К гуманной России

Александр Шутов 2
ОТ ЛЕВОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА-ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА К ЭВОЛЮЦИОННОМУ НОВОМУ ГУМАНИЗМУ-ЦЕНТРИЗМУ-ПАТРИОТИЗМУ ДЛЯ ГУМАННОЙ РОССИИ
А. С. Шутов, политолог-гуманист, редактор идейно-политической газеты “К гуманной России”, организатор инициативной группы партии «Гуманная Россия», инициатор общественных движений «К гуманной Удмуртии» и «К гуманной России», г. Ижевск, gumanizm-shutov@yandex.ru
Научное комплексное переосмысление и обобщение.
1. Личное. Убеждённый идейный и активный советский пионер (с 1959г.), комсомолец (с 1963г.) и член КПСС (с 1971г.), российский гуманный социалист (с 1993г.), гуманист (с 2000г.) и новый гуманист-центрист, патриотичный (с 2010г.). Соответственны и символичны названия моих газет: 1) «Трудовой Тагил» (1992г.); 2) «Тагильская левая», «Новая тагильская левая», «Тагильский социалист» и «Уральский социалист» (1993-98гг.); 3) «К гуманизму», «К новому гуманизму», «К патриотическому гуманизму» и «К гуманной России» (2000г. - по н.вр.).
Специальное целевое изучение и развитие гуманизма автором ведется с 1999 года (листовка «К гуманизму и к РОСП - партии гуманизма», 1 стр.) и данный творческий труд «Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России» его 15-й вариант (665 стр.). Нами сделано мировое гуманистическое открытие: научное в политологии и идеологическое в политике, перспективное для России XXI века.
В 2000 году в №1 газеты «К ГУМАНИЗМУ» я обратился с первым словом к читателю о творческом анализе и разработке гуманизма как многогранного явления и понятия - с идеологической 6-ти гранной гипотезой (сейчас 21 грань). За 15 лет эта высокая теоретическая задача в основном выполнена: исследовано и напечатано более 100 различных статей о гуманизме + выпущено 18 гуманистических книжек: «Раз-личные гуманизмы», «Гуманистическая альтернатива», «Гуманистическая альтернатива России», «Новогуманистические ответы на актуальные вопросы», «Манифест партии «Гуманная Россия»», «Программа партии «Гуманная Россия»», «Устав партии «Гуманная Россия»», «Для партии «Гуманная Россия»», «Гуманистическое формирование новой, гуманно-интеллектуальной российской нации», «Новый гуманизм: открытие, дискуссия и презентация», «К гуманистическим Конституции и символике России», «Против антигуманизма», «Вятский гуманизм», « Стихи - 3» и «За Вятку!». Мы уточнили наши гуманистические гипотезы, открыли и раскрыли гуманизм-интеллектуализм как проект будущей мировой идеологии, национальной идеи и политики для новой России 21 века в сравнении идей по 230-ти критериям-основаниям с устаревшими и в принципе исчерпавшими себя в 20-м веке консерватизмом-аристократизмом, либерализмом-капитализмом и коммунизмом-социализмом. Проверили, апробировали и внедрили многие наши идеи в 10-ти обращениях к народу и власти, на 70-ти научно-практических конференциях, в 7-ми созданных общественно-политических объединениях, в 30-ти проектах, начиная с «Политпросвет молодежи», «Молодежное Государство» и «Гуманистическая партия». Получено 70 рецензий и отзывов различных специалистов с замечаниями и предложениями, учтёнными при доработке. Например, от моего политического учителя.
1). Р.А. Медведев, историк и политик (Москва): «Ваши тезисы о гуманизме мне нравятся и близки. С вашими положениями полностью согласен. Конечно же, я всем сердцем выступаю за гуманизм, за гуманистическую перспективу. Но этого одного не достаточно. Нужна какая-то более подробная концепция практических дел, правил, оценок и т.д. Любую идеологию рождает деятельность, образец, формулы управления и власти и т.д. Как все это реализовать, я не знаю. Создать вокруг тезисов новую партию невозможно. Нужна более конкретная программа. В многообразии политических партий России я вижу перспективную Гуманистическую партию, но ищите близкие и устанавливайте с ними союзы и сотрудничество».
