Стихосложение глазами инженера. Модель поиска рифм

Зоя Слотина
Когда я училась в школе, на уроках литературы  «проходили», как тогда говорили, поэтические произведения, но их не изучали. Обращалось внимание только на осознание смысла, хотя смысл стиха тоже важная составляющая. Но  ученикам не объяснялось за счёт чего в стихах ощущается красочность рисуемой словами картины. И знакомство с поэзией настолько было поверхностным, что многие не всегда ощущали удовольствие от звучания строф. Именно это случилось со мной. Я не  увлеклась красотой стихов.   
Математика, физика, а чуть позже техника стали мне интереснее поэзии. Благодаря этим областям знаний я  почувствовала  красоту закономерных построений в мироздании, которые надо познать, представить себе. Возможно, всё зависило от  таланта учителей. Я поняла, что окружающий нас реальный мир  при некоторых допущениях можно представить математическими моделями, благодаря которым мир становился доступным для изучения. Это увлекало, как кроссворд, как загадки, как игра. 
Реальность зримо  представала в разрабатываемых веками хитроумных  математических моделях, какие  не являются игрой словами, метафорами, туманными  понятиями так,  как это происходит  в художественной литературе. Всё однозначно, повторяемо, предсказуемо при соблюдении  начальных условий. С помощью модели, в основе которой заложена подчинённость твёрдым законам, не только изучается реальность, но и возможно её частичное воспроизведение. Это прекрасно.
Я стала инженером. Инженер -  это человек, который изучает математические  модели, созданные  трудами многих безвестных учёных, чьи имена, за редким исключением, растворились в веках. Инженер, исползуя  эти модели, может сделать чудо. И это чудо становится  для всех доступным обычным предметом обихода или необходимой оснасткой производства, может быть тем, что опредедяет условия жизни. Как например, утюг, фен, телевизор, компьютер, дерево- и  металло-обрабатывающие станки, автоматические поточные линии производства или средства передвижения и здания. Всё это создано инженерами. Это результат труда инженеров.
Труд каждого инженера и учёного входит составной частью в последующие труды новых поколений. Каждый из них, как уникальная пчёлка, добавляет свою капельку разработок и открытий  в мировой океан знаний. Но имена даже великих талантов живут недолго среди узкого круга их современников и оказываются неизвестными  в веках, зато сделанное  дело или открытие остаётся навечно.
Конечно,  я,  как все, слышала и читала стихи, посещала театры, концерты. Мне что-то нравилось, что-то производило сильное впечатление, откладывалось в памяти, украшало жизнь. Но во времена своей молодости я  любила инженерную работу. На мой взгляд в ней  было больше красоты и гармонии, чем в  художественной литературе. Она давала столько адренолина, что он мог сотрясать горные хребты. В технике всегда побеждала истина, и совершенно невозможна ложь во спасение. Правда всегда на виду. Неправильно сделанная или сконструированная машина не работает, какая бы комиссия её ни одобрила, какую бы награду она ни получила на конкурсах. 
Но вдруг со мной  произошло то, чего я менее всего ожидала. В день семидесятилетия,  во время сильных переживаний в моей голове родилось первое в жизни, робкое, слабое, как младенец, незрелое стихотворение. Я была в восторге. Потом регулярно стали возникать из ничего поэтические строчки, и  из них  образовывались стихи. И я не могла объяснить, почему и откуда это появлялось. Что это? Подарок судьбы в конце жизни? Или наказание за неприятие и непонимание музыки слов, своеобразная кара Богов. Есть ли такому явлению разумное объяснение? 
Невольно обращалось внимание на то, что появлялись не какие-то отстранённые строчки, а только относящиеся к взволновавшей  меня мысли. Мне это тоже нравилось. Так прошло десять лет. День за днём я записывала возникающие  в голове стихи, одновременно училась управлению их темами.   Мои стихи получались всё лучше, и всё короче становились промежутки между обдумыванием  темы и появлением стихотворных строчек, всё легче находились рифмы, всё проще становилось для меня  соблюдение ритмического рисунка. Этот процесс не переставал удивлять и меня, и моих знакомых. Очень хотелось объяснить процесс стихосложения в моей голове. Наконец, родилась первая модель для изучения этого процесса. Она оказалась полезной для осознания возможности и техники обучения других людей. Я попробую её описать и объяснить.
Что такое стихи? Красивое изложение мысли. Способность писать стихи не возникает просто так, на голом месте Этому есть  реальные предпосылки. И первая - это способность понимать красоту, которая  заложена в каждом человеке  с рождения на генетическом уровне. Мы живём на Земле, и она для нас красива. Она нравится нам. А некоторые уголки мы считаем особо прекрасными. И всё это потому, что мы имеем развитые органы чувств.
