О конкурсе стихов - Скользкие тропы бомжей

Любовь Ивановна Егорова
Материал из Википедии:

В СССР конституция гарантировала обеспечение и распределение бесплатного жилья для жителей страны.
До середины 1950-х борьба с проблемой бездомности большого числа людей в Советском Союзе фактически не велась, административный контроль за наличием прописки и постоянного места жительства был довольно слабым, а нормы советского быта были настолько заниженными, что бродяжничество, обитание в подвалах, землянках, сараях и прочих нежилых помещениях не воспринималось как что-то необычное.
*********************************
(Да, я помню, как жили мы в бане. Но то послевоенные были времена.
Примечание Александра Сергунина)
********************************
По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране, советские власти начали борьбу сначала с детской беспризорностью и попрошайничеством, а затем — с массовым недостатком жилья в городах. Решение последней проблемы во многих промышленных городах происходило силами крупных предприятий, которые строили жилье и прописывали в нём сотрудников.
Начиная с 1961 года в СССР начинается «борьба с тунеядством», отсутствие постоянного места работы становится уголовно наказуемым, что резко сокращает количество людей, не имеющих официального источника дохода и постоянного места жительства.
На основании приказа МВД СССР №140 1970 г., изданным во исполнение постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 23 февраля 1970 г. «О мерах по усилению борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни», бездомные помещались в приемники-распределители органы внутренних дел.
С 1991 г. бездомность не является преступлением, статьи УК РCФCР 209 (систематическое бродяжничество и попрошайничество) и 198 (нарушение правил прописки) были отменены.
В начале 1990-х годов в Российской Федерации карательные меры советского периода сменили безразличие и полная беспомощность государственных структур решить проблему бездомности. Начало бесплатной приватизации жилья и связанное с ним совершение многочисленных мошенничеств с жильем, лишавших жилья прежде всего социально неблагополучных лиц (алкоголиков, психически больных, детей-сирот); стремительный рост доли населения, находящегося за чертой бедности, и одновременно появление риэлтеров, готовых финансово помочь малоимущим гражданам в обмен на их жилплощадь; потоки беженцев и экономических иммигрантов из стран «Ближнего зарубежья» привели к беспрецедентному росту численности бездомных в России.
В 1995 г. в России было только 25 домов ночного пребывания, 5 социальных гостиниц и 40 специнтернатов.
В феврале 2001 г. было принято распоряжение губернатора Санкт-Петербурга “О создании в административных районах Санкт-Петербурга домов ночного пребывания для граждан без определенного места жительства”. Однако получить место в таком доме могут лишь проживавшие раньше не менее двадцати лет в Петербурге (Ленинграде).

Сведения из
http://www.mosmedclinic.ru/news/4244
По разным оценкам, сегодня в России от 1,5 до 4,2 млн. бездомных — то есть до 3% наших соотечественников! Наибольшая концентрация бездомных наблюдается в больших городах, прежде всего в Москве (около 75 тысяч человек) и в Санкт-Петербурге (около 50 тысяч).
Возраст современного российского бездомного может быть самым разным, но больше всего (две трети) в этой категории людей в возрасте от 35 до 55 лет.

Сведения из
Бомжи. История и источник бедствия
Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России. В настоящее время в России числится более 4 млн. бомжей. Данные не могут быть совсем точными, так как причиной тому является отсутствие точных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (бомж) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют лишь "оседлое" население. Бездомные органами статистики не учитываются. Бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. Об этом говорит тот факт, что в большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют лишь отдельные нормы, касающиеся административного и уголовного преследования.

В России бездомных людей именуют БОМЖ — без определенного места жительства. Эта аббревиатура вошла в обиход не так давно. Человек, не имеющий жилища и приюта, считается бездомным. Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образ жизни, попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми, которых в народе прозвали "бомжами". Социологи определяют категорию "бездомных" как людей, не имеющих жилья: ни собственного, ни служебного, ни взятого внаем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками или друзьями; или пользующихся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующих остаться без него в любой момент. Люди бомжи появились как социальный феномен в нашей стране в конце 80-х годов 20 века.

Причины появления бомжей

Основными причинами появления бомжей являются приватизация и свободная продажа жилья. Объективными причинами роста числа бомжей в 1990-х годах являются обострение экономической ситуации (падение производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), а также политическая нестабильность и потеря людьми нравственных ценностей и ориентиров. Потеря постоянного источника дохода из-за роста безработицы, невыплаты заработной платы и пенсии — одно из последствий экономического кризиса — особенно губительно для лиц пожилого возраста.

