6 марта – 540 лет со дня рождения Б. Микеланджело (1475-1564)
6 марта 1475 года в небольшом итальянском городе Капрезе, в семье бедного флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти родился мальчик, полное имя которого – Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Мать умерла, и многодетный отец отдал 6-летнего Микеланджело на воспитание кормилице в деревню. В 10 лет Микеланджело уже работал в лавке братьев Гирландайо, чтобы помогать семье. Работать резцом он научился раньше, чем читать и писать. Он стал ярчайшей фигурой эпохи Возрождения, скульптором, архитектором, художником, а заодно и мыслителем и поэтом. Жизнь Микеланджело, прошла между Флоренцией Медичи и Папским Римом: оба властителя были его главными заказчиками.
Фрески Сикстинской капеллы, скульптурная группа «Пьета», часть которой неудовлетворенный художник собственноручно разбил молотком, статуя Давида и другие живописные и скульптурные шедевры знают все. Наряду с Леонардо да Винчи и Рафаэлем Микеланджело составил триаду величайших гениев за всю христианскую эпоху. Поэзия, четвертая муза Микеланджело, до сих пор известна гораздо меньше. А современники их и совсем не знали: он не любил предавать свои стихи огласке. До нас дошло 302 текста (некоторые незакончены) и 41 набросок. Они написаны между 1503 и 1560 годом. Большинство создано в последний римский период, когда Микеланджело перевалило за 50. Из стихотворных форм он предпочитал мадригал и сонет. Его сонеты и стансы наполнены философской глубиной мысли, чрезвычайно выразительны по языку, афористически кратки и емки, возвышенны и искренни. И все же в стихах гения нет той всепоглощающей страсти и свободы, которая отличала его творения в других жанрах. Может быть, это произошло оттого, что Микеланджело черпал образы в скульптуре. Во всяком случае, его поэзия заметно отличается от поэзии современников.
Не имея систематического образования, Микеланджело знал наизусть «Божественную Комедию» Данте и «Книгу песен» Петрарки. Его стихотворения напоминают дневник трагической и измученной души: он говорит всегда и только о себе, часто высмеивая себя и свои бесконечные сомнения, от которых Микеланджело не может освободиться:
Я заточен, бобыль и нищий, тут, Как будто мозг, укрытый в костной корке, Иль словно дух, запрятанный в сосуд…
При жизни автора были опубликованы три мадригала в собраниях для музыки, сонет с лекцией-комментарием Бенедетто Варки (1549) и четверостишие, включенное в Жизнеописания Вазари. Первая настоящая публикация была посмертной. Микеланджело скончался 18 февраля 1564 года в Риме. Его тело перевезли во Флоренцию, где с огромными почестями похоронили в церкви Санта-Кроче.
«Он был гражданином Флоренции – Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перевязью трепещущих от ветра маслиновых рощ; Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию "Весной" и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли; горячечной, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, где каждый был свободен, и каждый был тиран, где так хорошо было жить, и где жизнь была адом; уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык...»
(Ромен Роллан, Жизнь Микеланджело)
*** Покуда с плотью в мире и дружна, Душа живет во мраке заточенья. Как добрый ангел, к нам полна раденья, Коль мы умом послушны ей сполна. Такая добродетель ей дана, А потому к душе мое стремленье. В ней Господа я вижу отраженье, И к ней моя мольба обращена. Рожденьем душу небо одарило - Она неповторима в естестве. Ничто на свете с нею не сравнится. Господня мудрость, красота и сила Лишь в хрупком, невесомом существе, И в нем надежда наша воплотится. (Микеланджело Буонаротти, сонет)