Стр. 74 Полу акустическая гитара Агриппина 1745

Владимир Смелостев
+фото полу акустики Танаис и болгарских акустик.

ТОЧНАЯ НАСТРОЙКА ГИТАР ПО СТРУНАМ.

Да именно по струнам! Кроме того, что гитарные струны должны быть натянуты на определенные ноты, иначе на гитаре просто не сыграть, по простой причине, что на лад будет приходиться не та нота, еще важно что бы от, собственно струны и до лада выдерживались определенные расстояния. Вот об этом и поговорим.
И так для того, что бы сыграть мелодию на гитаре она должна быть так настроена, что бы пальцами левой руки можно было и, желательно без чрезмерных усилий  прижать струны, все шесть на всем грифе, то есть от первого лада и до последнего. А это возможно только в том случае когда за счет подставки для струн и конструкции струно держателя выдерживается Определенный угол между струной и верхом грифа. Это примерно 3 градуса. Иначе, если этого угла не будет, например, то струна ляжет сразу на все лады! Ничего хитрого! Когда вы прижимаете струну, то она изгибается в этом месте, ложится на свой лад, но за счет угла о котором я только что сказал, до следующего лада остается несколько миллиметров и соответственно прижатая струна имеет возможность колебаться. А тут возможны варианты!
1. то что я дам в виде советов нужно делать тщательно, обдуманно и аккуратно! Если вы не уверены в своих силах, то попросите это сделать опытного мастера. Но, тем не менее по крайней мере все гитары у которых гриф съемный имеют возможность установки грифа под оптимальным углом относительно струн. В том случае, а тут именно тот случай! Правая гитара тут довольно известный и имеющий довольно противоречивую характеристику дредноут – Орфей! Именно очень большая акустическая гитара, так как все болгарские гитары, как доски и полу акустики – то же имеют фирменное название -  Орфей! И так этот дредноут, название пошло от уже исчезнувшего типа первых броненосных кораблей, что последний раз участвовали в Русско – Японскую войну 1905 года! Это очень приземистый корабль, что очень низко сидел над водой и имел плоскую палубу с минимумом настроек. Понятно что попасть в ТОНКУЮ мишень трудно! Дредноут -то есть ТЯЖЕЛАЯ, как правило и довольно не поворотливая, но Большая гитара и, соответственно имеющая хорошую отдачу от толстых струн. Несколько хуже звучит на высоких нотах и на тонких струнах! Теперь о точной настройке струн относительно верха грифа или ладов, что то же самое, так как измеряется и ВЫСТАНАВЛИВАЕТСЯ если надо, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ расстояния от струн до ПЕРВОГО И ДВЕНАДЦАТОГО ЛАДА соответственно.

РЕГУЛИРОВКА РАССТОЯНИЙ ОТ СТРУН ДО 1 и 12 ЛАДОВ.

Ну, до первой струны должно быть 1 – 2 мм. Регулируется НА ГЛАЗ! То есть одно, два деления на линейке. Если это расстояние слишком большое, то струну придется СИЛЬНО прижимать на первом и втором ладу! Это чревато, и поймешь это только тогда, когда дома есть НАСТРОЕННАЯ по струнам гитара и РАССТРОЕННАЯМ до ладов! Если до первого лада больше 1.5 –2 мм, струна сильнее впивается в палец при нажатии и рука просто от чрезмерных усилий устает быстро! На легкой гитаре можно спеть 3 – 5 песен и кончики пальцев не устанут на левой руке! Кроме того если расстояние опять же до первого лада большое, то струна сильно натягивается и при этом прослушивается прием Вибрато, то есть звук такой при этом - Вауу –Ре, или Ми! Так бывает, когда например я собирал эту электрогитару, что слева и расстояние, грубо оставил до первого лада где то в 3 мм.
Второй совет! Если гриф имеет неровные лады, то есть немного один лад примерно на 1 мм выше чем положено, ну например, дерево грифа рассохлось и лад немного ВЫПЕРЛО, то лишний миллиметр в гребенке не будет лишним, ведь высота до первого лада зависит от ГЛУБИНЫ пропила канавки под струну. Делать это просто куском или целым ножовочным полотном от ножовки по металлу. Можно один конец замотать изолентой! Еще лучше просмотреть гриф! Так одна из восстановленных мной шиховских гитар имела такой дефект! Та часть грифа, через отверстие в которой проходит винт при помощи которого и гайки крепится, собственно гриф к корпусу, имела трещины в пятке, то есть именно в этом месте крепежа!
И она  не отлетела, но стоило струны натянуть, щель начинала увеличиваться и как результат - строй гитары пропадал. Я в этом случае поступил так! Сначала пропилил ножовкой без развода зубьев щель и в нее на эпоксидный клей вклеил один слой, отщепив его от фанеры! А потом под углом 45 градусов  укрепил шурупом, ввернув его сбоку пятки грифа, через предварительно просверленное отверстие. Так же можно 2 шурупами на эпоксидку закрепить, ту часть пятки грифа, что часто отламывается как раз по отверстию в ней. При этом лучше кусок грифа сделать вновь, отпилив дерево в пятке примерно на 1 сантиметр ниже этого отверстия.
Дальше коротко! Кроме того, что бы на гитаре можно было легко играть в низу грифа нужно выдержать расстояние от струн теперь уже до Двенадцатого лада в пределах 3.5 – 4 мм. Это примерно Две Толщины школьной Деревянной линейки. А если гриф как у ПРАВОЙ гитаре ВКЛЕЕН, а расстояние, из не точной приклейки его, грифа в районе 12 лад от струн около 10 мм, то как поступить? Ведь в этом случае будут зажиматься струны и в том числе те, что не должны прижиматься! НУ ПАЛЬЩЫ ЛЕВОЙ РУКИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ГЛУБОКО ВХОДЯТ МЕЖДУ СТРУНАМИ. Ведь  внизу, между струнами расстояние  в пределах 10 – 12 мм. Как я исправил этот недостаток, в следующем файле проиллюстрирую все фотографиями. Не сложно было и на гитаре стало играть легко. Практически она, Орфей, что справа после покупки как два года простаивала, так как от перечисленных ошибок в креплении грифа и играть на ней было тяжело и фальшивила, да и звук был сегодня весь деь на не играл…

Корнев. Смелостев.