9 Мая 1945 года

Вера Кириченко
Я принадлежу к поколению, которое родилось в СССР, где множество союзных республик жили и работали вместе. И в страшном сне не могло присниться, что в наше время на части этих территорий разразится братоубийственная война. Простой народ терпит лишения и на Украине, и в России. Очевидно, что у каждого политика - своя правда, но сейчас развязывать войну - это безумие! Гибнут молодые бойцы, умирают старики и дети, рушатся города, всей планете грозит уничтожение, а войне - конца и края не видно… Кому это выгодно - политикам, бизнесменам?
Невольно вспомнился счастливый день Победы 9 мая 1945 года. Мне тогда еще не было и четырех лет, но этот замечательный день я помню до мелочей.
Проснулась я от шума в доме и во дворе. Братья радостно прыгали на диване и, подбрасывая пилотки (которые когда-то нашли возле речки), кричали во весь голос:
- Ура-а-а! Победа!
Потом мы выбежали во двор, где собрались соседи с детьми. Под цветущей вишней сидел на скамейке Вакула. На нем была новая рубаха, на пиджаке сверкали ордена и медали. На всю жизнь запомнился холодок, пробегавший у меня по телу при виде этого человека: у него по локоть не было рук. Он потерял их на войне. Десятилетний сын подносил ему папиросу-самокрутку и Вакула глубоко затягивался, а из глаз по щекам текли слезы. Соседки обнимались, смеялись и тут же горько заливались слезами. Многие из них уже давно получили похоронки на близких. Только о нашем отце никакого сообщения не было. Мы свято верили, что он жив. Мама каждый вечер, укладывая нас, четырех детей, спать, читала молитву и всех нас крестила. Её молитва не только сохранила нас, но и наш дом. Ведь рядом с домом упало шесть бомб, две из которых не взорвались. Их разминировали уже после войны, предварительно выселив всех жителей нашего квартала. Две из шести бомб угодили в наш огород и в огород соседки, третья бомба упала на дом Басанских, который был рядом с нашим домом. Четвертая - упала на дом Шубиных, что был расположен напротив нашего дома. Вот мы и верили в силу маминой молитвы. Фактически эти бомбы падали вокруг нашего дома. Правда, все стекла окон в доме и некоторые двери были выбиты.
Мама тоже была во дворе и вместе со всеми радовалась и плакала. Мимо нашего крылечка куда-то бежали люди. Когда мама возвратилась в комнату, она надела праздничную блузку-вышиванку с пушистыми бубонами и принялась одевать на меня ботиночки. Я игралась с бубонами и мешала себя одевать.
- Доню! Не мешай мне. Мы должны успеть на площадь, чтобы услышать важное сообщение товарища Сталина, - произнесла мама.
Услышав слово «Сталин», я тут же перестала играть с бубонами. В то время Сталина все любили, как Бога. И даже я, маленькая девочка, понимала это. Ведь вокруг только и говорили:
- Сталин разбил фашистов!
- Сталин одержал Победу над фашистской Германией!
Когда мы прибежали на площадь, людей там было больше, чем когда привозили в хозяйственную лавку керосин и свечки. Тогда электричества не было и приходилось выстаивать огромные очереди, чтобы запастись необходимым до следующего привоза.
На площади стоял гул от голосов собравшихся. И тут из черного репродуктора раздался громкий голос (теперь я знаю, что это был Левитан) и все вокруг замолчали. Слушали сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Потом прибежали мои братья и сообщили, что во дворе церкви стоят огромные котлы с кашей, борщом и киселем. Будут всех угощать в честь Победы, только нужно иметь при себе ложки и миски с кружками. Мы с мамой направились в церковь, а братья побежали домой за посудой. Тарелок в то время в нашей семье не было, но у каждого из нас была своя посуда. У Шурика (десяти лет) и Коли (восьми лет) были солдатские котелки, а у Валика (шести лет) и у меня - крышки от этих котелков. У мамы была металлическая миска и солдатская кружка, а у нас вместо кружек были гильзы от больших патронов.
Я до сих пор помню тот восхитительный аромат борща, вкус каши и киселя, которым нас угощали в церковном дворе 9 мая 1945 года.
Самым большим счастьем для нас и всего народа было окончание войны. Хотелось бы, чтобы на всей Земле снова наступил Мир!