Из книги Искры жизни. О страданиях ума и сердца

Дик Славин Эрлен Вакк
Полный текст книги "Искры жизни" на портале проза РУ

               

                СУЖДЕНИЯ О МЕТАФОРАХ И АФОРИЗМАХ

Однажды неугомонный Моня  спросил Рабиновича:
     - Зяма, а что такое афоризм?.
     - Если я скажу, Моня, что мысль моя глубока, как океан, а чувства мелки, как береговая отмель, что это будет?
     - Это будет красиво, Зяма!
     - А если я скажу, что мысль глубока, да чувства мелки?
     - Это как по морде дать? - напряжённо соображал Моня.
     - Ну да! Там где красиво - поэзия, а как по морде дать - афоризм. Афоризм - это концентрация мысли и это поэзия, сжатая в кулак. Так неожиданна бывает любовь и вот так она сбивает с ног, - заключил со вздохом литературовед и бывший первый любовник Одессы.
     - А  метафоры? - спросил, потрясённый такой простотой мысли, Шершерович.
     - Метафоры,  Моня, это поворот туда, где красиво, из них складываются такие стихи - всё возьми, всё отдай и умри на месте! Мой любимый поэт Ося Мандельштам как-то написал: «Художник нам изобразил  глубокий обморок сирени.» -  Какая прелесть! - Воскликнул Моня.


                О СТРАДАНИЯХ УМА И СЕРДЦА

    - Зяма, а вот почему интересно, когда писатель
 пишет?
    - Монька, ну что за дурацкий вопрос! Когда ты
научишься чётко и ясно излагать то, о чём думаешь?
Что интересно? Писателю писать, или читателю читать? - -   -
    - Нет, Зяма, я имел в виду, почему так получается,
что читать интересно?    
    - И тебе всё равно что читать и  кого читать?!
   - Зямка, ну не будет же человек просто так, за
здорово живёшь, тысячи страниц исписывать, наверное
ему это нужно?  Не совсем уверено ответил Шершерович.
  - Монька, а ты не помнишь как ещё Антон Павлович
Чехов иронизировал по поводу того, что  "писатель
пописывает,  а читатель почитывает". А Бальзак
говорил, что "потребность  высказаться, есть прекрасное
свойство человеческой души". Он только не добавил, что
какая душа, такое и  высказывание. Хотя потребность
эта есть - да ты на  себя посмотри, замаханец.
     Вот я, например,  в отношении литературы закончен
ный эгоист и  гурман. Мне больше нравиться  читать.
И потом, редкие писатели, как, например, Анатоль  Франс
или  наши Стругацкие, обладают такой широтой  эрудиции.
    Писатель думает о своём и пишет о своём, потому
что там все его переживания и все мысли. В сущности
писатель, как и поэт, это человек настрадавшийся мыслями,
а всё потому, что когда-то он настрадался душой. Он болен
своими мыслями и болен безнадёжно.  Вот и ответ на твой
вопрос, почему интересно.  Хорошая книга - это  летопись
страдания мысли, -  высокопарно изрёк Рабинович.
     - Даже, если она весёлая, Зяма?
    - Тем более, Монька! Смех  сквозь слёзы - это вершина
литературы. -  Вспомни своего любимого Сервантеса! Или
Паниковского Ильфа и Петрова.
   - Ну да, ну да, я и сам так  думал, -  сказал смущенный
Шершерович. - Вот  только  непонятно, ну настрадался человек
мыслями и написал хорошую книгу, которую всем интересно 
прочесть. А  для второй книги ему тоже нужно настрадаться?
а для третьей?!.
    - Ну это уже то, - сказал Рабинович, покосившись на Моньку,
что  называется профессионализмом.
    Настрадался ты мыслями, допустим, один раз и обнаружил
в себе художника, и это само по себе -  потрясение. Ты и сам
не заметишь, что ты - уже другой! А когда спохватится - поздно,
брат, затянуло в этот омут - не выбраться! Должен тебе сказать,
Монька, что многие знаменитые писатели довольно  цинично отзыва-
лись о своей профессии. Лев Николаевич Толстой в разговоре с
одним русским художником, кажется Крамским, разгуливая по аллеям
Ясной  поляны, сказал  примерно следующее: «писатель - это
человек, торгующий  своими эмоциями».  Обрати внимание, они не
говорили о страдании мысли, они имели ввиду страдания души,
потому что ну, скажем, на подсознательном уровне, писатель
использует мысли всего лишь как  средство для выражения того,
что чувствует душа.
И я, как человек в этих делах искушённый, настаиваю на страдании
мысли, как первичном проявлении творческого процесса.
   - А язык, Зяма, язык писателя?
   -  Язык, Моня, возвращает мысль в лоно образа, без которого читать
тебе будет невыносимо скучно, как скучно, то что я тут наговорил... 
   - Дурак ты, Зямка, -  сказал расстроенный Шершерович, -  с такими
мыслями мог бы критиком стать, или там литконсультантом при областной
газете, а то и лекции мог бы читать в одесском университете марксизма-
ленинизма - старый ты лопух, вот что я скажу.
   - Очень мне нужно свои мысли к каждой тупой заднице прилаживать.
 А если по  правде сказать, так я же в лагерях без малого семь лет жил
литературой, кого я там только не консультировал - от вохры до дамских
бараков. Вот где  была литература, вот университет! Маяковский бился бы
в истерике, если бы услышал! Да что там Маяковский! Джон Мильтон свой
«Потерянный и возвращённый рай» переселил бы под Соликамск. И был бы прав,
Монька! А Хэмингуэй почитал бы за счастье тачку в руднике покатать и в
буру резаться с тамошними отморозками. Такую жизнь литературой разгребать
- это тебе не ром распивать на Кубе, чтоб мне в рудник провалиться, в тот
 самый!..
    - Зямка, а почему при всех своих талантах ты не знаменитый?
    - Хороший вопрос, босяк. А потому, Монька, что я слишком ленив
для такой большой любви к самому себе.
     Вот какими  сентенциями иногда обменивались два полунищих старикана,
греясь где-нибудь на  одесском солнышке в самом конце  XX века.


Одесса, парк.
Фото из инета