Автореферат диссертации Гарантии прав граждан

Олег Топоровский
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»

Кафедра «Правоведение»

На правах рукописи

Топоровский Олег Витальевич

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Специальность: Юриспруденция

Автореферат диссертации на соискание академической степени
магистра по специальности «Юриспруденция»

Астана, 2013 год

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из основных целей и задач развития правового государства является гарантия прав граждан в административном судопроизводстве, которая является наиболее показательным критерием развития государства и взаимоотношений государства с гражданским обществом.
Права и свободы человека в Республике Казахстан закреплены Конституцией Республики Казахстан, которая соответствует нормам международного права.
Права и свободы человека являются высшей ценностью охраняемой государством. Данный фактор играет важнейшую роль в системе новых административно-демократических правовых отношений основанных на общечеловеческих ценностях и человеческом достоинстве, требующих в свою очередь серьезной планомерной и целенаправленной практической работы по обеспечению гарантий прав граждан в административных процессах.   
Права граждан в административном процессе основаны на общепризнанных международно-правовых нормах, однако способы их защиты не всегда бывают эффективными. В этой связи, особо востребованными задачами в современном административном процессе является создание новых и развитие существующих способов защиты и гарантии прав граждан в административном процессе.
Принимая во внимание тот фактор, что Республика Казахстан является многонациональным и этнически уникальным государством со своими сформировавшимися правоприменительными нормами и особенностями, а также значительное количество опубликованных научных трудов по административным правоотношениям, подтверждают актуальность рассматриваемой тематики.
С учётом вышеизложенного, в данной диссертации проведён комплексный анализ и изучение теоретических основ механизма соблюдения прав граждан в административном процессе.
Обеспечение и гарантии прав граждан в административном процессе объёмная и серьезная как общегосударственная так и мировая задача, решение которой положительно скажется на общем реформировании и развитии национальной правоспособности государства. Государство, руководствуясь общемировыми принципами прав человека, создаёт нормы и требования направленные на обеспечение прав граждан в административном судопроизводстве. В Конституции закреплены базовые права человека, гарантируется защита прав человека, которая возложена на государственные учреждения, в частности обеспечивается правоохранительной системой, функции которой основаны на принципах государственного принуждения. Надобность   принудительных мер к правонарушителям обоснованная, однако при их осуществлении должен неукоснительно соблюдаться порядок определённый законодательством, недопускающий нарушений прав граждан в административном процессе. Современная правоприменительная практика требует существенной доработки и совершенствования.
Совершенствование и создание новых механизмов защиты прав граждан в административном процессе на сегодня очевидно. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) существенно конкретизирована его процессуальная часть, более детально изложены права участников административного процесса. Однако, ряд норм по прежнему несовершенен. Основное внимание разработчики КоАП уделили порядку пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях,                но данная система эффективна только в отношении некоторых участников  административного процесса, в частности лиц, в отношении которых уже завершено производство по делам об административных правонарушениях, защита прав данных лиц отсрочена на завершающую стадию процесса. В этой связи вопрос гарантии прав граждан на начальном этапе административного производства остаётся открытым и требует существенной доработки и совершенствования. На это указывает рост жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Сложившееся положение предопределяет потребность в научном подходе к методам совершенствования модели соблюдения прав граждан в административном процессе и ее практической реализации. Востребованность поиска новых решений относительно гарантий соблюдения прав граждан в административном процессе характеризует тему данной диссертации.
Важнейшим аспектом теоретической и практической жизнедеятельности  правового государства является гарантия прав и свобод человека, которые наглядно характеризуют динамику, интенсивность и уровень развития гражданского общества и государства в целом.
Статья 1 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.» [1].
Данная конституционная норма является основополагающей в гарантии и защите прав и свобод граждан, как в административном производстве, так и в правоотношениях общества в целом. Исходя из этого, требуется обеспечить практически функционирующую систему гарантирующую соблюдение прав и свобод граждан.
Права и свободы человека основаны на международных принципах и правилах, однако распространённые методы их защиты не всегда эффективны. В этой связи возникла потребность совершенствования существующих и разработки новых методов защиты прав и свобод человека. Из общемировой практики административного судопроизводства, очевидно, что чем эффективней защита прав граждан в административном процессе, тем уверенней и надёжней обеспечиваются правоспособность всего государства.
