Любовь-злодейка - эк1

Александр Беличенко
(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,               
здесь - о безответной драматической любви талантливого русского поэта, литературного и театрального критика, переводчика западно-европейских поэтов Аполлона Александровича Григорьева к Антонине Фёдоровне Корш, определившей его трагическую судьбу).


                Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты...
                А. С. Пушкин

Талант, влюбляясь, ищет вдохновенья,
В волнений погружается среду:
Взаимная любовь - вулкан творенья;
Погубит, безответная, судьбу...

Григорьев Апполлон, талант от Бога,               1*)
Проведший юность в патоке забот,
Родительской любви изведав много,
Влюбился в первый к девушкам заход.

"Мгновеньем" оказалось чаепитие,
Где Аполлон-студент сидел, как гость.
Явилась Антонина, как событие,
Ему что знать ещё не довелось.            

Тонул... восторженной душой и взглядом,
Изведав женских чар жестокий плен,
Когда сиянье девственности рядом
И хочется к сближенью перемен.                2*)

Счастливая весна ему досталась:
Любовь цвела, в Москве сам Ференц Лист,
Восторги юности, где страсти мало,
А музыки души его тон чист.                3*)

Но и отчаянье его терзало:
Она ровна, спокойна, холодна,
Хоть о любви его, конечно, знала,
Но ближе стать надежда не дана.                4*)

Быть с Аполлоном - обрекать на жертвы
Свою судьбу фанатику пера,
Терпеть неистовство талантов смертных
И ревности изведать "топора".                5*)

Отвергнут... в пользу ровной ясной жизни.
Ни страсти, ни любви не дал ей муж,
Зато и нет нужды и укоризны -
Надёжно тянет муж семейный гуж.

Отвергнутый поэт, с сердечной раной,
Москву покинул, где ждала беда,
Взлёт жизни погубив любовной драмой,
Уже несчастен, в юные года...

Бежал он от любви московской в Питер,
Давая жизни бесшабашный ход...
И только Фет, как верный друг пиита,
Ему вослед желал судьбы щедрот.                6*)

Талант блистал, но... не рождался гений -      7*)
Несчастная любовь сковала пыл:
Всё - для Неё, но губит яд сомнений,
Что дар приятен Той, кого любил.

Так разделилась жизнь на половины:
Одна - любовь родных, весна надежд;
Другая - дебошир, вождь кружковщины,
Загулы средь друзей, цыган, невежд.         8*)
      
Его всегда преследовал по жизни
Любви неразделённой странный рок:
Влюблялся страстно, беззаветно - трижды,    9*)
Но каждый раз холодный был урок.

Талант рождён, но не случился гений,
Ему не пала вдохновенья страсть,
Чтоб в памяти остаться поколений,
Над душами снискать святую власть.

Примечания (взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл,-комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г., БВЛ "Русская поэзия 19 века", т. 2, стр. 249, 668.

1*) К музыке, как и к поэзии Аполлон Григорьев пристрастился с ранних лет, прекрасно говорил по-французски, взахлёб читал, вдохновенно музицировал на рояле. Блестяще закончил Московский университет, где о выдающихся способностях студента Григорьева ходили легенды, первым кандидатом юридического факультета (1842). Два года работал в университете: заведовал библиотекой  и был секретарём Совета университета, но... не прижился из-за своей безалаберности, связанной с неорганизованностью, порождённой родительской сверх опекой в детстве и в студенческое время. Как же ему потом в жизни не хватало организующей опеки любящей женщины!
В университете завязались близкие отношения с А. А. Фетом, Я. П. Полонским,
С. М. Соловьёвым.

2*) У Антонины с молодым гостем завязался оживлённый разговор. Из автобиографического рассказа А. А. Григорьева "Моё знакомство с Виталиным": "Разговор наш был незначителен, но я рад был, что мог хоть что-нибудь говорить: близость этой девушки веяла на меня благоуханием, - мне было сладко тонуть взглядом в её детски-ясных глазах".

3*) "Я помню тот прекрасный весенний вечер, когда, возвращаясь из цыганского концерта (то было во время пребывания в Москве Ф. Листа), она вошла к нам во всей полноте девственной прелести, окружённая какою-то орелою белого, чистого сияния... Я невольно потупил глаза, когда взглянул на неё, - и она видела это... - и на её губах прозмеилась улыбка женского торжества...".
 То была счастливая весна, Ференц Лист давал концерты в Москве (1843).

