Соната в духе фантазии

Людмигор
                Из перламутра и агата,
                Из задымленного стекла,
                Так неожиданно покато
                И так торжественно плыла, -
                Как будто Лунная Соната
                Нам сразу путь пересекла.
                Анна Ахматова


Плыла застенчивою девой
Почти прозрачная Луна.
А волны гладили несмело
Овал прекрасного чела.

Джульетта!* Ты ли изменила,
Беспечно обнажила боль?
Луна и ты. Двойная сила
И совершенная любовь.
 
Тебе, как небу поклонялся
Великий Мастер чистых нот.
Почти глухой*, он улыбался.
И верил: счастье не пройдёт.

Но… Всё проходит… Нет предела
Бесчестью, ревности и лжи.
Ушла к другому гордо, смело
И только памятью кружит… 
.....
А я вдыхала все аккорды
Бессмертной музыки творца.
Он был великий, сильный, гордый.
И жил всегда в нём дух борца.

И я представила мгновенье,
К нему признание пришло.
Бетховен гений вне сомненья.
И чудо вдруг произошло.

Обескураженный маэстро
В цветах весь с ног до головы
Почти упал. Но кто-то кресло
Успел подставить. Шум толпы…

Он снова полутоны слышал.
Воскресла в музыке душа.
Лишь ноты повторяли тише
Ушла любимая… ушла...

12.12.2015 г.
   
   *«Соната в духе фантазии» - знаменитая «Лунная соната». Наполненный счастьем, Бетховен летом 1801 года приступил к созданию новой сонаты. Соната начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Но дописывал же композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде: ветреная кокетка с первых месяцев 1802 года выказывала явное предпочтение восемнадцатилетнему графу Роберту фон Галленбергу.   Зимой 1802 года Бетховен завершает сочинение нового произведения. И в марте 1802 года соната N 14, которую композитор назвал quasi una Fantasia, то есть «в духе фантазии», была опубликована в Бонне с посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»). Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, композитор передает в своей сонате. Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь. «Лунной» сонату назвал один из лучших друзей Бетховена, поэт Людвиг Рельштаб, уже после его смерти.
   * В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, обладала хорошими музыкальными способностями и пожелала брать уроки игры на фортепиано у кумира венской аристократии. Людвиг всегда видел в людях только лучшее, а Джульетта представлялась ему совершенством, невинным ангелом, сошедшим к нему для утоления его тревог и печалей. Его пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы. И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно.
   * В самом конце XVIII века Людвиг ван Бетховен находился в расцвете сил, он был невероятно популярен, вел активную светскую жизнь, его с полным правом можно было назвать кумиром молодежи того времени. Но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора – постепенно угасающий слух.  Это было страшной бедой, ведь до болезни слух Бетховена отличался изумительной тонкостью и точностью, он способен был заметить малейший неверный оттенок или ноту, почти зрительно представлял себе все тонкости богатых оркестровых красок. «Я влачу горькое существование,— писал Бетховен своему другу.— Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».