2015 - 5 конкурс. Мнение Анны Федотовой

Золотой Пегас
Анна Федотова не является арбитром конкурса

1. Отступник

Мечтал, и верен был своей звезде,
но тяжелели мысли постепенно, -
когда-то мог ходить я по воде,
а ныне море стало по колено.

И от тоски зверея в кабаках,
слежу остекленелыми глазами,
как зарастают раны на руках,
когда-то искалеченных гвоздями.

Не рухнул мир, и жгучий стыд не ест,
костюм добротный вместо власяницы...
Давно стоит на прошлой жизни крест,
но я на нём, и никуда не скрыться.

Скучновато. При этом совершенно непонятно — с чего лиргерою так плохо-то? Подобные неназванные страдания лично у меня никакого сочувствия не вызывают. «море по колено» весьма сомнительное противопоставление «ходить по воде». «никуда не скрыться» это про осень и про листья желтые. Оценка — три.

2. Не жалко

Закончилось придуманное счастье,
цена ему – в базарный день пятак.
Не жалко, что приходится прощаться,
а жалко, что приходится вот так.

Уходишь с непреклонностью солдата,
готовит память воду в решето.
Не жалко, что припомнится когда-то,
а жалко, что припомнится не то.

Закат всплывает медно-красной рыбой –
удачный, но потерянный улов.
Не жалко слов, что мы найти могли бы,
а жалко, что не ищем этих слов.

Кино немое. В долгом эпизоде
ты, я и третьей - скука, а не грусть.
Не жалко, что в финале ты уходишь,
а жалко, что и я не остаюсь.

А хорошо. Совсем не мое, но молодец автор. Стих, построенный на одном приеме, не надоедает, этот прием все время развивается, а в финале достигает наивысшей парадоксальности. Оценка — восемь. Почему не девять? У меня не забилось сердце, и я не захотела запомнить это на всю жизнь.

P.S. Еще кажется, автор умеет писать тексты для песен — очень уж хорошо обращается с образами массового использования. (пятак в базарный день, память - решето, немое кино и закат как символы расставания)

3. Под дождь

Под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
она обещает вновь, что уснёт пораньше,
она уверяет – шума дождя не слышит
и сну не мешает занудливый барабанщик.

Она утверждает – спит несравнимо крепче
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
а если в подушку что-то в горячке шепчет –
так это она во сне неспокойно дышит.

А если при этом тело то жаром пышет,
то стылым ознобом скручено на кровати
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше –
так это во сне не впору царевны платье.

Но я промолчу, что знаю причину тоже:
мне встретился тот, кто новую сказку пишет,
когда я палил на днях лягушачью кожу
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше.

Это какая-то бубнилка, в которой ничего не происходит. К тому же стих, как и упомянутый барабанщик, на редкость занудлив. Если это входило в задачу автора, то ему удалось. Но задача странная. Оценка — два.

4. Светлячок

Светлячок горит вдали от сплетен,
Без особых мыслей в голове, –
Он до неприличия заметен,
Под ногами путаясь в траве.

Всяк влюблённый – капельку придурок,
Так и он являет свой задор,
Словно непотушенный окурок
Или непогасший метеор.

Спят во мраке города и веси,
Но на перекрёстках всех годин
Тьмы не существует, даже если
В мире он останется один.

И моргает часто-часто-часто
Зоркий проблесковый маячок:
«Вот он я! – светящийся от счастья
                   Дурачок!»

Очень уж инфантильно — сколько лет автору?  Светлячок, который путается под ногами, это перл. «являет задор» - не по-русски. Но хотя бы здесь нет воловьих страданий. Оценка — четыре. Не «четыре» в смысле хорошо, а в смысле чуть меньше половины от необходимых девяти.

5. Погасшая звезда

Она гуляла...
Старая дама из квартиры на восьмом этаже,
Пережившая смену эпох, любовников и мужей,
Забвение, дефолт, пожар, гибель кота и кражу картин
 И оставшаяся со смертью теперь один на один.

Было ветрено...
Она шла по бесконечной улице сама не зная куда,
Ей отчаянно хотелось пирожного, горячего чая и порыдать,
Чтоб её пожалели... и ещё чтоб любили (ах, как это было давно!),
А люди мимо спешили на службу, на поезд, в кино.

И не замечали...
Она пыталась то ли спросить их о чём-то, то ли сказать,
Останавливалась, дёргала за рукава, заглядывала в глаза,
Улыбалась беспомощно всеми морщинками вылинявшего лица
 И на мокром асфальте догорела уже до конца.

Врачи сказали инфаркт...
Её хоронили на Ваганьковском через несколько дней,
Про неё был сюжет в новостях, газеты писали о ней,
Вспоминали лучшие роли, цитировали, говорили про тюрьму и суму...
А она смотрела с небес и радовалась непонятно чему.

