Ярослав Евдокимов

Музыкальный Меридиан
Ярослав Александрович Евдокимов (род. 22 ноября 1946, Ровно, Украина, СССР) – популярный советский певец (баритон). Заслуженный артист Российской Федерации. Народный артист Беларуси.

Родился в тюрьме – мама Анастасия Харитоновна Очеретович была репрессирована. В послевоенные годы отбывала срок в Норильске. В документальном фильме «Снег – судьба моя» Игоря Шадхана мама Ярослава на украинском языке рассказывает, как родила в тюрьме Ярослава. Отец Александр Игнатьевич Евдокимов родом из Пермской области, Красновышерского района, тоже был репрессирован.

Детство Ярослава прошло в селе Корысть, Корецкого района, Ровенской области (Украина). Воспитывали его в лучших традициях украинского села, с малых лет приобщая к труду, дед Харитон и бабушка Ярина Очеретовичи, а также тётя Ганна – сестра мамы. Дед был высококлассным кузнецом и с ранних лет приучал внука помогать старшим: пасти колхозную скотину, а позже работать помощником кузнеца. Как признавался впоследствии сам артист: «Я с детства впитывал в себя красоту украинской природы и восхищался богатейшей песенной культурой украинского народа».

Маму увидел в 1955 году, когда смогла приехать в родное село. Мама забрала сына в Норильск. Там Ярослав закончил музыкальную школу. В творческой мастерской Риммы Фёдоровны Тараскиной, заслуженной артистки России, начинал заниматься вокалом.

После окончания школы учился в Корецком профтехучилище, с октября 1964 р. по апрель 1965 р. овладевал рабочей специальностью.

Проходил службу (1965-68) на КСФ (Кольский полуостров), в Североморске, в посёлке Видяево. Поскольку родился в семье репрессированных, не подлежал допуску ни на один военный корабль или подлодку, и все три года рядовой Евдокимов прослужил в строительном отряде. Был ротным запевалой. Закончив службу, вернулся в родную деревню. Позже переехал в Днепропетровск, где устроился на шинный завод, случайно начал петь в ресторане. Там же, в Днепропетровске, познакомился со своей женой и переехал на ее родину в Белоруссию.

Ярослав Евдокимов родился в Украине, но на жизнь в Беларуси пришлось время становления его как артиста эстрады. Именно здесь он стал известным. Сейчас певец живет и работает в России.

Одной из особенностей последующего творчества Евдокимова стала многонациональность, так как он имеет тесные связи с Украиной, Белоруссией и Россией. Культуры этих трёх стран гармонично сочетаются в его творчестве.

Признание в каждой из этих стран способствовало появлению своеобразной аллегорической классификации, что добавляла титул к имени артиста: белорусский соловей, красивый «Фантазёр».

Ярослав мечтал петь, но в украинского самородка не было профессионального музыкального образования. В 1975 году прошел прослушивание в Минской филармонии, где формировалась концертная программа «Память», и его, как исключение, оставили – с 1975 года он солист-вокалист Минской филармонии. Началась активная гастрольная жизнь.

Евдокимов понимал, что вокалисту необходима профессиональная школа. Поступил в Минское музыкальное училище им. М.Глинки. Музыкальную учебу сочетал с концертной практикой: вначале в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа (1977-80), а позже – в качестве солиста Гостелерадио Белоруссии. Нашёл педагога по вокалу Владимира Бучеля и три года брал уроки у маэстро.

По направлению Ансамбля песни и пляски Белорусского военного округа исполнитель участвовал в ІІІ Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни» (1979), который проходил в Останкинской концертной студии. Это было первое выступление Я. Евдокимова на Центральном телевидении. Именно в военной форме он впервые появился на телеэкране. Песня («Ростань» (на белорусском языке) была по тесситуре слишком высока и неудобна для баритона, поэтому молодому солисту не удалось подчинить её своему голосу и добиться эмоциональной выразительности в пении. В лидеры Евдокимов не попал, удостоился звания дипломанта, но для любителей искусства было открыто новое имя.

В 1980 году артист принял участие в правительственном концерте, на котором присутствовал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пётр Машеров. Бывшего партизана Машерова покорила песня «Поле памяти» авторства Леонида Захлевного и Владимира Некляева, которую проникновенно спел Ярослав. Потрясение первого человека в Белоруссии было таким сильным, что он распорядился о присвоении Евдокимову звания заслуженного артиста Белорусской ССР.