Всего 71: 65 положительных и 5 - отрицательных (Кувакин В.А., мировоззренческий гуманист - либерал).
+? Постплехановский гуманизм – новая идеология России.
В конце XX века более двух лет в российской общественной мысли обсуждалось и оспаривалось «Политическое завещание Г.В.Плеханова» [Независимая газета, 1999 г., 30 ноября].
В «Завещании» сделаны следующие принципиальные открытия.
Первое. «В ближайшем будущем интеллигенция из «прислужницы» буржуазии трансформируется в особый чрезвычайно влиятельный класс».
Второе. «Возрастание роли интеллигенции неизбежно приведет к смягчению классовых противоречий и социальную революцию заменит эволюция».
Третье. «По-новому будет вестись классовая борьба, идеи гуманизма глубоко проникнут во все слои общества, а рамки его неизбежно расширятся от ценности человека к идеологии и политике».
Четвертое. «Капитализм гибкая общественная формация, которая реагирует на социальную борьбу, видоизменяется, гуманизируется и движется в сторону восприятия и адаптации отдельных идей социализма. Хищнический национальный, хищнический международный, либеральный с элементами демократии, либерально-демократический с развитой системой социальной защиты – вот возможные этапы эволюции капитализма».
Пятое. «Социализм – это гуманное, социально справедливое общество, поэтому его нельзя строить опираясь на насилие и террор. XX век – век великих открытий, век просвещения и стремительной гуманизации, отвергнет и осудит большевизм».
Шестое. «Россия остро нуждается в прогрессивной идеологии, основанной на лучших национальных традициях, на современных представлениях о демократии, политических свободах, гуманности и социальной справедливости. России нужны демократизация и гуманизация».
Хотя автор «Политического завещания Г.В.Плеханова» до сих пор не выявлен, и оно по содержанию больше похоже на апокриф (подделку), но так как по гуманистическим достижениям Плеханов самый высокий российский социал-демократ начала XX века, то эти идеи могут быть включены в новую гуманистическую идеологию России.
Обобщим. Интеллектуальный центристский гуманизм = либерализм + социализм без их правых и левых крайностей, в принципах это свобода и справедливость до творчества интеллигенции.
+ Создание ГПР-Ленинграда в 1990 году.
2. Историко-социологическое обобщение. В историко-технологическом развитии экономические и социально-политические этапы человечества: традиционное аграрное общество – рабовладельческая и феодальная общественные формации – консерватизм-аристократизм (бюрократизм), индустриальное общество – капитализм буржуа и социализм рабочих, информационное, культурно-духовное, интеллектуальное – гуманистическое общество интеллигенции. Современная Россия находится в переходе от индустриального к информационному обществу, а развитые страны – на завершении информационно-технологического этапа.
Как общественный строй гуманизм – новая цивилизованная интеллектуальная формация или интеллектуальная формационная цивилизация, социально-политически и эконмически – интеллектуализм. По Марксу, от предыстории царства естественной необходимости и после промежуточного коммунизма как осознанной необходимости следует «практический», «реальный» и «положительный» гуманизм, «эпоха гуманизма = царству свободы». Его самоцель: «Развитие человеческих сил» и «Действительное богатство общества состоит в свободном развитии личности без какого-либо заранее заданного масштаба». Гуманизм – свободная ассоциация всесторонне и гармонично развитых личностей. Это наиболее соответствующее человеческой сущности общество, интеллектуально сознательная историческая ступень развития всего человечества.