По результатам конституционных преобразований и проводимых законодательных реформ, перед юридической наукой возникли задачи по  дальнейшему исследованию затруднений в обеспечении и гарантировании юридических прав и свобод граждан, наличие которых будет препятствовать дальнейшему развитию правового государства.
Республика Казахстан, обладая сложной этнополитической системой со своей уникальной историей имеет особенности в области административно-правовых взаимоотношений гражданина, судебной системы и органов государственной власти. 
Исходя из вышеизложенного, в настоящей диссертации выполнен комплексный анализ теории и практики задач юридических гарантий прав и свобод граждан в области административного процесса.
Степень разработанности проблемы и актуальность диссертации. Анализ действующего республиканского и международного законодательства указывает на значительные достижения в исследовании института административной ответственности. Несмотря на это, недостаточно внимания уделено функциональности, процессуальному ходу и стадийности административного производства, так как основное внимание законодателя и науки было обращено на правовое положение участников административного процесса и на меры воздействия к нарушителям административного законодательства.
Вопрос закрепления последовательности административного производства в отношении граждан должным образом не рассмотрен, отсутствует самостоятельное процессуальное законодательство по административному процессу. Для сравнения можно отметить наличие самостоятельного процессуального законодательства в гражданском и уголовном производстве.
Существует необходимость в конкретизации административного процесса как административного обвинения с разделением субъектов административного процесса на обвиняющих и обвиняемых.
 Наказывающая сущность административного процесса должна неукоснительно придерживаться конституционных положений, гарантирующих защиту прав и свобод граждан со стороны государства, так как административные наказания существенно затрагивают права и интересы граждан.
Законодателем и наукой более тщательно рассмотрены вопросы обжалования постановлений об административных правонарушениях,                но на практике отмена подобных постановлений является редким случаем, в связи с чем, возникает потребность в повышении уровня защиты и гарантии соблюдения прав граждан уже на начальном этапе возбуждения и течения административного процесса.
Гарантии прав граждан на начальной стадии административного процесса в настоящее время носят формальный и частичный характер.
Вышеизложенные обстоятельства характеризуют актуальность и новизну диссертационного исследования.
Целями и задачами исследования диссертации является комплексное исследование института гарантии прав граждан в административном процессе, механизма защиты прав и свобод граждан в административном производстве; разработка предложений по разработке новых и совершенствованию существующих методов и механизмов гарантии и защиты прав и свобод граждан в административном процессе.
Цель диссертационного исследования побудила к решению следующих задач:
- углубленное раскрытие понятия гарантии прав граждан в административном процессе;
- анализ полномочий субъектов административного процесса;
- анализ функции гарантии и защиты прав граждан в административном процессе;
- обоснование концептуальных основ обеспечения прав граждан в административном процессе;
- создание предложений направленных на повышение эффективности норм КоАП, имеющих отношение к гарантии и защите прав и свобод граждан в административном процессе.
- научное исследование норм КоАП, регулирующих гарантии и защиту прав граждан в административном процессе;
- оценка системы методов гарантии и защиты прав и свобод граждан в административном  процессе, а также правоприменительной практики.
В процессе исследования были приняты к руководству источники общей теории государства и права, государственного административного, уголовно-процессуального и гражданского права.
Объектом исследования являются взаимоотношения государства и общества в сфере гарантии соблюдения прав граждан в административном процессе. 
Методология и методы исследования.
Методологическая основа диссертации состоит из существующих методов научного познания. В частности одним из основных методов является  материалистическая диалектика с применением структурного и функционального системного анализа. Также, использованы такие методы исследования как социально-психологический, историко-логический, формально-логический, догматического толкования, общенаучный, частный научный и т.д.
Международные правовые акты, Конституция, законодательство Республики Казахстан и законодательство других стран составили нормативную правовую базу исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальном обосновании способов обеспечения гарантии прав граждан в административном процессе, раскрытии сущности мер по обеспечению объективного, справедливого, равноправного административного процесса. Дана научная оценка норм КоАП, имеющих отношение к обеспечению гарантий и защиты прав и свобод граждан в административном процессе, разработаны предложения по их совершенствованию.
Диссертация содержит следующие основные изложения, которые содержат элементы научной новизны:
1. Вывод автора о способах обеспечения гарантий прав граждан в административном процессе. Расширение функций защиты прав граждан в административном процессе не ограничиваемых жалобами на действия (бездействия) органов административного обвинения, с возможностью осуществления защиты прав граждан на всех стадиях административного производства.