Евдокимову приходилось часто выступать перед власть придержащими. Один случай запомнился ему особенно:
«Я выступал перед Брежневым. Меня заставили исполнять песню «Малая земля». Мне было очень тяжело ее петь, поскольку она написана для низкого баса, а у меня баритон. От волнения я даже  перепутал куплеты - просто не успел за сутки выучить слова. Но этого никто не заметил. А с середины концерта Брежнев взял и ушел. Наверное, он в силу возраста просто плохо себя почувствовал».

Сразу после военного парада 9 мая 1980 года по Центральному телевидению Гостелерадио СССР и первой программе Всесоюзного радио в исполнении Ярослава Евдокимова прозвучал, специально написанный для него, цикл песен «Память» («Поле памяти», «Носите ордена», «Милосердие», «Песня Победы») композитора Леонида Захлевного. Совместная работа белорусского композитора и певца принесла им заслуженный успех, стала этапной в их творчестве и заметным явлением в музыкальном искусстве Белоруссии.

О талантливом певце из Минска узнали и в Москве. Редактор и ведущая программы «Алло, мы ищем таланты» Татьяна Коршилова пригласила его с свою передачу. Открыватель молодых талантов Ольга Молчанова с Центрального телевидения пригласила Евдокимова в популярнейшие в те годы передачи «С песней по жизни», «Шире круг» и «Споёмте, друзья!». Голос артиста стал часто звучать и в программах Всесоюзного радио.

Ярослав оканчивает Минское музыкальное училище им. М. Глинки (1979-81) по классу вокала, класс заслуженного работника культуры Республики Беларусь Адама Мурзича и становится солистом Белорусского республиканского радио и телевидения.(1980-90).
 
На Всесоюзном фестивале «Песня года-81» дебютировал с песней «Зачарованная моя» (Вошла в антологию песен о Победе во Второй мировой войне «Письмо из 45-го»).

Яркими эпизодами в творчестве стало сотрудничество с известным композитором Игорем Лученком. Впервые прозвучала на фестивале «Песня года-85» и получила успех песня «Майский вальс».
«Одна из наилучших композиций на военную тематику, которую написал народный артист на слова поэта-фронтовика из Минска, впервые прозвучала в 1985 году на «Песне года» на Центральном телевидении и получила ошеломляющий успех. Именно исполнение Евдокимова признано каноническим, хотя за нее брались и другие артисты, среди которых и Кобзон».

Была в биографии Ярослава Евдокимова и гастрольная поездка в Афганистан (1986) к советским воинам, там он исполнял специально написанную для этой поездки песню «Снимок в газете».

За рост мастерства, высокий исполнительский уровень, огромную камерно-концертную деятельность Ярославу Евдокимову присвоили почетное звание «Народный артист Белорусской ССР» (1987).

Пластинка «Всё сбудется» (1988) – дебют на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия». Большинство песен из этого альбома вошли в фильм-концерт «И пока на земле существует любовь» (1988, режиссёр Б. Бахтияров).

КОЛОДЕЦ:
Из аннотации к пластинке: «Есть в исполнении проникновенность и сдержанность, зачастую в их «единовременном контрасте», есть лирическая наполненность широчайшего диапазона – от пафосной гражданственности до мягкого юмора, есть и такая немаловажная вещь, как неординарный внешний облик исполнителя, включающий те качества, которые традиционно ассоциируются с благородством и красотой. И поэтому лирика и мужественность всегда – прямо или косвенно – определяют суть его искусства, к каким бы жанрам Евдокимов ни обращался – к профессиональной, народной ли песне или романсу».

Певец гастролировал за рубежом – Италия, Греция, Германия, Норвегия, Польша, Чехословакия, Швейцария, Швеция. Представлял белорусское искусство в столице Исландии – Рейкьявике и на Международном фольклорном фестивале в Париже, где одна из французских газет назвала его за прекрасное исполнение народных песен «супербаритоном».

ФАНТАЗЁР:
Артист работал в Минскконцерте, в 1990-92 годах акомпонирующим коллективом был музыкальный ансамбль «Дзвоны» (г. Коломыя, Украина).

ЗА ДУНАЕМ:
Я. Евдокимов неоднократно выступал на Международном фестивале искусств «Славянский базар» (Витебск, Белоруссия), был в составе Международного жюри Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Витебск-1993».

В 1994 году увидел свет компакт-диск «Не рви рубаху» (1994) – совместная работа певца с композитором Виталием Окороковым. Окрылённый этим творческим тандемом, отказался от дальнейшего сотрудничества с композитором И. Лученком, заявив, что тот безнадёжно устарел для современной эстрады.

