Предания древнего тракта

Сергей Карпеев 3
История, происшедшая в действительности, которую рассказал мне Володя Анисимов. Эту давнюю историю ему рассказала его мать (которая родом из деревни Озёрки), а ей, в свою очередь, рассказал дед.

Случай произошёл ещё до революции, когда старая казанская дорога была оживлённой, и по ней до Царевококшайска ходили обозы с продуктами, рудой и мануфактурой. Дорога эта спускалась с Кленовой горы, переходила Илеть через Лушмарский мост, потом через Озёрки, и уходила на деревню Шигаково.

Случилось так, что упомянутые, дед и его жена возвращались казанским трактом из Петьял в Озёрки. Дело было зимой, и ехали они в санях как раз теми дремучими лесами, остатки которых сейчас раскинулись от реки Петьялки (у местных - Пётки) до Устья Юшута (у местных - Слитие).
Вдруг, видят они, что у обочины дороги стоит мужчина и просит их подвезти. Хотя и промышляли в тех  местах разбойники, но ездоки не заподозрили ничего худого в незнакомце:  так как был полдень, да и мужик был без одной ноги – из-под полы тулупа торчал деревянный протез. Да, и честно говоря, брать-то особо у них было нечего – были они крестьянского сословия.

Посадили они того человечка в сани и поехали дальше. А между тем разговорились друг с другом о хозяйственных делах, да и позабыли на минутке о попутчике. И когда вспомнили  о нём, и что-то у него спросили – то видят, что попутчик никакой не калека: сидел он в санях о двух ногах, а протез свой отстегнул и положил рядом.
Дед сразу почувствовал неладное: чащи тут были лихоманные, шатался по лесам разный сброд,  и не редко случалось, что пропадали без вести там целые купеческие обозы. Незнакомец также понял, что его раскусили, но, видимо фальшивый протез так натёр ему ногу, что он не мог не снять его. Слово за слово – началась на санях потасовка, дед тогда был молод и силён – скинул он того мужичка на снег, и погнал коня, что было духу! Незнакомец быстро вскочил на ноги и побежал за санями, страшно матерясь и угрожая ездокам! В руках его блеснул булатный нож, а в глазах заплясали волчьи огоньки! К счастью, и конь почуял что-то неладное – помчал он сани так прытко, что люди еле держались. Вскоре оторвались они от лихого человека, и успели даже засветло доехать до Лушмарского моста, где всегда было людно и уже безопасно.

Тем дело бы и кончилось, но, оказывается, что протез того незнакомца остался в санях. Дед хотел его было выкинуть, да почувствовал, что уж слишком тяжёлый он для деревяшки.
Вероятно, незнакомец что-нибудь в нём прятал? И точно, когда они протез распилили, то обнаружили  в нём золотые червонцы царской чеканки. По тем временам для них это было целое состояние! Заявили они куда следует о том случае, а червонцы те сдали – от греха подальше. На вырученные деньги поправили они свою избу, и купили много чего для хозяйства.
 
на фото старинный тракт в районе Кленовой горы.