2. Научное обоснование понятия гарантии прав граждан в административного процессе. Гарантированность прав граждан в делах об административных правонарушениях, как нормы исходящей из конституционной защиты прав и свобод граждан осуществляемой на принципах равноправия и состязательности сторон административного процесса, нормативно должно быть закреплено в КоАП.
3. Концептуальное определение функции гарантии права в административном процессе. Данная функция предусматривает не только  пересмотр актов по делам об административных правонарушениях, а весь спектр  правовых охранных методов и способов по защите прав и свобод граждан в  административно процессе. Она должна быть доступной для реализации на всех стадиях административного производства. Функция гарантии прав граждан рассмотрена в виде процессуальной деятельности по защите прав и как система  правовых норм с самостоятельным институтом гарантирования соблюдения прав граждан в административном процессе. Под функцией соблюдения прав граждан в административном процессе понимается защита прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сокращения последствий административной ответственности и восстановления нарушенных прав. В этой связи предлагается регламентировать в КоАП систему защиты законных прав граждан участвующих в административном процессе.
4. Обоснование новшеств направленных на совершенствование норм КоАП, в части гарантирования прав граждан в административном процессе, в том числе:
1) деление системы административного процесса на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции, с целью гарантирования соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод граждан в рамках административного  процесса;
2) определение понятия механизма гарантирования прав и свобод гражданина в административном процессе, который предусматривает как судебные, так и внесудебные способы защиты прав и свобод граждан;
3) выделение основных принципов гарантирования прав граждан в административном процессе, таких как равенство, состязательность, объективность, гласность, право на защиту.
5. Обоснование необходимости внедрения законодательного акта регламентирующего процессуальные нормы в административном процессе отдельно от норм материального права изложенных в КоАП и направленного  на урегулирование юридически значимых процессуальных действий судом             и уполномоченными органами в процессе производства дел об административных правонарушениях.
6. Предложения по совершенствованию системы внесудебной защиты прав и свобод гражданина.
7. Предложения по модернизации института гарантии и охраны прав граждан в административном процессе.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Исследование существующих норм права, определяющих гарантии прав и свобод граждан в административном процессе позволило сформулировать следующие положения:
1. Предусмотреть в КоАП право граждан на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении в областных судах, судах городов республиканского значения, верховном суде.
2. Ввести в КоАП процессуальные нормы, предусматривающие как судебные, так и внесудебные способы защиты прав и свобод граждан.
3. Закрепить в КоАП основные принципы гарантирования прав граждан в административном процессе, такие как равенство, состязательность, объективность, гласность.
4. Внедрить законодательный акт регламентирующий процессуальные нормы в административном процессе отдельно от норм материального права изложенных в КоАП, направленный на урегулирование юридически значимых процессуальных действий судом и уполномоченными органами в процессе производства дел об административных правонарушениях.
5. Предусмотреть в КоАП и ГПК норму позволяющую проводить аудиозаписи и видеозаписи судебных заседаний, а также каких либо процессуальных действий в свободном режиме, без предварительных санкций, предупреждений, уведомлений.
6. Включить в КоАП норму, наделяющую административные суды правом рассматривать дела по обжалованию актов органов дознания и предварительного следствия в общем, и в частности  об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела. В подобных случаях споры между гражданами и государственными органами о правомерности решений выходят за пределы уголовного процесса.
7. Дополнить КоАП, нормой обязывающей административные суды по заявлению любой из сторон административного процесса обеспечить трансляцию судебного заседания на интернет-сайте Верхового суда Республики Казахстан, на интернет-сайте Автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан или на другом предназначенном для этих целей интернет-сайте.
8. Обеспечить возбуждение Конституционным Советом Республики Казахстан конституционного производства в том числе и по обращению граждан Республики Казахстан о том, что нормативный правовой акт Республики Казахстан ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы гражданина. 
9. Установить в КоАП и ГПК срок для направления судами дел в апелляционные, кассационные, надзорные судебные инстанции, при поступлении от гражданина соответствующего заявления (жалобы).
10. Предусмотреть в КоАП как альтернативу финансовым административным взысканиям, такое взыскание как обязательные работы. При этом обязательные работы не должны взыскиваться по отношению к беременным женщинам,  женщинам имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой и второй групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к  имеющим  специальные  звания  сотрудникам  органов  внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов  по  контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
11. Предусмотреть в КоАП норму о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае объявления устного  замечания правонарушителю.