Конкретная история гуманизма - «не гладкий тротуар Невского проспекта» имеет две составляющие: субъективную и объективную. Объективный научный анализ истории человечества открывает положительную общественную гуманистическую тенденцию – гуманизацию: повышение уровня гуманности человека и человечества. Чарльз Дарвин: «…те общества, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов, должны были процветать больше других и оставлять более многочисленное потомство». Луи Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности». В мире рождаемость в 2,5 раза выше смертности, и население Земли выросло за последние 20 лет с 5 до 7 млрд. человек в 2011 году - 30 октября (+30%). Мировые гуманистический индекс (образованность и продолжительность жизни), индексы человеческого развития или развития человеческого потенциала (дополнительно производительность труда и уровень доходов) растут. За 20-й век средняя продолжительность жизни в мире выросла с 34 лет в 2 раза. Из неграмотного большинство населения стало образованным. В 30-40 развитых странах 60-70% населения составляет средний класс с интеллектуальным сердцем. По оценке международных экспертов ЮНЕСКО, в настоящее время на 63% результаты и будущее каждой страны зависят от ее интеллектуальных ресурсов. Наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Закон гуманизма: прогрессивная взаимосвязь развития человека и развития общества. Побеждают те народы, которые ближе других к этому закону. Главной опорой динамичного развития человечества, его смыслом и стимулом может быть только прогресс самого человека. И, наоборот, без прогресса человечества развитие человека невозможно. Гуманизм – ускоритель мирового прогресса. Значит, будущее человечества и России – за гуманизмом в эпохе Знаний, НТП, нового информационно-культурного, интеллектуального общества.
Субъективно гуманизм – это величайшие духовные, образовательные открытия интеллигенции, ее исторические виды и этапы роста всего человечества: первый изм-гилозоизм (всё - живое) у первобытного человека это чувствительный гуманизм и далее гуманизмы знания и опыта - первый, древний философский гуманизм (гуманистические точка отсчёта и планка поднята, например, Протогором: «Человек - мера всех вещей» или Конфуцием: «Человека надо мерить не с земли до головы, а с головы до неба»), ранний религиозный гуманизм (принизил человека до раба придуманного им же мистического «Бога», но включил его первым в божественную мировую систему), средневековый культурный (человек - центр, «пуп Земли») и флорентийский гражданский, этико-политический (!) гуманизм, либеральный (+свободный человек) гуманизм эпохи Просвещения и буржуазно-демократических революций, социалистический революционный гуманизм (+равенство трудящихся), современный мировоззренческий светский гуманизм (человек важнее всего) и новый общественный (идея личностного народа, гармония человека и народа, общества и государства + с природой), идейно-политический и первый партийный гуманизм XXI века (в мире 50 гумпартий).
3. Философское переосмысление. По диалектическому спиральному закону отрицание отрицания либерализм-капитализм как идеология и политика во многом революционно (скачок) противоположен консерватизму-абсолютизму, прежде всего в свободе народа, но по закону единства и борьбы противоположностей сохраняет и преемственность в рынке, в религии и т.п. А коммунизм диктатурой «пролетариата» отрицая капитализм, во многом копирует, дублирует консерватизм-тоталитаризм (в России на феодальной почве - бюрократический социализм или по Марксу - «казарменный коммунизм»). Гуманизм на основе закона взаимоперехода количественных изменений в качественные стремится к гармоничной и оптимальной идеологической и политической системе. В диалектике единичного, особенного и общего либерализм преувеличивает частное, консерватизм – особенное, коммунизм – общее, гуманизм = оптимум, за гармонию.
Философско-сущностное. В моем сравнительном анализе и синтезе, убеждении и разработке-развитии новый, А) личный и Б) общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas - человечность) – новое, историческое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие личностностных и социальных человеколюбия (чувства, знания и убеждения) и человечности (образование, деятельность и практика): 1) социальный закон, тенденция и традиция развития человечества и человека; 2) личностная и общественная цель – идеал; 3) целая, междисциплинарная наука, система теорий и учений; 4) научное и светское мировоззрение; 5) социальная ценность и идеология интеллигенции интеллектуального общества; 6) национальная идея РФ; 7) политика центризма; 8) интеллектуальная экономика; 9) интеллектуально-социальное движение и общественный прогресс; 10) человеческие и человечные, социальные, в том числе политические, например, государства и партии, институты; 11) интеллектуальные общественная система и общественный строй; 12) исторический тип человека и народа, общества и государства; 13) культура, образ и качество жизни человека и народа; 14) высшее нравственное качество человека и общества; 15) патриотизм, народный; 16) методология и методика, критерий личного и общественного развития; 17) ноосферная эволюция; 18) гармония, «золотая середина», баланс потребностей и интересов и 19) искусство и художественный тип как Любовь, Истина, Добро, Творчество, Организация, Инициатива, Путь, Красота, Солнце  и Тайна человека и общества - первичная, целевая, основная, прогрессивная, удесятеряющая, созидательная, направляющая, заключительная, освещающая  и таинственная причины; 20) противодействие антигуманизму (разоблачение в каких бы красивых одеждах он не был - «добро должно быть с кулаками»), но лучше и гуманнее ненасильственный гуманизм); 21) сверхактуальное решение глобальных проблем.
