Мой рай земной Гл. I Первый Удел Богородицы

Вера Гиоргадзе
               http://www.youtube.com/watch?v=jZ-kR5TrWHI
               Кутаиси 19 августа 2015 Храм Баграта -
               встеча с Митрополитом Кутаисским и Гаэнатским Калистратом.

(2019 г. Патриархия Грузии с глубоким прискорбием сообщает, что 20 июня, в 5 часов утра, после 36 лет архиерейской деятельности почил с миром митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили). Похороны состоялись в Кутаиси, в храме Баграти 23 июня, в воскресенье, в 14:00. Да упокоит Господь его безсмертную душу.)
__________________________


        МОЙ РАЙ ЗЕМНОЙ


ГЛ. I  ИВЕРИЯ - УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему
          и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26)




«Не может рай быть на земле,
Ибо Небесный уготован».

А как назвать то место мне,
Что всякий раз при встрече новой
С любовью старой песнь заводит
На верном Небу языке:
В том каждом слове звуки ловят
Взгляд каждой буквицы, что – нет:
Язык Любви бо совершенной!
Не надо слов, где в «образ»  всяк
И не «по образу» – в движеньи
С рожденья славить, в бег ручья,
Из слов всех Слово! – Спаса то бишь:
И пеньем птиц в шум родника,
И ревом рек, что не догонишь
Уже с истока в тех горах,
Неколебимо всё стоящих
С военной выправкой борца
За чистоту всех исходящих
Из уст безмолвных льдов Творца 
Всех снежных  нот, ветрами взятых   
По Его воле, хоть «вольны»….
И – свежесть балует духмянность
Лугов альпийских высоты!
 
«Рай на земле? – Да быть не может!»
Но как назвать-то мне места,
Где и в росе дыханье Божье,
Где что ни шаг – земля свята:
И кровью, пролитою бедным –
Не нищим духом!

…Вот и там,
Сомкнул где своды Храма небом
Вторым  Давид Строитель царь
(Святой Тамары прадед! - гнати
Кому сельджуков-турок встарь   
Помог, в Дидгорской битве знатной,
Святой Георгий), чья душа    
Давно над мiромъ уж, мощами 
Опочивает, не ропща,
Под проходящих всех ногами! -
Как возжелал и прежде сам.
Не свято ль место?...
То – Гелати*.

А Храм Баграта*! - рядом с ним, 
Где Серафимом нашим свя'тым
Воскресла ель,-  ценой молитв
Ко Преподобному, прям чудом….
Прошла беда, ель – до небес: 
Под силу Господу – не людям,
Поставить точкой жирной крест.
И – Крест, … кресты…. И вдоль дороги,
К Пути ведущей, с двух сторон….

Икона Иверская в Бодбе:
Не слышен был ни плач, ни стон….
А Матерь Божия рыдала
И о деснице той самой,
Что Властью в «взят!» полосовала
То ль образ сей, то ль Лик Святой
Безбожно скальпелем. И ныне
Взирает, нет – не свысока,
В увечьях Вечная Мария,-
Средь коих след и от копья
Еще давнишних богоборцев…
Взирает, молча, как всегда, 
На нас, но так, что даже горцы,
Скупы на слёзы что…

Слеза…
 
Ах да, мой рай…. Там всюду лозы! – 
И виноградные, и ив;
Коль не лоза, так плеть берёзы –
В руках надежных полной сил
Сванети Вольной,  где Латали*
Хранит икону, молча, - ту,
Еще при кой короновали
Тамар в Гелати… Потому ль,
Что сам Гиорги Цминда* воин –    
На сей чеканной золотой? – 
Чьи образа там в каждом доме 
У сванских башен  без ворот,   
Где рода честь, отвагу  грязью
Не обмарать; где, сколь живут,
Не прогибались ни под князем,
Ни под врагом: вон «лем»*! Иль тут, 
Как это знамя боевое,
Из потных вырвано что рук
Кровавых турок  потом-кровью
Далёких предков, берегут,
Как и традиции все: свято?.. –      
Хранить умея, как никто!    

….ну, кроме гор, что могут прятать…
К ним и цари шли на поклон,
Когда бил град по Православью:
Не пахло б ладаном, - кадил
Когда лукавый желчи лавой
Опустошительной…. И шли! –   
От поругания  б Святыни
Сберечь, не взятой на испуг   
Страны истерзанной…. И ныне   
Тамар - спасительницу чтут 
Хоть все грузины, здесь особо ж:   
Всё, что касается её! –   
Как сван, влюблённую в свободу
И в дух народа своего.
И верят горцы, что в Ушгули* 
Под церквой древней, всё живой,
Под ней – Ламарией*! – спит гули*
Царицы их – Тамар святой:   
Почит до срока…. И кто знает,
Но сваны верят: в час лихой
Вновь  Тамар-мепе оседлает
Коня, как прежде, и –  с «Бог мой…!»….
А впереди – Победоносец:   
Нет, не «ездец», бо – нимб! С крестом! –   
Как на иконе. И – гилоцавт*!
И «что те в имени моем»?

Да «Земледелец» лишь – в Гиорги, 
Но только Цминда! – как свята
Земля, что выпала  по Воле
Творца – по жребию, когда
В Сионской горнице сидели:
То Богородицы Самой
Земной Удел есть самый Первый,
Стекала красной где строкой
«Благая весть» в сердца иверов
Из вен евангельских Лучин
И с уст Апостолов библейских – 
В Звезды четыре*! – в той ночи.

Поздней Отцов Сирийских* –  в пламя
Неугасающей свечи! –
Звучала проповедь: то – знамя   
В двенадцать звёзд: все, как луна    
Бледны, в монашьих одеяньях.
А знаменосец – Иоанн.
Сей крест вручила ему Матерь,
Во сне представ однажды. Нёс, 
Рассеяв – в «Велено»! – светила
По всем углам уж: «…наш Христос, -
С конца Тринадцатый твердил им, -
Прислал нас,  дабы принести
Стране и жителям в ней пользу – 
Сим насажденьям новым. И,
Ученикам Христа подобно,
Пристало всем нам разойтись…»
И – разлеталось Слово Божье
И из расселин в скалах, и
Из гротов, в коих невозможно
Бы выжить было без Любви,
Что есть Сам Бог. Крепчала Вера,
Росли обители! ….А им
Плелись венцы самим уж Небом,
Нет коих краше. Те Отцы,
Грузин апостолы вторые, –
Каппадокийцы! – Сонм святых
Откуда родом. И Георгий   
Великомученик средь них,
И его родственница, в Бодбе
Почит мощами что – Нино
Равноапостольная!

Нина –   
Зарёю дышащий бутон, –
Несла росу в Розарий тинный,
Где идол – богом. С ней шел Бог!
С крестом из лоз, скрепленных насмерть
Волосьев прядкою, – Рабой 
Входила в Сад, меняя скатерть
На самом дивном из Столов,
Где место только чадам Божьим,
Во не исчадие в богов!
И – шаг за шагом: каждый – в подвиг! –
Пир удался на славу! – нет, 
Во Славу Господа творилось
И пелось всё: да здравствуй Свет!
И – упокоилась сном с миром….
Те «лозы – насмерть»: в Вечность вход!
Нетленны мощи той, что к Пиру
Во Саде Истины, в Сам Бог,
Вела с крестом, что ныне в силе:
Лоз тех разъять никто не смог!
То Матерь Божия, представши
Во сне желавшей всей душой
Хитон увидеть Сына, даже
И жизни пусть своей ценой,
Сама ей Крест тот и вручила.
И – тридцать пять – с ним – зим и лет!
Лишь  по успенью, - не кончине,
Из рук сей выпустив.

На Свет   
И  покушалась тьма, крест Нины ж,
Завидев тучи лишь в чалмах,
Народ спасал что было силы:
И укрываемо в горах,
Где сам Казбек с его «подножкой» –
В Гергетском храме. – Рядом Синь!
И в Ананури – крепость тоже,
В «орешек крепкий» – раскуси
Попробуй,  ну-ка! Так ведь – Божье!

Крест и  в Армении «гостил»;
«Нанёс визит» России верной,
Там и остался бы всё в «мил» -
Как подношенье…. Но, волненья
Как стихли в Грузии, то счёл
Благоугодным Император
Вернуть сей дар безценный в Дом,
Отправив с честью в путь обратный.
И крест Нино уж третий век
Хранит Сиони. Той святыне
Семнадцать скоро сотен лет,
…а ей всё столько же! – под нимбом,

Как и Земле, до тла что жгли,
Но сколь бы званых и незваных
Туч не сгущалось – не смогли!   
Бо сам  Андрей здесь Первозванный
Оставил след свой… – и ноги!
Равноапостольная – следом!
За ней – Сирийские Отцы!

И вот уж – сотней тысяч*! – в Небо,
Как ни стращал Джелал ад-Дин,
С моста Метехского победно,    
Хоть чрез Куру, без головы,
Взмывает в Рай без крыльев Верность
Отцу и Сыну, Духу в «Свят»….

…Або Тбилисский* ждал их!

