Бремен

Виктория Левина 2
вольный ганзейскиий город Бремен, основанный в 787г. Карлом Великим с целью развития торговли,  позволял добравшимся в него поселенцам освобождаться от судимостей, налогов, долгов...

Добраться в Бремен, чистым от налогов,
судимостей и прочей дребедени!
Чтобы добраться в Бремен, так немного
потребуется: не поддаться лени,

проблемам, страхам, нездоровью, дряни
из сайтов новостных, и перелёта
в неведомую даль, и расстояний,
проделанных во имя... для чего-то...

Суть сказки о Коте и о Барбосе,
Осле и Петухе - добраться в Бремен!
Берёшь такси в Ганновере - и просто
въезжаешь в сказку, перепутав время.

И вот я добралась (какое чудо!),
хоть ковыляю по ступенькам трудно...
Кому должна - прощаю, и не буду
смущаться и краснеть - я неподсудна!

Я примеряю классные обновки
добра и чистоты, мой Бремен славный!
Звенят колокола фарфором тонким
на башне, где веков открылись ставни.*

Отныне я вольна от всех наветов,
и дань одной любви плачу по счёту!
На узких улочках я ощутила это –
ганзейский город Бремен дал мне квоту.


*На улице Бортхерштрассе (улице Бочаров) расположена башня с открывающимися ставнями с мозаиками, посвящёнными истории мореплавания и воздухоплавания, которые открываются каждый день в полдень с боем часов и колоколов из майсеновского (мозельского) фарфора.


Эта улица зовётся шнурОм...

Старинный бременский квартал моряков – Шноор, т.е. шнур, потому что все дома здесь словно «жемчужины, нанизанные на шнур». На фасаде статуя Св.Якова, покровителя пилигримов. В Средние века Бремен был исходной точкой для пилигримов в их паломничестве в Сантьяго де Компостелла в Испании. А монашеское братство Св.Якова предоставляло паломникам прибежище, построив для их ночлега постоялый двор.

Эта улица зовётся шнурОм,
к этой улице свой путь протяну, -
здесь найду себе похлёбку и дом,
и себе себя в скитаньях верну...

Пилигрим в дверном проёме возник,
вопрошает: - Что ты ищешь в миру?
- Ах, пусти меня погреться, старик,
а иначе я от музы умру!

Дай мне песню написать или две,
дай мне чаю или браги глоток!
Двадцать первый век на нашем дворе.
В двадцать странных стран слетала, дружок...

В этих странах - пирогов до черта,
и прибежищ - не чета твоему,
только рифма там на вдохе не та,
и сердечный ритм никак не пойму...

А на улице, что вьётся шнурком, -
вьёт и льёт мне на бумагу стиши, -
я для жизни присмотрела бы дом
и жила бы для стихов и души!


Девочка в берёзовом лесу с кошкой на руках...


О картине "Девочка с кошкой в берёзовом лесу". Паула Модерзон –Беккер, 1904—1905.

             Пауле Модерзон-Беккер после посещения её музея в Бремене

Девочка в берёзовом лесу
с кошкой на руках... Начало века.
Зреют войны. Зреют, как плоды
яблони в ворпсведевских садах*.
Рощицы негромкую красу,
где на ветках пляшет-кружит белка,
молодой художницы труды
в нежных вырисовывают снах.

Муж-художник - нимбом окружён,
а она - на кухне мясо тушит.
Усадив ребёнка на траву,
иногда рисует дом и жизнь...
Статус домовитых смирных жён
молодой талант гнетёт и душит! -
- На Монмартр, в Париж, пока живу,
и пока живут мольберт и кисть!

Удирала. Коротко скажу –
умерла в расцвете начинаний
"девочка в берёзовом лесу
с кошкой на руках". Начало века.
Бог отмерил каждому межу,
не взирая на таланта грани, -
выстроят музей, а дом снесут,
лес падёт на радость дровосеку...

В Бремене в музей её войду,
не спеша по залам погуляю, -
пусть картины источают свет,
что в иконах сдержанно пылал!
Мужа тень в истории найду
лишь в связи с супругой, понимая,
что кометы дивной яркий свет
прямо в душу метил - и попал!

 
*В марте 1903 г. полная новых впечатлений и творческих замыслов Паула вернулась в Ворпсведе. Пребывание в Париже показало ей, как сильно она привязана к своему мужу и дочери. Помимо натюрмортов Паула написала ещё несколько детских портретов, как, например, "Девочка с кошкой в берёзовом лесу", простым изобразительным языком отразив единство ребёнка с природой. Творческое развитие Паулы подвергалось всё более острой критике её мужа. А Пауле снова хотелось в Париж, и она поведала своему другу, поэту Райнеру Мария Рильке о том, что копит деньги на поездку. Рильке поддержал Паулу в её желании покинуть Ворпсведе и мужа. Паула Модерзон-Беккер умерла после тяжёлых родов в возрасте 31 года, последними словами Паулы были "Как жаль".


