Гл. II Уделы Пресв. Богородицы. Серафим Саровский

Вера Гиоргадзе
               http://www.youtube.com/watch?v=jZ-kR5TrWHI
               Кутаиси 19 августа 2015 Храм Баграта -
               встеча с Митрополитом Кутаисским и Гаэнатским Калистратом.
__________________________



       МОЙ РАЙ ЗЕМНОЙ

Гл. II УДЕЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ



Удел Богородицы — в православном предании «жребий» Божией Матери
на земле — святая земля, которая находится под Её особенным
покровительством. Известны четыре удела Богородицы:

Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская Лавра и
Серафимо-Дивеевский монастырь.
_______________________________________   


«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!
 … Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего
возлюбленного».                Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

“В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие
Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине
Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел – это ум, покорный истине
Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции и в семействах, Церкви…”               
                Святитель Феофан Затворник.


«…Я когда говорю, что у меня доброе отношение к грузинскому народу – я не шучу и не иронизирую…  У нас глубочайшие отношения – и культурные, и духовные  - имею ввиду религиозную нашу близость…» -
                Президент Российской Федерации В.В.Путин.

_______________________________________   



Что есть «удел»? – Словарь речет нам 
О всех значеньях… В слове том….

Здесь о другом…  То Жребий в четность,-
Во «третий лишний»: всё – Её!
…………………………………
…………………………………
Четыре их! – у Сыну Верной,
И нам что Матерь всем с Креста.
Средь них Иверия есть – Первый;
В конце ж –  «…другому не бывать»,
Ибо «Последний»  –  тот, где нынче
Почит мощами Серафим, -
Ея «любимиче», в «обычай»
Кому являлась Матерь, с ним
И попрощавшаяся даже: 
«…уж скоро с нами будешь ты», -
Сказав, - любимиче Мой».

Так же,
Как и когда-то, всё слышны 
«Христос Воскресе!», «Моя Радость»,
Но лишь с небес уж, в тонком сне ль…. –   
Не реже!- нет, бо «ЧАЩЕй» сладость
Из уст лукавства на земле
Грозит уж вскоре обернуться:
Непроходимой чащей бед…
Да только в Божией всё руце!
И Звёзды льют прилунный свет,
С неизреченным воздыханьем
Молитвословя там …за нас…
Мы ж обрастаем всё грехами,
Хоть Судии всё громче глас.

И вот… –  не падают, не звезды:
Спускаясь, Вестники парят,
/Пока есть свет – еще не поздно/
Успеть «под крылья б нас собрать»,
«Аки  птенцов своих» та «птица»*….
И Матерь….  Матерь всё в трудах!
Иль то удел Ее? –  молиться
О всех, но паче всё ж – о нас….

Иисуса Рождшая…. –    
                Уделы….. – 

Не потому ль они летят
Целенаправленно так, - стрелы,
Как то «оружие»*? 
                Гром…
                Град.

Но –  Сын Воскрес, «поправ смерть смертью»!
«Господь Воста», и нам – восстать.

Ждет покаянья Бог…

Без «чертит»! –
Круг осенит крестом наш Мать: 
С такой Заступницей да с сонмом
Святых в венцах на Небесах,
Где нет границ, что всем нам Домом
С Отцом всё ждущим, - с верой в нас, –
Бо все – «по образу» ж!
Ах, Отче…

В три буквы –  «Ост» и «Бог», и «Лик»!
В  две –  «Зап/ад», «ад»… 

Но путь короче
Не выбирают – напрямик,
Сходя с «какой ни есть – дороги»,
Что точно выведет…!  Любовь
Сколь распинали, всё  – «в пороге»*!
Где со-Весть  с «со-West» в Храме – врозь,
Там у Креста один лишь враже,
Да – …многолик!

Но стук копыт
Уж так отчётлив: топот, ржанье… 
Того глядишь, прозреем… Дым!
Ложь  Змием Землю овивает,
Туман лисицею глядит….
И – снайпер бьёт по Православью!

