Константин Победоносцев и символ мудрости

Георгий Куликов
Фото: К.П. Победоносцев

СОВИНЫЕ КРЫЛА

     Константина Петровича Победоносцева (1827 – 1907), обер-прокурора Святейшего Синода, прозванного тайным правителем России, одни видели её ангелом-хранителем, другие – злым гением. Одни славословили и преклонялись перед ним, другие – проклинали и ненавидели. О его всесилии ходили самые фантастические слухи.
     После 17 октября 1905 г. (день подписания царского манифеста, даровавшего демократические  свободы – Г.К.), «ни на кого уличная «свободная» и дешёвая сатира – пишет его первый биограф – редактор «Исторического вестника» и основатель Союза русских писателей Б.Б. Глинский, – не вылила столько злобы и глумления… Улица всячески тешилась над больным стариком и сводила с ним былые счёты» (1)
     Б.Б. Глинский напомнил такую картину: «Во всю ширь Литейного проспекта движется пёстрая, разнокалиберная и возбуждённая толпа, над головами которой реют красные знамёна… Толпа останавливается против тёмного двухэтажного дома №62, где много лет живёт Константин Петрович, останавливается, чтобы прокричать ему слова ненависти и злобы, прокричать и двинуться дальше во славу грядущего сознательного пролетариата» (2)
     Известно, что Александр Блок однажды прошёл во главе «революционного шествия»,  вздымая красное знамя (3). Не эту ли толпу возглавлял поэт?
     Набрасывая план поэмы «Возмездие», он запишет: «1 марта (день убийства Императора Александра II – Г.К.) Победоносцев бесшумно садится на трон, как сова» (4). Этот образ поэт разовьёт в поэме:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна… (5)

     Какой зловещий образ! Родившийся, замечу, от расхожего либерального мнения и избытка «революционного чувства». Террорист Лаговский, неудачно стрелявший в этого «колдуна», тоже видел в нём «душителя свободы» (6). Однако вглядимся получше. Образ-то поистине эпический! Гениальный поэт точно указал на подлинный масштаб этой исторической личности.
     "Совиные крыла" (а сова, напомню, символ мудрости!) воспитателя (преподавал законоведение) будущего императора Александра Александровича, а затем его ближайшего советника  охранительно осеняли Россию во время правления царя, прозванного Миротворцем. В этот благодатный период страна необыкновенно быстро развивалась и достигла пика своего могущества.
     Внимательно ли читал Блок знаменитый (пять изданий в 1896 – 1901 гг. и перевод на основные европейские языки!) «Московский Сборник» Победоносцева? А, может быть, и вовсе (из предубеждения!) его не раскрывал? Трудно ответить: в указателях имён и названий к самому полному на сегодняшний день собранию сочинений (1960 - 1963) и к дополнительному тому записных книжек (1965) такого названия нет. Между тем о книге «колдуна» современники писали восторженные отклики. «С глубоким интересом, с наслаждением, с удивлением читаем мы, – пишет, к примеру, профессор гражданского права и литератор Б.В. Никольский (расстрелян большевиками в 1919 г), – страницы этой книги, восхищаясь остротой критического ума, искусством художника» (7).  «Поэзией сознательного чувства и проникновенного размышления» (8) называет он очерки (о церкви, государстве, суде присяжных, народном просвещении, демократии, печати и др.) маститого учёного, церковного деятеля и влиятельного царедворца. Думается, Блоку (да и любому поэту!) было бы любопытно увидеть в «тайном правителе России» коллегу по «задорному цеху» (Пушкин). Меня, например, не могло не «зацепить» (как нынче выражаются), исполненное мудрости стихотворение Победоносцева, составляющее третью часть очерка «Духовная жизнь»:

III

СТАРЫЕ ЛИСТЬЯ

(Из Саллета)

Срывая с дерева засохшие листы,
Вы не разбудите заснувшую природу,
Не вызовите вы, сквозь снег и непогоду,
Весенней зелени, весенней теплоты!

Придёт пора – тепло весеннее дохнёт,
В застывших соках жизнь и сила разольётся,
И сам собою лист засохший отпадёт,
Лишь только свежий лист на ветке развернётся.

Тогда и старый лист под солнечным лучом,
Почуяв жизнь, придёт в весеннее броженье:
В нём – новой поросли готовится назём,
В нём – свежий сок найдёт младое поколенье…

Не с тем пришла весна, чтоб гневно разорять
Веков минувших плод и дело в мире новом:
Великого удел – творить и исполнять:
Кто разоряет – мал во царствии Христовом.