Также причиной существования бомжей является нехватка дешевого жилья, недостаточное количество жилищ, потеря жилья в результате межнациональных конфликтов или вследствие длительного отсутствия по болезни или в результате заключения; отсутствие политики в отношении лиц без определенного места жительства, несовершенство форм социального и, особенно, медицинского страхования.

Важной причиной роста числа бомжей является безработица. Бомжей, чаще всего не имеющих прописки, а иногда и документов, удостоверяющих личность, не признают безработными, не существует завершенного нормативно-правового оформления механизма социальной защиты бомжей, регламентирующего отношения этой категории граждан с обществом, соответствующими учреждениями и ведомствами.
Помимо вышеназванных причин наиболее характерными, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, являются такие: социальное здоровье общества, т.е. это наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье.

Наличие прописки является причиной бездомности. Без прописки в паспорте трудно получить и работу, и жилье. Самая неблагополучная и нежизнеспособная часть бомжей образовалась в результате закрытия в начале 1990-х годов лечебно-трудовых профилакториев. Если раньше государство заставляло алкоголиков лечиться принудительно, то теперь они предоставлены самим себе, быстро лишаются жилья и пополняют ряды бомжей. Они попрошайничают, копаются на свалках, собирают бутылки, воруют, становятся переносчиками заразных болезней и виновниками пожаров, создают моральный дискомфорт окружающим людям.

В нынешнее время в России числится около 4 млн. бомжей (этот показатель примерный, т.к. точное количество лиц бомж неизвестно). Анализ социально-демографических характеристик бомжей, прошедших приемники-распределители МВД в различных регионах РФ показал, что среди них больше мужчин 41-50 лет, т.е. в зрелом трудоспособном возрасте.
Большинство бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках, городских свалках, в зданиях, подлежащих ремонту или сносу, нередко кочуя в зависимости от климата.

Одно дело, когда бомжем становится человек, по злой воле, невезению или недомыслию лишающийся крыши над головой, денег, легальных способов заработка, документов, поддержки близких. Нередко в таких случаях бывает винавато и само государство с его несовершенными и неработающими законами. Тем не менее, такому человеку можно помочь вернуться в общество, в нормальную жизнь. Настоящая, практически неодолимая беда в том, что бомж – это и мировоззрение. Попробуйте, к примеру переубедить кришнаита… А! Слабо? В теперешнем российском обществе, озадаченном правами человека на западный манер, отношение к бомжу по-прежнему брезгливое (воняет, вшив, разносчик заразы и пр.), но все нормальные люди смирились, что гнать бомжа из общественных мест даже грубыми окриками нельзя, а взашей  – нарушение прав человека. Ведь бомж "тоже человек", хотя особого вида и запаха.

Конечно, будь Россия, подобно западной Европе и прочей Америке, сказочно богата, по щучьему велению, можно было бы пойти навстречу "мировоззренческой массе" бомжей – настроить для них ночлежек с душем и трехразовым питанием вкупе с легким медицинским обслуживанием, и плодись себе на здоровье, родная наша бомжатина, втягивай в свои пахучие ряды новые лица и души из поколения в поколение! Да бюджет не позволяет. Кроме показательных богаделен в столице и в некоторых благополучных городах, "младорыночная" страна может представить своим заблудшим гражданам лишь беспризорные подвалы "хрущевок" и не запирающиеся подъезды более "элитных" домов – зимой. Летом проблему решать проще: велика Россия, а некий пиит добавил, мол, много в ней лесов и полей. И укромных уголков за мусорниками, добавлю.

Историческая сводка

Любопытно, когда и откуда, из каких сословий явились на нашу голову апологеты "бомжевания"? Ведь, найдя истоки, можно рассчитывать на пресечение потока. Хотя бы теоретически. Кажется, "ниточка" находится в сочинениях В. Ключевского. В ХIII-ХV вв. в составе русского общества были вольные или гулящие люди, которые не несли государственной службы и тягла. Они или работали за чужим тяглом, или кормились черной поденной работой, или питались Христовым Именем. Также жили у родственников за их счет. Другие нанимались к хозяевам на кратковременную поденную работу или занимались промыслом, который не привязывал их к земле, например промыслом скомороха. Эта категория людей не была приписана ни к какому городскому или сельскому обществу.

