Легенды и предания Татарской мельницы

Сергей Карпеев 3
 Авторская легенда, написанная по мотивам местных преданий и рассказов
--------------- ---------------- ------------- -------------- ------------- ------------ -------- ----------
       
Общая статья про марийские легенды - http://stihi.ru/2023/01/14/8212
 
 
Одна легенда гласила о том, что именно  в лесу, около Татарской мельницы, растут настоящие ведьмовские грибы. Называются они ещё в народе – скрипуны! Мол, если отломить кусочек шляпки и потереть о другую часть гриба – то раздастся неприятный скрип, это и есть верная примета того, что гриб нечистый.
Если кто попробует этого гриба – откроются его глаза, и будет видеть человек то, чего другие не видят! Духов ли лесных, всякую скрытую нечисть, тени давно умерших людей, да и много того, что обычному человеку видеть совсем не надо. От этого может он лишиться ума, а если выдержит, то станет настоящим колдуном и ведуном, понимающим язык птиц и зверей. Только сделать это надо в определенный день и час, но вот в какой – про это предание умалчивает…
Кто знает, может, это и есть настоящие галлюциногенные грибы???
 
Было предание и о Змеином дереве, что росло на луговинах, которые располагались около Татарской мельницы, вдоль поймы Арбайки. Это было одинокое дерево (скорее всего липа или молодой дуб), которое стояло посреди луга, вокруг него всегда было много змей (болотные гадюки). То ли плодились они тут, то ли что-то их сюда притягивало???  Про это сложно сказать, но местные старались не подходить близко к дереву!
Когда эти луга выкашивали, то марийцы всегда оставляли вокруг этого дерева островок нескошенной травы, чтобы не разбудить змеиное гнездо! Мол, прибыток от этого сена небольшой, а заденешь – то потом бед не оберёшься…
               
Около Змеиного дерева часто находили остатки сброшенной змеиной шкуры, вероятно, что змеи тёрлись о кору и нижние поросли этого дерева, и так избавлялись от старой кожи…
Такое змеиное место не могло остаться незамеченным у местного населения, ходили также слухи, что раз в году – на это место из подземного хода выползает сам змеиный царь, именно поэтому сюда спешат все окрестные гадюки, медянки, ужи и прочие гады, которые получают здесь благословение своего Владыки. Случается это всегда ночью или перед рассветом, так как подземный Змей не может терпеть солнечного света, и как только восходит солнце, то он снова уходит под землю.
Такие легенды об огромном подземно Змее достаточно распространены среди мари Волжского, Звениговского и Моркинского районов.
Например, по преданию большой Змей живет в подземной реке, которая соединяет и питает карстовые озера Кленовой горы и Сотнурского нагорья, в частности, он появлялся в озере Елан-ер. Учитывая, что Кленовая гора расположена буквально рядом – а эти места изобилуют карстовыми провалами – можно не удивляться таким преданиям и легендам (буквально рядом расположено пойменное озеро Лапка-ер, углублённое карстовым провалом).
А наличие подземной реки под Кленовой горой (и даже солёного моря)  уже много лет назад доказано геологами при помощи бурения.
История про огромного Змея:
http://www.stihi.ru/2015/11/08/2214
 
Особый интерес представляет также услышанная мною в детстве загадочная история про волка-оборотня, который со своей стаей обитал в местных лесах (между Илетью и Керебелякским нагорьем). История эта услышана не от одного человека, и рассказывается она так, как будто это происходило реально, и с реальными людьми. Полный текст этой истории приведен в легенде про оборотня:
http://www.stihi.ru/2015/10/12/1636

Правда это, или выдумка – решать читателю, но, по словам рассказчиков:  засада на этого волка была организована совсем недалеко от Татарской мельницы!
 
Ещё одну историю про эти места рассказал мне Володя Анисимов, чьи родители были родом из деревни Озёрки. Эту историю, в свою очередь,  рассказал ему дядя, который ездил рыбачить на Илеть, как раз в то место, где расположено устье Арбайки. У местных жителей оно называется Берёзовая грива. Тут расположено несколько омутов и ям, где раньше водилось много рыбы!
Так вот, его дядя остался на Илети с ночёвкой, чтобы порыбачить, когда начнётся утренний клёв. В те годы, как уже писали, вдоль Арбайки располагались маленькие пойменные луга (поляны), где косили сено работники лесничества. Около одного лужка дядя заночевал в самодельном шалаше.
И вот, случилось так, что он проснулся очень рано, ещё только начинался летний рассвет. Выглянул он из шалаша - на лугах лежал волокнистый туман, и вдруг из этого тумана, как призрак, появился старик – весь в белом. Был он седым как лунь, и вел под узду такую же белую-белую лошадь. Двигались они в тумане совершенно бесшумно, словно сами были сотканы из тумана, и потом медленно подошли к опушке леса. Тут этот старик вбивает в дерево штырь с кольцом, а за кольцо привязывает свою лошадь. После этого сам исчезает – точно так, как туман разгоняется порывом ветерка, а немного погодя, исчезает и его лошадь, будто бы их и не было!
Дядя очнулся, вылез из шалаша и подошёл к тому дереву, что стояло на опушке: в нём осталось вбитое стариком кольцо, но ни старика, ни лошади нигде не было! Утренний ветер подул и согнал туман со всех луговин и с берега реки - вокруг же не было ни души.
Так он и не мог понять – что привиделось ему тем утром. После этого случая у дяди на голове появилось большое количество седых волос…