Деградация человека как неодолимая сила

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Потребление действительно являлось условием развития производства. Но не человека. Производство и человек — не одно и то же. И что "труд создавал человека" — это исторический взгляд, характеризующий становления общества. Но если возникла необходимость развития человека, значит, оно уже превращается в оковы, превращаясь в самоцель в распаде этого производства. Парадокс же состоит в том, что в стране, где каждый второй имеет свой личный автомобиль, квартиру и дачу, говорят о нищете. Ведь в действительности мы имеем дело с таким изобилием, когда ломятся все прилавки магазинов и базаров, и в целом люди друг от друга не отличаются какими-либо выраженными классовыми признаками. Просто общество оказалось в хаосе, подчиненное деятельности разрозненных людей и индивидуальных производителей. А общество всегда организовывалось и управлялось только на основе общественного  производства, а потому экономические отношения были основными отношениями, а сегодня основными отношениями сделали просто торговлю, рассеявшей людей и сделавшей для них «трудом» всякие занятия. Разве мало таких занятий, которые не имеют смысла и содержательности, но одним дают удовольствия, а другим баснословные прибыли. И это общество, характеризующееся в самом главном массовым потреблением и массовым обслуживанием этого потребления, не случайно только на одну рекламу тратит львиную долю своей прибыли, даже не подозревая, что она с собой представляет. И после всего этого попробуй понять, что с собой представляет призыв «стань миллионером», в то время как ради денег люди идут на что угодно, не жалея даже собственной жизни. Ведь для человека, уже всецело превратившегося в деньги и  «в потребление», уже лишается смысла все другие блага в человеческом смысле. Что же здесь угрожает человечеству? Глобальное потепление? Что же здесь должно спасти человечество? «Разумный рынок»? Но ведь прежде надо понять, почему мы оказались в диком средневековом рынке. И если бы мы шли вперед от средневековья, то дело было бы еще поправимым, и мы как-нибудь достигли бы капитализма, но мы от него уже идем к рабовладению!
Но существует и другой уровень жизни, но опять в полной власти рынка. Развивается эстетический и нравственный мир человека и действительное его духовное богатство. Выходит вперед интеллект и продукты умственной деятельности, на первое место ставится уже знание, информация. Но все это обслуживает только потребления и стремится создавать только комфорт и миф о благополучии. В итоге же все получается так, что человек, по своему духовному развитию уже способный воспринять даже философствования, не может создавать даже простую интерпретацию жизненных процессов. Причина же такого состояния состоит в том, что мы затерялись в товарных отношениях и основательно запутались в деньгах. И это сознание не способно разобраться не только в этом, но и в самом себе, откуда оно вообще произошло.
Раньше один только Кант просвещал все общество, а остальные на него смотрели с благоговением как на великого человека и преклонялись перед его величием. А сегодня, наоборот, каждый считает себя «непризнанным гением», располагающим истиной в последней инстанции. Каждый желает быть первым. И никто не хочет признавать авторитетов. Действительно, сегодня каждый человек образован, и с этим нет смысла спорить. Больше того, в нашем мире каждый второй поэт и актер, каждый третий писатель, а каждый четвертый – философ и т. д. Но все это в конечном итоге так же сведено к потреблению и лишено творческого характера, то есть почему-то многие из них не влияют уже на людей, не трогают их чувства, не изменяют их взгляды и ориентиры.
В обществе, которое усиленно насаждает только потребительские стандарты и буквально форсирует людей рекламными мифами, люди уже не верят ни  друг в друга и ни в общество. И здесь каждый не случайно погружен в себя и озабочен только собственной проблемой. Ведь по существу, здесь человек через край переполнен вещами, и в них сам потерялся как личность в полном смысле этого слова, слившись с ними и отождествляя себя с различными категориями товаров. Подавление человеческой индивидуальности вещами еще никогда не принимало такую универсальную форму, которая человеку закрыла все человеческое содержание его жизни и столь неприкрыто сводит смысл его существования просто к чисто голому потребительству. И кто-нибудь пусть попробует найти себя  в этом «вещном» мире и стать личностью в полном смысле этого слова. Ведь именно на это общество направляет людей и требует, чтобы каждый осуществлял себя в этом направлении, навязывая на весь мир премудрости «маркетинга и менеджмента». А может быть, это не общество направляет?
