Меридианы поэзии В. Тушновой. Конкурс эссе

Наиля Ахунова
Мы подвели итоги конкурса эссе "100 строк о любви", посв. жизни и творчестиву Вероники Тушновой, в рамках 18-го Открытого фестиваля "Галактика любви" им.В.Тушновой.
Гран-при по общему решению жюри присужден Веронике Домрачевой (Казань) за эссе "А я пройдусь по старым дворикам..."
Дипломантами первой степени стали: Фарида Зарипова, Ирина Покровская и Аделина Вароди.
Дипломантами второй степени - Елена Черняева, а также Гульнара Миранова и Лилия Загретдинова из Альметьевска.
Дипломантами третьей степени стали Сергей Белый (Донецк) и Татьяна Сушенцова.
ПОЗДРАВЛЯЕМ! Всем спасибо!

Иногородним мы перечислили по 100 баллов.

Жюри: члены Срюза писателей РТ Наиля Ахунова, Борис Вайнер, Ольга Левадная и Альбина Абсалямова.



Хроника конкурса.

С 18 января 2016 года начался 2 тур 18-го Открытого фестиваля "Галактика любви-2016" - конкурс эссе "Сто строк о любви", посв. поэзии Вероники Тушновой, ее жизни и творчеству - под эгидой казанского ЛИТО "Белая ворона", автор идеи фестиваля им. В.М.Тушновой - рук. литобъединения Наиля Ахунова. Ау, авторы! Ждем ваших эссе (не более 100 строк о любом стихотворении) до 2-го марта. Можно прикрепить их в виде рецензии внизу. Местных авторов-финалистов ожидают книжные призы, иногородних - по 100 баллов. И вот первая ласточка - Фарида Зарипова!

***

Фарида ЗАРИПОВА (Казань)

Меридианы памяти Вероники Тушновой

Мы живем в четырех измерениях. Меридианы времени сродни меридианам географическим. Чем старше мы становимся, тем дальше отодвигаются меридианы детства и юности. Впечатления детства становятся зыбкими, как мечта Колумба об Индии. Тогда и возникает потребность к путешествиям. Бумажный самолётик поэзии способен перенести нас в любую точку на Земле, в любое временное состояние, также, как современный авиалайнер. Каждое путешествие дарит новые встречи, но и расставания неизбежны.

Наши впечатления живут, пока живёт память. Память о «коричневых с крапинками крыльях» бабочек на «горячем косогоре» детства, о «еловой тиши», о «тусклой позолоте, стекающей с берез», о «девочке на камне в лучах и пене с головы до ног» и тут же - о страшных «впадинах окон домов» в прифронтовой полосе, о неизвестной галактике любви и оставшихся со дня сотворения мира колодцах  предательства...

 Удивительно устроена память человека.Бутылка из под "розового муската" ворвалась в чад военного госпиталя ярким пазлом южного лета, протянула тонкую  ниточку из страшного "сегодня" в спасительное "вчера".И вот вместо ночи 1942 года возникает ночь из довоенной,нормальной жизни.И человеческая душа оживает, как от глотка спирта оживает замерзшее тело. Оживает надежда увидеть светлое "завтра"...

Меридианы памяти связывают землю с небом. Постигая уроки жизни, мы постигаем божественное, заложенное в нас при рождении. Каждый шаг на земле - это шаг по ступеньке лестницы, ведущей к солнцу. Но также, как вода, испаряясь, возвращается на землю дождём, также и мы возвращаемся к своему истоку. На волнах музыки и поэзии, в старых фолиантах и в проступающем из темноты зазеркалья картин, в застывших лучах архитектуры и полёте танца.

Мы живём, а значит мы возвращаемся...

Вероника ТУШНОВА

НОЧЬ

Смеясь и щуря сморщенные веки,
седой старик немыслимо давно
нам подавал хрустящие чуреки
и молодое мутное вино.

Мы пили все из одного стакана
в пронзительно холодном погребке,
и влага, пенясь через край, стекала
и на землю струилась по руке.

Мы шли домой, когда уже стемнело
и свежей мглою потянуло с гор.
И встал до неба полукругом белым
морскою солью пахнущий простор.

От звезд текли серебряные нити,
и на изгибе медленной волны
дрожал блестящим столбиком Юпитер,
как отраженье крохотной луны.

