Святое значение имени Архангела Михаила

Галина Храбрая
«СВЯТОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ»

«День Архистратига Михаила»:

«Никто как Бог!» — в этом выразилось
всё знание великим Архангелом своего Бога.

Он Его не описывает, он Его не объясняет — он встаёт и свидетельствует.
В этом его приобщённость к сиянию Божества, и в этом мера, в которой
он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом
и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге «Откровения», где тайнозритель Иоанн Богослов
повествует нам, о том, что когда, придёт время, и мы все будем
в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное,
которое знает только Бог, дающий его,
и его познает тот, кто его получает.

Это имя, как бы содержит в себе всю тайну человека;
этим именем, будет сказано, всё о нём;
этого имени, никто, не может знать, кроме Бога
и получающего его, потому что оно определяет,
то единственное, неповторимое соотношение,
которое существует между Богом и Его тварью  —
каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили
и осуществили на земле своё призвание;
мы им посвящены, как храмы посвящаются
тому или другому святому;
и мы должны бы вдумываться и в значение его имени,
и в ту личность святого,
которая нам доступна из его жития.

Ведь, он не только является нашим молитвенником,
заступником и защитником, но, в какой-то мере
и образом того, чем и кем, мы, могли бы быть.

Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни,
того или другого человека, святого или даже грешного,
жить, более достойно себя, и более достойно Бога — можно!

И вот, сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила
в окружении Ангелов Господних.

Ангелы — это вестники; Ангел — это тот, кого Господь,
может послать с поручением, и кто до конца, совершенно исполнит его.

Может, показаться странным, что целую группу тварей Господних
мы называем именем, которое обозначает их должность,
их служение, словно в них нет ничего другого.

И на самом деле, это так, и в этом их святость:
очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы
и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами,
отблесками вечного света Божественного.

В них нет той непрозрачности, той потемнённости,
которая позволяет нам называться именем,
и это имя и есть определение нашего места
перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем.
Они — светы вторые. Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льётся через них беспрепятственно,
свободно, широкой рекой; но, не просто, как по пустому желобу, не только,
как через безжизненное стекло, а так, как льётся, и искрится, и сияет,
и множится свет, когда он падёт на драгоценный камень, дойдет до его сердца,
и оттуда, ответным сиянием бьёт в стороны, озаряя, а порой, и ослепляя,
своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы,
потому что мы их узнаем, переживаем только, как сияние Божественного света,
сияние не уменьшённое, не потемнённое, но сияние приумноженное и радостотворное,
приносящее жизнь, — а сущность их бытия и сущность их святости
остаются тайной между ними и Богом, Который познаёт глубины Своей твари…

Но, их личная святость явлена нам ещё, особо,
тем отдельным именем, которым, каждый из них назван!

Некоторые из этих имён вошли в Священное Писание,
были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чём их особая святость.

Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас
здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом.

«Михаил» – слово еврейское, и оно, значит, «Никто как Бог»;

и это слово выражает всё стояние великого Архангела,
когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой,
хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал
великий Архангел Михаил и произнёс одно это слово, которое определило
всё для него: «Никто как Бог», и утвердило его, в таком отношении с Богом,
что сделало его хранителем врат райских.

«Никто как Бог!» — в этом выразилось всё знание великим Архангелом своего Бога.

Он Его не описывает, он Его не объясняет — он встаёт и свидетельствует!
В этом его преобщённость к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет
это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем,
которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке.

Он попирает дракона, который знаменует собою зло; 
Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое
и священное место тем, кто к этому не готов; и ещё,
он изображается на тех вратах иконостаса,
через которые духовенство выходит из алтаря:

священник с Евангелием, на Великом Входе,
или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом,
богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чьё имя означает «Крепость Божия»,
изображается на тех вратах, через которые дьякон
во время богослужения входит обратно в алтарь.

Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта,
чтобы нам снова войти в присутствие Божие;
что сила Божия явлена, что Бог победил, и мы спасены!

От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил
принёс Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя!
 
Он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога
и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах
с оливковой ветвью в руках — знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита,
как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку,
и имя его, означает «Исцеление Божие»;

и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание;
и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях:

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим,
что это «день нашего Ангела»!

И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому, это верно;
но с разными святыми людьми — как и с окружающими нас простыми людьми —
общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе,
через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать;
другими мы восхищаемся, как бы издали.

С Ангелом же Хранителем отношения наши, совсем иные:
мы ему поручены, и он — Хранитель наш, независимо, как бы от того,
обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нём или нет,— 
как наши мать и отец, с которыми, у нас неразрушимая связь,
что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним,
как бы ни вели себя…

И ещё: один человек на земле был назван вестником
и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн,
и о нём мы читаем слова, именно, подобные тому,
что сейчас было сказано об Ангелах.

О Крестителе Иоанне начало Евангелия от Марка говорит:
«Он — глас вопиющего в пустыне»…

Он глас, он — только звук Господня голоса,
он — Ангел, потому что через него говорит Сам Бог,
а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться,
чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень!!!

Это — путь на земле; мы должны умалиться,
умаляться, постепенно, терять то, что кажется, таким драгоценным,
а на самом деле — есть сгущенность нашего видимого естества.

Мы должны постепенно делаться «прозрачными», чтобы стать,
как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим,
и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него,
озаряет всё вокруг.

Тогда мы, как будто теряем, что-то из своего временного существа,
но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога,
единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я»,
может, иметь и которое он может явить всем другим, потому что,
каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом.

Наш путь — от земли на Небо, 
от тяжелой нашей воплощённости в просветленность и прозрачность…

Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель,
который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет
«Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот,  те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов,
из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве
и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти
путь нашей собственной души от земли на Небо, 
от собственной потемнённости к совершенному просвещению.

Молитвами святых Ангелов и Архангелов, да даст нам Господь,
отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу,
начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог
в каждом из нас. Аминь. (Митрополит Антоний Сурожский)

* Х *
http://www.stihi.ru/2015/11/21/3549
«Михайлов день – самый весёлый Праздник на Руси!»