И после всего этого думать, что человек безразличен, зол, эгоист и что просто людям, ищущим в жизни только «развлечения» и «удовольствия», уже не нужны книги, будящие их мысли и воображения, творческую фантазию, не нужны уже высшие человеческие ценности, — эти мысли лишены всякой содержательности и смысла. Ведь насаждаемая форма жизни, наполненная только вещным смыслом, объективно формирует каждого так, чтобы он по самому своему положению гонялся именно за этими стандартами, легко доступными детективами, забавами, вроде футбольных матчей и телевизионных передач, демонстрирующих ужасы и эротические стремления людей, требующих от людей воспринять только готовую информацию, но не требующих размышлений. На самом же деле современному умному человеку, предоставленному себе и самостоятельно размышляющему, просто надоело бесконечное «переливание из пустого в порожное», лишь внешне воссоздающее видимость жизни. И он, сам того не сознавая, все делает наоборот. И бежит от этого общества. Но Диоген от современного человека отличался тем, что он все осознавал. Киники предпочитали жить в бочках и носить лохмотья, в то время как люди все больше мечтали о дворцах и роскоши. У нас же предпочитают жить в подвалах, в то время как дорогостоящие квартиры и дома пустуют без жильцов.
Что здесь осознается, необходимость развития человека или недостаток материальной жизни, создающийся искусственно и которого надо достичь только рыночными отношениями?  И что  должно спасти человечество, если оно под властью рынка уже сознательно разрушает все человеческие ценности и достижения культуры, все уникальные достижения технического прогресса неприкрыто повернув против человека и на его уничтожение? Ведь парадоксом является именно то, когда все это возводится на уровень блага и доказывается как необходимость. Я не знаю, сколько людей ежедневно погибает в мире от авто и других катастроф, но знаю, они уже давно угрожают человечеству его уничтожением. И мир, стремящийся только к безграничному увеличению денег, саморазрушается, достигнув в этом отношении своего предела. А что еще угрожает человеку кроме авто- и других катастроф? Сегодня нет ничего, что бы ему не угрожало. Человек поистине становится врагом сам для себя. Он не может овладеть собой! Он не может управлять собой. И создается впечатление, что это его бессилие его «добьет».
Все эти прелести западной рыночной экономики возникли уже в период Советского Союза и овладевали умами и чувствами людей, жаждавших денег и свободного потребления на лад западной цивилизации. Это положение человека в обществе уже с самого начала породила проблему человека как самую главную задачу, осознанную как раз превратно. Но между возникновением проблемы и ее осознанием лежало время. В отчетливой форме этот вопрос встал только у нас. Ибо только у нас, а не на Западе, в силу этого свернулось общественное производство и парализовалась деятельность людей. Я думаю, что многие развивающиеся страны, испытывающие влияние Запада, подверглись именно этому «прелестному превращению» под влиянием западной технологической и информационной системы, поработившей их «рыночными законами»
Западное мышление, взирающее на мир с точки зрения человека, изолированного рыночным движением, воспроизводит представления отчужденных людей и находит источник вдохновения в рыночной стихии, в которой миром двигает конкуренция. Там люди в гораздо большей степени живут «психологией бизнеса», чем производством, и пытаются подгонять поведения людей под него. Но они и движение мира пытаются подгонять под эту мерку. Ибо они сами свободно двигаются по всему миру. Тем не менее, жизнь, начинающаяся с потребления, и завершается потреблением. Результатом же всего развития западного мира является не технический прогресс, а, как я уже подчеркивал, деградация человека, сложившаяся как неодолимая сила.