Русское медальерное искусство его центры и мастера

Глеб Фалалеев
   Уже на заре цивилизации человечество столкнулось с потребностью отличать заслуги своих лидеров в том или ином виде общественной, военной и политической деятельности. Именно эта потребность нашла своё вещественное воплощение в создании так называемых донативов (от лат. donum - дар, подарок), и так как универсальным средством обращения являлась монета, то традиции выпуска подарочных монет уходят корнями в глубокую древность. Как правило, это ограниченные в тираже разовые выпуски, посвященные какому-либо знаменательному событию. В отличие от памятных монет серийного чекана донативные монеты не поступают в обращение и не используются в качестве платёжного средства, хотя и несут на себе свою номинальную стоимость, которая является величиной чисто символической.

     Учитывая особое предназначение донативов к работе над ними всегда привлекались лучшие мастера-резчики, превращавшие маленький круглый кусочек металла в настоящее произведение искусства.

     Первыми наградами в современном понимании этого слова стали отчеканенные в 417 - 357 годах до н.э. серебряные тетрадрахмы (монета достоинством в 4 драхмы см. иллюстрации) в греческом полисе Сиракузы на острове Сицилия. Памятная монета была выпущена в честь ежегодных спортивных состязаний (так называемых Ассинарийских игр)и предназначалась для награждения победителей. С учетом этого, она и несла на себе соответствующую информацию. На её лицевой стороне (аверсе) изображены голова нимфы Аретузы, котрая считалась покровительницей города. На оборотной стороне (реверсе) - возница, ведомый бегущим по небу Гермесом, стремительно мчащийся на колеснице к желанной победе. На сегодняшний день, спустя 25 веков, эта монета всё ещё остаётся непревзойдённым шедевром мирового медальерного искусства.
   
     "Отцом" медали в том виде в котором мы все привыкли её видеть, стал римский император Нерон. Его наградные серебряные денарии и золотые ауреусы были снабжены специальным ушком, что позволяло носить их пришитыми к одежде или на шейной цепочке. Наградные монеты Нерона также отличает высокая степень художественности и реалистичности изображения.

     На Руси впервые наградные монеты появились во времена князя Владимира в Х веке (так называемые златники и серебряники) предназначенные для отличившихся воевод и ратников княжьей дружины.

     Москва - третий Рим! Это не просто громкая фраза, а скорее констатация исторического факта. Волею судеб, так же как Рим и Константинополь, столица России раскинулась на семи холмах, а сама Россия считается правопреемницей Византийской Империи. Преемственность эта сказалась и в геральдике государства (двуглавый орёл), и в религии (христианство), и в изобразительном искусстве (первыми иконописцами были специально приглашённые византийские мастера). Вполне естественно, что культурные и религиозные традиции Рима и Византии существенно сказались на менталитете россиян, затронув, так или иначе, все стороны их жизни.

     Петровская эпоха ознаменовалась коренными преобразованиями во всех областях, начиная с военной и заканчивая реформой денежной системы. Находясь заграницей, молодой царь неизменно интересовался работой монетных дворов. В Лондоне, например, с устройством машин для чеканки его знакомил сам сэр Исаак Ньютон. Пётр приглашал на службу западных медальеров, заботясь о становлении русской школы медальерного искусства. Первая русская памятная медаль, посвящённая Полтавской победе, по своему композиционному исполнению очень напоминает древнеримский денарий, хотя и крупнее его по величине (чекан производился на стандартном рублёвом кружке). На аверсе медали помещен профильный портрет царя в доспехах и лавровом венке, из-за чего долгое время сами медали именовались в народе "патретами", на реверсе - изображение триумфальной арки. Ещё больше сходство с денариями усиливается благодаря тому, что все надписи (легенды) на первой российской медали отчеканены на латыни.

     С именем Петра связано учреждение в 1698 году высшей награды Российской Империи - знака ордена св. Андрея Первозванного. Золотой массивный усыпанный бриллиантами знак с украшенным эмалью изображением распятого св. Андрея, является высокохудожественным произведением не только медальерного, но и ювелирного искусства. Кроме знака ордена св. Андрея, кавалеры награждались Звездой Ордена. Перед мастером, которому заказывали орден, каждый экземпляр которого сугубо индивидуален, стояла нелегкая задача - показать необычайную роскошь изделия, не обезличив при этом рисунок и символику знака. В центре звезды на палевом эмалевом фоне - черный двуглавый орёл с голубым крестом, окружённый 26-тью бриллиантами. По синему эмалевому кругу золотыми буквами написан девиз ордена: "За Веру и Верность" и расположены две лавровые ветви. Всё это заключено в круг из 23-х бриллиантов средней величины. Звезда удивляет обилием драгоценных камней и тем, что мастер сумел усилить игру бриллиантов, расположив лучи звезды в разных плоскостях.

     Строительство Петербурга - новой столицы государства, перенесло центр политической и культурной жизни на север страны. В 1724 году открывается Санкт-Петербургский монетный двор куда переводится часть московских медальеров и денежников. Но в начале 1728 года, в связи с переездом царского двора в Москву, он был закрыт. Оборудование и мастеровых вновь вернули в первопрестольную. Лишь спустя 10 лет, в царствование Анны Иоанновны, Петербургу был возвращён статус столицы, и монетный двор разместился в Петропавловской крепости. С этого момента и по сей день центр российского медальерного искусства неизменно остаётся в Санкт-Петербурге.

