Из жизни богов. Аид. Явление миру

Сальникофф Алексей
      Аид —  старший сын Крона и Реи, брат Посейдона, Геры, Деметры, Гестии и Зевса.
      Ещё  новорожденным младенцем, он был первым проглочен своим отцом Кроном-Временем, который боялся, что дети отнимут у него власть.
Аид находился в отцовской «утробе», пока его и остальных братьев и сестёр не освободил, избежавший поглощения, брат Зевс. Подробнее http://www.stihi.ru/2015/09/03/1979

                Пролог

                1
Первенец медленно рос в неуютной утробе –
Время властителя сильно сжимало тела,
Сын относился спокойно к отцовской особе,
Хоть и была для Аида «обитель» мала.
Но для души и сознанья прозрачны все стены!
Это усвоил в «желудке» отцовском Аид,
Мыслью парил он по разным краям Ойкумены,
Этой способностью с Кроном немного был квит.

                2
Он относился с любовью к своим рассужденьям,
Верил, что мысли сильнее стихий на Земле,
И каждый раз, «пролетая» по дивным  владеньям,
Он убеждался, что мыслям не быть в кабале!
«Многие души парят без пристанищ надёжных,
Только титанам и Крону нет дела до них!
Смертных считают презренней созданий ничтожных
И представляют, что мир – для титанов одних…»

                Явление миру

                3
Трудно жилось молодому и дымному миру –
Братья-титаны вели меж собою войну,
Каждый стремился надеть властелина порфиру
И возлагал лишь на Крона за беды вину.
Братьев сослал он по дальним краям Ойкумены,
В Тартар отправил иных бунтарей-вожаков,
Стал от свершённого дела спокойней Селены,
Но от беды, как известно, нет крепких замков…

                4
Юный Аид, погрузившись в раздумья всецело,
Как-то почуял, что стала «утроба» чужда...
Вмиг возвратился душой он в  недвижное тело,
И ощутил, что вокруг изменилась среда...
Вышли наружу все дети великого Крона,
Самым последним покинул утробу Аид,
Черноволосая Рея стояла у трона
И наблюдала, как пал он на серый гранит.

                5
Он огляделся, узрел в ослепляющем свете,
Юношей крепких и трёх ликовавших девиц.
Рея с улыбкой сказала: «Здесь все – мои дети!»
Раньше Аид не видал этих родственных лиц.
Младший из юношей всем объяснил положенье,
В коем пребудет отныне поверженный Крон:
Место его обитанья и миру служенье,
Как будет время отец брать навеки в полон.

                6
Мудрая Рея вступила неспешно в беседу,
Всем называя с рождения их имена,
Детям поведала мать про Зевеса победу,
И вместе с мужем покинула Офрис она…
Дети тотчас вознеслись на Олимп белоснежный,
Где поделили над миром верховную власть:
Небом и сушей стал править спаситель мятежный,
Старшему брату досталась подземная часть…

                7
Вскоре красавец Аид опустился в ущелье,
Долго бродил там по гротам в густой темноте,
Выбрал огромную полость себе в подземелье,
Не забывая, что жил много лет в тесноте.
Стены светились от строгого взгляда Аида,
Рушились скалы и камни по воле юнца,
Своды сияли во мгле, словно днём хризалида –
Был озадачен Кронид возведеньем дворца.

                8
Мыслью пробил он в граните широкие тропы,
Чтобы по ним пробирались земные сыны:
Три многоруких гиганта и с ними киклопы
Дивный дворец возвести в подземелье должны.
Сам же призвал он на вечную службу Таната –
Душам без тела не место на дивной земле!
Привлечены были Гипнос, Харон и Геката –
Думать Аиду пришлось о наказанном зле.

                9
В царстве его протекали волшебные реки:
Стикс-титанида владела священной водой,
Лета вбирала в течение память навеки,
Был Ахерон душам смертных границей седой.
Сделана богом великим работа такая:
Новый поток к Ахерону направил Аид.
«Водами Плача» он стал, из земли истекая,
И в подземелье его называли Кокит.

                10
Юноша бодро шагал по огромным владеньям,
Не угнетала его никогда тишина,
Часто Аид возвращался к своим размышленьям,
Знал, что для мёртвых такая обитель нужна:
«С теми, кто жил по законам Зевеса, понятно –
Их переправит в спокойное место Харон,
Там, над полями летать будет душам приятно,
А наилучших возьмёт на Элизиум Крон.

                11
Здесь будут править законы огромной Вселенной
Равными станут герои, цари и рабы.
Жизнь на земле им покажется вспышкой мгновенной,
Где их года пролетают вдоль нити судьбы!»
Юноша вспомнил убийц, причинявших страданья:
«Кара должна вызывать у преступников стон!
Будут для них по заслугам страшны наказанья  –
Души их примет на муки Пирифлегетон!

                12
В огненных водах глубокой реки рукотворной,
Будут злодеи, терзаясь, гореть, как смола!
Справится быстро стремнина с душой непокорной,
Но не сожжёт, продлевая мученья, дотла...
Хватит здесь места для душ необъятной Вселенной,
Но не хранилищем быть подземелье должно!
Жизнь на земле будет вечною и неизменной,
И для очищенных душ в мир открою окно!»

                13
Царство своё обойдя, бог вернулся к постройке:
Чёрный дворец был гигантами врезан в скалу,
Зодчие эти искусны, умелы и бойки,
И от царя заслужили они похвалу.
Сел самый старший Кронид на подобие трона,
Взгляд устремив в небеса сквозь суровый гранит:
«Всё будет здесь подчиняться веленью Закона!
А над законом и судьями – только Аид!»

Глоссарий  к главе  Явление миру:

Аид — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших.  Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый».
Ахерон —  большая река в подземном царстве,  в которую впадают Пирифлегетон и Кокит.
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства,  живущая в царстве  Аида.
Геката обладает непознанной силой, она бродит по Земле ночью со свитой душ умерших. Ее видят только собаки, и, если собаки воют ночью, это значит, что Геката рядом. Трехтелая и трёхликая,  прекрасная видом богиня, появляется на поверхности земли лишь при лунном свете с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, стигийских собак и чудовищ подземного мира.
Ги'пнос (др.-греч. «сон») —  божество сна, сын Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Брат-близнец Танатоса.
Кокит (Коцит — «река плача» в царстве Аида, приток Ахерона,  в котором текут ледяные слёзы.
Крон. Имя «Крон» происходит от греческого слова "хронос" — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени. Все рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождались и поглощались  им.  Крон боялся, что дети отнимут   у него власть. Родились и исчезли в утробе отца Аид, Гестия, Деметра, Гера,  Посейдон. Когда настала очередь родиться  Зевсу, жена Крона  Рея отправилась на остров Крит и там в пещере горы Дикте родила сына, которому суждено было стать повелителем богов-олимпийцев. А Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень. Спасённый матерью младший сын Зевс вырос и заставил отца-Время вернуть поглощённых братьев и сестёр.
Кронид,  Кронида, Кронион,  Крониона — наименования сыновей и дочерей  бога времени Крона.
Лета — одна из рек  в подземном царстве Аида, река Забвения. Коснувшись или   испив её воды,  все души теряют память.
Ойкумена,  буквально —  обитаемая земля, вселенная, мир.
Офрис — гора в Фессалии, на которой жил Крон с супругой Реей.
Пирифлегетон «Огненный поток» —  река в царстве Аида, в багровых, кипящих  расплавленной лавой водах которой, несут  наказание души тех, кто пролил кровь родных.
Рея — титанида,  жена Крона,  мать Аида, Посейдона, Геры, Гестии,  Деметры, Зевса.
Селена — богиня Луны, титанида, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос.
Стикс — могучая, суровая и прекрасная титанида, богиня одноимённой реки в царстве Аида. Стикс — одна из старших  дочерей титанов Океана и Тефиды. Водами Стикс клянутся боги, и клятва эта —  нерушима.
Танат, Танатос (др.-греч. «танатос» —  смерть) —  бог  смерти, сын Нюкты и Эреба. Брат-близнец бога сна Гипноса
Тартар — один из самых таинственных богов, первый муж Геи и отец змееногих гигантов. Бог неизведанного пространства.  Описывается, как огромный могучий мужчина с  черной воронкой вместо лица.  Владения Тартара,  названные его именем, это — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида.
Харон (др.греч. «Яркий») — могучий бессмертный сын Эреба (Мрака) и Нюкты (Ночи), перевозчик теней умерших через  реку подземного царства — священноводную Стикс. Харон неподвластен времени, поэтому — молод  и силён, но веками  ошибочно изображается в виде старца.
Хризалида (греч. chrysallis, от chrysos — золото) —  золотистого цвета куколка, из которой выходит прекрасная бабочка.
Элизиум — часть загробного мира, где царит вечная весна, и где избранные герои проводят дни без печали и заботи откуда получают воплощения в новые жизни...

Продолжение http://www.stihi.ru/2015/12/06/5559

Другие баллады из книги «Из жизни великих богов»

О Зевсе  http://www.stihi.ru/2015/09/03/1979

О Посейдоне http://www.stihi.ru/2015/12/30/5219

О Гефесте  http://www.stihi.ru/2015/10/16/6638

Об Аполлоне http://www.stihi.ru/2015/06/12/3110