Из интервью «Экспресс-газете»:

– Ярослав, уж не обижайтесь, но у вас репутация горячего человека, который и рукам может волю дать. Как это в вас уживается с верой в Бога?

– Я человек несдержанный, на умышленные подлости реагирую мгновенно и с яростью. Думал, что с годами это всё пройдёт и  притупится, но борьба с самим собой оказалась безуспешной. Не всегда человек может себя преодолеть. Но благодаря ВЕРЕ я стал работать над собой, и могу сказать, что за последние десять лет стал гораздо сдержаннее.

– Что способно вывести вас из равновесия?

– Вокруг нашей профессии ошивается много непорядочных людей, откровенных негодяев и подлецов. Певец думает о творчестве, о высоком, о том, чтобы постоянно  совершенствовать свой талант и нести людям радость. А околотворческие люди в большинстве своём думают, как обмануть и обокрасть творческую личность. Я всегда прошу Господа, чтобы мне чаще встречались порядочные люди. Не скрою, что я довольно доверчив и наивен, не очень разбираюсь в людях.

– Что вы делаете, когда руки так и чешутся?

– Хочешь вспылить – помолчи минут пять, и ты по-другому будешь реагировать на эту ситуацию. И второе правило: если видишь, что человек несдержанный, вспыльчивый – не спорь с ним вообще.

– Говорят, что вы заклятые враги с известным белорусским композитором Игорем Лученком. Правда, что вы даже подрались?

– Да, это правда, но я об этом сожалею. Мне не хватило ума сдержать себя.

УРАГАН:
Новый период в жизни Ярослава Евдокимова начинается в 1996 году: он переехал в Москву. Для певца здесь возможностей намного больше, чем в Минске. Артист не превратил «искусство в шоу», потому исчез с телеэкрана. Но всё-таки из разных стилей, направлений, влияний Я. Евдокимов нашёл именно то, что помогло утвердиться в своём.

Певец всегда особое внимание обращает на тексты песен. Сотрудничество с Анатолием Поперечным, поэзия которого отмечается глубоким психологизмом, и композитором Александром Морозовым, чьи музыкальные произведения известны самому широкому кругу слушателей, создало на русской эстраде творческий союз. Итогом этой работы является компакт-диск «Фантазёр» (2002).

Ярослав Евдокимов не останавливается на достигнутом. В результате сотрудничества с такими композиторами, как Борис Емельянов, Вячеслав Добрынин, Игорь Матета, Вячеслав Малежик и поэтами –  Симоном Осиашвили, Ларисой Рубальская, Викторией Ветровой в репертуаре артиста появляются новые песни, каждая из которых становится такой же узнаваемой, как «За Дунаем».
Лучшие из них собраны на дисках «Целую твою ладонь» (2002), «Grand Collection» (2003), «За белою рекой» (2006).

С 2009 года Ярослав Евдокимов – гражданин Российской Федерации. Выступает как концертный исполнитель. В 2012 году записал альбом «Возвращение в осень», где есть популярная украинская песня «Два кольоры».

Из интервью «Экспресс-газете»:
– Не исключаете, что оставите Москву?

– Этот вопрос меня постоянно мучает. Я лет 15 жил в Белоруссии, я любил и люблю Беларусь и её народ, я там состоялся как артист, но… подсознательно чувствовал, что рано или поздно уеду оттуда. Всё-таки мой «пупок зарыт» на Украине, и меня туда тянет. Поехал на Украину. Тоже не понравилось. В Москве я живу уже 15 лет (Прим. – интервью бралось в 2009 г.), и чувствую, что прикипел к этому городу. Ко мне здесь хорошо относятся, у меня много концертов, мне здесь спокойно и комфортно, и никакая б…. в душу не лезет. А на Украине меня мало кто знает.
– Да вы что?!

– Увы, это так. Лет пятнадцать назад у меня были грандиозные концерты с переаншлагами во дворце «Украина», но после того, как  развалилось СССР, приглашений не поступало. Многие чиновники смотрят: Евдокимов – фамилия русская. А на Украине и своих певцов хватает. Поэтому меня туда не очень приглашают. И мне такая демократия, как сейчас на Украине, не по душе. Демократия – это не грязь, мусор и вседозволенность, это порядок и чистота. Когда я приезжаю в Киев из Москвы, то чувствую, что попал не в очень цивилизованное государство. Вот, например, обмены валюты есть в любых странах, но только в очень бедных странах третьего мира стоит опасаться, что тебя обманут при обмене. Меня же, коренного украинца, розмовляющого на рiднiй мовi, обманули в самом сердце Киева, на Крещатике на 400 долларов. Пошёл в магазин за продуктами – так меня обсчитали почти в два раза!

