Десять Заповедей. Часть 1

Галина Николаевна Николаева
                ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ, ДАННЫХ  МОИСЕЮ,
                в изложении святителя Николая Сербского и протоиерея Олега Стеняева,
                писателя, богослова и публициста, проповедника и миссионера.
      
      
        "Когда Господа Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он отвечал – как читаешь, говорит протоиерей Олег Стеняев. - А в те времена читали закон Божий – Пятикнижие Моисея. Десять заповедей из Закона Божия помещены в книге Исход, в двадцатой главе.
        Начинаются они так: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх.20,2). Каков смысл этих слов для каждого из нас? Господь Бог наш есть Тот Единственный, который может вывести нас из состояния рабства греху, из Египта греха, спасти от фараона мысленного – от диавола. Только Он один может разрешить сложные проблемы нашей жизни, поэтому Он один является Спасом, то есть тем, который спасает нас. Мы читаем в Послании апостола Павла: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2, 9-11). Апостол Петр говорил: Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4,12). В нем, в Боге, мы обретаем спасение, Он один выводит нас из состояния рабства греху.
        Кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства".

        Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

         1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
         2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
         3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
         4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
         5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
         6. Не убивай.
         7. Не прелюбодействуй.
         8. Не кради.
         9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
        10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

        Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
        Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

       
                ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

        "Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20,3)".

        Это значит:
        Святитель Николай Сербский:
        «Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

        «Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

        В Боге — вся мудрость, и вне Бога нет ни мудрости, ни капли знания. Всякую тварь Господь наделил частицей Своей мудрости. Поэтому, брат мой, думая, что Бог дал мудрость лишь человеку, ты ошибешься. Мудрость есть у пчелы и мухи, у ласточки и аиста, у дерева и камня, у воды и воздуха, у огня и ветра.

        Во всем пребывает Премудрость Божия, и ничто не могло бы существовать без крупицы мудрости. По мудрости Божией животное заранее чувствует опасность; и пчела строит соты; и муха предчувствует дождь; и ласточка лепит гнездо; и аист выхаживает птенцов; и дерево знает, как расти; и камень умеет молчать и держать форму; и вода умеет течь с горы вниз и парить облаком; и огонь, дремлющий во всякой вещи, может греть и светить; и ветер знает, куда дуть, и приносит чистоту нечистотам и здоровье болящим.
        В самом деле, никто и ничто не имеет своей собственной мудрости, которую он сам сотворил или сам породил, но вся мудрость проистекает из одного-единственного источника всевозможной мудрости. И источник этот — в Боге. Поэтому, когда ищешь мудрость, ищи ее только в Боге, ибо Господь есть Источник живоносной и великой Премудрости. Кроме этого Источника других нет. Поэтому молись Богу так:
      
        «Боже, Всемогущий и Всевидящий, одари меня, немудрого, животворящей мудростью Твоей, чтобы я смог лучше служить Тебе. И руководи мной, Господи, чтобы я данные мне знания не употребил во зло, как сатана, но только на добро себе и ближним своим к великой славе Твоей. Аминь».

        В Боге — вся благость. Об этом и Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Его благость включает в себя Его милосердие, терпение и прощение грешников. Своей благостью Господь наделил всякое творение Свое. Поэтому в любой твари Божией есть Божественная благость. Даже диавол имеет Божию благость, из-за которой он желает себе добра, а не зла, но по глупости своей думает злом достичь добра, то есть думает, что, причиняя зло всем творениям Божиим, он для себя творит добро. О, сколько благости Божией во всяком Божием творении: в камне, в растении, в звере, в огне, в воде, в воздухе! Вся благость эта позаимствована у Бога — неисчерпаемого, бездонного и великого Источника всяческой добродетели. Поэтому, когда ищешь благости, не ищи ее нигде, кроме как в Боге. Лишь Он имеет благость в избытке.
        Значит, помолись так:
        «Всеблагой, Всемилостивый и Долготерпеливый Боже, одари меня, нечестивого, благостью Твоей, чтобы от Твоей благости я возрадовался и возсиял и смог бы еще больше и лучше служить Тебе. Направь меня и поддержи, Господи, чтобы доброту Твою не превратил я во зло, как сатана, но направил бы лишь на радость и счастье себе, чтобы мог я светиться добротой и озарить ею себя самого и всякую из тварей Твоих, меня окружающих».

