18 февраля – 85 лет публикации I книги романа А.Н. Толстого «Петр I»

70 лет назад, в 1945 году, завершилась публикация романа Алексея Николаевича Толстого «Петр I». Конец XVII в. После смерти государя Федора Алексеевича начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и ее любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. В Москве два царя – малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а выше их – правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье».

Так начинается эпический роман в трех частях Алексея Николаевича Толстого «Петр I». Проблема взаимоотношений народа и государства – главная тема эпопеи. В разговоре мужиков звучит тревога за судьбу России, за свою судьбу. Русский народ не мыслит себя отдельно от Отечества, но не знает, за кем и куда идти. Сторонники царевны Софьи умело направляют народ против сторонников Петра.

На землях дворянина Василия Волкова живет крестьянская семья Бровкиных. Глава семейства берет с собой в Москву сына Алешку. Тот знакомится с ровесником, Алексашкой Меньшиковым, и начинает торговать пирогами. Однажды Алексашка возле Лосиного острова встречает мальчика в зеленом иностранном кафтане. Это будущий император Петр. Они расстаются, не зная, что встретятся вновь, и Меньшиков сделает головокружительную карьеру: стремительное возвышение простолюдинов – одна из примет петровской эпохи. В войне со шведами молодой царь познает свой народ с его героизмом и бескорыстием, бесшабашностью и смекалкой. В трагических обстоятельствах осады Нарвы народ обретает Государя, Государь – подданных. Единение власти с народом приводит к окончательной победе. Глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу.

Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил. Для царя-преобразователя народ – лишь средство воплощения его замыслов. Петербург растет буквально на народных костях. Образ каторжанина Федьки Умойся Грязью воплощает протест против отношения к людям как к винтикам государственной машины. Отношения между народом и государством полны противоречий. Алексей Толстой ярко показывает их в так и не оконченном романе «Петр I», о котором сам автор сказал так: «…я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа».


«Иноземцы, бывавшие в Кремле, говорили с удивлением, что, не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве или Стокгольму, царский двор подобен более всего купеческой конторе. Ни галантного веселья, ни балов, ни игры, ни тонкого развлечения музыкой. Золотошубые бояре, надменные князья, знаменитые воеводы только и толковали в низеньких и жарких кремлевских покоях, что о торговых сделках на пеньку, поташ, ворвань, зерно, кожи…»

«Говори кратко, проси мало, уходи борзо!»

«Замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибешь…»

«Время считать – себя обманывать. Пусть его помедленней летит над Россией, потише…»

«Бог человека создал, чтобы тот думал.»

«…дороже всего знать что счастье – долговечно. Что мне в этих нарядах, в этих дорогих зеркалах, если нет уверенности…»

(Алексей Толстой, «Петр I»)

Год литературы в России