«В единстве – сила»! Крест… Крест и – 
«Сим победиши»! …«Символ Веры»
В Уделах всех не отменим: 
Будь то Второй,  Четвёртый, Первый,
Или Второй!

Что ж, братье, мы…

***

Святой наш отче из Сарова
Не оттого ли столь любим,
Что им с очей упали шоры:
«Железный…» тот, - как « жалюзи»,-
Чуть приподнялся, а на сцене –   
«Горячий снег»  в былой крови!
Растут на выход в кассе цены,
А режиссёр ли, «господин»….

И – мир ко дну идет…


ГРУЗИЯ. ГОРА МАХАТА. МОНАСТЫРСКИЙ КОМПЛЕКС
В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ*


А в Первом
Уделе – стройка уж вовсю!
Иконе Иверской иверы
Готовят пристань, ибо тут,
Где рвётся ввысь гора Махата,
Где корни веры – вдаль и вширь,
Явилась верующим Матерь,
Велев построить монастырь
И храм, грузинский весь народ
Призвав молиться ей усердно.
И уж белеет Омофор,
Еще невидимый, победно
Над Чашей с Кровью и Вином
Во время каждой Литургии
Там, где лишь строится Ей Дом,
Да уж насажены оливы
Средь гималайских кедров и
Сосёнок тех, что и не лапой
Пока еще в колючий лист,
Но каждой веточкой с ней рядом,
Таящей Лик в себе самой
Держащей Сына Приснодевы.

Илия Второй…. Поклон земной
Ему, бо Пастырь он от Неба!


МОСКВА. ЧАСОВНЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ*


И в это время же в другой
Столице, сросшейся с Тбилиси
Одною радужной дугой
Семью цветами в зорях Выси,
Несущей тот же тяжкий крест
Удела Матери Иисуса
В одеждах черных до «Воскрес»,
В лихие те под носом гнуса   
/До Мавзолея где лишь чуть/,
Но возрождаются святыни:
Немые жертвы красных рук!
И в это ж время, как в Тбилиси –
Немного раньше только, но – 
Как и века назад, молились
У Воскресенских врат ей вновь – 
Своей Заступницы иконе,
Особо чтимой на Руси,
В часовне Иверской! – хоть новой,
С любовью ж старой и с «Прости».

И – вновь Вратарница Благая   
На главных – града Своего! 
Бог поругаем не бывает! – 
Как и Родившая Его!


СВЯТАЯ ГОРА АФОН
 

Удел Второй  сим двум Уделам 
Молитвой, по'том и постом – 
Уж не впервой! – творил умело,
По-братски, списки со святой
Иконы древней чудотворной:
Один в один!

Гора Афон!
Велик Паисий Святогорец: 

«…пока есть люди Божьи, что – 
Молитвы люди, то Бог Добрый
Нас терпит всё. И приведет
В порядок снова всё, устроит
Найлучшим образом Он. Но! –
Необходимо лишь терпенье,
Вниманье многое нужно.
Бог Добрый слышит все моленья….

…Случилось так, что Иверон
Остался пуст. Отцы ушли все. 
Полно турецких войск вокруг,
В монастыре самом и выше
Всё турки, турки… И вот тут
Один монах, придя лампады
Возжечь и пол бы подмести,
Воскликнул с болью, меря взглядом
Кишащих  с ног до головы:
О Матерь Божия, что ж будет?..»
И видит – Жено в Свет лицом!
…К нему идет… К нему! – не будто…
Из рук его метлу берёт,
И говорит: «Ты не умеешь,
Как надо, просто подметать.
Я подмету Сама!» …Что мешкать?
И подмела!

Исчезла как,
Прошло три дня – исчезли турки!
Их Матерь выгнала! …И Бог
Всё по местам расставит, стукнув
В конце концов…. Он Сам возьмёт
Метлу в Божественные руки!
И каждый даст ответ за то,
Что сделал он в лета разрухи
Своей молитвой, добротой…».


