В монастыре прп. Александра Свирского

Сергей Карпеев 3
начало тут:
http://www.stihi.ru/2015/12/28/6044

Немного об истории монастыря.
Александро-Свирский монастырь был основан в 1506 году иноком Валаамского монастыря Александром, который при его канонизации в 1547 году (всего четырнадцать лет после смерти!) был назван преподобным Александром Свирским. Монастырь находился в тогдашней Олонецкой губернии в 34 верстах от Олонца на высоком холме между озерами и сосновыми лесами в шести верстах к северу от реки Свирь и в 12 - от Лодейного Поля.
Так, Валаамский монастырь явился настоящим северным Афоном – насадителем православия в этом глухом и языческом финно-угорском крае.
Монастырь состоит из двух отдельно стоящих на берегу озера Рощинское монастырских комплексов: Свято-Троицкого, стоящего слева если смотреть с озера и Спасо-Преображенского, стоящего метрах в трехстах от него справа. Мимо монастыря проходит дорога из Олонца в Санкт-Петербург, минуя Лодейное Поле, через Ковкеницы и Заостровье.
Первоначально существовал один комплекс, Свято-Троицкий. Второй был построен на месте отходной пустыни преподобного. В нем, в приделе Спасо-Преображенского собора, покоились мощи святого, обретенные в 1641 году при первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче. Монастырь пользовался покровительством государей, великих князей и московских бояр и был одним из самых богатых на Севере. Он настолько славился строгостью своего устава, что сам Иван Грозный, знаток иноческой жизни, ставил его в пример другим монастырям. Большие вклады в монастырь делал Борис Годунов. В 1764 году монастырь в результате реформы лишился земельных владений, но, тем не менее, оставался значительным оплотом православия в регионе.
На машине  мы подъехали к  монастырю и далее пошли пешком. Сразу стало видно, что монастырь  в стадии интенсивного восстановления. В годы советской власти тут был дом инвалидов, а потом психодиспансер Ленинградской области, впрочем, до сих пор часть братских келий монастыря так и не передана  Церкви. Очень интересна линия ремонта, которая делит здания келий (которые одновременно можно считать стенами монастыря) на ветхую часть и на уже отремонтированную – новую. Очень много аналогий приходит на ум, когда смотришь на это.

В настоящее время в монастыре сохранились:
Троицкий собор, четвертый по счету с того времени, как сам преподобный построил на этом самом месте деревянную церковь во имя Святой Троицы;
Покровский собор с трапезной, начатый постройкой еще при жизни преподобного и завершенный где-то в тридцатых годах ХVI века;
небольшая церковь Иоанна Дамаскина и роскошная колокольня с тремя шатрами.
Покровский собор характерен трехъярусным каскадом кокошников, из которых вырастает барабан несоразмерного с кокошниками маленького диаметра, увенчанный шлемовидной главой с простым крестом. Собор объединен с трапезной и вырастающей из нее колокольней с небольшими башенками, которые в некоторых ракурсах и в сочетании с крошечными и немногочисленными оконцами придают всему сооружению очень средневековый и очень романский вид. Красив восточный фасад собора с высокими стройными апсидами. Трехшатровая композиция отдельно стоящей колокольни выразительна.
Церковь Иоанна Дамаскина, очень милая невысокая церковка, построена у северной ограды в 1716 году. Она проста по конструкции - куб, четырехскатная крыша, барабан, луковичная глава черной жести, но какая-то привлекательная и гармоничная, как церковь Ильи Пророка в Боровском Пафнутьевом монастыре.
Пятиглавый Преображенский собор с приделом Александра Свирского построен в 1641 году. К нему примыкает церковь Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Крестителя. Над апсидами собора расположены три фрески: на левой - явление Троицы Александру Свирскому, на правой Захария и Николай Мирликийский предстоят Богородице Знамение, а на центральной изображен сюжет Преображения Господня на горе Фаворской с Илией, Моисеем, Иоанном, Петром и Иаковом.
