С Новым Щастьем! - с новым годом

Вера Гиоргадзе
                «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» -
                Агитационный слоган 1920-х годов.


"Отношение Русской Православной Церкви к переходу на Григорианский календарь
не так давно озвучил Святейший Патриарх Кирилл.
Он сказал, что никакого перехода на Григорианский календарь не будет."
________________________________________   





……………………………….
……………………………….
…кружа'тся…
                Снег летит…
                Бело…

Улыбкой неба! – слет снежинок:
Сочельник скоро…. Стиль и «нов»,
Да все движенья без ужимок
Красы, спадающей на землю
Совсем по «старому»… Не мы,
Но – по старинке воды внемлют
Всем низким градусам зимы:
О, как же чист прескользкий лёд!
С голубизной той Синь – на «Ты».
Как мать, природа Сына ждёт…
Да и волхвы уже в пути.
   
Игрист – «Столичной»! – Новый год,
«Вперёд-то Батьки»… – чай не «пешка»:
Шутиха с огненностью вод!   
В попойке ж: диавола усмешка.

Шумит Советский Новый Год:
С косою внученька! – …без мамы…
Детишки верят в Деда! Тот –
Не подведет, проси! – Он славный!
…ну, ус отклеился…. И что…
Зато он «санта»: Санта Коля!
А Мирликийский наш святой….
Ему – Угоднику! – не больно?..
 
Так ведь и ель же не сама…
Год  начинался с «генваря»* и,
Да о ветвях лишь – ель, сосна –
В Петра Указе речь! Срубали
Деревья:  печь – дрова… И всё! –
Даже потом, когда уж стали
Вослед за Зимним-то дворцом
В домах и знати ёлки ставить,
И то лишь только к Рождеству! – 
Как «в загранице», так – дворяне ж! –   
Люд бедный всё топил избу.
Вот те: «крестьяне – обезьяне»…

Сам Новый год – довеском был
Всего лишь, бо по-христиански
Жила Русь та, что вся – в Дубы
О тыщу лет! За Юлианским –
Приговорили и его,
Что по традиции столь давней
В шеф-«Кок» сидело за столом – 
Без «- Col»! –  на Судне  Православном:
Само Христово….  …Матерь – в нём!

Потом придумали и ёлку.
И было верить бы во что – 
Снегурку с Дедом: тут всё с толком!

Год  «старый – новый»,  «мир» и стиль….
Утрата памяти о «Главном»….

Но! – «сказкой» стала предков Быль,
Иисус родится же!... хоть – в «Старом».   


***

Григорианский календарь
Вошел в страну с большевиками….
А наши «пра-пра-пра…» все встарь
Не сотню лет, поди – веками!-
В день двадцать пятый Декабря,
Как и положено,  встречали
Богомладенца …. Али зря,
Души в лукавом-то не чая,
Старалась так Советов Власть….
А вроде кажется – «случайность! –
Совпало-де… И – пьется всласть
Не у Источного причала,
Как в той «Иронии судьбы»:
Без меры. Льются реки горькой,
Вливаясь пагубой во рты
И в первый день январский только
Лишь народившегося года…

И «С новым счастьем!» –  неспроста:
Да что там «в доме та погода»?
Зато – без Бога и поста! – 
Всегда любимого народом
Тем православным, - с верой что:
Поста Рождественского! – О как!
И –

Спас  наш предан ни за что
Под Вифлеемской вновь звездою
Уже с яслей…. 

Но, то не всё!
Еще «случайностью» одною
Богата ночь, когда всё пьёт
И вся гудит со щастьем новым
В великий праздник Новый Год – 
Руси  что Лисом уготован! –
Теряя разум, под испод
И совесть тут же залихватски – 
«Глас Божий»! – ныкая….

Звон в звень! – 
Прости святой нас Вонифатий*…
А его Памяти то день,
Смещенный сдвинутыми ль…. Ясно: 
Опять «совпали»  Свет и тень! –      
В тот день, как молятся святому 
Об избавлении от пьянства
Да блудной страсти! Всех подряд   
Недуги косят те… Горят
У кого «трубы», свечи ж – стоя!
 «Случайность» та  –
                дорога
                в ад!

И – во церквах курится ладан
В день первый самый января,
А кто-то дышит уж на ладан:
Похмелье тяжко иль заря
Не с той ноги чего-то встала
В день всенародной, эх! гульбы.
………………………………
………………………………
…и  –  Ели дышат  чем попало
Там, где не тот клубится  дым….
Снегурки тают, превращаясь
Не при Яриле – без любви! – 
То ль в лужу, то ль…. За новым щастьем
Спешат «по стеночке» Деды….
А им детишки верят…. Ждут так….
Как раньше ждали Рождество
Всегда – с подарками! – не «будто»,
Звезду встречая и волхвов… 

Что дед Мороз… Не те и зимы…
Трещали где, и там скулят….
Всяк – одинок…. И – радость мимо.. 

И сколь тех
                брошенных
                «щенят»…






________________________________________   
*Указ Петра Великого « о праздновании нового года» от  20 декабря 1699 г. после путешествия по Европе в  1698 году "По примеру всех христианских народов — считать лета не от сотворения мира, а от Рождества Христова в восьмой день спустя, и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых".

*«28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". …Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.» http://www.pravoslavie.ru/6878.html

*«Современный образ Санта-Клауса появился в 1930-х годах при непосредственном участии Coca-Cola в рамках кампании «Санта тоже пьет Coca-Cola». Арчи Ли, исполнительный директор рекламного агентства «Д’Арси», привлеченного компанией к работе над проектом, поставил мичиганскому художнику Хэддону Сандблому задачу создать образ «настоящего Санты, а не человека, одетого, как Санта». Кроме того, изображение волшебника должно было быть близко и понятно сердцу каждого человека: от ребенка до пенсионера.* http://www.coca-colarussia.ru/stories/coca-cola-and-santa

*1 января (19 декабря) — память святого мученика Вонифатия.

*К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки.
После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей (в Петрограде тогда таких было большинство). Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую строгую неделю поста. Какой уж тут праздничный стол! Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. Отмечая еще тот «петровский» новый год, верующие имели возможность соблюсти пост по всем правилам.
В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем.
В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.
В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.


В 1917 г. революция победила в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».
Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.
   Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Боле того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ.
Большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь.

В основе церковного календаря лежит жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год.
 Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому первой отличительной особенностью церковного календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии.
Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Поэтому в церковных канонах есть такое правило:Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.
 Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени. Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на Земле».
               
               По материалам православных изданий и журнала «Благодатный огонь»




23.12.15г.
 

https://www.youtube.com/watch?v=srOFAZHHdcY
STAMATIS SPANOUDAKIS ''Feliz Navidad''  к рождеству