ГРУЗИЯ. БОРЖОМИ. "НОВЫЙ САРОВ"


И Серафим угодник Божий,
Столь чтимый всеми на земле,
Звал своей «Радостью» всех Божьих
И тех, кто просто еще слеп…

«Стяжи дух мирен…», - так же молвит
И ныне,  чадам и средь гор
Являясь слышащим! И вскоре –
В Боржоми пустынька,-  в Саров! –   
Звеном связующим Уделов
Пречистой Матери Христа,
С колодцем, камушком под сенью!
И с «Умилением»: в ней – Та,
Не расставался с Коей верный
Раб Божий до смерти, - красна
Что в христианския кончину!

Дуб…
          Келья…
                Пихта….
                Ель…
                Сосна!

«………………………………….
……………………………………
«…тогда ты будешь Серафимом…», -
Сказал вдруг сам наш Патриарх!
Когда при постриге спросил он,
Я промолчал, в душе молясь… -
Молясь святому, что душой всей
Своей любил, и в честь кого
Хотел быть названным.
И вот ведь…». – 

Владыка* скромен. Рук его
Обитель  – детище родное,
Где и медведь жил, где – леса!
Да здесь и пахнет Русью: хвоей
Вечнозеленой, - в березняк! 
Две  церкви есть, а уж иконы
Святого русского – везде! 
Молитвы льются здесь рекою,
И сколь же соли в той воде…

И сколь чудес являет отче!


ГРУЗИЯ. КУТАИСИ. ХРАМ БАГРАТА. БОРЖОМИ 2008 ГОД


Кровавый август шел в поход,
Когда темнее были ночи…
И вот уж – танки…

На полёт 
Сменили гусеницы даже
Ползущий лязгающий ход! 
Их речь коснулась, - мёда слаще,
Митрополит* держал что. Рек:
«Я обращаюсь к православным!
Мы ж братья, братья во Христе!»

И Кутаиси, храм Баграта,
Янтарно плачущая ель,
Что претерпеть уже успела,
Кивали молча….

Отошли! –
Сто пятьдесят их было… Пела
В руках икона! – Серафим
С неё взирал безсмертным взглядом
Из-под стекла …на братьев, …ель,
Едва стоящую, но – рядом 
С седою древностью… Теперь
Не обхватить её! – душою
Вечнозеленой  к небу бо,
А малахитовою хвоей
Обращена к земле. Господь
Услышал отче! – Преподобный
Просил по просьбе всех внизу….
О всех и там печётся Добрый.

И – на орнаменте в лозу
Лик вписан старца! Ель у храма
На фоне Сини в бирюзу! –   
Икона новая,- в Баграти. 


И шел к Боржоми танк… Но тут
«Вдруг» оказалось, что напиться б
Целебной в сих краях воды,
Они проехали – танкисты – 
Столь километров! – тридцать. И,
В Куре разлитой искупавшись,
Ушли… 
             Ушли…
               
Да сколь чудес…   
А два народа, побратавшись
Давным-давно, могли б – и без…

Столкнула славных-право лбами,
Что высоки, чисты – в «умён»,
Коварством сила та с «корнями»,
Что в корень зла! – …не напролом,
Исподтишка засеяв почву.
Не углубившись, не поймёшь:
И молоком писались строчки,
И хлеб…Чернила! «Черн»… с «карррр» схож…      
И – петуха в рань трижды пенье…

А люди…. Люди не причём,
Когда есть нелюди средь Елей, -
Что шестипалый треплет Клён.
Но! – пока молятся святые…


СХИИГУМЕНЬЯ ФАМАРЬ. СВЯТЫЕ РОМАНОВЫ.
СЕРАФИМ  САРОВСКИЙ


И схиигуменья Фамарь
(Марджанишвили) старца чтила:

Еще игуменьей когда
Монастыря была, что в Бодбе, -
Где кой уж век Нино почит,
В Саров отправила сам с просьбой
Его икону привезти – 
Новопрославленного в лике! – 
Одну монахиню. Поздней,
Когда с угрозами ей письма
Писали те, что всех «красней»,
Из-за того что защищала
И монастырь, сестер в беде,
Спасла иконка жизнь ей…. Дальше –
«Быть Ювеналии в Москве»:
Перевели – опасно стало… .

И там с Княгинею она
Великой сблизилась…  Да мало
Здесь суждено было сиять
Той на земле: в венце ушла и
Из рук чекистов в небеса
Святая мученица наша
Есисавета*, что была
Супруги верной Николая
Второго – Русского Царя – 
Сестрой родною…. Вся святая
Его – Романова – Семья!
Для Сына Их тогда Княгиня
И попросила – болен был –
Иконку ту… И тяжко было
С ней расставаться, но….  В те дни,
Как революция свершилась,
Пропал сей образ и никто
Не знает, что с ним…

Сколь молился,
У Бога б вымолить Его –
Мальца – Наследника Престола! –
Сам Серафим Саровский, но…
Враг человеческого рода
По Вере бил! …Ослаб народ…

А Ювеналия уж вскоре
Постригли в схиму как, Фамарь
И стала зваться. ….Прежде только
Скит Серафимо – основав
В России – Знаменский, веленьем
Пречистой Матери Христа!

***

И собирает нынче звенья
Одной цепи у стоп Отца
Средь Херувимов, Серафимов,
Небесной Рати всей там он –
Наш Серафим Саровский с нимбом,
Где братьев столь и с двух сторон
Одной Реки святых…

Уделы…


…а вот Архангел Михаил…. –

Да ни за красных, ни за белых:
Архистратиг бо есть!

Аминь.



_______________________________________   

*«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» -  От Матфея 23:37

*"Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".-  ( Лк. 2, 35).

* «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». - Откр. 3:20
   
*В Тбилиси возводится монастырский комплекс на месте явления Богородицы в 2001 году. Презентация созданного по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II фонда строительства монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери состоялась 29 апреля, в день празднования этой иконы, после торжественного молебна на одной из окраин Тбилиси - горе Махата. Присутствовавший на молебне предстоятель Грузинской Православной Церкви благословил и освятил место строительства.
Митрополит Сухумский и Абхазский Даниил (Датуашвили), совершивший молебен в присутствии Илии II, напомнил в своем слове о том, что осенью 2001 года на этом месте верующим явилась Пресвятая Богородица. Богоматерь призвала весь грузинский народ усердно молиться ей и построить на горе Махата храм и монастырь Иверской иконы Божией Матери. "Икона Иверской Богоматери является святыней общечеловеческого значения, - заявил архиерей. - Последние десять веков Афонская гора считается основным столпом православной веры, а Иверская икона Богоматери - защитницей и покровительницей святого места. Строительство Иверского монастыря народом страны, ставшей уделом Богоматери, представляет собой проявление поклонения и благодарности своей божественной Покровительнице". По словам митрополита Даниила, строительство монастыря станет самым грандиозным в стране после возведения храма Святой Троицы, и это потребует больших духовных и материальных затрат.
Фонд строительства Иверского монастыря возглавил парламентарий, бывший министр обороны Грузии генерал Георгий Каркарашвили.
Храм на горе Махата строится на пожертвования по инициативе фонда «Иверииса» («Иверийского»).
Учредитель и руководитель фонда Паата Бурчуладзе.

Первое чудо этой иконы случилось через год, когда в кафедральном соборе Сиони облачали ее в ризу, заметили чудом отображенное святое изображение. Позже, это изображение стало независимой иконой.

*Акция обустройства сада на горе Махата проводится по инициативе фондов "Иавнана" и "Озелени Грузию". На территории уже посажены 1000 оливковых деревьев и 300 гималайских кедров. Уходом за саженцами занимается учрежденный патриархией фонд "Озелени Грузию" и те лица, которые посадили их. "Это национального масштаба проект, основание которому заложил патриарх и который сегодня осуществляет Паата Бурчуладзе вместе со всем обществом, с нашими согражданами…»

* Иверская часовня — часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII — начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994—1995 гг.).
Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезён с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещён в Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относится к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город.