12. Пункт 1 Статьи 61 КоАП дополнить следующими подпунктами смягчающим ответственность за административное правонарушение:
1) «добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении»;
2) «оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении»;
3) «добровольное исполнение до вынесения постановления по делу       об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль»
13.   Предусмотреть в КоАП норму, что к административной ответственности за административные правонарушения в области  благоустройства объектов недвижимости (территории) привлекаются их собственники и только в случае фиксации данных административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Собственник (владелец) объекта недвижимости освобождается от  административной  ответственности, если  в  ходе  рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, будет установлено, что в момент фиксации  административного правонарушения объект недвижимости находился во владении другого лица или правонарушение совершено в результате противоправных  действий других лиц.
14.   Предусмотреть в КоАП норму о проведении обязательной фиксации посредством видеозаписи действий по изъятию вещей и документов в административном процессе, при отсутствии понятых, о которой делается запись в протоколе изъятия вещей.
15. Предусмотреть в КоАП нормы о наложении административных взысканий за оскорбление гражданина (унижение чести и достоинства выраженное в неприличной форме), в том числе за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, средствах массовой информации и других источниках массового распространения.
16. Предусмотреть в КоАП нормы о наложении административных взысканий за дискриминацию гражданина, помимо языковой дискриминации (Статья 82 КоАП), также за дискриминацию по полу, расе, национальности, происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
17. Предусмотреть в КоАП норму о том, что если заявление, жалоба, другие документы, либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган, либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
18. Предусмотреть в КоАП норму о том, что в случае, если назначено наказание в виде административного ареста, последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава правонарушения не может являться основанием отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как меры обеспечения производства по данному делу.
19. Установить внесудебный порядок оспаривания взысканий, актов, действий (бездействия) государственных служащих по принципам судебного процесса без участия судебных учреждений, что повысит эффективность оспаривания неправомерных взысканий. Предусмотреть административную ответственность государственных служащих за воспрепятствование или немотивированный  отказ во внесудебной защите прав и свобод гражданина.
20. В Статье 17 Закона об административных процедурах исключить норму о том, что жалоба на действия (или бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоящему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом.
21. Предусмотреть в КоАП норму обязывающую в процессе рассмотрения дел об административном правонарушении в суде вести протокол судебного заседания.
Эмпирической базой исследования явились данные правовой статистики, аналитические материалы, документы практической деятельности государственных органов.
Теоретическая ценность работы. С научной точки зрения теоретическая ценность результатов настоящей диссертации состоит в возможности использования авторских выводов и предложений другими исследователями с целью научного совершенствования и более детального понимания сути гарантирования и охраны прав и свобод граждан в административном процессе. Настоящее диссертационное исследование нацелено на решение актуальных проблем по обеспечению гарантии прав и свобод граждан в административном процессе, а также на повышение эффективности системы защиты прав в Республике Казахстан. Ряд концептуальных предложений могут применяться в будущих научных исследованиях по теории административного права, истории права и государства.  Выводы диссертации развивают теорию понимания административного процесса, его роль в защите прав участников дел об административных правонарушениях, содержат научную оценку норм административного законодательства и правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях.
Практическая ценность исследования. Результаты настоящей диссертации могут быть использованы в практике ведения производства по делам об административных правонарушениях, а также при совершенствовании административной нормативно-правовой базы. Изложенные в настоящей диссертации предложения могут значительно повысить эффективность и оперативность административного процесса при гарантированно соблюдении прав участвующих в нём граждан. Материалы диссертации могут быть применены преподавателями в учебном процессе по теории административного права, а также использованы в программах подготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в следующих публикациях и конференциях:
1. Роль гражданина в административно-правовых отношениях. Международная научная конференция «Казахстановедение - 7», посвящённая 140-летию учёного, педагога, общественного и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова. – Астана, Университет «Туран-Астана», 2012г., том 2, с. 347-354.
2. Особенности административных правоотношений государства и общества. Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, магистрантов и студентов «Образование, наука, инновации – вклад молодых исследователей». Грамота за научно-обоснованный доклад. – Астана, Университет «Туран-Астана», 2013г., том 2, с. 232 – 237.
 Объем и структура диссертации. Объём диссертации составляет 88 листов. Диссертация состоит из введения, трёх разделов, восьми подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Количество использованных литературных источников. В диссертации использовано 68 источников.
