С возвращением на Родину, Иван Сергеевич!

Тина Шанаева
И С Тургенев. Комедия «Месяц в деревне». Премьера состоялась 19 и 20 декабря 2015 года В Новом драматическом театре. Москва.

Из письма к Марку Разумовскому:
 Пользуясь случаем, благодарю за приглашение на спектакль. Нахлынуло столько впечатлений, что едва справляюсь. Параллели с современностью, романтизм и чувство юмора исполнителей, мягкая мудрая режиссура, необычайно привлекательный стиль костюмов, впору организовывать подиум - художника - в кутюрье! А мебель! Восхитительно остроумно - из бросовых веток сотворить элегантный дачный гарнитур. Несколько в этом великолепии отстают сценические обои, поскольку отражают сто лет как заросшее сорняком и крапивой Берендеево царство. Всё-таки ухоженные дворянские усадьбы с вековыми липами ещё не только не забыты, но сплошь и рядом восстанавливаются за счет романтиков-олигархов. Единственно, чем оправдывается "дикость" обоев – намеком  на сказку о Мертвой царевне, на Щелкунчика, на Белоснежку и волшебное зеркальце. А тайная мысль Ивана Сергеевича о неисчерпаемом могуществе женских чувств как прочитана! Упоительное зрелище! Спасибо!
       
Специально для подписчиков "Театральная афиша. Москва"http://vk.com/dramamoscow


  Знаете ли Вы такие отношения в узком кругу, когда никто не хочет слушать другого и никому не смотрит в глаза?  Нечто молчаливое веет между нами и сеет тревогу, тоску и волнение, чреватые обидой и болью, ссорами и одиночеством, бедой и разлукой. Казалось бы, всё вокруг счастливо цветёт, растёт и мирно нежится в щедрости летнего солнца, ни у кого нет повода для горечи и страданий, а каждый встречный может другому только улыбаться и желать всех благ.
       Не тут-то было.  Где-нибудь в зарослях тайно дремлющих чувств ищет выхода некий росток, чей стебель сильнее других стремится заполнить собой   окружающее пространство.  Попробуйте с ним совладать. Ай, сколько трепетных неподвластных разуму влечений вьётся вокруг проснувшегося для любви зрелого властного сердца!  Но что же станется с остальными?
           На сцене Нового драматического театра в комедии Ивана Тургенева «Месяц в деревне»  его герои так и норовят убежать  друг от друга, чтобы спрятать свои глаза, не дать собеседнику прочитать сокровенные мотивы, которыми постепенно заполняется действие спектакля. Убегает от Ракитина (Роман Бреев) Наталья Петровна (Наталья Рассиева), не решаясь показать смущенное лицо  преданному чуткому другу.  Отскакивает на почтительное расстояние от опекунши резвая Верочка (Анастасия Цибисова), задетая её странными расспросами. Порывается уйти безусый студент Алексей Николаевич (Сергей Бредюк), растревоженный необычным вниманием своей хозяйки. Ретируется от объяснений с хозяином дома Аркадием (Олег Бурыгин) безупречно порядочный Ракитин, оставляя за собой повисшие в воздухе недоумение и ревность. Хоть куда-нибудь прячется от господ готовая подарить объятья студенту простодушная Катя (Лариса Фёдорова). Даже толстокожий Афанасий Иванович Большинцов (Дмитрий Светус) готов провалиться сквозь землю, настолько он чувствует, как в этом сюжете неуклюж и неуместен.   И только проникновенно-вездесущий циник Игнатий Ильич Шпигельский (Сергей Моисеев) непринуждённо накручивает по сцене траектории своих интриг, стараясь заловить и разгадать любовные лучики, летящие из разгорячённых перекрёстно-затаённых чувств.
         Режиссёр Вячеслав Долгачёв допускает внутри спектакля свободный коридор движения актёров, стремящихся удержать как можно дольше от разгадки томительную тургеневскую интригу. Наблюдать за этим так же увлекательно как за каплями веселого грибного дождика или за трелями соловьев вдоль парковых аллеек.   Поначалу несколько отчуждённо от предложенной классики воспринимаются театральные обои на заднике и кулисных панелях,  призванные  отразить запущенное Берендеево царство (художник Маргарита Демьянова). По ассоциации ждёшь, например, «Щелкунчика» или что-нибудь из Островского.  Задаёшься вопросом: -Кто тут «Мёртвая царевна»? – если движущая сила любви отдана не младшей сопернице, а зрелой хозяйке сюжетного зеркальца. В сказочную атмосферу погружают не только декорации, но и мебель, остроумно, оригинально выполненная из причудливо изогнутых веток, добытых в соседнем перелеске, и костюмы, сочетающие лёгкость деревенских ситцев и набивные орнаменты природных фантазий. Прелесть что за платья просятся на подиум какой-нибудь супер моды. И тут уж невольно вспоминаешь, что нас отделяет от тургеневской деревни скоро двести лет, то  есть такой временной слой, который превращает Прошлое в легенду или сказку. Но, помилуйте, тем не менее, современней и своевременней этого «Месяца в деревне» мы давно не видали… И, наконец, увидели именно комедию, но не ту, где громко хохочут от хулиганских выходок актёров, а ту, где мягко улыбаются навстречу узнаваемым радостям и  огорчениям любовной неразберихи. Однако, откровенный безудержный смех настигает зрителей в сценах с персонажами, которым назначено вести себя скромно и тихо. Немец Шааф (Александр Курский), несмотря на преклонный возраст, потешно демонстрирует Кате амурные шалости. Татьяна Журавлева в роли Елизаветы Богдановны виртуозно удерживает веселье зрителей одним трепетным тремоло - порханием рук в ответ на хладнокровный брачный бизнес-план  Шпигельского. Комедийную канву любовных переживаний было плетёт и Наталья Петровна,  но  романтизм несомненно влюблённого в свою героиню Тургенева побеждает: главная героиня буквально источает флюиды любви на партнеров и зрителей, так, что никто не смеет осудить её выбор. Недаром ярко запоминается чистое сияющее лицо Натальи Петровны в луче финальной сцены.
        Оглянемся: то и дело встречаются счастливые пары с ошеломительной разницей в возрасте. Зачастую юноша предпочитает женщину старше, потому что её сердце мудрее. Иван Сергеевич Тургенев обрёл на сцене Нового драматического театра своих союзников. Известно, что «Месяц в деревне»  чуть ли не ежегодно  получает воплощение в театрах Европы. Тем более радостно возвращение пьесы на московскую сцену.
                В азартных зрелищах действующей в Москве пацанской режиссуры много чего жестокого, трагичного, критичного, но мягкий, вдумчивый, осторожный и благородный голос классики  слышится лучше - сердцами, жаждущими возвращения к русской жизни  и любви, и чести.