и от города Горячий Ключ по долине реки Псекупс на село Фанагорийское. Второе направление захватывало хутор Поднависла. В то время на хуторе располагался полевой госпиталь. Канонада боя у села Фанагорийского хорошо была слышна и в ущелье, где под кронами деревьев разместились палатки госпиталя. Санитары доставляли сюда раненых бойцов. Не всем было суждено возвратиться в боевой строй, хотя врачи делали всё возможное. Скончавшихся от смертельных ран хоронили на небольшой поляне у реки Чепси.
За ранеными ухаживал не только медицинский персонал, но и местные жители. И среди них Аршалуйс Кеворковна Ханжиян. Она рассказывала: «Как тяжело солдатам было! Молодые, красивые ребята, а у кого ноги нет, кому руку оторвало. Плачут по ночам, зовут меня: «Шурочка, ну как жить дальше?» А я им отвечаю, что пока враг на земле нашей, сначала выжить надо, а потом бить его, проклятого. «Что ты, – говорят они мне, – разве армии однорукие нужны?» «А как же, – отвечаю, – конечно, нужны». И для примера беру отцовское ружье и с одной руки стреляю по цели. Когда попадала, когда и нет. Но самое главное было в том, что я, женщина, с одной руки стреляла».
Аршалуйс, потеряв родителей, со времен войны жила одна под Горячим Ключом и охраняла братские могилы солдат, не пропустивших фашистов к Чёрному и Каспийскому морям. Обыкновенная человеческая клятва заставила её остаться в лесной глуши, променяв мирские блага на полное уединение. Рассказывают, что однажды пришли на хутор Поднависла бульдозеры для строительства дороги. Им навстречу вышла пожилая женщина с охотничьим ружьём и, дав два предупредительных выстрела, повернула технику назад. «Нельзя! Здесь спят солдаты…» Строители пытались выяснить, по какому праву она распоряжается. «Имею такое право, – ответила женщина. – Я слово солдатам дала».
Через исключённый из учётных данных административно-территориального деления хутор Поднависла проходит туристический маршрут выходного дня. Очень часто гостями Аршалуйс Кеворковны были школьники, студенты, жители других регионов страны. Они помогали одинокой женщине заготовить на зиму дрова, содержать в порядке мемориальный комплекс. До последних своих дней Аршалуйс оставалась верна тем молодым бойцам, за могилами которых она ухаживала. О гражданском подвиге, о мужестве этой женщины узнала вся Россия. Аршалуйс Кеворковна стала лауреатом российского конкурса «Женщина года – 97» в номинации «Жизнь – судьба». Но об этом ей не суждено было узнать. Сердце, многие годы хранившее верность и память погибшим солдатам, остановилось.
До 1997 года, до самой смерти, Аршалуйс (имя по-армянски означает «свет звезды») несла свой крест. Со временем на месте братских могил на берегу реки появился мемориальный комплекс, на котором надпись: «Бессмертен твой подвиг, советский народ», а ниже – фамилии похороненных здесь 98 солдат. Родные погибших и те, кого выходила Аршалуйс, приезжают сюда поклониться памяти и подвигу прошлого.
На 85-м году Аршалуйс Кеворковна ушла из жизни и по завещанию была похоронена рядом с дорогими для неё могилами.
В настоящее время в доме бабушки Шуры живет её племянница. Курсанты Краснодарского юридического института взяли шефство над Поднавислой: помогли провести туда дорогу, следят за состоянием мемориала. И каждый год 9 Мая приезжают сюда, на братскую могилу, ветераны Великой Отечественной войны, жители города Горячий Ключ и близлежащих населенных пунктов, чтобы отдать дань глубокого уважения и памяти солдатам, защитившим нашу Родину от врага и ушедшим в бессмертие, и Аршалуйс – «солдатской невесте».
А 20 ноября 2015 г. в городе Горячий Ключ, вблизи мемориала павшим героям войны состоялось открытие памятника Аршалуйс Кеворковне Ханжиян.

Хотите больше узнать о нашей выдающейся землячке, читайте:
Самойленко А. Хутор Поднависла им. А. К. Ханжиян / А. Самойленко // Маршруты выходного дня в окрестностях Краснодара / А. Самойленко. – Краснодар, 2003. – С. 102 –103.
Заздравных Н. Город Горячий Ключ, местечко Поднависла / Н. Заздрвных, М. Морева // Монументы и памятники Великой Отечественной войны на Кубани / Н. Заздравных, М. Морева. – Краснодар, 2003. – С. 23.
Конкурс на лучшее стихотворение, посвященное Аршалуйс Ханжиян // Кубанские новости. – 2012. – 5 июня. – С. 5.
Пономарев Ф. «Мы живем по такому закону – стараемся делать добро» / Пономарев Ф. // Кубанские новости. – 2012. – 29 июня. – С.6 – 7.