4. Политология анализирует и синтезирует основные мировые идеологии. Переход государств на новую идеологию и политику был исторической необходимостью и новым, более прогрессивным этапом развития страны, связанным с рождением новых экономических и социальных классов. Для вождей племен, рабовладельцев и феодалов роль идеологии сыграла религия – божественный административный консерватизм-аристократизм. Для буржуазии была необходима, возможна и действенна свободная идеология: либерализм-капитализм. Крестьянство и рабочий класс, политически максимально проявив себя в самостоятельных восстаниях, но оставшись экономически подчиненными классами, получили сверху коммунизм («диктатуру пролетариата») и анархизм (кооперативный), без собственной экономической альтернативы – опять же бюрократизм-консерватизм. Чиновничество всех времен и народов – консервативно-бюрократично, коррупционно (сохранение и использование своих постов). Для интеллигенции экономической основой становится НТП, информационно-культурное, интеллектуальное общество – гуманизм-интеллектуализм (от идеи Маркса: «Наука - непосредственная производительная сила» до приоритета интеллекта в производстве и обществе, в том числе приоритета самой прогрессивной интеллектуальной собственности).
Политические принципы: консерватизма-аристократизма (бюрократизма) - неравенство, либерализма-капитализма - свобода, коммунизма и социализма - равенство и справедливость, гуманизма-интеллектуализма - гуманность, человечность - синтезирующий и самый прогрессивный.
Марксистские идейно-политические понятия (категории) эксплуатации, нищеты и отчуждения, преувеличенно примененные к критике капитализма, могут быть применены ко всем идеологиям (ко всем общественно-экономическим формациям). И наиболее соответствуют недоразвитому консерватизму-абсолютизму-бюрократизму: в рабовладельческом обществе они максимальны для рабов, в феодальном чуть уменьшаются за счет соединения труженика, крестьянина и ремесленника, с собственностью (землей, орудиями производства). Либерализм-капитализм этот экономический синтез увеличивает в других формах (например, акционерное общество), добавляя еще политический демократический синтез и социальное партнерство, коммунизм-социализм как преувеличение общего, коллектива над человеком частную эксплуатацию заменяет государственной и выравнивает «нищету» с социальным и политическим выделением бюрократической «номенклатуры» (социалистическая демократия формализована и обюрокрачена), т.е., отчуждение опять меняет форму и бумерангом ударяет в марксистский коммунизм, в т.ч. до развала СССР. По Ленину: «Производительность труда - самое важное для победы нового общественного строя», а Советский Союз не мог и не смог обогнать развитые капстраны по этому критерию победы. Гуманизм-интеллектуализм через НТП увеличивает производительность труда и ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения до благоприятных условий для творчества, не только для интеллигенции, но и для всех социальных классов, и снимает классовое идеологическое отчуждение. Гуманизм-идеология интеллигенции и всего народа, всего человечества. Вместе с этим интеллектуализм, творчество - саморабский труд, сверхпотребность личности.
Диалектика К. Маркса: 1) исторична (для пролетариата индустриального общества 19 и 20 веков); 2) однобока и не динамична (приоритет материального, общественного бытия, когда в информационном обществе сознание опережает и становится впереди); 3) одностороння (преувеличение борьбы над единством); 4) интернациональна, слабо учитывает национальные особенности и 5) не полна (нет учения об идеальном) и 5) духовное минимум автономно от материального, а временами самостоятельно или даже первое. Духовной диалектике лучше поучиться у Гегеля и Вл. Соловьёва. Интересен и полезен в этом плане и Бердяев с историческим анализом русской идеи, синтетически выводящий её, вслед за Достоевским, во "всечеловечность", то есть в гуманизм.