На территории монастыря располагается также часовня, устроенная на месте явления Преподобному святой Троицы.
За монастырем, прямо напротив настоятельского корпуса, находится еще одна часовня, построенная в 1791 году над Святым колодцем, вырытым самим Александром Свирским.
И вот, наконец, кульминация нашего паломничества – мы у мощей преподобного. Описать наше состояние достаточно сложно, трудно выбрать такие слова и выражения, которые бы показали настоящее чудо, которое может лицезреть каждый в настоящем монастыре. Осознание того, что мы видим тленными очами – нетленное и святое, прикладываемся тленной главой к древу многоцелебной раки – оно ничем невыразимо!!!
Время нашей жизни скоротечно, грешные телеса наши с глазами и челом истлеют и восстанут из праха только  в день Оный для Страшного Суда. Но ими мы можем, по милости Божией, видеть вечное и нетленное. Пол тысячи лет для обычного человека – это почти вечность, причем около века мощи пролежали в обычной земле, никакими научными категориям такой феномен не объяснить.
Посещая мощи вселюбимых российских святых, мы прикладываемся к их ракам и веруем, что мощи именно там, но, как правило их не видим. Бог и воздает по вере. Тут все иначе – нетленные мощи святого прямо перед тобой, а некоторые паломники и почетные гости сподобляются даже приложиться непосредственно к ним.
Из-под черной мантии видны стопы святого и кисти обеих рук. Причем  кисть левой руки положена на грудь, примерно на то место, где изображен Крест и адамов череп со скрещенными костями, словно утверждая: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века…». Лик преподобного по христианской традиции закрыт, как закрывается лик всякого усопшего христианина.
Однако, по заверению многих, он очень сходен с ликом преподобного, изображенным на многочисленных иконах, ибо прославление в лике святых отца Александра произошло вскоре после смерти, когда были  еще живы свидетели его подвигов и молитвенной жизни. Подвизавшиеся в его обители монахи и написали первый образ преподобного. Прямо над ракой находится икона явления Троицы-Бога святому в образе трех огневидных ангелов, причем  блистание Ангелов так искусно изображено, что создается ощущение, что икона сама излучает Троичный горний свет. Нимб же  преподобного, который стоит на коленях, сливается с этим невещественным светом, точнее  вытекает из него, и только тень, падающая на землю от святого, указывает на земное происхождение его плоти. Перед иконой висит красивый трехлампадник, как бы по светильнику – каждой Ипостаси Святой Троицы.
Мы с женой приложились к мощам, поставили свечки и помолились отцу Александру. Там же взяли икону святого и благодатное масло с миром от мощей. Владимир уже несколько раз говорил нам о его целебной силе (и видимо, на то у него  были веские основания), мощи святого  часто мироточат, причем достаточно капнуть немного этого мира в подготовленное растительное масло, как все масло приобретает такую же целебную силу, которым можно пользоваться с молитвой при очень многих болезнях. После этого наш провожатый повел нас к часовеньке, которая стояла на месте явления святой Троицы. Сие место также внушало уважение и некий трепет. Человеческий разум не может не только  понять, но даже и вместить того, как Творец необъятного мира, абсолютное, непостижимое и нетварное Бытие посетил этот затишливый уголок, место доселе никем не знаемое. Как  могла природа, земля, лес, озера выдержать такое присутствие, такое соприкосновение??? Разум бы понял присутствие Божества где-нибудь на Святой земле, ибо этому нас учит  святое Писание, но воочию побывать  в том месте, где побывал Вездесущий  и Всеобъемлющий в троичном Образе, в сверхъестественной Полноте – суемудрый разум века сего не может вынести такой  истины.