В 1929 году часовня была уничтожена. Московский корреспондент «Берлинер Тагеблат» Пауль Шеффер писал: «В ночь на 30-е июля, в 3 часа утра к часовне Иверской Божьей Матери у Красной площади в Москве подошла вдруг масса рабочих. Срытие! Несколько прохожих, извозчиков и иностранцев, случайно выглянувших из окон «Гранд-Отеля», были свидетелями, как с необычайной быстротой воздвигнуты были леса вокруг часовни и как молниеносно произошло ее срытие. К 7 часам утра все было закончено. В среду утром служащие многочисленных бюро Китай-города были поражены торчащей черной дурой на месте, где раньше была часовня…»

Русский эмигрант Николай Мартынов писал: «Неудобна же была часовня большевикам главное вот почему: фееричность, маскарад – вот в чем современная революционность большевиков. Митинги, парады, демонстрации протеста, манифестации солидарности чуть ли не каждую неделю происходили на Красной площади. Гонимые стада людей тянутся мимо Иверской часовни на Красную площадь. Там мавзолей Ленина, там, в стенах Кремля, замурованы трупы “вождей мировой революции”, а над Кремлем висит красный флаг, освещенный яркими прожекторами. И вот: европейские журналисты, знатные иностранцы, делегации, коммунистические “пламенные” речи. А только всем видно, как “борцы мировой революции», проходя мимо Иверской, быстро крестятся, а по окончании митингов, “свободных народных шествий”, все идут к “цепям религии”, и Иверская часовня не вмещает желающих приложиться к чудотворной иконе. По Москве ходило много рассказов, как демонстранты сотнями прямо с Красной площади шли в часовню. Было постановлено большевиками во дни парадов и манифестаций Иверскую часовню запирать. Но и это не помогло, креститься быстро под шубой можно было…»
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/chasovnja-01694

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена.

*Митрополит Кутаисский и Гаэнатский Калистрат (Маргалиташвили).

*Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) –
основатель «Нового Сарова» в Боржоми. http://www.pravoslavie.ru/76511.html

*Игумения Ювеналия, в схиме Фамарь (в миру  Тамара Александровна Марджанова / Марджанишвили) (1868/69? - 23.06.1936) - грузинская дворянка (княжна?), насельница Бодбийского равноапостольной Нины девичьего  монастыря в Сигнахском уезде Тифлисской губернии с 05.12.1889, рясофорная послушница с 06.12.1891, пострижена в монашество 24.10.1899, настоятельница Бодбийского монастыря и игумения с 12.10.1902 по 14.03.1906 и с 10.08.1906 по 11.12.1907; настоятельница Званского Знаменского монастыря Новгородской епархии с 14.03 по 10.08.1906 (не приступала к обязанностям его настоятельницы); начальница Московской Покровской общины сестер милосердия с 11.12.1907 по 22.07.1920, приняла великую схиму 20.09.1915; награждена наперсным крестом из Святейшего Синода 06.05.1903, наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества 06.05.1906 и наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Императорского Величества 06.05.1914, награждена золотой медалью для ношения на шее на Александровской ленте 06.05.1916; действительный член Императорского Московского Археологического института имени Императора Николая II с 03.09.1914; в подмосковном лесном владении Покровской общины сестер милосердия в Подольском уезде близ села Битягово основала Серафимо-Знаменский скит, его начальница в 1910-1924 гг.; после закрытия скита жила в подмосковном Перхушково, арестована в 1931 г., после возвращения из Сибирской ссылки в 1933 г. - до конца жизни жила на подмосковной станции Пионерская. Погребена на Введенском кладбище г.Москвы.

* Елисавета Феодоровна ( 1 ноября 1864, Дармштадт — 18 июля 1918, Пермская губерния) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским великим князем Сергеем Александровичем) великая княгиня царствующего дома Романовых. Почётный член и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества с 1905 по 1917 годы. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Почётный член Императорской Казанской духовной академии (звание Высочайше утверждено 6 июня 1913 года). Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.

*Архангел Михаил, Архистратиг Михаил— ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам.

В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Празднование — 6 (19) сентября, 8 (21) ноября.

17.10.15г.