Яблоко, или Одно из отражений прекрасных принципов

Евгений Феодоров
Яблоко, или Одно из отражений прекрасных принципов поэзии    




 Стихи не надо придумывать. Придуманные стихи или бесчувственные, или вообще никакие, как стерильная вата, или - как на ходулях, с которых автор что-то вещает, или - ловкий набор слов, прошитый рифмами и исполненный с соблюдением, подчас очень тщательным, чередования ударных и безударных гласных. А потому не надо придумывать стихи. Как бы ни относились сегодня к великому русскому поэту Владимиру Маяковскому, его слова о том, что стихи должны вывариваться в сердце, истинны, и тут уж, по его же выражению, ни в зуб ногой.
     А нужно просто читать жизнь, природу, людей, самого себя - и прочитанное, пережив его всем сердцем, всем рассудком своим, постараться выразить в слове не фальшивя, в тон своему внутреннему голосу, в лад с музыкой, пронизывающей тебя и всё вокруг, весь мир. В философии нагуа есть удивительное и прекрасное понятие "инхочитл-инкуикатл", то есть "цветок и песня", которые испускаются каждым предметом.
     Правда, может случиться, что в такой записи размоются рифмы, а слова станут выстраиваться в непривычных ритмах. Но разве слово, полноценное слово, живое самослово не стоит такой не слишком великой жертвы, как рифмы и классическая ритмика?! Впрочем, об этом в нашей истории другая притча.
     И притчи не придумываются. Они случаются - и случаются чаще, чем мы успеваем заметить. Поэтому они обычно вспоминаются... Подчас связывая, казалось бы, несвязуемые вещи, они подсказывают нам насущное решение.
     Да, притчи обычно складываются из воспоминаний, личных или запавших в душу наблюдений.
     Сентябрь. Первые дни в четвёртом классе. И первые домашние задания. Я верчусь на диване и учу стихотворение о Родине, открывающее "Родную речь". Стихотворение длинное... Во время этого стихотворения, которое я так никогда и не выучил, умер отец.
     Отца больше года лечили, а когда выяснили, что лечат не от той болезни, было поздно.
     Он стоял, покачиваясь, в проёме спальной двери... весь белый... сильно шатнулся... только и успел - позвать: "Матка...". Упал навзничь и умер.
     Пока отца обмывали и одевали, я в пустом дворе наших пятиэтажек стоял возле поленницы и ковырял какой-то сучок. Не плакалось, просто было очень тяжело. И вдруг в дворовой пустоте появилась соседская девочка - как будто ниоткуда и сразу рядом - и протянула на ладошке яблоко: "Возьми..."
     Я тогда не знал и знать не мог, какая тайная и подлая судьба уготовлена её девичеству. Помню имя её, чудное имя: Ангелина.
     А яблоко вспомнилось позднее и неожиданно. И уже никогда не пропадало в моей памяти.
     Начало 60-х... Это время теперь называют концом оттепели.
     Молодые студенты-стихотворцы и будущие журналисты, мы деятельно и увлечённо интересовались секретами слова. Но среди этих секретов оказались и такие, которые государство старалось как-нибудь спрятать от нас.
     Вопросов было много. Кто-то шутя начал придумывать философию вопроса - "Вопрос как вопрос сам по себе". Но мы не встретили тех, кто хотел бы ответить на наши вопросы. К местному отделению Союза писателей мы потеряли интерес, когда нам всерьёз указали, что "Маленький Принц" всего лишь сказка, а Экзюпери - просто лётчик, к тому же родился не под нашим солнцем. И мы искали поддержку у авторов 20-30-х годов. Доступ к их книгам мы получали через тихих девчат на выдаче в Публичной библиотеке. Так познакомились с работой Вадима Шершеневича об имажинизме - "2х2=5".
     Но 2х2 слишко логично, слишком очевидно! Кто-то в споре запальчиво выкрикнул - своё ли, или чужое, но как своё:"2х2=стеариновая свечка!!" Я тогда подумал:"Лучше яблоко. 2х2=яблоко".
     Много лет спустя, я одно своё стихотворение начал строкой:"Сегодня, глядя на яблоко, я вспоминал Уитмена..." И дальше я пытался рассказать, что такое поэзия. Просто всё ещё был молод и не знал, да и допустить не мог, что ни я, ни вообще кто-либо в мире не определит, не расскажет, не поведает, что же такое поэзия.
     Здесь бы и поставить многозначительное троеточие: мол, соображайте дальше сами. Но я знаю, кому-то покажется: "Какой цинизм! - укладывать в один ряд "Родную речь" со стихотворением о Родине, смерть отца, подлую судьбу, уготовленную девочке, философию нагуа, нелепую формулу имажиниста... и что там ещё?!"
     Нет, не цинизм. Притча, которая сложилась в моей памяти. И я называю её по-другому... иначе... называю-вызываю, хотя с трудом удерживаю грусть и слёзы, вспоминая девочку-соседку, протянувшую мне в день смерти моего отца яблоко - в утешение.
     Нет, не цинизм. Раз уж надо подводить черту, то - по гамбургскому счёту, как говорили авторы 20-30-х годов. Если ты взял в руки перо, если подступил к белой пашне листа, то нет ничего далёкого для твоей души, как ни мало сердце, но вся вселенная помещается в нём. Сказал кто-то из наших, близких по времени поэтов, что с человеком умирает целая вселенная. В этом были убеждены и восточные поэты-мудрецы. Так почему слову поэта мы должны доверять меньше, чем слову бухгалтера или естествоиспытателя?!
     Вот и убеждён: 2х2=4, 2х2=5 и прочие логические формулы - всего лишь частные случаи в поэзии. А вот 2х2=яблоко... даже если не в утешение, а просто - яблоко... или яблоко, подобное груди Евы в графике Стасиса Красаускаса... или...
     А может, и не дважды два... или не яблоко... Но здесь каждый отвечает себе сам - своей жизнью, своей памятью, своей человечностью.