        Да не будет других богов, кроме Меня, — заповедал Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них — диавол. А ты не можешь служить сразу и Богу, и диаволу, как не может один вол одновременно вспахать две нивы, как не может одна свеча осветить одновременно два дома. Волу не нужны двое хозяев, ибо они растерзают его; и лесам не нужно два солнца, ибо сгорят они; и ребенку не нужны две матери, ибо останется «дитя без глазу». И тебе не нужны два бога, ибо станешь не богаче, но беднее.
        «Если какие-то другие боги будут присутствовать в нашей жизни, то это будет пред лицем Божиим, Бог это увидит. А наш Бог ревнив, и Он ревниво взыскивает с каждого человека за подобные проступки – поклонение ложным богам».

        Так оставайся наедине со своим единственным Господом Саваофом, в Котором вся сила, вся мудрость и вся доброта, нераздельная, неисчерпаемая, бесконечная. Его, Единого, почитай, Ему поклоняйся, только Его бойся. А когда станешь Ему молиться, молись так:
        «Господи, Боже мой, Тебе принадлежит безчисленное множество творений, но у творений Твоих не может быть более одного Бога — Тебя, Единосущного. Разгони, Господи, мои дурные мысли и сны о других богах, как сильный ветер разгоняет надоедливый рой мух. Боже, очисти мою душу, освети ее, расширь и поселись в ней Ты, Единственный, как Царь в Своем дворце. Это поднимет мой дух, укрепит меня, воспитает, исправит и обновит. Слава и хвала Тебе, Единый Истинный Боже, стоящий превыше всех ложных божеств, как вершина горы над отражением в луже. Аминь».

                ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

        "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20,4-6").
      
        Это означает:
        Святитель Николай Сербский:
        «Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

        Но почему же человек не смеет предстать один на один пред лицем Царя Бога? Разве этот Царь в то же время не Отец его? А кто еще боялся встать лицом к лицу с отцом своим?
        Не Господь ли мыслил о тебе, человек, еще до твоего рождения? Не Он ли неслышно касался тебя Своими перстами во сне и наяву, а ты об этом и не подозревал и этого не чувствовал? Не думает ли Он о тебе каждый день больше, чем ты сам о себе думаешь?
        Почему же ты тогда Его боишься? Поистине, ты боишься Бога не как человек, но как грешник. Грех всегда порождает страх. И он появляется там, где нет места ни ему, ни его порождениям. Именно грех заставляет тебя отвращать взор от Царя и обращать взгляд к слугам. Среди слуг греху легко; это его среда, там он властвует и пирует. Но ты должен знать, что Царь милосерднее слуг. Поэтому не прячь глаза, но смело взгляни на Царя, Отца твоего. Взгляд Царя испепелит грех в тебе. Так солнечный луч уничтожает вредоносных микробов в воде, очищая ее, и вода становится чистой, питьевой.

        Или ты не веришь, что Царь Бог сможет помочь тебе, а потому надеешься на слуг Его?
        Но подумай сам: если тебе Господь Бог не может помочь, то все Его слуги — и того меньше. Не ожидают ли все Божьи творения помощи от Бога? Так на какую же помощь созданий Божьих ты надеешься? Если жаждущий не может напиться из горного источника, бьющего ключом, то разве он напьется, впитывая по капле росу с луговых трав?

        Кто обожествляет вырезанный лик или писаный образ? Только тот, кто не знает резчика и живописца. Тот, кто не верует в Бога или не знает о Нем, вынужден обожествлять вещи, ибо человек должен что-либо обожествлять. Господь вырезал горы и долины, вылепил растения и тела животных; Он написал луга и поля, облака и озера. Тот, кто это понимает, воздает хвалу Господу как величайшему Резчику и Иконописцу, а тот, кто этого не знает, воздает хвалу самим резным ликам и иконам Божьим.
        Но это еще не самый страшный грех. Самый страшный грех — это когда человек обожествляет то, что он сам создал, дело рук своих и разума своего. Дикари вырезают себе идола из дерева и ему молятся и поклоняются. Но дикарям, это простительно. Их дикость служит им оправданием. Истинный и Превечный Господь Бог милостив и снисходителен к ним. Те молитвы, с которыми они обращаются к своему изделию из дерева, Он принимает, будто они к Нему направлены, и посылает помощь и защиту непросвещенным чадам Своим.
        Однако есть и люди просвещенные, которые создают нечто своим разумом или своими руками, и свое собственное творение считают божеством. Бывают художники, преклоняющиеся перед своей картиной и поклоняющиеся ей, как настоящему божеству. Бывают литераторы, которые, написав книгу, вобьют себе в голову, что их книга — вершина неба и земли, и поклоняются этой своей книге. Бывают богатеи, которые нагребут добра, как хомяк запас на зиму, и начинают задирать нос и смотреть вверх, не замечая Бога и Его света, поклоняясь своему трухлявому, побитому молью богатству. Где у человека все мысли и все сердце, там и бог его.

        Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает всю душу своей семье и другого бога не знает, тогда его семья для него — божество. Это болезнь души одного рода.
        Если некий человек посвящает все свои мысли и отдает все свое сердце злату и серебру и не желает знать другого бога, тогда злато и серебро для него — божество, которому он поклоняется день и ночь, пока не настигнет его ночь смерти и не окутает своим мраком. Это болезнь души другого рода.
        Если некий человек сосредоточивает все свои помыслы на том, чтобы возвыситься над другими людьми, старается во что бы то не стало быть первым, желает славы и похвал, считает себя лучшим из людей и всех творений на небе и на земле, тогда такой человек — сам себе божество, которому он приносит в жертву все. Это болезнь души третьего рода.

        Поистине, только болящие души не знают истинного Бога. А здравые души здоровы благодаря знанию и признанию истинного единого Господа Бога, Создателя и Властителя всех резных ликов и всех образов, всех семей человеческих, всего злата и серебра, всех смертных человеков на земле.
        Если некто напишет имя Божие на бумаге, или на дереве, или на камне, или на снегу, или в грязи, то почитай эту бумагу, и это дерево, и этот камень, и снег, и грязь ради Пресвятого имени, написанного на них. Однако не обожествляй то, на чем написано самое святое имя.
        Или, когда некто изобразит лик Божий на чем бы то ни было, ты поклонись, но знай, что не материи поклоняешься, на которой написан Господь, но Живому Великому Богу, о Котором напоминает изображение.
        Или, когда некто произносит или воспевает Имя Божие, ты поклонись, но знай, что поклоняешься не человеческому голосу, но Живому и Могущественному Богу, о Котором тебе напомнила человеческая речь.
        Или, когда видишь ночью величие звезд небесных, ты низко поклонись, но поклонись не творению рук Божьих, а Господу Всевышнему, Который превыше звезд, сиянием своим напоминающих тебе о Нем.
        А когда вечером преклонишь колени, помолись так:

        «Господи, Боже мой! Тебя Единого знаю, признаю и славлю всегда: и когда день открывает мне всю Красоту Твою через красоту дел Твоих, и когда ночь укрывает все темной мантией и оставляет меня наедине с Тобой. Аминь».

        Протоиерей Олег Стеняев:
        «Воля Божия состоит в том, чтобы мы никогда не поклонялись кумирам, никогда не поклонялись каким-либо идолам, изображения которых могут встретиться в нашей жизни.
        Сейчас многие люди стали очень активно заниматься политикой, они держат в своих домах фотографии политических лидеров, которые им особенно нравятся, говорят, что хотят подражать этим людям, и по-своему поклоняются им, воссоздается диавольская религия человекобожия – гуманизм, когда на место Творца ставят тварь и поклоняются ей.
        Мы должны отвергнуть это языческое зловерие, потому что ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Господу нашему. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс.145,3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет.

        Спасение только от Господа, и помните: Он очень ревнив. Бог ревнив настолько, что нам с вами даже трудно представить. Мы не можем искушать терпение Божие. И когда наше сердце занято кумирами, то Он может очень жестоко наказать нас именно через этих кумиров, потому что человек наказывается всегда его же собственным грехом.
        Посмотрите, с каким энтузиазмом выбирали у нас многих лидеров – и как сейчас их все проклинают; какие возлагали надежды – и как глубоко разочарованы оказались многие люди. Бог наказывает нас через наши собственные грехи, но неужели мы не научились понимать простой и самой важной истины, что есть один Господь, един Он свят, Господь Бог наш, и только Он может разрешить наши проблемы, Он один силен исправить нравы, царящие в обществе.