Марксизм - научная левая революционная идеология коммунизма рабочего класса индустриального общества: «хорошо» показала свою кровежадность - антигуманизм (в гражданской войне в России погибло 8 млн. человек и страна потеряла 8 лет исторической динамики развития). В этом его сила («ума немного надо») и ограниченность 20 веком. В информационном обществе 21 века комидеология себя в принципе исчерпала. Для интеллектуального общества адекватна научная центристская идеология гуманизма-интеллектуализма интеллигенции. Поэтому мы разработали проект гумидеологии и создаём партию "Гуманная Россия".
5. Конкретное гуманистическое измерение. Из 233 стран мира наша родина по гуманистическому индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) имела 0,3 в 1913 году (по моим подсчетам) и упала с 26-го места (0,920) развитого социализма СССР в 1990 году, после всех развитых капиталистических стран, на 114 место в 1995г. и имела 75-е в 2000 году (0,771) и 71-е место в 2007 г. (0,817)), в том числе по образованности – 0,933 (40-е место), по ВВП на душу – 0,833 (56-е место) и продолжительности жизни – 0,686 (133-е место), 65-е и 66-е за 2008 и 2009 годы (0,719 и 0,755 – воздействие мирового кризиса), 57-е место за 2013 год (0.788). У Норвегии – 0,955 (1-е место), а мир - 0,753 (2007 год) и 0,624 за 2008 год. Мы вводим новый итоговый критерий развития народа: ГП (гуманистический, личностный, потенциал) = Н (население)xИРЧП. По гуманистическому потенциалу, за счет количества населения, на 1-м месте Китай (1066 млн.: Н=1381 млн. чел. ; ИРЧП = 0,772), а у России 5-е место в мире (116 млн., в 9 раз меньше китайского). Комплексный анализ динамики населения, ИРЧП и гуманистического потенциала показывает следующую диаграмму развития нашей страны: а) остановку Брежневского СССР, б) подъем в начале перестройки Горбачева и затем спад, в) резкий спад во время Ельциновских реформ, г) стабилизацию и медленный подъем в результате реформ Путина-Медведева и это на «фоне» последовательного мирового роста.
Количественное измерение гуманизма - «каждый гуманист нам дорог». Созданный в 1952 году МГЭС сейчас объединяет 117 гуморганизаций из 38 стран (5 млн. членов на 7,3 млрд. человек планеты). Гуманистическая тенденция в нашей стране действует и развивается «через тернии к звездам». В РФ в настоящее время 46 различных небольших гуманистических организаций, групп, действующих разрозненно и даже конкурирующих между собой: около тысячи гуманистов на 145 млн. человек населения (0,0007%). В целом наша родина по уровню организованного, особенно идейно-политического, партийного гуманизма отстает. Но начало положено: в России родился в1990 году (на 38 лет позднее мирового, а первый гумклуб в Индии был создан ещё сто лет назад) организованный мировоззренческий светский и социальный гуманизм, одна из высших форм развития которого – партия российских гуманистов. Сегодня актуально и оптимально для координации и объединения росгуманистов всех мастей создание общественного движения «К гуманной России».
6. Гуманистическая психология переориентирует современного человека с физических потребностей и способностей на духовно-интеллектуальные, а дипломатия - на международные отношения мира, сотрудничества и дружбы. Таков общий урок 20 века, особенно 2-х мировых войн и возможность интеллектуального общества 21-го столетия.
Резюмируем выводы. Первый. Идеологическая и стратегическая цель-идеал, личная и общенародная - гуманно-интеллектуальная Россия. Диалектика гуманизма как цели, процесса, результата и итога: российский гуманист-личность и личностный гуманный народ, гуманная интеллигенция как социальный класс №1, Гуманистическая партия, гуманно-интеллектуальное общество и гуманное государство в гуманном человечестве.
Семь современных исторических объективных целей: 1) Гуманистическое и гуманное решение глобальных проблем; 2) поиск Братьев по разуму в Космосе и защита от возможных космических атак; 3) гуманизация-интеллектуализация человечества; 4) прогресс российского информационного и гражданского, интеллектуального и гуманного общества в передовую страну мира; 5) формирование из многонационального населения нового российского народа, будущей российской нации (поучительный пример американской); 6) всестороннее развитие российской интеллигенции в ведущий класс №1, 7) очеловечивание политики.
