Гармония формы и бесформенность

Творческая Мастерская Алкоры
Статья для сборника "Свободные формы"

(Разбор и правка стихотворения участника конкурса)

Получила недавно письмо от одного автора СТИХИ.РУ. С его согласия  привожу ниже фрагменты этого письма, не раскрывая авторского НИКА: на страницах Ликбеза мы все вместе учимся технике написания стихов, не уделяя внимания  их авторству, мы никого не критикуем и никого не возвеличиваем - только размышляем над техникой стихосложения.

Итак, письмо:

«Уважаемая Алла! Огромное спасибо вам от автора, который сами знаете, старается творить необычным стилем, к восприятию которого большинство авторов не готовы.<…>. Но я сейчас не об этом. У меня есть одно стихотворение, написанное совершенно в ином поэтическом жанре, таком же редком и экстраординарном, как и мои сонеты - инокограммы. Предлагал его на один из конкурсов Фонда ВСМ, когда у меня было менее 1500 читателей. Мне не важно, отмечено ли оно, важно, как мне удалось в нём выразить своё отношение к великому Артисту. Обращался за помощью на одну площадку, а получил лишь вотум неприятия типа "мне стих не нравится" и, совета "пишите, как пишут все". Но всё дело в том, что пока творить, как все, я не умею. Стихотворение, о котором пишу - (ССЫЛКА) - не очень большое <…> Я хотел попросить Вас его разобрать, в особенности "по косточкам", рифмам и содержанию. Верлибр это или Белый стих, честно сказать, не имею опыта отличить одного от другого. Отнёс его к гражданской лирике, но вот с рифмами вышло трудновато, а может так и должно быть. Каково ваше мнение? Требуется ваша помощь профессионала в этом поэтическом жанре. Получится или нет сделать в произведении поправки, оставив авторскую идею прежней? С моей стороны буду вам очень признателен, если поможете усовершенствовать стихотворение. <… > Вы готовы на странице моего стихотворения оставить ваш анализ "моих полётов", но я ВАС УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ПРОДУБЛИРОВАТЬ ЕГО И НА ВАШЕЙ СТРАНИЦЕ "Творческая Мастерская Ликбез". С благодарностью, ИМЯ…..»

Авторский текст стихов, о которых идет речь в письме:

АРТИСТа боль видна,
горящею душой,
если ёмче – жизнью,
зрителя игрой,

йотой кадра,
лихо мастерством направит,
оживит прекрасный рыцарь
сцены театральной,

Успешный фильмами
художник, ценимый честью,
широтой щедрот,
энергиею юноши являясь …

Аплодисменты, Браво, Виват
ВЛАДИМИРУ МИХАЙЛОВИЧУ ЗЕЛЬДИНУ
Здоровья, Многие Лета!!!

Сделаю обычный разбор формы этого стихотворения, чтобы понять, какова она, а главное - гармонична ли она.

Есть ли здесь рифма? Нашла единственную - «кадра-театральной».  Она только сбивает с толку, - для рифмованного стихотворения этого слишком мало. Допустим, что это белый стих, но в нем  концевых рифм нет вообще, а если и используются, то только как отдельная рифмованная строфа, внедрённая автором (вполне продуманно!) в нерифмованный текст.

Есть ли у автора строфы? Хотя он и разбил свой текст на 3 группы строк, но сделал это скорее по смыслу, а строфа - это все же: «сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, в рифмованной поэзии также схемой рифмовки. В сочинении, состоящем из нескольких строф, метрическая, рифмическая и др. структура каждой последующей строфы повторяет структуру первой строфы».

У автора нет повторяющейся схемы рифмовки, поскольку и концевых рифм (кроме единственной) нет. Может быть есть ритмический повтор - повторяющийся рисунок звуковой схемы стихотворения? Построю звуковую схему:

010101
010001
1010 ц 10
10001

1010
10001010
00101010
100010

010100
01001010
00101
01000100010

Ничего подобного! Все строки разной длины и разные по виду. Допустим, здесь использован белый и одновременно вольный стих, то есть нет рифмы, а количество стоп в строках абсолютно свободное, любое и меняющееся количество стоп в строке! Это возможно, и примером тому служит горьковский «гордо реет буревестник, черной молнии подобный, то кричит, крылом касаясь…» Там тоже нет рифм и каждая стока - абсолютно случайное число стоп вида хорей (10), а звучат стихи более чем гармонично! Но у Горького  мы видим упорядоченную расстановку Иктов: каждый нечетный слог - ударный! А какие стопы здесь? Здесь нет стоп определенного вида - ударные слоги (фонетические ударения слов) стоят, как попало, между ними - постоянно меняется число безударных слогов, ритм не прослушивается, даже рваного рубленого ритма логаэда - и того нет (в логаэде любая смесь разных по виду стоп через какое-то время повторяется, образуя ритмическую строфу!). Итак, это, безусловно, не белый стих!

Может быть это тоническое стихосложение - акцентный стих, где стоп нет, а есть только повторяющееся или хотя бы упорядоченное по какому-то правилу число ударов в каждой строке (Иктов, ритмических ударений)? Примеры таких стихов тоже есть: они только на первый взгляд - не структуированы, но в отличие от прозы, попробуй переставить в них порядок слов, как что-то неуловимое сразу разрушится. (Подробнее см. статью http://www.stihi.ru/2015/01/29/3091 «Сказка о Рыбаке и Рыбке», написанную акцентным стихом)
 
В авторском примере и такой упорядоченности внутреннего ритма ПО ВСЕМУ СТИХОТВОРЕНИЮ нет - кое-где наше ухо настраивается на определенный ритм, но он тут же меняется, пропадает.

Остается верлибр. Тот самый, который и не белый стих, и не вольный, и не акцентный, и не строфический, а так - проза, случайно записанная отдельными строками.

Любителей такого верлибра на сайте много, из них 90 процентов тех, кто начали писать «верлибром», не научившись в совершенстве владеть рифмой и ритмикой и придумав себе великолепнейшую «отмазку»: «автор… старается творить необычным стилем, к восприятию которого большинство авторов не готовы». Я - точно не готова, даже сомневаться не стоит! Более того, под советом «неприятия типа "мне стих не нравится" и "пишите, как пишут все"» я тоже охотно подпишусь: сначала отточите мастерство в классических формах, разберитесь в них, а уже только потом творите новые - экзотические. И может быть только тогда вы попадете в оставшиеся 10 процентов способных писать свободным верлибром и действительно создавать  шедевры.

Шедевры эти на большого любителя. Потому что писать их чрезвычайно трудно - при полном отбросе всех костылей (ритма, рифмы, строфы и т.п.) вам придется так отточить язык поэзии, так насытить его «густым» и многозначным содержанием и такой точностью подбора слов и привлечения поэтических образов, что у читателя не останется никаких сомнений - это стихи, а не проза, и - очень сильные стихи!

Могу ли я сказать такой комплимент данным стихам? Пусть автор не обижается на меня - не могу. И вовсе не потому, что я в принципе не люблю посланий к актерам (член жюри не имеет права навязывать свое мнение о теме стихов при конкурсном отборе их - тема может быть мне противна, важно, чтобы она была подана блестяще!)
 
Не потому, что не уважаю Владимира Зельдина (еще как уважаю!). Просто «мурашки у меня не побежали» от этого верлибра (если считать данные стихи верлибром). Много перечислений фактов, с которыми трудно не согласиться, но каких-то авторских находок, интересных и поэтически выраженных мыслей я здесь не вижу. А если так, то стоило ли сразу лезть в гору - пытаться писать в «редком и экстраординарном» стиле, когда есть смысл и необходимость использовать весьма полезные «костыли» -либо рифмы, либо ритм, либо и то, и другое одновременно.

Потому что стихи нравятся читателю тогда, когда в них есть гармония. Гармония звучания (рифм и ритма), гармония структуры строф (повтора вида рифмовки в строфах), гармония содержания и подбора образов (написание стихов в ЕДИНОЙ СТИЛИСТИКЕ РЕЧИ, не смешивая разные стили речи в одних стихах).

А теперь самая трудная и неблагодарная для меня работа - правка имеющегося текста. Автор все равно сделает её по-своему, а я только покажу, как бы я изменила этот текст (наскоро).

А) превратим авторские стихи в рифмованные (по возможности, не меняя содержания):

Рифмовка: аББа, ритмика - ямб
010101
0101010
0100010
010001

Артиста боль видна,
Она - в душе горящей,
И в жизни - настоящей,
Что он познал до дна.

Мгновенья кадр хранит:
Там времена и лица,
Средь них - прекрасный рыцарь,
Танцор, мудрец, пиит.

Художник и актер,
Достойный высшей чести,
За то, что пылок, честен, -
Юн духом до сих пор! 

Оваций долгий гул -
Владимир Зельдин, браво!
Вас не покинет слава
И Ваш талант, и ум!


Б) превратим авторские стихи в белый стих в ритмике хорея:

Он -Артист, а значит душу
Видим в каждой новой роли,
В каждой - жизнь и обретенье,
Не игра, а мудрый опыт.

В каждом кадре славный рыцарь
Преподаст урок смиренья
И манер хороших так же, -
Роль запомнится надолго!…

Улетит в бессмертье время,
Фильмы облик нам оставят,
Широту его талантов,
И фонтан энергий юных…

Браво, Зельдин! Гром не стихнет
В Вашу честь аплодисментов,
Силы Вам и славных, долгих
Ярких лет и процветанья!

Прошу прощения за скороспелость обеих моих версий. По глубине содержания они не превзошли авторские стихи, но форма их, на мой взгляд, более гармонична. По крайней мере, в конкурсе авторов, чей читательский список менее 1500, они имели бы шанс занять призовые места (стихи этого конкурса, к сожалению, больше всего страдают именно несовершенством формы, как бы ярки они ни были по содержанию).

Форма в стихах - это не главное, но любые  изъяны формы разрушительны для всякого  содержания.

С уважением ко всем, кто прочтет, и с благодарностью к автору письма,
Ваша Алкора.