        В нашей стране процветает грех идолопоклонства, когда люди поклоняются Кришне, Шиве, Будде, когда чужие культы, чуждые служения, языческое зловерие входят в наши дома. А есть люди, которые пытаются даже совместить язычество с христианством.
        Один молодой человек, как-то сказал: а мне все равно, как называть Бога. Его можно называть любыми именами. Интересно, как бы отнесся этот человек к тому, если бы его все стали называть разными именами: один называл бы Васей, другой – Петром, третий – Гришей и т. д. Он бы запутался, он перестал бы понимать, кто к кому обращается. Мы не имеем права так шутить с Богом, мы не имеем права рядом с Господом нашим, с Богом Авраама, Исаака и Иакова, с Богом, сотворившим небо и землю, с Богом, Который послал в этот мир Сына Своего единородного, Господа нашего Иисуса Христа, ставить каких-то истуканов, ложных идолов, богов, и говорить, что это все одно и то же. Как может быть одно и то же, если в Писании сказано: Что общего у света с тьмою? (2Кор.6,14) Воистину люди, идущие путем современного язычества, сами не знают, что делают, не знают, что творят.

        Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей.
        Есть люди, для которых бог – это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог – это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог – это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Иногда просто поражаешься той энергии, с которой многие люди служат ложным богам, и с каким нежеланием они переступают церковный порог. Чтобы послужить зеленому змию, человек может вскочить среди ночи, все оставить и бежать по городу в поисках зелья. Если бы у этого человека было бы такое рвение, чтобы посреди ночи встать на молитву, зажечь лампаду, затеплить свечу, открыть Псалтирь! Служить злу, зловерию всегда легче.

        Один молодой человек, в прошлом – член секты кришнаитов, рассказывал, что пока он был у кришнаитов, у него не было никаких искушений, и женщины его совершенно не интересовали. Но как только он ушел из этой секты, он стал заглядываться на всех проходящих мимо женщин, начал думать о компании, о том, что неплохо бы выпить, хорошо одеться и так далее. Очень легко идти путем зловерия, но, когда ты отрекаешься от язычества и начинаешь идти путем христианским, все демоны и бесы ополчаются против тебя, ты становишься их врагом, и все искушения обрушиваются на тебя. А если ты идешь путем зловерия, то демоны и бесы будут помогать тебе.
        Посмотрите на баптистов, на адвентистов, пятидесятников – как демоны заботятся о том, чтобы они были глубоко нравственными людьми, гуманными, чтобы заботились друг о друге, чтобы в их среде было мало конфликтов. Диавол всегда заботится о том, чтобы ложь выглядела, как истина, а истина – как ложь. Его задача – надеть овечью шкуру на волчье существо, и ничего нового диавол не придумал.

        До сих пор в нашей стране стоит огромное количество идолов и истуканов. Каменные статуи, изображающие Ленина, Маркса, других безбожников, являются молчаливым свидетельством того, что язычество, красное язычество – одна из самых худших его форм, еще живо. Неужели для этого князь Владимир более чем тысячу лет тому назад крестил нашу землю и ломал истуканов, чтобы через много столетий его потомки опять начали ставить этих каменных и чугунных болванов по всей нашей земле?
        Может быть, Бог не благословляет нас именно потому, что наша земля оскверняется этим ужасным язычеством до сих пор. И я не уверен, что если эти памятники сломают, то на их место не поставят новых каменных истуканов и не начнется новый виток распространения язычества. Надо раз и навсегда понять: если мы хотим увековечить память какого-то человека, это можно сделать по-православному. Если это православный человек – за него можно молиться, записать его имя в храме – сделать какую-то памятную надпись, как это делали раньше на Руси. Вспомните храм Христа Спасителя, в котором все стены были расписаны именами воинов, чтобы за них молились и поминали.

        Итак, язычество многолико – идолопоклонство разнообразно. Но отвергнем этот путь, будем называть только Господа своим Богом и пойдем путем истинного богопоклонения.
        Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4,24) – и мы не можем идти другим путем».

                ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

             "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь
             не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх.20,7).

        Это значит:
        Святитель Николай Сербский:
        «Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

        Если человек при смерти, назови ему любое имя, и не сможешь его ни подбодрить, ни вернуть мир его душе. Но когда помянешь одно единственное имя — имя Господа Иисуса Христа, подбодришь и успокоишь его. И уходящий в мир иной последним своим взглядом поблагодарит тебя за бальзам великого имени для души его.
        Если от человека отвернутся родные или его предадут друзья, и он поймет, что одинок в этом безкрайнем мире, то напомни ему, уставшему от одиночества в пути, имя Божие, и ты как бы дашь ему в руки посох для отяжелевших рук и ног.
        Если ополчатся против кого-то злые соседи и ложными свидетельствами доведут до оков и темницы, склонив на свою сторону судей против праведника, приблизься к страдальцу и шепни ему на ухо имя Господне. И в тот же миг слезы потекут из его глаз, слезы надежды и веры, и тяжкие оковы покажутся ему легче.
        Если некто тонет на глубине и в последний миг между жизнью и смертью помянет имя Божие, то силы его удвоятся.
        Если ученый тщится разрешить некую трудную загадку природы и, чувствуя, что напрасно понадеялся на свой ограниченный разум, однажды помянет имя Божие, то внезапное озарение всколыхнет его душу, и приоткроется завеса тайны.