Перечень ключевых слов.
Административное право, административный процесс, административное правонарушение, административная юрисдикция, административное законодательство, административный кодекс, гарантия прав граждан, административное наказание,  защита административных прав, административное постановление, судебное решение в административном процессе, защита прав в административном процессе, внесудебный порядок обжалования, совершенствование административных актов, эффективность административного процесса, эффективность административного производства, распределение административного процесса.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Казахстан, 1995 год.
2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Астана, 30 января 2001 года, № 155-II.
3. Закон Республики Казахстан об административных процедурах, 27 ноября 2000 года, № 107-II                .
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, Акмола, 13 декабря 1997 года, № 206-I.
5. Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2012 года № 266
«Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан».
6. Аналитическая справка об итогах  отправления правосудия по делам об административных правонарушениях за 2007 - 2009 годы, сайт Верховного суда Республики Казахстан, адрес в интернете http://supcourt.kz/rus/analitika_i_statistika/analiz/
7. Анализ судебной практики и актуальные проблемы применения законодательства при рассмотрении жалоб на постановления должностных лиц, уполномоченных государственных органов по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан, сайт Верховного суда Республики Казахстан, адрес  в интернете http://supcourt.kz/rus/analitika_i_statistika/analiz/
8. Аналитическая справка об отправлении правосудия в Республике Казахстан по итогам 2010 года, сайт Верховного суда Республики Казахстан, адрес в интернете http://supcourt.kz/rus/analitika_i_statistika/analiz/
9. Аналитическая справка об отправлении правосудия судами Республики по итогам 2011 года, сайт Верховного суда Республики Казахстан, адрес в интернете http://supcourt.kz/rus/analitika_i_statistika/analiz/
10. Аналитическая справка об итогах отправления правосудия в Республике в 2012 году, сайт Верховного суда Республики Казахстан, адрес http://supcourt.kz/rus/analitika_i_statistika/analiz/
11. Всеобщая декларация прав человека, Третья сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, 10 декабря 1948 года.
12. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке», от 21 июня 1961 года.
13. Гражданский кодекс Республики Казахстан, Алматы, Дом Парламента, 27 декабря 1994 года.
14.   Закон Республики Казахстан об адвокатской деятельности, Акмола,  5 декабря 1997 года, № 195-I.
15. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Астана, 13 июля 1999 года, № 411-I.
16. Закон Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, Астана, Акорда, 12 января 2007 года, № 221-III ЗРК.
17. Административное право. Государственное управление. Основы государства и права Республики Казахстан, Алматы, Жетi жарєы, 1999г.
18.   Практикум по административному праву, Таранов А.А., Алматы, Жетi жарєы, 1998г.
19. Понятие административного права, Баянов Е., Алматы, Жетi жарєы, 1997г.
20. Закон Республики Казахстан о государственной службе, 23 июля  1999 года, № 453-I.
21.   Административное право Республики Казахстан, Таранов А.А., Алматы, Жетi жарєы, 1997г.
22. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 30 апреля 1999 года № 1 «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания».
23. Методические рекомендациями по организации и проведению обобщений судебной практики рассмотрения административных дел, утверждены Распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан № 115 от 20 июня 2005 года.
24. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 6 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц».
25. Инструкция по производству дел об административных правонарушениях Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и его территориальными органами, утверждена Приказом Председателя Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 февраля 2004 года № 13-2-П.
26. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях».
27. Закон Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, Астана, Акорда, 2 апреля 2010 года № 261-IV ЗРК.
28. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года № 5 «О соблюдении принципа гласности судебного разбирательства».
29. Инструкция по производству дел об административных правонарушениях органами Министерства финансов Республики Казахстан, утверждена Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 29 мая 2002 года № 244.
30. Закон Республики Казахстан об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан, от 8 декабря 1993 года № 2572-XII.
31. Статистические отчеты по административным правонарушениям, утверждены Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года № 52.
32. Инструкция о порядке составления информационного учетного документа по учету административного правонарушения формы № 1а, информационного учетного документа по учету административных дел, рассмотренных в порядке пересмотра не вступивших в законную силу постановлений формы № 2а, информационного учетного документа по учету административных дел, рассмотренных в порядке пересмотра вступивших в законную силу постановлений и определений формы № 3а», утверждена Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года № 52.