Это был чрезвычайно подвижный и изменчивый класс – рассадник всех вольных промыслов Древней Руси, причисляя к вольным промыслам воровство, разбой и тому подобное. Поэтому с XVI столетия мы замечаем напряженные усилия государства разбить этот класс, в котором заводились всякие социальные недуги, путем присоединения его к тяглу (выделяю эту фразу, чтобы возвратиться к ней. – автор).

Другой источник (Российский исторический календарь, 19.12.1992 г.) подробно рассказывает о тех, кто "питался Христовым Именем". При первых Романовых их выделили из сословия "гулящих", разделив на собственно гуляющих, богадельных и кормящихся возле церквей и монастырей. С первыми понятно, вольница в вольнице. Благополучие последних целиком зависело от возможностей храмов и обителей. Богадельни также создавались при "Божьих домах", однако на их содержание в той или иной степени шли и государственные средства.

К примеру, Петр Первый в 1701 г. велел учредить 60 нищенских богаделен для помещения в них самых старых, дряхлых, больных и увечных. Дочь его, Елизавета, став императрицей, указала строить при церквах вместо деревянных богаделен каменные. Для немалого числа "вольных" нищенство стало ремеслом, дающим фантастическую прибыль. Так что же мы имеем, листая хроники в поисках родоначальников современных нам бомжей? Только некоторые родственные черты.

Возьмем нищих. Для наших лиц "без определенного места жительства" подаяние играет незначительную роль для поддержания жизни. Как правило, они не просят смиренно, они чаще "сдержанно" требуют. Не так воруют, как берут то, что "плохо лежит". Основа их существования – "подножный корм", свалки, городские мусорные ящики. Сдают тряпье, бутылки, цветной металл.

Профессиональные нищие (а таких – подавляющее большинство из христорадничающих) – особая категория. От неимущих, в том числе бомжей, они отличаются более благообразным внешним видом, издают терпимый запах. За редким исключением дряхлые, увечные до полной потери работоспособности, находят место в домах для престарелых, в семьях, а если просят подаяние – это их выбор образа жизни чаще всего.

Воры и воришки (не путать!) тоже особая категория. Напрашивается сравнение бомжей с бродягами былых времен, красочно описанных русской литературой. Опять не то! Классические бродяги работой не гнушаются, к странствиям их гонит тяга к переменам мест, эдакое вдохновение, позыв вечно летящей души, живущей призраком свободы. Они и сейчас есть, но малозаметны в более экзотической массе "вольных" людей. Законы ими нарушаются не чаще, чем основной "подневольной" (т.е. прописанно-зарегистрированной при квартире, работе, семье) массой, они не портят городской пейзаж и экологию. Выходит, бомжи – явление нашего незабвенного ХХ века? Очень близко к истине. Явление не только русское.

Мы в изобилии видим бомжей в странах "классического благополучия", таких как США, Голландия, в более чем социалистической Швеции. Правда, там они не столь обтрепаны, очевидцы говорят, не столь резко пахнут… Там это (пахнуть, носить рубища) просто не позволяется. Так, может быть, и нашим властям поставить собственных бомжей в определенные рамки? Попытаться, по Ключевскому, разбить этот класс со всеми социальными недугами? Или всякие там рамки – тоже нарушение прав человека? Тех прав, которые "прогрессивное человечество" требует соблюдать лишь в нашей стране. Не будем закрывать глаза. Бомжи – это опасно!

Итоги

Проблемы социальной помощи никем не защищенной группы населения на государственном уровне, по сути, не решаются или решаются вяло, без всяких усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Нельзя забывать, что бездомные должны не только обеспечиваться правами, но и, как все законопослушные граждане, выполнять определенные обязанности в отношении окружающих, общества в целом. Они не должны существовать исключительно за счет членов нормального общества. Поэтому необходимо создание таких институтов, которые предназначены не только наказывать или миловать, но и оказывать помощь, содействовать социализации и адаптации без всякого деления на "достойных" и "недостойных". Это выражается в создании институтов, ориентированных не только на приспособление представителей лиц без определенного места жительства к получению помощи, а также и на активное освоение и использование ими социокультурных навыков.

Сведения из
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/12/16/9568
Заместитель минэконмразвития Клепач предрекает падение общепроизводственной загруженности по стране, которая сегодня, согласно официальной статистике, составляет порядка 60%.
То есть, даже ещё дышащие заводы загружены примерно на 50%.
Не лучше ожидается ситуация и в 2016 году, т.е., БОМЖей станет ещё больше. И это большая проблема для всех нас - ведь это чьи-то отцы и матери. В первую очередь об этой проблеме должны задуматься депутаты Г.Д., но, похоже, она их не трогает.