Когда я размышлял об этом, то на память сразу пришел образ Иоанна Крестителя (в храм имени его родителей -  праведных Захарии и Елизаветы изначально и были помещены мощи  отца Александра), а ведь он также вместе со своими учениками (будущими апостолами Петром и Андреем) и возможно с другим народом лицезрел Бога-Троицу в момент совершения Крещения.
Ведь согласно, например, Жития всех святых (составитель Иоанн Бухарев) во время крещения  Бог Отец явился во гласе с неба, Бог Сын во плоти, а Дух Святый в виде голубя. Аналогично, Евангелие от Матфея гл.3, от Марка - гл.1. Незря еще этот великий церковный праздник называют БОГОЯВЛЕНИЕ, так как в этот день явился Бог в Святой Троице поклоняемый. Поскольку Евангелие писалось  святыми  апостолами, то они и изобразили этот факт, с которого и началась открытая проповедь спасения Господом нашим Иисусом Христом.
Уже позже, читая акафист прп. Илье Муромцу киево-печорскому чудотворцу (а до этого бывшему былинному богатырю – защитнику святой Руси), я обнаружил, что и его посещала Святая Троица в образе трех странников. В Икосе 2 так и поется:
«Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя,
 Радуйся, яко Троица Святая явися ти…».
Вряд ли это можно назвать ошибкой, ведь акафисты  составляются и утверждаются специальной комиссией Священного Синода.
Аналогично и в акафисте св. Крестителю Иоанну (икос 7):
«…Радуйся, Троического Богоявления первый проповедниче…».
Можно ли в таком случае уверенно считать, что Бог-Троица только дважды  в истории человечества посещал людей??? Хотя это утверждается во многих источниках. Может быть, были и иные сокровенные тайнозрители неизреченного Троичного света?
Этим я нисколько не умаляю святости прп. Александра Свирского, и того, что произошло  на этом святом месте, однако нельзя забывать и о других важнейших событиях в нашей священной истории.
Возле часовни мы, также по совету Владимира, набрали песочка с того места, над которым явился Бог. Видимо, уже много паломников побывало тут, и каждый  хотел на память для себя увезти немного землицы, тем более, что ей также приписывалась чудодейственная сила. Поэтому к часовне привозили чистого песка, ибо земли на всех тут бы явно не хватило – ведь сюда едут тысячи паломников со всей России. Но и этот песок получал благодатную  энергию святой обители и помогал в разных нуждах, например, защищал от нечистой силы.
Все, конечно, по вере самого человека и по воле  Всевышнего. Причем едут сюда не только из России, два дня назад приезжало в монастырь несколько автобусов  с Украины.
А когда нашли при ремонте в разрушенном приделе одного храма чудотворный список с иконы Грузинской Божьей Матери, то приехала большая делегация грузин. Сам Владимир был этому свидетель, как они (а многие были в золотых цепях и с богатыми украшениями) стояли и молились на коленях в пыли полуразрушенного помещения. Очень часто сюда приезжают из Финляндии, во-первых, близко, во-вторых, из-за того, что  отец Александр по происхождению был вепсом (финно-угорский народ). Поскольку я  родом из Марийского края, а народ мари также относится к финно-угорской группе, то этот факт был отмечен мной, как очень примечательный, чтобы рассказать знакомым и друзьям. В часовне мы поставили свечки, а в оставшееся время  прошлись по территории монастыря, попутно слушая рассказы водителя о тех чудесных случаях, какие бывали тут в последнее время.
Узнали мы и о специальной книге, куда заносят факты исцелений от мощей, мира и икон  преподобного – их уже накопилось великое множество. Исцелялись от болезней ног, бесплодия, артроза, травм, хромоты, хондроза, радикулита, болей в позвоночнике, болезней желудка и глаз, от опухолей и даже рака, всего и не перечислишь. Привозят сюда и бесноватых.
Верую, что такой предивный святой может помочь не только в определенных болезнях, но и в любой нужде, надо лишь  с молитвой от сердца попросить  этого.