Сейчас актуальны девять субъективных взаимосвязанных творческих задач: 1) гуманистическое образование – просвещение и «лечение», патриотическое воспитание народа; 2) разработка и реализация новой гуманистической идеологии и политики России; 3) разработка и реализация гуманистических проектов Конституции, законов и символики Российского гуманистического союза, 4) создание гуманистических организаций по всей России - Российского интеллектуального идейно-политического гуманистического союза – партии патриотического гуманизма России и вступление ее в Гуманистический Интернационал; 5) гуманистическое участие гуманистов в выборах и во власти; 6) ускорение и усиление гуманизации российского государства; 7) развитие гуманно-интелектуальной экономики: 8) гуманистическое сотрудничество и соревнование, взаимопомощь с другими народами Земли; 9) идейно-политическая профилактическая борьба с антигуманизмом в любых и многих его проявлениях и причинах, в первую очередь с религиозным нацистским консерватизмом-бюрократизмом и главным источником основной современной опасности – международным терроризмом, в том числе, военно-промышленного комплекса США.
Второй вывод. Гуманизм 21-го века – новая идеология и политика исторически нового информационно-культурного, интеллектуального общества и нового социального класса – интеллигенции. Для его победы нужна Российская партия патриотического гуманизма (РП ПГ) и Гуманистический интернационал (ГИ).
Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в Кировской области и с вятской особинкой, в Удмуртии своя особинка – наша национальная идея и идеология. Через гуманизм мы выходим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны. Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот общая идейно-политическая центристская формула оптимума, «золотой середины» прогресса россиян и России и модернизации ее в одну из передовых стран мира по качеству и уровню жизни, субъектному развитию народа. По источнику и содержанию: гуманизм – социальная,  патриотизм – национальная и федерализм – государственная идеи (принципы) гармоничного развития страны. Мы за Гуманистический союз России (ГСР)= Союз гуманистических республик (СГР) = Российский гуманистический союз (РГС). Российские республики строятся по историческому территориальному принципу с учётом национальных особенностей.
Третий вывод. Сейчас главное для гуманизации России - реализация идей нового гуманизма через Гуманистическую партию. Для неё разработаны проекты комплексной гумидеологии (230 новых идей + 30 в доработке) и Конституции РГС (Котов А.А.), написаны проекты идеологической программы и устава партии, работаем над политической (выборной) программой-платформой и гумсимволикой партии и России. Осуществляем практически - проверочно 30 конкретных общественных проектов и инициатив гуманистического характера. Инициативная группа по созданию партии "Гуманная Россия" (196 участников из всех 85 субъектов РФ + 500 сторонников) действует и приглашает гуманистов. Для регистрации партии надо 500 членов из 43 регионов. У гуманистов должна, может и будет своя центристская партия интеллигенции информационного, интеллектуального общества к выборам ГД-2016.
Четвёртый вывод. «Кто колокольчик привяжет?». Создаст гуманизм сам Человек – Творец (выше бога, у которого человек – копия «по образу и подобию»): мудрец, личность и гражданин, гуманист и патриот, интеллектуальный мировой специалист-профессионал, интеллигент. В этом всестороннем и гармоничном самотворении – образовании – смысл и цель, стимул и катализатор роста человека.
Российский гуманист – вот начало гуманизма в России. Исторически по менталитету, стихийно, бессознательно большинство россиян естественно близки к гуманистической позиции (по соцопросу 2014 года 83% россиян считают себя «добрыми людьми». Но для них гуманизм – пока только нравственное понятие: человеколюбие. Этого недостаточно. Нужен новый гуманизм: научный и организованный, гражданский и общественный, идеологический и политический, партийный, переводящий человеколюбие в человечность, в гуманность человека и общества. И новый гуманист: эволюционный демократический центрист и патриот.
Приглашаю к сотворчеству нового гуманизма для нашей родины - гуманной России и для гуманного россиянина.