А мы купались... И вода светилась...
И вспыхивало пламя под ногой...
А ночь была как музыка, как милость
торжественной, сияющей, нагой.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зачем я нынче вспомнила про это?
Здесь только вспышки гаснущей свечи,
и темный дом, трясущийся от ветра,
и вьюшек стук в нетопленной печи.

Проклятый стук, назойливый, как Морзе!
Тире и точки... точки и тире...
Окно во льду, и ночь к стеклу примерзла,
и сердце тоже в ледяной коре.

Еще темней. Свеча почти погасла.
И над огарком синеватый чад.
А воткнут он в бутылку из-под масла
с наклейкой рваной - "Розовый мускат".

Как трудно мне поверить, что когда-то
сюда вино звенящее текло,
что знало зной и пенные раскаты
замасленное, мутное стекло!

Наверно, так, взглянув теперь в глаза мне,
хотел бы ты и все-таки не смог
увидеть снова девочку на камне
в лучах и пене с головы до ног.

Но я все та же, та же, что бывало...
Пройдет война, и кончится зима.
И если бы я этого не знала,
давно бы ночь свела меня с ума.

----------------------------------------------
19.01.16


Чемодан счастья

Фарида ЗАРИПОВА

     Какие ассоциации вызывает слово "чемодан"?
     Лично у меня оно будит воспоминания детства.Три чемодана - один маленький,светло-коричневый,второй - побольше, ярко-рыжий и третий - большой, цвета тёмного шоколада - появлялись в нашей квартире раз в год . Вместе с ними прибывали запахи мандаринов и сосны, папиных сигарет и маминого любимого "Climat".Родители приезжали домой из зарубежья и я была счастлива.
     Чемоданы счастья, где они теперь? Один из таких чемоданов я и увидела в краеведческом музее на выставке"Чемоданы под названием..."И были они разные: чемодан ученичества и опыта, любви и разлуки,доброты и боли.Был и чемодан счастья.Самым загадочным был пустой чемодан.Предполагалось, что каждый сам может его заполнить.
     Чем бы я заполнила чемодан счастья? Первым альбомом для марок, купленным мамой или первой парой коньков, присланных папой? А может первой похвальной грамотой за успехи в школе? Нет, счастье должно быть и уникальным , и всеобщим, всем понятным.
 Как аромат черёмухи, как вкус горячего хлеба, как тепло щенячьей мордочки...
     А что можно положить в чемодан взрослого счастья? Может, вот эту небольшую книгу и несколько старых почтовых открыток? Открываем книгу Вероники Тушновой "Сто часов счастья" и вспоминаем :

 Все в доме пасмурно и ветхо,
 скрипят ступени, мох в пазах...
 А за окном - рассвет
 и ветка
 в аквамариновых слезах.
 А за окном
 кричат вороны,
 и страшно яркая трава,
 и погромыхиванье грома,
 как будто валятся дрова.
 Смотрю в окно,
 от счастья плача,
 и, полусонная еще,
 щекою чувствую горячей
 твое прохладное плечо...

 (Вероника Тушнова, "Всё в доме пасмурно и ветхо..."

       А вот ещё одна яркая крупица счастья:

 Шагаю хвойною опушкой,
 и улыбаюсь, и пою,
 и жестяной помятой кружкой
 из родничка лесного пью.
 И слушаю, как славка свищет,
 как зяблик ссорится с женой,
 и вижу гриб у корневища
 сквозь папоротник кружевной...

 (Вероника Тушнова, "Шагаю хвойною опушкой...)
      
       Каждая страница - как солнечные зайчики на дне ручья, собранные женскими ладонями:

 Сто часов счастья...
 Разве этого мало?
 Я его, как песок золотой,
 намывала,
 собирала любовно, неутомимо,
 по крупице, по капле,
 по искре, по блестке,
 создавала его из тумана и дыма,
 принимала в подарок
 от каждой звезды и березки...
 Сколько дней проводила
 за счастьем в погоне
 на продрогшем перроне,
 в гремящем вагоне,
 в час отлета его настигала
 на аэродроме,
 обнимала его, согревала
 в нетопленном доме.
 Ворожила над ним, колдовала...
 Случалось, бывало,
 что из горького горя
 я счастье свое добывала.
 Это зря говорится,
 что надо счастливой родиться.
 Нужно только, чтоб сердце
 не стыдилось над счастьем трудиться,
 чтобы не было сердце
 лениво, спесиво,
 чтоб за малую малость
 оно говорило "спасибо".
 Сто часов счастья,
 чистейшего, без обмана.
 Сто часов счастья!
 Разве этого мало?