Особое внимание заслуживает каменная Покровская церковь, именно тут, по окончанию ночного молитвенного правила, явилась святому сама Небесная Царица, которая держала в руках  Богомладенца и была окружена сонмом Бесплотных небесных сил. Богородица восседала в царственной славе на алтарном  престоле и обещала быть неотступною помощницей обители и помогать во всех нуждах. «Преподобный пал на землю перед величеством Славы Ея, ибо не мог видеть сияния этого невыразимого света».
К великому сожалению, время наше было ограничено стоянкой теплохода, и мы вскоре покинули сие предивное место и отправились в Свирьстрой. На обратной дороге по случаю хорошей погоды Владимир завез нас на одно озеро искупаться, по-моему, озеро называлось Светлое. Оно представляло собой удлиненную красивую чашу с чистой водой в обрамлении кондового бора и зарослей  рогозника и тростника. Наш провожатый вынул из багажника  кусок пенопласта, положил его на воду и стал плавать, вытянув руки на этот кусочек. Как он объяснил нам, что это порекомендовали ему делать врачи для разгрузки спины. На спине его виден был корсет, про который было рассказано выше, он поддерживал травмированный позвоночник. Я тоже искупался, а сам все время поглядывал на него  и думал, что благодать Божья не так уж и далека от людей, и Всеблагий Бог руками своих святых еще творит знамения и чудеса и не оставляет нас грешных на земном поприще. Укрепи, Боже, и нас никогда не забывать  Твоих благодеяний, даже такой  случайной на первый взгляд поездки в монастырь.
По приезду мы стали увлеченно рассказывать нашим знакомым и попутчикам по теплоходу о том, что мы видели и слышали в монастыре. Но на  удивление многие довольно равнодушно отнеслись  к нашему рассказу, а некоторые открыто не верили, что это настоящие мощи, мол, положили в гроб куклу, чтобы народ завлекать – вот и дурят простых людей. После этого на меня нашло большое уныние, и я потерял всякую охоту рассказывать про паломничество кому-либо из собеседников.
Мы с женой ходили и смотрели на разные сувениры  возле пристани, а потом решили позвонить домой. Однако по какой-то причине  местный узел связи в тот день не работал, пришлось стучаться в соседние дома, возможно у кого-нибудь из них был телефон с междугородней связью. Наконец, встретили одну женщину, которая согласилась предоставить нам свой домашний телефон. Пока мы дозванивались до Казани, то узнали от нее еще один случай – про исцеление  у мощей преподобного болящей девочки. Так святой послал нам прощальную весточку, мол, не унывайте, у Бога всего много, и никогда не сомневайтесь в истинности православной веры.
Когда мы уже поговорили по телефону и пытались отдать деньги за 10 минут разговора, то женщина долго отказывалась, но мы решительно настояли на своем. А на прощанье она сказала, поглядывая на беременный живот моей жены, что если мы ездили к Александру Свирскому молиться, то однозначно у нас будет мальчик, ибо этому святому молятся при желании иметь дитя мужского пола. Тут для меня словно гром грянул, только сейчас я вспомнил, что когда-то читал про это, но при отсутствии потребности – быстро забыл. А вот ныне Бог привел нас в Александро-Свирский монастырь, а я об этом не помолился, хотелось иметь первенца мальчика  – такая вышла оказия (осенью того года родилась у нас девочка, но и на том, слава Богу).
Уже  потом я понял, что разные люди по-разному приходят  к вере  в Бога, возможно, и правильно, что кто-то тогда не поехал в монастырь. Ведь, если скептик увидит нетленные мощи или иные чудеса, но не уверует, то тогда перед Богом это будет куда более тяжкий грех, чем, если бы человек не видел этого и не уверовал бы. Всему свое время, Бог сам ведает, кому и когда явить свое откровение для спасения вечной души.
(на фото - нетленные мощи преподобного Александра)