Людвигу Розелиусу Атланту и Человеку

Он выстроил Дом Робинзона*, - учёный, затейник, мечтатель, -
и ветры своей Атлантиды, как мог, находил на земле,
он жил в восхитительном мире - кофейных мешков продаватель,
и улицу строил, и песни Колумба певал на заре!

Держал, как держали Атланты, - колонной иль кариатидой, -
проекты и замыслов гулких плеяду в семь красных домов...
И выдумал собственный Космос на фоне теорий избитых,
и Дом Робинзона построил во славу ганзейских купцов!

Он жил - позавидовать вправе такому сретенью событий
король, современник, вельможа, пират, президент и поэт!
И кружкой немецкого пива во славу мечты и открытий
отметим негромкую славу отца-мецената тех лет!


*Улица может быть образцом искусства. Улица может принадлежать одному человеку. Улица XVI века (Бёттхерштрассе) может быть длиной в 108 метров, состоять из 7 домов и у каждого может быть имя и функция, например, карильонница, музей, галерея и театр. Хозяина улицы звали Людвиг Розелиус (1874 – 1943) и он был меценатом, коммерсантом, изобретателем. Розелиус разбогател и в 1922 г на производстве кофе без кофеина. скупил недоходную улицу 14 века, которую перестраивал до 1931г. по своему вкусу и таланту своего придворного архитектора Хётгера. Этой улице было предназначено стать воплощенной утопией, площадкой для реализации его визионерского проекта, местом слияния искусства и жизни, ганзейского духа, германских ценностей и модерна. Почему улица Бёттхерштрассе была задумана именно такой? В 1928 г. Розелиус прочитал все труды Германа Вирта и окончательно понял, что когда-то на планете доминировала раса выходцев из Атлантиса, то ли огромного острова, то ли континента, располагавшегося где-то в Северном море, и давно скрывшегося под волнами. Все древние цивилизации, включая вавилонскую, египетскую и греческую, были основаны светлолицыми пришельцами с Севера, и это были не "арийцы вообще", а вполне конкретные фризы. 
"Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Мой отец был родом из Бремена и основался сначала в Гулле. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на моей матери, родные которой назывались Робинзонами — старинная фамилия в тех местах. По ним и меня назвали Робинзоном. Фамилия отца была Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, нас стали называть Крузо. Теперь мы и сами так произносим и пишем нашу фамилию; так же всегда звали меня и мои знакомые".
Так начинается роман Даниеля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Название дому выбрал сам Розелиус, Крузо олицетворял для него ганзейскую жажду деятельности и новаторский дух. Дом Робинзона Крузо находится по адресу Bоttcherstrasse, 1. Так что не только папа Робинзона Крузо был из Бремена, но и все мировые цивилизации были основаны бременскими уроженцами. Это выдающиеся открытие не могло не захватить легковоспламенящегося визионера Розелиуса (Blogger Alena MG, из материалов Интернета).



Гимн Атланте

Все бременцы любят отважных,
открытых ветрам и просторам,
играющим первую скрипку
и сладивших первый корвет...
При этом, заметьте, не важно, -
Колумбом ли вышедшим в море,
лукавую пряча улыбку,
открывшим неведомый свет,

иль славным отцом дирижаблей, -
являлись отважные миру!
Им в Бремене звоны играют*,
и, духом ганзейским полны,
во славу открытия жажды
кружатся на башне кумиры,
и - окна в мечту открывают,
святой Атлантиды сыны!

Ганзейским, свободным, волшебным
явился мне город талантов!
Он средоточением силы
из сказки известной возник.
И, стоя у башни, хвалебный
я гимн написала Атланте,
запрятанной в Бремен красивый,
что к Везер-речушке приник...


*Дом с колокольным звоном, расположенный на знаменитой улочке Беттхерштрассе в немецком городе Бремен, был построен по проекту Бернхарда Хутгера по заказу владельца улицы, известного создателя кофе без кофеина Людвига Розелиуса.
Между двумя фронтонами дома висят 30 колокольчиков из мейсенского фарфора, представляющие собой музыкальный инструмент корильон. В определенные часы они начинают играть мелодии.
Рядом с колокольчиками расположена вращающаяся башня, створки которой в определенное время открываются, и за ними можно увидеть 10 резных панелей из дерева с различными изображениями: Земного шара, Христофора Колумба, Джеймса Фицмориса, изобретателя дирижабля графа Фердинанда фон Цеппелина и др.


легенда о хай-теке

или сказка о семи ленивцах, подслушанная в Бремене

Послушай, были времена,
когда земля рожала мало,
и нива, - грязна и длинна, -
лишь на прокорм семьи давала.

Трудилась истово семья,
конь увязал в болотной жиже,
чтобы проглянул на поля
беднейший урожай, чтоб выжить...

В семье одной росли семь душ
детей - семь мальчиков ленивых.
Отец рыдал: - Ну что за чушь:
все - на поля, они - за книги!

От них - ни пашни, ни зерна.
Семь ртов, а толку - грош с полушкой!
И выгнал - обученье на.
Семь сыновей ушли послушно

в Голландию, секрет познать
богатых агротехнологий.
Учились думать, - не пахать,
учились жить согласно логик.

