Преподобный Илия Муромец, Печерский. Киев-Лавра

Вера Гиоргадзе
    Преподобный Илия Муромец, Печерский. Киево-Печерская Лавра  (1188)

   
               Дни памяти: 
    Декабрь 19 (1 января), Сентябрь 28 (Печер.(Б))

               


                « Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2, 10 )



                «Эх, дубинушка, ухнем!
                Эх, зеленая, сама пойдет,
                Сама пойдет!»

________________________________________   




То ль конец февраля...."Март" на улице! 

Календарь же толстенный листком
Тычет первым, так странно прищурившись,
На январь…. А тогда декабрём
Был:  не лысым – по-русски завьюженным! –
/В кепке вряд ли протянешь-то в нём/
В накрахмаленном чистом, прям суженым
Вьюги снежной! –  день красный с числом
«Девятнадцать».

Топилось по-чёрному,
Добела отмывалось, – во «сгинь»!      
Блеск в очах, синь небесно-озёрная!
Три перста первых правой руки 
Воедино сбирались  привычно так    
Как на бранном, так в поле, - во ржи,
Два же нижних перста – не набычены! – 
Хоть пригнуты к ладони: свои ж.
Все пять пальцев десницы той: си-луш-ка! 
Богатырская сила-то, а?
И рифмуется, глянь как: дуб/инушка! – 
Неспроста чай…. А  нынче зима….
 
А на улице – «март»… …Март на улице,
Наш ты Муромец! Эх, Чоботок….

Отрывной ли, прикинувшись курицей,
С каждым «карррр» - в календарный листок-
Отдаляет от песен Востока
Песнь с мелодией древней,  молчком.
Зря ль в советское время про Бога
Указать-то «забыли»: Христос! – 
Во всех старых былины изданиях
Русским сказано ж всё языком:   
В «перехожих каликах» тех – странниках,   
В дом явился к Илье Сам Христос
И Апостолов двое! Калики –
Не калеки,  не нищие в «слеп»:
То паломники в ясные лики,
То посланники Божии, Свет!
И подвижники эти с Ильёю
Неподвижным тут встретились «вдруг»:   
Не ходил от рожденья с больною
Он спиной и  ногами…

Недуг
Тридцать лет «на печи» провалял и,
Да великим терпеньем дарил
Его, кротостью в «сильный характер»:
Что «в затворе» – сидел «на печи»!

В тридцать лет и Сын Божий служенье
Начал миру открыто.

…И встал
Он  по слову  калик! «Будешь велий
Богатырь ты и смерть, Илия,
На бою тебе, - молвили  Божьи, -
Не написана».  Вот потому
Страха смерти и не было позже,
Многотрудную как он свою
Жизнь в сражениях начал. Но прежде
Землепашцем он стал, получив   
Силу воина: труд мирный прежде!
И он начал с неё – Мать-земли,
Что и  хлебом питает, и силы
Обновляет, прижмись лишь к родной.

И – «Где конь?», абы …«в хвост да и в гриву»!
«Конь не выдаст, и смерть не возьмёт»!
Что за воин в бою, коль не всадник?
Оседлал и – на подвиги…  Но!
Испросив же,  обычая ради,
У отца и у матери всё ж
Пред дорогою благо-словенье.

И –  крестьянский отправился сын,
Осенённый крестом, на служенье,
Обрегати Земли рубежи,
Одаренный духовной, телесной –
Той недюжинной силою, что
Сколь воспета в былинный сказ песнях!
И уж восемь веков хоть прошло,
Всё поют…. 

Да и как не запеть-то? –
Сколь станиц* журавлей за века,
За те осени в них что – не счесть и –
Возвращаясь, конечно, всегда,
И с «курлы» во слезах – улетало ж…
Да нетленны всё мощи того,
Что с тремя, как живыми, перстами –
В не расцепишь! – ушед в мир иной,
Всё почит, указуя: смотрите,
Вот то крестное знаменье, вот! –
Православной Руси.

Небожитель
С нанесенной когда-то копьем
На руке левой  раной – то воин;
С троеперстием – в правой – монах,
В чьей могучей деснице по воле
Свыше данной столь правды в томах,
Не подверженных тленью:
Читайте!

Муром, Муром… О сколь у тебя
Покровителей там – не в «палате»,
Но в Палатах уж вечных Отца.
Сколь же муромских всех там святых-то
Град былинный свой древний – её! –      
Христианскую славну твердыню
Стерегут с высоты неземной,
Опоясан-ну-ю той рекою,
«Богородицы поясом» что
Называют в преданьях: Окою…. –
Волги то самый мощный приток!

И Угодник родился сей тоже
Там поблизости в самый расцвет
Руси - матушки Киевской Божьей.
Град Владимир – в соседях. Отец,
И в лаптях хоть, - не на смех же курам:
Сам Иван Тимофеич!* Село –   
Карачарово. Рядышком – Муром.
А  там помнят о Муромце всё!

Про Косматушку-Бурушку помнят:
Шелудив жеребёночек, плох… -
Пришибить  вел мужик. За три срока
Не узнать уж кобылу ту – что,
Взяв неражую, хилую, лаской
Да любовью взрастил Илия
До коня богатырского, статью
В казака сего старого прям,
Своенравного и, таки ж место
Всегда знающего-то своё.

Как  «траву косил» во  поле чистом
В белых ручушках с острым копьем
Он татарскую силищу вместе
С боевым этим, помнят, конем,
Потоптав зла немерено:

«Глупый
Ты, собака царь-Калин,  умом
Коли мнишь ты изменников тута,
Перебежчиков мнишь на Руси   
Отыскать». …Ишь, «…татарами правил
Я, царь Калин, татар мне своих
Мало уж: Русь хочу я». И дальше:
«Ты сдавайся, князь Киевский, мне,
А не то потопчу я конями,
Порублю стариков и детей,
Всю сожгу Русь огнём, и тебя я,
Князь, заставлю стеречь лошадей,
А княгиню на кухню отправлю
Печь лепёшки!» Так знай же, злодей:
Да за Землю ж – и «камня на камне»!
«Бить татар он татарином стал,
Схватив за ноги! Бегати стали
От  него те татары….».

Удал! – 
Выкорчёвывал лес с корнем! – «Камень».
Стрел каленых во «калинов» сколь
Из тугого он выпустил лука!
О  «Салтан свет Салтанович», о,
«Пан Турецкий»! И – сердце не муки,
Но – стрела бы пронзила!  «Орёёёл»…. –
Сам покаялся. «Сокол-корабль»  тот
Со церквами тремя же на нём
Вел сам Муромец ибо! Куда там…   
Печенегов гнал, половцев он,
И во Идолище что Поганом,
В Соловье и разбойнике что…
Верой-правдой служил!

Всё Русь помнит,
Всё Русь помнит о нём…

И – о том,
Как  Ильинский семнадцатым веком
Храм воздвигнут,  двадцатым – …сметён.

Только ж место то всё человеки
Называют «Скочок»,  ибо он – 
Илия – по той улице знатной
«Поскакал»  на служенье Руси,
Завершив кое в подвигах ратных,
Приняв постриг, ушел в монастырь.
И – в служеньи молитвенном Церкви
Неустанно вновь бился с врагом – 
Супостатом безплотным, но цепким.
По кончине своей погребён – 
Удостоенный чести! – в приделе
Храма Киевской был он Руси,
Что служил усыпальницей Велих
Всех Князей.  А позднее снесли
Ту гробницу в пещеры, - Антоний
Что Печерский святой основал.

Лавра…. Киев…..  О сколько достойных
Божьих чад здесь мощами почат,
Нашей Церквой прославленных Русской, -
Мирный дух кто при жизни стяжал,
За всю тысячу лет: и не русских, -
Православных! - что нынче молчат…
Не  молчат! – Продолжают всё  дело
И незримо во имя Христа!

Вот и он Чоботок,  меч железный
На духовный сменив,  и тогда
Сапожком и одним   (не надетым,
Не успел потому как) сумел
Вдруг напавших, как тать, отметелив,
В шею гнать, - во «изыди!»,  лишь те
В монастырь ворвались. 

И поныне
Победитель Отчизны врагов –
В три перста! –  хоть душой своей в Сини: 

Того крепче и нет кулаков!

«Бог не в силе, но – в правде»! И Невский
Из обители в Небо ушел…
Воды ж ста'рин текут себе песней,

Как – Нева, Днепръ, Ока, Волга, Донъ…

***

Прибыв в Киев тогда, к Красну Солнышку
Угодил он на княжеский пир,
Величаемый «братчиной». …Во-люш-ка!   
Эх-ма, воинство Святой Руси!
За столом: сын крестьянский Илюшенька,
Из Ростова священника сын –
Наш  Алёша Попович, сам душенька
Вон Добрыня Никитич – Руси
Рода княжеского, Ставр – боярин,      
И купеческий сын Вань… – Иван.
И из Галича сколь, из Рязани… -
Отовсюду! Но только Илья
Среди витязей знатного рода - 
Сын крестьянина: «крест» - христьянин.
Потому князь его, как родного,
И встречает: сословие – пыль!
По делам –  честь! – по подвигам строго,
Охраняя Края все Руси!
И,  не ведая страха иного,
Кроме Божия страха, они 
 С богатырскою силой, - от «Бог»а!-   
В русский дух несломимый ничем,
Как и воля, - лишь с верой!- народа
Святым братством своим во главе
С Ильёй Муромцем, сам что в «Дубину»,
Вросши в землю ногами, душой,
И дружинами хоть, всё – в Дружину,
Обрегали от ворога Дом.
И под этой надежной защитой
Храмы строил народ, города,
Земль пахал…. И детишек растили!
Глянь лишь в летопись:
Дух тот –  всё там!

***
   
Богатырь  Святорусский былинный – 
Преподобный*! – святой Илия….
Сколь усилий приложено было
Властью «взятой» его развенчать
До «героя народного» просто,
«Идеала» -  вернее сказать…
Всё подчистили… Надо ж… «Христос» там! –
В тех «каликах».  И нам ли не знать?      
   
С давних пор и по сей день святого
Илию Муромца русский народ
Почитает…. Во время лихое
Вспоминают же чаще….  А год
Начинается каждый раз новый….
Только нынче ужели спроста
Календарный лист первый всё снова – 
И всё снова! – приводит сюда:

Православные люди особо
Чтут день Памяти светлый Илии,
Что совпал – не по воле ли Бога?.. -
С первым днем январей в декабри*
Наступившего нового года….

И он с неба, из Лавры в сей день
Благо- сыплет- словенье народу
Той Земли, что пахал сам в «не лень»!
И лампада горит в изголовье
Той гробницы в Печерской святой
Восемьсот с гаком лет: без условий,
Без обид, бо – Любовью самой!   

А на улице – март…  Март на улице! –
Не тот март, что встречает весной
Журавлей своих…. Хитро так щурится
Потепление скользкой зимой.
Но молебны идут новогодние
Во всех храмах…  …А снег – …не  кружит.
И – в пимах, на Руси что всё модные,
Вновь обходит свои  рубежи
Без коня  Илья Муромец…. Холодно! –
«Ой, мороз…»… - Нет-нет-нет….-  Всё дрожит
От промозглости  праздничной.

Холодно. 
«Три перста» лишь те греют!

***

Молись,
Родо – сам же! – начальник казачий наш,
Покровитель* небесный и войск
Всех Российских ракетных, - во « значимо
Для стратегии!»,  так же самой
Погранслужбы России…. С Варварушкой –
Со святою Варварой* молись
Там о нас и …за нас…. – …снимем «варежки»,
Сам увидишь… Уж скоро….

Аминь.





________________________________________   
*В 1917 г. революция победила в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».  Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д.
*Преподобный (др.-греч. ;;;;;) — особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.
*Илья - русская форма древнееврейского имени Илия, означающего Яхве - мой Бог, сила Божья, крепость Господня..

*Иван - милость Божия (древнееврейское)
Тимофей - почитающий Бога (греческое)

* станица — стая или стадо, табун, гурт, вереница, руно; однородные животные в сборе, во множестве.

*«В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.» .                http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm

*Старины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества.

*Слово “Богатырь ”явилось в русских летописях в XIII веке. Его связали словом Бог или прилагательным “богат”, имеющим тот же корень. Это означает человека, одаренного богатством, Божественным изобилием сил.  В старославянском  языке слову “богатырь” соответствовало ранее  “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”.

* Святой Илья Муромец является покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России.
В 1998 году в Подмосковье был построен храм во имя преподобного Илии Муромца, который впоследствии освятили по всем канонам Русской православной церкви. При этом здание храма находится на территории, занимаемой Главным штабом ракетных войск. Центральная часть внутренней композиции храма - алтарь, содержит внутри себя частицу мощей, специально привезенную в новое сооружение при его строительстве из Киево-Печерской лавры, которая является основным местом нахождения мощей преподобного Илии Муромца.

*В 1998 году в гарнизоне ракетных войск  стратегического назначения был освящен храм во имя преподобного Илии Муромца и  святой великомученицы Варвары. Освящал храм Патриарх Алексий II  в святые пасхальные дни. Знаменательно то, что это был юбилейный – сотый — освященный Патриархом престол воинского храма
 В 1995 году святая Варвара была объявлена небесной покровительницей также Ракетных войск стратегического назначения России, и в России теперь считается покровительницей также и других ракетчиков и артиллеристов.

*В честь Ильи Муромца названы:
фрегат Российского императорского флота в 1854 г.; самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским в 1913 г.; русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки; советский бронепоезд в Великую Отечественную войну; круизный теплоход «Илья Муромец» в 1958 г.; советский портовый ледокол 1965 года постройки; советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06; в районе г.Киева на Днепре остров — ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан; находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России и другое.


26.12.15г.


http://www.youtube.com/watch?v=Xsgk2oD6dFE
Егор Стрельников и Митя Кузнецов - Сила по Силе АЛЬБОМ 2006