– И как вы отреагировали?

– Подстрочный текст моей реакции  не стоит публиковать в приличных газетах.  А вообще я говорю  украинским депутатам – многие из них мои школьные друзья: «Что у вас так грязно, ребята? Во что вы превратили известный всему миру Крещатик? Это как Красная площадь в Москве или Монмартр во Франции. А он постоянно грязный, круглые сутки по нему толпами слоняются какие–то подвыпившие маргиналы. Вы езжайте в Москву, Белгород, Нижний Новгород, Минск, посмотрите, какие чистые бывают города!»

– Ого, и Минск в этом списке! А ведь поговаривают, что в своё время вы были против Лукашенко.

– Было дело. Когда он решил пойти на второй срок, я в интервью сказал, что если «бацьку» снова изберут, я откажусь от звания народного артиста Белоруссии. Лукашенко избрали, и меня практически убрали с телевидения, перестали приглашать участвовать в концертах. Были и телефонные звонки с угрозами.
Но сейчас я пересмотрел отношение к Лукашенко. Кто-то его любит, кто-то нет, но факт есть факт: порядок в стране есть. Колхозы работают, поля засажены. Человеку, может, не так уж много и надо – стабильность и порядок. Не обязательно жить очень богато. Многие миллиардеры несчастливы. А чтобы быть счастливым, нужно жить не богато и не бедно.

СКАЖИ-КА, ДЯДЯ:
В родном селе он Корысть создал музей украинского быта, который является свидетельством любви к Родине, к украинской культуре, традиции которой, как считает сам артист, должны передаваться из поколения в поколение – жить вечно.

Песни Ярослава Евдокимова добрые и лирические, грустные и весёлые – посвящены самому светлому и доброму чувству на земле. В них проходит вся жизнь человека со всеми переживаниями и радостями. Они наполнены народной мудростью, раскрывают глубину и широту души, им присущ яркий национальный колорит, необычайно широкое жанровое разнообразие. Каждая песня, которую исполняет Ярослав Евдокимов, отличается значительностью и глубиной содержания, художественным совершенством –  всё это делает русскую песню непроходящим явлением в музыкальной культуре. В песенном творчестве артиста наиболее ярко отразились извечные стремления человечества к добру и красоте. Нравственно-эстетические идеалы, заложенные в народной песне, воспитывали многие поколения людей. Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается.

Глубокое изучение народной песни – одно из условий дальнейшего развития музыкальной культуры. А отношение Ярослава Евдокимова к народной песне учит с достоинством, но без ложной патетики, любить свою Родину, народ, природу, развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Именно поэтому все песни становятся абсолютными хитами, и у них есть свой зритель и слушатель.

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и «ЭКСПРЕСС-ГАЗЕТЫ»)


* * *


«ЗА ДУНАЕМ». Избранное

1. Всё сбудется (Э. Зарицкий – В. Верба)
2. Берег юности (И. Лученок – В. Бут)
3. Листок календаря (Э. Зарицкий – Н. Шкор)
4. Зря говорят (Э. Зарицкий – Л. Рубальская)
5. Эхо в ночи (Э. Зарицкий – Л. Рубальская)
6. Полынная ростань (Э. Зарицкий – Н. Гилевич)
7. За Дунаем (А. Морозов – А. Поперечный)
8. Фантазёр (А. Морозов – С. Романов)
9. Там, за окнами (В. Окороков – Ю. Дружков, Л. Мялик)
10. Под лоскутным одеялом (А. Клевицкий – Л. Рубальская)
11. Подковочка (В. Окороков – М. Танич)
12. Вера-Верочка (В. Окороков – Ю. Дружков)
13. Хорошо (В. Окороков – А. Поперечный)
14. Роза красная (С. Коржуков – М. Танич)
15. Белокурая колдунья (В. Окороков – В. Ветрова)
16. Пiдманула, пiдвела (укр. нар. песня)
17. Белые лилии
18. Письмо
19. Уходи, любовь (В. Окороков – Ю. Дружков)
20. Колодец /ремейк/ (В. Добрынин – С. Осиашвили)
21. Солнышко
22. Майский вальс (И. Лученок – М. Ясень)

Записи 1985-2002 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/QBMQj7hkrGY2G
 
Размер: 108,8 МБ
Качество: МР 3 (192)
Длительность: 79 мин. 48 сек.