33. Методические рекомендации по применению Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях государственными инспекторами труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утверждены Главным государственным инспектором труда Республики Казахстан, 2003 год.
34. Инструкции по производству дел об административных правонарушениях, утверждена Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам от 23 января 2004 года № 5.
35. Инструкция по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан, утверждена Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 23 июля 2010 года № 220.
36. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи  «Об утверждении методических рекомендаций          по производству дел об административных правонарушениях Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи и его территориальными органами», от 14 февраля 2008 года № 34.
37. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, г. Астана, 5 июля 2010 года), утверждено Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года № 50, ратифицировано Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2011 года № 511-IV.
38. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 апреля 2012 года № 18-03/179 «Об утверждении форм предписания               об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан о зерне, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении.
39. Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 июня 2011 года № 06-2/331 «Об утверждении форм предписания                об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан о семеноводстве, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении.
40. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 января 2011 года № 13 «Об утверждении форм отчета № 2-З «О лицах, подвергнутых мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» и карточки № 2-З «Карточка учета лиц, подвергнутых мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» и Инструкции по их заполнению».
41. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 апреля 2012 года № 1 «О применении мер обеспечения производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях».
42. Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 12 ноября 2012 года № 134 «Об утверждении централизованного банка данных об административных правонарушениях и лицах, их совершивших и утверждении Инструкции по его ведению».
43. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 113 «Об утверждении отчета формы № 1-АД «О результатах рассмотрения уполномоченными органами дел об административных правонарушениях» и Инструкции по его составлению»
44. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 113 «Об утверждении отчета формы № 1-АД                «О результатах рассмотрения уполномоченными органами дел об административных правонарушениях» и Инструкции по его составлению.
45. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 47 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов и представительства интересов государства в судах по делам об административных правонарушениях».
46. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза, Астана, 5 июля 2010 года.
47. Доклад Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза   «Об исполнении международных договоров по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и реализации принятых международных обязательств в национальных законодательствах государств-членов Таможенного союза», утверждён Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2010 года № 64.
48. Приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 13 июля 2011 года № 289 «О некоторых вопросах производства дел об административных правонарушениях в органах налоговой службы».
49. Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 октября 2012 года № 17-03/522 «Об утверждении форм актов государственного инспектора по охране животного мира, Правил их составления и выдачи».
50. Закон о судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан  Астана, Акорда, 20 января 2010 года № 240-IV ЗРК.
51. Закон об органах внутренних дел Республики Казахстан 21 декабря 1995 года № 2707.
52. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 5 апреля 2007 года № 100-п «Об утверждении форм документов, касающихся организации и проведения государственного экологического контроля».
53. Правила оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, за счет средств республиканского бюджета, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1999 года № 1247.
54. Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, документов по уголовным делам, гражданским делам и делам об административных правонарушениях судом, органами прокуратуры, предварительного следствия, дознания и судебного экспертизы», утверждена Совместным приказом Министерства юстиции Республики Казахстан от 12 ноября 1998 года № 121, Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года № 1043/ца, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 8 декабря 1998 года № 73, Министра финансов Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года № 598, Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 1998 года № 429, Министра государственных доходов Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года № 111.
55. Закон Республики Казахстан о прокуратуре от 21 декабря 1995 года № 2709.
56. Приказ Таможенного Комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 4 июня 2001 года № 200 «Об утверждении документов, необходимых при производстве дел об административных правонарушениях».
57. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 12 «Об ответственности за злостное неисполнение судебных актов»
58. Инструкция по ведению единого карточного учета заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных дел, результатах их расследования, прокурорского надзора и судебного рассмотрения, утверждена Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 18 ноября 2011 года № 122.
59. Приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 5 августа 2003 года № 315 «О некоторых вопросах рассмотрения дел об административных правонарушениях в области налогообложения».
60. Правила направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528.
61. Закон Республики Казахстан об адвокатской деятельности, от 5 декабря 1997 года № 195-I.
62. Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы, редакторы Абишева Т.Д., Турсунова С.Т. - Астана, 2009.
63. Итоговый обзор выполнения Республикой Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг., адрес в интернете http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31347801
64. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2009 года № 892 «Об утверждении доклада о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах».
65. Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений».
66. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июня 2010 года № 1 «О практике вынесения судами частных определений по гражданским делам».
67. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 11 сентября 2003 года № 221-ОД «О возложении обязанностей по рассмотрению дел об административных правонарушениях».
68. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан».