2015 - 5 конкурс. Итоги. Ирина Андронати

Золотой Пегас
1 место
3. Под дождь

Под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
она обещает вновь, что уснёт пораньше,
она уверяет – шума дождя не слышит
и сну не мешает занудливый барабанщик.

Она утверждает – спит несравнимо крепче
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше,
а если в подушку что-то в горячке шепчет – 
так это она во сне неспокойно дышит.

А если при этом тело то жаром пышет,
то стылым ознобом скручено на кровати
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше – 
так это во сне не впору царевны платье.

Но я промолчу, что знаю причину тоже:
мне встретился тот, кто новую сказку пишет,
когда я палил на днях лягушачью кожу
под дождь, монотонно бьющий по гулкой крыше.

Очень цельное стихотворение, драматургически прекрасно выстроенное. Цепляет за душу. Многослойное. Запоминается

2 место
5. Погасшая звезда

Она гуляла... 
Старая дама из квартиры на восьмом этаже,
Пережившая смену эпох, любовников и мужей,
Забвение, дефолт, пожар, гибель кота и кражу картин
 И оставшаяся со смертью теперь один на один.

Было ветрено...
Она шла по бесконечной улице сама не зная куда,
Ей отчаянно хотелось пирожного, горячего чая и порыдать,
Чтоб её пожалели... и ещё чтоб любили (ах, как это было давно!), 
А люди мимо спешили на службу, на поезд, в кино.

И не замечали...
Она пыталась то ли спросить их о чём-то, то ли сказать,
Останавливалась, дёргала за рукава, заглядывала в глаза,
Улыбалась беспомощно всеми морщинками вылинявшего лица
 И на мокром асфальте догорела уже до конца.

Врачи сказали инфаркт...
Её хоронили на Ваганьковском через несколько дней,
Про неё был сюжет в новостях, газеты писали о ней,
Вспоминали лучшие роли, цитировали, говорили про тюрьму и суму... 
А она смотрела с небес и радовалась непонятно чему.

Неровное, нервное, бесконечно-печальное. Человечное. С точки зрения техники есть помарки. Если читать вслух, это сразу заметно. Именно не сбои речевого ритма, а неудобности, портящие стих. К примеру, строку «Её хоронили на Ваганьковском через несколько дней» невозможно произнести.

3 место
7. синие цветы времени

синие цветы поймы
льнут к твоей реке 
там где
на заре бесстыже врут
сиплые кукушки
словно меня поймал
будто бы сжал в руке
мой голосок не зря(ч)
 
тоненький 
 
слушай

слушай

*
в моём городе чернеет снег
в конце зимы
в доме синие белёные стены
и в нём все мы
папа мама 
марина
наташа лиля
я
пусть не семеро
но зато семья

в городе новый спортивный комплекс
на дорогах асфальт однако всего на осень
в доме стены в синий цветочек
папы нет тчк

в этом городе знакомом и не знакомом
всех апрель выводит из ложной комы
мама 
марина
наташа
лиля
нынче
каждый в своей квартире
в доме чужие
на окнах новые ставни 
синие
вроде
в веждах
города/дома  
половина меня
бродит

*
я смотрюсь в чёрные воды твоей реки
вижу тебя
в моих глазах цветёт синеголов
посмотри
что ты
увидишь

посреди
бескрайнего цветочного поля

черно
vик

бело
vик
-----------------------------------------------------------

Очень не люблю использование латинских букв в русских словах, но вот это птичье «vик» оказалось очень уместным. И в целом удачный эксперимент, история, одиночество, поэзия

4 место.
8. старик

этот старик с красным большим мешком, 
чуть крючконосый, с долгим нависшим взглядом, 
перемещается чаще всего пешком - 
только не так, как дьявол, что носит "прада". 
там, где впадает в город людской поток, 
там, где стада бизонов пасутся шатко, 
встретишь его отставленный локоток, 
что повторяет строгость его лопаток. 
дождь по дороге прячет лицо и пыль - 
впрочем, осанка кажется непреклонней, 
чем у старухи с именем изергиль 
и рыбака сантьяго на горизонте. 
давит мешок прозрением чепухи - 
в липовом переулке, в кругу семейном, 
кто-нибудь, кто попросит прочесть стихи, 
от удивленья вывихнуть может шею. 
он на суставы ветра повяжет боль 
и постучит по клавишам очумело, 
чтобы, введя побитый, как жизнь, пароль, 
выбелить осень растёртым о строчки мелом.
---