Не быть тебе творцом, когда тебя ведёт
К прошедшему одно лишь гордое презренье.
Дух – создал старое: лишь в «старом» он найдёт
Основу твёрдую для «нового» творенья.

Ввек будут истинны – пророки и закон,
В черте единой – вечный смысл таится,
И в новой истине лишь то должно открыться,
В чём был издревле смысл глубокий заложён.


     Великолепная  чеканка стиха и несомненная бездна смысла! В следующей главке Победоносцев пояснит и божественные корни ума, и небесное происхождение красоты, и неисследимые глубины поэзии:

IV

     "Один разве глупец может иметь обо всём ясные мысли и представления. Самые драгоценные понятия, какие вмещает в себе ум человеческий, – находятся в самой глубине поля и в полумраке; около этих-то смутных идей, которые мы не в силах привесть в связь между собою, – вращаются ясные мысли, расширяются, развиваются, возвышаются. Если б отрезать нас от этого заднего плана, – в этом мире остались бы только геометры да понятливые животные; даже точные науки утратили бы в нём нынешнее своё величие, зависящее от скрытого их отношения к другим бесконечным истинам, которые мы только угадываем и в которые лишь по временам как будто прозираем. Неизвестное – это самое драгоценное достояние человека: недаром учил Платон, что всё в здешнем мире есть слабый образ верховного домостроительства. Кажется даже, что главное действие красоты, которую мы видим, состоит в возбуждении мысли о высшей красоте, которой не видим, и очарование, производимое, например, великими поэтами, состоит не столько в картинах, ими изображаемых, сколько в тех дальних отголосках, которые они будят в нас и которые идут из невидимого мира".
   
     После столь глубокого определения поэзии Победоносцевым хочу напомнить о его великой любви к поэзии Пушкина. От избытка этой любви, от желания поделиться ею со всеми русскими людьми и родился плод, или иначе – просветительский (от сердца!) поступок. Константин Петрович собрал и издал в виде миниатюрного томика букет из выбранных им стихотворений и отрывков из крупных произведений Пушкина под названием «Северные цветы» (9).
     Этот «издательский порыв»  многое приоткрывает в человеке… Однако добавлю ещё один штрих  –  свидетельство, меня поразившее: "Знаете, ведь Победоносцев – искренний человек, – пишет В.А. Манасеин. – Он, несомненно, ханжа, но это глубоко искренний человек. Я видел его в 60-х годах, когда все кругом либеральничали, когда нужно было иметь большое мужество, буквально отвагу, чтобы в профессорской среде не быть либералом. И в это самое время Победоносцев, подходя к монастырю, становился на колени, вставал и, поминутно падая на колени, полз по земле к храму. Вот каков это человек!» (10)
     В новую (после 1991 года) эпоху о Победоносцеве не могли не вспомнить. И вспомнили – слава Богу! – уже не как о «душителе свободы» и "некоронованном властителе России", а как о видном учёном-правоведе, теоретике и практике русского консерватизма.  Труды  мыслителя нынче широко издаются. Не забыта его переписка с государственными деятелями,  учёными, писателями.  Опубликованы воспоминания о нём. И даже переиздан его перевод Нового завета (репринт издания  1906 года).   
     В 2015 году Почта России в серии «Выдающиеся юристы России» выпустила ему посвящённую почтовую марку. А через два года в серии «ЖЗЛ» о К.П. Победоносцеве вышла книга. Тут налицо уже и широкое признание,  и высокая государственная оценка, и  подтверждение того,  что этот великий сын России занял, наконец, достойное в её истории место.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Б.Б. Глинский. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии). Тайный правитель России. М., «Русская книга», 2001. С. 7
2) Там же. С. 7
3) Хронологическая канва жизни и творчества Александра Блока (составил Вл. Орлов). Александр Блок. Собрание сочинений. М. – Л.: Государственное издательство  художественной литературы. 1963. Т. 7. С. 527
4) Александр Блок. Собрание сочинений. М. – Л.: Государственное издательство  художественной литературы. 1960. Т. 3. С. 463
5) Там же. С. 328
6) Анатолий Степанов. Консервативный народник. Общенациональный Русский Журнал. http://rusk.ru/st.php?idar=105003
7) Б.В. Никольский. Литературная деятельность К.П. Победоносцева. К.П. Победоносцев: PRO ET CONTRA. СПБ: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. 1996. С. 370
8) Там же. С. 382
9) Северные цветы. Выбор из стихотворений А.С. Пушкина. СПб, 1888
10) Статья о К.П. Победоносцеве (автор, к сожалению, не назван) опубликована в Интернете по адресу  http://funeral-spb.ru/necropols/else/pobedonostsev/