Имена от А до Я. Ксенофонт

Илья Токов
    Ксенофонт - [греч. Xenophon] К. Афинский, родился 430—425 в Афинах, умер после 355 до н.э. в Коринфе, историк и писатель, ученик Сократа, не проявивший глубокого интереса к философии. Ксенофонт вырос в среде аристократов, враждебно относившихся к афинской рабовладельческой демократии и дружественных Спарте. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, Ксенофонт принял участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса. После поражения Кира при Кунаксе в 401 Ксенофонт вместе со спартанским стратегом возглавил отступление греческих наемников Кира, которые, преодолев немало трудностей и опасностей, достигли Фракии. Стремясь теснее сблизиться с антидемократической Спартой, Ксенофонт в качестве соратника внушавшего ему восхищение царя Агесилая сопровождал его в кампании 394 против союзных Афинам Фив и в битве при Коронее. За это Ксенофонт был приговорен в Афинах к изгнанию и удалился в пожалованное ему спартанцами имение возле Скилла (близ Олимпии). После занятия Скилла элейцами в 370 Ксенофонт бежал в Коринф, где и умер Исторические труды: “Анабасис” ("Kyru anabasis") о походе 10 тыс. греческих наемников вглубь персидской державы и их обратном пути к Черному морю, описывая поход (с преувеличением собственных заслуг), Ксенофонт сообщает интересные географические и этнографические сведения о Малой Азии и Закавказье, “Греческая история” ("Hellenika") с 411 до битвы при Мантинее в 362—весьма далекое от Фукидида продолжение его исторического труда. Внимание Ксенофонта сосредоточено на великих личностях. Желая возвысить политическую роль Спарты, Ксенофонт передает множество малозначительные подробности ее истории, в то же время умалчивает о важных событиях жизни Афин (например, об основании 2-го Афинского морского союза). Политические сочинения: “Агесилай” ("Agesilaos")—панегирик умершему в 361 спартанскому царю, “Лакедемонская конституция” ("Lakedaimonion politeia")—восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты, “Киропедия”, или “Воспитание Кира” ("Kyru paideia"),—тенденциозный педагогический роман, где Ксенофонт, с поэтической вольностью описывая жизнь Кира Старшего, излагает собственные мысли об образовании и воспитании идеального правителя. Сходная тема—искусствово быть монархом или тираном— разрабатывается в диалоге “Гиерон” ("Hieron"). Дидактические сочинения Ксенофонта посвящены экономия вопросам “О доходах” ("Peri poron")— исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах, “Домострой” ("Oikonomikos")— советы по рациональному ведению домашнего хозяйства, трактаты “О верховой езде” ("Peri hippikes"), “Об охоте” ("Kynegetikos", подлинность которого оспаривается), а также “О командовании конницей” ("Hipparchikos")—советы по усовершенствованию афинской кавалерии. Сократические произведения: основные среди них “Меморабилии”, или “Воспоминания о Сократе”, где в отличие от Платона, приукрашивавшего образ своего учителя и идеалистически переосмыслявшего его учение (оценка оспаривается), Ксенофонт пытается по собственным воспоминаниям представить личность Сократа—человека трезвых взглядов, гражданина и превосходного наставника—и показать его понятийно-диалектич метод обучения. “Аполо гия” - сочинение в защиту Сократа, описывающее его поведение во время суда. В “Пире” ("Symposion") Сократ ведет приятную дружескую беседу в доме богача Каллия. Произведения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Они сохранились полностью и многократно переводились. 2. Ксенофонт Эфесский (предположительно 2—3 в н.э. ). Точных сведений о его жизни не сохранилось Неизвестно, действительно ли он происходил из Эфеса. Такое прозвище ему могли дать и после смерти, основываясь на его произведениях, чтобы отличить Ксенофонта от одноименных писателей. Дело в том что прославляющий культ Изиды любовный роман Ксенофонта Эфесского носит название “Эфесские рассказы”. Действие романа начинается и оканчивается в Эфесе, описанном Ксенофонтом по более ранним литературным  источникам.