Вернулись. Высушили грязь.
Дорогу провели и воду.
Зажили, наслаждаясь всласть,
на зависть местному народу,

плодами хай-тека... Лежат
у телека и - в ус не дуют!
Колосья за окном шумят,
а братья - в бунгало жируют.

Соседи, глядя на поля
ленивцев, жалуются богу:
Зачем даёшь, примера для,
не пахарям, а лежебокам?


Дом семи лентяев. Здесь размещался офис компании Розелиуса Kaffee HAG, а сейчас располагаются офисы и сувенирные магазины. На фронтоне дома стоят семь ленивых братьев из городской легенды Die Sieben Faulen:
"Жил-был крестьянин и было у него много земли. Но земли были неурожайными, болотистыми и не давали дохода. И было у крестьянина семь сыновей - сильных и крепких, но они не хотели работать как отец, за что соседи прозвали их "семь лентяев".
Никто в округе не хотел давать им работу - какой от лентяев прок?  Пришлось братьям уйти на заработки подальше от дома.
Поработав несколько лет в Голландии, братья вернулись и стали на земле своих родителей делать то, чему они научились на чужбине. Они вырыли канавы для отвода воды, возвели дамбу на реке Везер, чтобы защитить свои поля от наводнений, насыпали дорогу и построили себе дома с колодцами.
Соседи удивились, но сказали: "Они такие же лентяи как и раньше - слишком ленивы, чтобы работать на мокром поле, пачкать обувь в грязи и носить воду из реки!" 
В Бремене работает благотворительная ассоциация "Семь Лентяев", которая способствует развитию искусства, культуры, образования и материально поощряет инновационное мышление, неординарные решения и проекты. Знамо дело, лень - двигатель прогресса! (из интернета)


У нищего

Он скромно объяснял: не  в милостыне дело,
а просто дождь идёт, и холодно ему, -
котомка на плече пустым мешком висела,
улыбка на лице - так свойственна ему...

Он просто подходил, протягивая руку,
и ласково в глаза, прищурившись, глядел.
И, совестливых душ предотвращая муку,
рука тянула грош, и - в шляпу он летел!

По городу бродил интеллигентный малый,
и жизнь свою прожил, как песенку пропел.
Но вот в чём парадокс - братва ему давала
на пиво и прокорм, и всё, что он хотел.

Не отдавал долги, не ныл, не утруждался
поклясться, что одаст в один прекрасный день.
Всё просто: жил в миру, просил и улыбался,
и ланч свой поглощал под липой, там, где тень.

И в человечий рост стоит сегодня нищий*.
И городу, как встарь, приятен старичок.
На бременских ветрах простой ночлег и пищу
для каждого найдёт приветный городок.


*Бремен похож на один большой дом, в котором все не только знают друг друга, но и бережно хранят свои традиции. В Бремене, конечно, есть памятники великим деятелям, но больше любят почему-то не их, а те, чье существование доказывает, что этот город - для горожан. На каждом углу - легендарные "Бременские музыканты" в каком угодно виде и из какого хочешь материала. Ролландов в Бремене - не счесть. Но более других поражает воображение памятник нищему. Да, обыкновенному нищему, который в детстве свалился с крыши, хромал и был с какой-то "чудинкой". Нынче рядом с памятником нищему - в полный рост, с котелком на голове, тросточкой и протянутой рукой - предприимчивые горожане устроили кафе, которое так и называется "У нищего". (из интернета)

Роланд

Наполеон хотел его похитить,
в Париж забрать с собой трофей военный...
- Оставь его, он прост, наш повелитель,
как пень в лесу, как чучело на ферме! -

сказали хитрецы. И Роланд статный
остался сторожить чудесный город -
с фигурой великана, с мощью ратной
огромного меча, красив и молод*.

Покуда Бремен существует в мире –
он будет вольным! - возвещает Роланд!
Средь рыночных ларьков стоит кумиром
и защищает свой любимый город!

Стоит святой с полуулыбкой кроткой,
на шесть веков облюбовавши место...
С почтеньем прикоснусь к литым решёткам
всемирного наследия ЮНЕСКО.


*Памятник бременскому Роланду - исконный символ города с незапамятных времен, колоссальная статуя, установленная в самом центре города, на Рыночной площади.
Первая статуя Роланда не была столь огромной, и сделали ее из дерева. Дата ее появления точно не установлена, но известно, что в ночь с 28 на 29 мая 1366 года солдаты архиепископа Альберта, захватившие город, повергли ее наземь и сожгли. Но местные жители, оправившись от войны, немедленно статую восстановили.
Уже в 1404 году на Рыночной площади возвышался новый, каменный Роланд, созданный резчиками по камню Клаусом Целлехером и Якобом Ольде, за что мастера и получили 170 бременских марок.
Вот с тех самых пор и стоит Роланд в самом центре города, на страх врагам и на радость горожан. На его щите начертан девиз — обращение к жителям Бремена: «Являю вам свободу, которую Карл Великий со своими князьями воистину даровали этому городу» (из интернета).