4*)Периоды отчаяния порождали такие стихи:
"Вы рождены меня терзать -
И речью ласково-холодной,
И принуждённостью свободной,
И тем, что трудно вас понять..."
Ночная прогулка в саду, когда она - сама! - взяла его за руку и повлекла за собой, вызывает в нём бурю надежд: "Мне казалось, да, мне казалось в эту минуту, что мы идём с нею рука об руку по дороге жизни, спокойные, беззаботные, равные столько, сколько нужно быть равными мужчине и женщине. Я чувствовал, что люблю её глубоко в эту минуту, что не мечта - вечная любовь, что душа человека только раз в жизни встречает свою половину, что горе тому, кто встретил эту половину и должен был идти один...".
Увы его надеждам... Она нашла себе другую половину.

5*) Неистовый в любви Аполлон видел всё яснее, что  Антонина за ним "на край света" не последует. Всё правильно. "Мужем, - вынужден констатировать Григорьев, - я быть не способен. Я бы измучил её любовью и ревностью".  И себя тоже, увы, так как умел, как никто другой, "найти бесконечное страдание в том, что зовут блаженством".

6*) Аполлону шёл 22-й год - самый возраст для романтических приключений, когда московская любовь уже не оставила ему никаких надежд. Он просто сбежал от неё в Петербург, попрощавшись только со своим другом А. А. Фетом. Он вырвался из-под прагматической опеки "приличного" общества, предавшего, в лице своей яркой меркантильной представительницы А. Ф. Корш, первую романтическую любовь поэта.
"Не знаю, - писал он отцу, - любила ли меня эта женщина, говорю искренне, не знаю, ибо я слишком глубоко и свято любил её, чтобы говорить о своей любви... но если я живу до сих пор, если из меня что-нибудь будет, виною этому мысль о ней".

7*) Ушли в народ его песни: "О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная, душа полна такой тоской, а ночь такая лунная!..."; цыганская венгерка - "Две гитары, зазвенев, жалобно заныли... С детства памятный напев, старый друг мой - ты ли?...".
Он писал выдающиеся не только литературные, но и театральные критики, переводил («Антигона» Софокла; «Школа мужей» Мольера; «Сон в летнюю ночь», «Венецианского купца», «Ромео и Джульетту» Шекспира;«Паризину», отрывки из «Чайльд Гарольда» Байрона). Его отличают пронзительные стихи о любви (целые циклы!). Именно Аполлону Григорьеву принадлежит мысль на века: "Пушкин - это наше всё".

8*) Поэт стал вести себя вопреки условностям этого общества. Вино, цыгане, громкие дебоши, романы с сомнительными женщинами, эпатажное, граничащее с наглостью, поведение в театре, наплевательское отношение к общественному мнению, неоднократные отсидки в долговой тюрьме.
А. Блок, вытащивший из небытия забытого Аполлона Григорьева, нашёл для его буйных выходок если не оправдание, то объяснение: "Этот неряха и пьяница, безобразник и гитарист, никогда, собственно, и не хотел быть "светлой личностью", не желал казаться "беленьким" и "паинькой", не "ставил себе идеалов", к которым надо стремиться".
Но в первой половине жизни он был совсем не таким. Драма неразделённой любви сделала этого на редкость откровенного человека столь неограниченно бесшабашным во вторую половину его короткой жизни (умер в возрасте 42 лет, через три дня после выхода (выкупа) из долговой тюрьмы).

9*) Поэт женился на сестре Антонины Корш (когда вернулся в Москву в 1847 году и попробовал остепениться для правильного образа жизни) Лидии Фёдоровне Корш, но брак был быстро расторгнут из-за легкомысленного поведения жены (ещё одна роковая представительница прагматического общества ввергла поэта в полосу разочарований и душевных мук). В это время он создал поэтический цикл "Дневник любви и молитвы" (полностью опубл. 1979) – стихи о безответной любви к прекрасной незнакомке. В 1852–1857 Григорьев (в том числе будучи женатым на Л.Ф. Корш) пережил очередную безответную любовь – к молоденькой девушке Леониде Яковлевне Визард, которая была к нему равнодушна и вышла замуж за другого. В стихотворный цикл этого периода "Борьба" («Лирический роман»)(1857) вошли (всего - 18 стихотворений) самые известные стихотворения поэта "О, говори хоть ты со мной..." и Цыганская венгерка («Две гитары, зазвенев...»), которые А.А.Блок назвал «перлами русской лирики». С последней женой, М.Ф.Дубровской, тоже не было согласия - семейной жизни сопутствовали разрывы.
Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/grigorev/?q=4772 и http://bungalos.ru/b/egorov_apollon_grigorev/11