        О, предивное имя Божие! Как ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Да умолкнут навеки мои уста, если произнесут его небрежно, обыденно, попусту.

        Послушайте-ка притчу о богохульнике.
        Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:
        — Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
        Паломник миролюбиво ответил:
        — Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
        Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

        Так пусть же, братья, имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в душе, в мыслях и сердце, пусть оно будет на уме, но не срывается с языка, не имея на то значительного и торжественного повода.

        Послушайте еще одну притчу, притчу о невольнике.
        Жил в доме белого господина чернокожий раб, смирный и благочестивый христианин. Белый хозяин имел обыкновение в гневе ругать и поносить имя Божие. И была у белого господина собачка, которую он очень любил. Однажды случилось так, что хозяин страшно разозлился и стал поносить и хулить Бога. Охватила тогда негра мука смертная, схватил он хозяйскую собачку и давай ее грязью мазать. Увидев это, хозяин закричал:
        — Что ты делаешь с моим любимым псом?!
        — То же, что и ты с Господом Богом, — ответил невольник миролюбиво.

        Есть еще притча, притча о сквернослове.
        В Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога.
        Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер.
        Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с отвратительным запахом. А фельдшер, не переставая, бранился. Тогда друг спросил доктора:
        — Как ты можешь слушать такую богохульную брань?
        Доктор ответил:
        — Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран должен вытекать гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, лишь открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны.

        О, Вседержитель, отчего даже вол Тебя не бранит, а человек бранит? Почему Ты создал вола с устами более чистыми, чем у человека?
        О, Всемилостивый, отчего даже лягушки не поносят Тебя, а человек поносит? Почему Ты сотворил лягушку с более благородным голосом, чем у человека?
        О, Всетерпеливый, отчего даже змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему Ты создал змею, более похожей на ангела, чем человек?
        О, Прекраснейший, отчего даже ветер, носящийся над землей вдоль и поперек, не несет на крыльях своих имя Твое без причины, а человек произносит его попусту? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?
        О, дивное имя Божие! Как ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Да умолкнут навеки мои уста, если произнесут его небрежно, обыденно, попусту».

        Протоиерей Олег Стеняев:
        К сожалению, многие люди легкомысленно относятся к этой заповеди и не обращают внимания на то грозное предостережение, которое в ней содержится. Каждый, кто произносит имя Господа всуе, напрасно – обязательно получит наказание. Что значит – не произносить имя Господа Бога напрасно?
        Это значит: никогда в пустых разговорах не произносить священное имя Господа, никогда в бытовых, житейских ситуациях не обращаться к имени Спасителя нашего без должного благоговения. А как часто бывает, что человек сидит в компании, зевает и говорит: ой ты, Боже мой, какое у меня сегодня настроение. У тебя может быть сегодня не очень хорошее настроение, но причем тут – Боже? Или человек занимается какими-то своими делами – и вдруг – посреди мирского, суетного разговора говорит: Господи Иисусе Христе, у меня опять ничего не получилось. У тебя не получилось – а причем здесь имя Иисуса Христа?

        И может ли человек произносить это имя просто так? Ведь в Писании сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4,12). Это имя – великая святыня, и мы должны оберегать святость его. В древние времена перед тем, как написать имя Божие, люди мыли руки, приводили себя в порядок, читали специальные молитвы, и только после этого приступали к переписыванию священных книг.
        Так, например, делали древние монахи. К сожалению, мы утратили понимание значимости Божия имени, а некоторые дошли до такого безумия, что имя Божие произносят прямо во время скандалов, имя Божией Матери вспоминают во время ругани – это уже крайняя форма падения, скажем так, духовная болезнь. Таких людей надо просто-напросто лечить. И поверьте мне, что первый, кто займется их врачеванием, – это Господь, Который не оставляет без наказания ни одного человека, который дерзает произносить Его святое имя напрасно".

       Продолжение следует.