Признаюсь, дочитала только потому, что меня попросили пожюрить. Обычно я такое бросаю. Сказать нечего. Такого я читала тонны. Оценка — два.

6. ГЕНДЕРНОЕ

Москва, Россия... Бабья суть.
Цветастых юбок разнотравье.
На чьём бы ей плече уснуть,
под чей удар хребет подставить?..
Всё мнится сильная рука,
всё охает да матерится.
Любое горе в три глотка
запить большая мастерица.
Рязань, Самара, Кострома -
все бабоньки: бобылки, вдовы?..
Ждёт подаяния сума,
но к бедам вечно не готова.
Как песня волжская длинна
и как болото непонятна.
Великостранная страна
в застиранных кровавых пятнах.

За попытку взять тему автору респект. Удалось ли? Не очень. Про бабью суть России — допустим. Но почему к бедам не готова? По-моему, к ним всегда. Непонятна-(велико)странная — в финале автор не находит определений и фактически сдается. Застиранные пятна в сочетании с гендерным происхождением уводят куда-то не туда.. Критические дни — не иначе. Оценка — три. 

7. синие цветы времени

синие цветы поймы
льнут к твоей реке
там где
на заре бесстыже врут
сиплые кукушки
словно меня поймал
будто бы сжал в руке
мой голосок не зря(ч)
 
тоненький
 
слушай

слушай

*
в моём городе чернеет снег
в конце зимы
в доме синие белёные стены
и в нём все мы
папа мама
марина
наташа лиля
я
пусть не семеро
но зато семья

в городе новый спортивный комплекс
на дорогах асфальт однако всего на осень
в доме стены в синий цветочек
папы нет тчк

в этом городе знакомом и не знакомом
всех апрель выводит из ложной комы
мама
марина
наташа
лиля
нынче
каждый в своей квартире
в доме чужие
на окнах новые ставни
синие
вроде
в веждах
города/дома 
половина меня
бродит

*
я смотрюсь в чёрные воды твоей реки
вижу тебя
в моих глазах цветёт синеголов
посмотри
что ты
увидишь

посреди
бескрайнего цветочного поля

черно
vик

бело
vик
-----------------------------------------------------------
Тоже как-то мимо меня. Спортивный комплекс с дорогами очень выбиваются из общей стилистики. И очень раздражают эти кокетливые двуязычные «Vики» это вместе с веждами!!- откуда они здесь, зачем, почему. Оценка — три.

8. старик

этот старик с красным большим мешком,
чуть крючконосый, с долгим нависшим взглядом,
перемещается чаще всего пешком -
только не так, как дьявол, что носит "прада".
там, где впадает в город людской поток,
там, где стада бизонов пасутся шатко,
встретишь его отставленный локоток,
что повторяет строгость его лопаток.
дождь по дороге прячет лицо и пыль -
впрочем, осанка кажется непреклонней,
чем у старухи с именем изергиль
и рыбака сантьяго на горизонте.
давит мешок прозрением чепухи -
в липовом переулке, в кругу семейном,
кто-нибудь, кто попросит прочесть стихи,
от удивленья вывихнуть может шею.
он на суставы ветра повяжет боль
и постучит по клавишам очумело,
чтобы, введя побитый, как жизнь, пароль,
выбелить осень растёртым о строчки мелом.

Мне нечего сказать. Так, чтоб никого не обидеть. Стада бизонов пасутся шатко — ахаха)) Вообще, посмеялась.  Оценка — один.

9. Мир взъерошенного детства 

Мир взъерошенного детства,
босоногости и неба –
прямо здесь, на этом месте,
только чуточку дрожит;
рыжекудрая соседка
с золотой краюхой хлеба,
и сосед, негодник редкий –
нацепил невинный вид.
Наша старая лошадка
взглядом умным, невесомым
мне сказала: «Мир наш наткан
и бесплотна эта шаль» –
и свои большие крылья
вознесла над нашим домом,
чтоб заботливо укрыли
то, чего до боли жаль.
Лишь моя седая мама,
улыбаясь грустно-грустно,
всё сидела, глядя прямо, 
что-то видя там, вдали,
и они с лошадкой нашей
изъяснялись не изустно,
и смотрели дальше, дальше –
где терялся край земли.   

Вот начиная со слов «наша старая лошадка» начинает нравится. С этого места оно строится  и становится плотным, однородным и слегка стилизованным. А вот взъерошенное и босоногое — откуда-то из другой оперы. Оценка — шесть.
© Анна Федотова (Анука)
http://www.stihi.ru/avtor/anuka