     XIX век стал поистине "золотым веком" русской медали. В 1810 - 1813 годах механик Петербургского Монетного двора И.А.Неведомский изобрёл и построил совершенно новую машину для чеканки монет и медалей - кривошипный пресс с автоматической подачей и уборкой из-под штемпеля кружков. Опубликованное с чертежами в 1811 году, и не оценённое на родине (ибо нет пророков в своём отечестве!) изобретение, умершего в 1814 году Неведомского, было быстро реализовано за границей. Вскоре новые прессы работали уже в десятках стран мира, и лишь в 40-х годах XIX века они были закуплены и установлены на Санкт-Петербургском монетном дворе под названием ульгорновских.

     В течение XIX и в начале ХХ века выпускались небольшие серии медальных монет, главным образом в связи с открытием памятников, коронациями и юбилеями. Они заменили памятные жетоны, которые прежде специально чеканили для раздачи войскам, принимавшим участие в парадах по случаю побед. Над их выпуском трудились выдающиеся граверы и медальеры своего времени, такие как Генрих Губе, Якоб Рейхель, Павел Уткин. По сложившейся ещё в XVIII веке традиции профессия медальера нередко становилась семейной. Так в 20-х годах XIX века в Петербургской медальерной палате одновременно трудилась целая династия талантливых граверов-медальеров из семьи Лялиных: братья - Павел и Фёдор, сын Павла - Николай, а с 1824 года и другой сын - Александр Павлович Лялин. Их резцу принадлежат коронационные медали Александра I и Николая I, медали Вольно-экономического общества с портретом Екатерины II, наградная медаль Московского общества сельского хозяйства и наградная медаль Финляндского сельскохозяйственного общества. Павел Александрович Лялин (1775 - 1835) является создателем штемпеля уникального портретного рубля Константина Павловича - старшего брата императора Николая I. Рубль нецарствовавшего царя сохранился в России лишь в двух экземплярах - один в Государственном Эрмитаже, другой - в Историческом музее в Москве.
    
     Для русской наградной системы характерно присвоение наградам имён православных святых и великомученников (начиная от Андрея Первозванного и до ордена св. Георгия Победоносца, так называемых Георгиевских крестов). Учитывая тот факт, что вероисповедание населения огромной империи разнилось и значительную часть его составляли мусульмане и буддисты, это вызвало необходимость в наградах не имеющих аналогов в мировой практике. Так появились ордена Георгия, Владимира, Анны и Станислава, где канонические изображения святых были заменены двуглавым орлом - Государственным Гербом Российской Империи. Данные знаки отличия предназначались для лиц нехристианского вероисповедания. Именно такими орденами в разное время были награждены выдающиеся сыновья азербайджанского народа - нефтепромышленник-меценат Зейналабдин Тагиев и генералы Али-ага Шихлинский и Самед-бек Мехмандаров.

     Последней медальной монетой Российской Империи стал памятный рубль 1914 года по выпуску приуроченный к 200-летию Гангутской победы Петра I. Автором штемпелей Гангутского рубля стал медальер П.Г.Стадницкий. Предполагалась их торжественная раздача войскам, но в связи с началом I-ой Мировой войны, торжества не состоялись и монета-медаль со стилизованным бюстом царя Петра в лавровом венке (опять-же, дань римским традициям!) осталась лишь в пробных экземплярах.

     Октябрьский переворот 17-го года надолго приостановил работу Петербургского и Московского монетных дворов. Медальерная палата была вообще ликвидирована. Новая власть, не мудрствуя лукаво, в наградных системах просто сменила кресты на звёзды. Можно провести прямые аналогии между IV-мя степенями Георгиевского креста и орденами Славы III-х степеней, Андреем Первозванным для высших сановников Российской Империи и орденом "Победа" для генералитета Вооруженных Сил СССР. О медальных монетах было практически забыто вплоть до 1975 года, когда на Ленинградском монетном дворе специально для заграничных платежей возобновили чеканку золотых червонцев образца 1923 года. В 1977 году в честь XXII Олимпийских Игр в Москве были отчеканены ограниченным тиражом донативные монеты достоинством 150 рублей из платины 999-ой пробы, а последний год существования СССР ознаменовался выпуском прекрасной серии донативов из палладия, посвященной русскому балету.

     На сегодняшний день российское медальерное дело переживает свой очередной Ренессанс. Прекрасные, как по качеству, так и художественному исполнению, серии донативов выпускаются практически ежегодно и в приличных объёмах. Охватить их все в одной статье практически невозможно, а заинтересованному читателю рекомендую ознакомиться с каталогом-справочником "Памятные монеты России" выпущенным издательством "Интеркрим-пресс" в 2006 году.

2007.

     На иллюстрациях: тетрадрахма, Сиракузы. 413 - 357 гг. до н.э. Серебро.
Иллюстрации воспроизведены Арифом Умбатовым со слайдов являющихся собственностью автора. 2010.