 (Вероника Тушнова, "Сто часов счастья")
    
     Казалось бы, вот оно счастье - целый чемодан, берите , пользуйтесь.Но...
 Ушла женщина, не дождавшись любимого.А чужое счастье никому не нужно.Полный чемодан счастья остался совсем один.Иногда он раскрывается и мы можем заново перелистать старые страницы и вспомнить: какое оно - человеческое счастье...

----------------------------------------------
20.01.16

А вот завершающее эссе, от 2.03.2016

О стихотворении « Салют» Вероники Тушновой ( эссе)
Не так давно,( в прошлом году) наша страна отметила 70- ю годовщину  со дня победы  нашего народа в Великой Отечественной войне- ( 1941-1945г), и мы много раз вспоминали о подвиге  наших героев- фронтовиков, о людях переживших  то тяжёлое время, вспоминали поэтов- участников тех событий, вспоминали всех на долю которых  выпало  тяжёлое испытание и на фронтах и в тылу и в мирной, не лишённой тревог и волнений жизни. Вероника Тушнова- медик по образованию, в годы войны работала в Казанском  госпитале,  где  находились на лечении сотни фронтовиков. Раненные её очень любили за красоту- Вероника была необыкновенно красива  и за доброту, она могла  успокоить, утешить  больных, так , что они быстро шли на поправку. Нести людям добро  всегда было её призванием и в профессиональной деятельности, как медика, и как литератора, как поэта. Её стихи полны светом добра и любви.  Говорят без способности вводить простые  слова, простые человеческие чувства в атмосферу  поэтичности нет поэта.  Вероника Тушнова в простых вещах находила прекрасное, открывала мир  как чудо. Что характерно для лирики поэтессы  так это умение  вести  стих в максимальном приближении к простой разговорной речи, простой интонации, доводя это до высокой степени мастерства. В стихах настоящего поэта всегда чувствуется дух времени. И поэзия Вероники Тушновой- лирическая нежная , любовная, всё равно  полна  духом времени, в котором она жила.  И стихотворение  « Салют»  как раз и подтверждает это.  О чем оно?  Это стихотворении о судьбах людей переживших  войну, о времени , где тесно переплетаются человеческое горе и радости. Вероника Тушнова щедро живописует картину быта обычных людей, изображает тонкие нюансы чувств поэтическими средствами:
          Мы час назад не думали о смерти.
          Мы только что узнали: он- убит.
          В измятом, наспех порванном конверте
          На стуле извещение лежит.
Столько всего в этих деталях- « измятом, наспех порванном конверте» и горе и  смятение от неожиданной вести, столько всего!  И дальше  горе поселилось в доме , даже маленький сын героини чувствует это- он притих и стал  серьёзен по- взрослому, словно он  чувствует, что что-то изменилось в жизни, произошло непоправимое- папа больше не вернётся и он мальчик, которого волнуют пока только детские игры, он  станет раньше взрослым- он теперь сирота.  Однако  их горе – это ещё  не всё  что происходит вокруг- за окном салют по случаю победы  и другие люди радуются. Опасаясь. Что «чужая радость» ещё больше расстроит их, лирическая героиня стихотворения  пытается закрыть окно шторой. Но вдруг слышит из уст, убитой горем женщины:
          « Зачем, пускай любуется малыш» - она не зацикливаеться на собственных переживаниях жены- потерявшей на войне мужа, она не забывает , что она- мать и теперь это главное, ради малыша нужно жить, а ему  нужно многое в этой жизни увидеть и красивое и  радостное тоже.  И потом женщина продолжает:
          И, помолчав, добавила устало,
           Почти уйдя в густеющую тьму:
             « Мне это всё ещё дороже стало-
                Ведь это будто памятник ему».
Столько величия и гордости в этих словах, она вдова, но всё таки вдова победителя.  Ведь  он не просто так отдал свою жизнь, он отдал её и за неё и за сына и за будущую прекрасную жизнь и за этот салют, что только благодаря миллионам  погибших стал возможен и за всю эту  всеобщую радость.  И до сих пор мы помним о них, сложивших головы на полях сражений ради  будущего нашей страны, ради того , что уже вот в семидесятый раз салютовала  страна  в честь той великой победы.
                Елена  Черняева.