Встретил
Он и того недавно,- в «рад», -
Носил что имя Гавриила
В честь Гавриила, что избра'н
Был Богородицей, смогли бы
Приять икону Ея, в даль
Сию пришедшую по водам –
В Удел Второй! – к Горе Афон,
К монастырю, что был основан
Там преждь иверами. И он,
Йдя, аки посуху, по морю,
Как и велела Матерь, взял
Душой и сердцем всем со скорбью 
Пронзенный Лик уж сколь назад,
Воззрясь на рану на ланите   
Кровоточащую … Да взял
Руками всех Уделов! – свить бы – 
Он образ Иверский…. Века
С иконой шествуют не порознь,
Как лихолетий череда:
Портрет сжёг Ленина, бо – «идол»,
На Первомай  монах «больной»! 
То – Габриэли мама. …Видно,
С «билетом белым» кто – святой
При жизни. 

И –  за «красным» – лето,
А  за зимой –  весна красна…
И отступали, вроде, беды,
Но преисподней  не до сна,
И – с тем же зелием потворным
В обличье ангела…. –

Тщета!
В кРаю красот нерукотворных
Хитон нешвенный – в Азмъ! – Христа,
Что неделим, бо для Иисуса,
Ещё малого, Мать Сама
С любовью ткала: Морю!

Устье – 
То место, где в него река,
Как не длинна была б, впадает!
У сей Реки, сколь рукавов!
Да и исток –  там, где не тают
Снега: бо – камни, глыбы льдов,
Вот и вода в ней – всё живая! –   
Журчит под гнётом и веков.

И кто сказал, что нет здесь рая:
Где Память вечна – 
Там и Бог!





_______________________________________   
*Первый Удел Богородицы – по преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Он обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы.
*Гиорги Цминда – (груз.) Святой Георгий.

*Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси — наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й половины XVI века до 1814 года, памятник Всемирного наследия (1994).  Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией. В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
С 1994 года монастырский комплекс Гелати входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

*Храм Багра;та — храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.
Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель[1].
Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося.
В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения.

*Лем – сванское знамя
*Шесть лет Тамара была соправительницей своего отца, а после его смерти в 1184 году была повторно коронована – на этот раз в Гелати. Золотая чеканная икона Святого Георгия, которая использовалась при коронации, сохранилась по сей день и хранится в Верхней Сванетии, в общине Латали, хотя и не афишируется.

*Латали – это первая община так называемой Свободной (Вольной Сванетии), если ехать со стороны Хаиши. Первые упоминания о Латали в исторических источниках относятся к XII  веку. Упоминается сюжет с великой грузинской царицей Тамарой, которая проезжая в свою летную резеденцию в Ушгули, останавливалась на ночь в доме Вахтанга Парджиани, живущего в селе Иэнаши, являющееся центром современной Латали. Но очевидно, что Латали, как община появилась еще раньше, ведь тут находится одна из старинных церквей Сванетии, церковь Пророка Ионы, постройку церкви относят к IX - X веку, а росписи к X - XI вв.

*Ушгули - это самое высокогорное постоянно обитаемое село в Европе. Сванская община в Местийском районе провинции Самегрело - Земо Сванети Республики Грузия, состоящая из четырёх сел: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели.

* Ламария –  древняя церковь  (церковь Успения Святой Богородицы ) на высоте 2300 м., где по сей день проводятся богослужения.  Построен в IX в., а фрески сохранились с XII в., хотя есть фрагмент и X века.

*Гули – (груз.) Сердце
   
*По преданию, Святой Георгий помогал грузинам во многих битвах, его неоднократно видели во главе грузинского войска (15 авг. 1121 в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сент. 1659 в победном сражении с султаном Зелим-ханом).

*Тринадцать сирийских отцов — святые Грузинской православной церкви, подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в середине VI века из Сирии в Грузию. По благочестивому преданию были учениками Симеона Столпника. Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников прибывшие в Картли поселились в отдаленных друг от друга гротах и скалистых расщелинах и стали духовниками и основателями главных обителей страны.

*100 000 Мучеников, убиенных хорезмийцами в Тбилиси (1227)

*Або Тбилисский или Або Тбилели, Хабо Тпилели (груз. ;;; ;;;;;;;, ;;;; ;;;;;;;; 757 или 758, Багдад — 6 января 786, Тбилиси) — мученик, небесный покровитель города Тбилиси. Память совершается в Грузинской православной церкви — 8 января по юлианскому календарю (21 января по григорианскому).
В 785 году брошен по приказу арабского эмира в тюрьму и в день Крещения Господня обезглавлен, тело сожжено и в овечьей шкуре пепел брошен в Куру.

*Мама Габриэли (отец Гавриил)  - 26 августа 1929 г. – 2 ноября 1995 г.
Гавриил Ургебадзе. Архимандрит Грузинской православной церкви. Канонизирован Грузинской православной церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных. 25 декабря 2014 г.Во время первомайской демонстрации в Тбилиси в 1965 году отец Гавриил Ургебадзе сжег огромный портрет Ленина.
*В Грузии с проповедью были четыре евангельских Апостола:  апостол Андрея Первозванный, св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апостолов Варфоломея и Фаддея.

16.10.15