Очень резанул «отставленный локоток», никакого отношения, к тому же, к строгости лопаток не имеющий. Точные неожиданные образы перемежаются с красивостями, которые могут быть какими угодно, просто чтобы замкнуть строфу. Первая строфа – совершенно замечательная. Остальное хуже

5 место
9. Мир взъерошенного детства  

Мир взъерошенного детства,
босоногости и неба –
прямо здесь, на этом месте,
только чуточку дрожит;
рыжекудрая соседка
с золотой краюхой хлеба,
и сосед, негодник редкий –
нацепил невинный вид.
Наша старая лошадка
взглядом умным, невесомым
мне сказала: «Мир наш наткан
и бесплотна эта шаль» –
и свои большие крылья
вознесла над нашим домом,
чтоб заботливо укрыли
то, чего до боли жаль.
Лишь моя седая мама,
улыбаясь грустно-грустно,
всё сидела, глядя прямо,  
что-то видя там, вдали,
и они с лошадкой нашей
изъяснялись не изустно,
и смотрели дальше, дальше –
где терялся край земли.   

Простое легконогое грустное стихотворение о том, что уходит детство, уходят люди

6 место
4. Светлячок 

Светлячок горит вдали от сплетен,
Без особых мыслей в голове, –
Он до неприличия заметен,
Под ногами путаясь в траве.

Всяк влюблённый – капельку придурок,
Так и он являет свой задор,
Словно непотушенный окурок
Или непогасший метеор.

Спят во мраке города и веси,
Но на перекрёстках всех годин
Тьмы не существует, даже если
В мире он останется один.

И моргает часто-часто-часто
Зоркий проблесковый маячок:
«Вот он я! – светящийся от счастья
                   Дурачок!»
---
Кроме «светящийся от счастья дурачок» все остальное – просто написано в рифму

7 место
1. Отступник

Мечтал, и верен был своей звезде,
но тяжелели мысли постепенно, -
когда-то мог ходить я по воде,
а ныне море стало по колено.

И от тоски зверея в кабаках,
слежу остекленелыми глазами,
как зарастают раны на руках,
когда-то искалеченных гвоздями.

Не рухнул мир, и жгучий стыд не ест,
костюм добротный вместо власяницы...
Давно стоит на прошлой жизни крест,
но я на нём, и никуда не скрыться.

Возможно, с точки зрения техники и образности это стихотворение следовало расположить выше по ранжиру, но, к сожалению, игра слов тяжелая, противоречивая и, мне кажется, взаимоаннигилирующая

8 место
2. Не жалко

Закончилось придуманное счастье,
цена ему – в базарный день пятак.
Не жалко, что приходится прощаться,
а жалко, что приходится вот так.

Уходишь с непреклонностью солдата,
готовит память воду в решето.
Не жалко, что припомнится когда-то,
а жалко, что припомнится не то.

Закат всплывает медно-красной рыбой –
удачный, но потерянный улов.
Не жалко слов, что мы найти могли бы,
а жалко, что не ищем этих слов.

Кино немое. В долгом эпизоде
ты, я и третьей - скука, а не грусть.
Не жалко, что в финале ты уходишь,
а жалко, что и я не остаюсь.

Вот так, когда-то и не то – это беспомощность. И очень удивляет, что автору жалко от того, что он не остается со скукой
-----------------------------------------------------------

9 место
6. ГЕНДЕРНОЕ 

Москва, Россия... Бабья суть.
Цветастых юбок разнотравье.
На чьём бы ей плече уснуть,
под чей удар хребет подставить?..
Всё мнится сильная рука,
всё охает да матерится.
Любое горе в три глотка
запить большая мастерица.
Рязань, Самара, Кострома -
все бабоньки: бобылки, вдовы?..
Ждёт подаяния сума,
но к бедам вечно не готова.
Как песня волжская длинна
и как болото непонятна.
Великостранная страна
в застиранных кровавых пятнах.
-----------------------------------------------------------

Замах на Некрасова пополам с Есениным. Результат огорчает, но закономерен. Образ в последней строке хорош, но применительно к России сразу вызывает желание выключить то радио, которое в голове у автора.
© Ирина Андронати,
http://fantlab.ru/autor317