Наши глаза различают цвета  их сочетания, уши различают продолжиткльность, высоту и тембр звуков и их сочетания. Нам нравятся некоторые сочетания разных красок и звуков интуитивно. Это то, что мы называем ощущением гармонии. Выходит  мы изначально созданы природой с умением различать и чувствовать красоту.  Конечно, существуют  отклонения, но это исключения, не правило.
Стихи – это гармоничное звучание слов. Всем доступно понимание гармонии звуков. По этой причине доступно понимание красоты стихов, испокон веков существовало народное творчество. В народе, в среде неспециалистов рождались и рождаются слова и музыка песен. Сколько угодно безграмотных сказителей, песенников, поэтов,  Вспомним акына Джамбула. Это подтверждает  предположение об одарённости всех  людей. Только одни люди по жизни развивают в себе дар, а другие не развивают, занимаются чем-то другим.
Вторая предпосылка это строение нашей памяти. Окружающий нас мир  отображается в нашей памяти не только изображением, картинками, но и словами, то-есть звуковыми наборами. У каждого человека, умеющего читать есть отображение в памяти  предметов и явлений  реального мира  в виде  набора  знаков, то-есть букв. Причём учитывая  разные языки таких отображений может быть много.
То-есть, говоря языком математики, множество предметов и явлений окружающего нас мира отображается в памяти человека как минимум в двух взаимосвязанных множествах: как картинки,  и как слова. У грамотных людей существует ещё множество наборов символов.
И все эти множества связаны друг с другом или являются отображением друг друга.  Иными словами каждому предмету соответствует в множестве изображений картинка, в множестве слов звучание, в множестве символов графическое изображение.                Если представить себе что множества раскрашены в разные цвета и выглядят как множества ламп, то можно представить себе как работает память.  Если зажечь лампу  в одном множестве, то сразу вспыхнут соответствующие лампы  в других множествах. Это упрощённая модель того, как предстаит мир в нашей  памяти.
Можно предположить, что в течение жизни в памяти эти множества разделяются на  подмножества и упорядочиваются по каким-либо  критериям. Одно подмножество  слов относится к погоде, другое  относится  к кулинарии,  третье  к медицине и т. д. Все  упорядочивания  - могут быть осознаной и неосознаной работой мозга. Можно предположить, что  существуют врождённые программы работы мозга, может быть именно это называется интуицией.
Можно заметить, как только начинается разговор на какую-то  тему, то непринуждённо  вспоминаются  необходимые слова и очень редко появляется пауза при подборе нужного слова. Это выглядет так, как будто активизируется памяти уже готовое подмножество слов, которым мы пользуемся.
В связи с вышеизложенным, я допускаю, что в памяти возможно подмножество  списков слов  с  созвучными окончаниями, то-есть рифмами.
Интересное наблюдение. Если у кого-то по какой-либо  причине появится хотя бы один раз пара рифмующихся слов, а человек обратит на неё внимание, и это ему понравится, то может  включиться процесс нахождения рифм. У человека вдруг появляется способность просто рифмовать свои мысли.                Во всяком случае у поэтов профессионально использующих в своей работе рифмы такая работа мозга идёт постоянно осознано и неосознано. Со слов жены Дербенёва известно, что поэт  постоянно занимался поиском рифм к словам. Это было его работой, отдыхом и развлечением. Про  Владимира Маяковского Лев Кассиль писал, что он часто среди людей занимался работой над рифмами, что-то бормотал, задумывался, производил впечатление неинтересного нелюдимого человека.                Это нормальный процесс творчества. Это нормально, как неосознаный поиск  инженерами и учёными праобразов их изобретений в окружающем мире, также нормально, как неосознаный поиск художника среди людей и природы сюжетов для своих картин.
Правомерно предложить  модель для изучения техники стихосложения в виде множества списков рифмующихся слов. Список, как полка, где хранятся слова с созвучным окончанием. А вся модель – огромный стелаж с заполненными полками. Это значит, что в памяти организуются  списки слов имеющих созвучные окончания, рифмы.  Одно выбраное слово может вызвать из памяти другое слово и так далее. Например один из списов: вода - еда - да - навсегда - никогда - звезда - года - ерунда - нужда - страда - провода и так далее. Другие списки: тать - мать - рать - тетрадь - печать; хаять - таять; благодать - страдать - и так далее. Количество и длина списков  зависит от общего словаря, каким пользуется конкретный человек и от его тренировок по нахождению рифм.
Из этого следует, что при сочинении стихов поэт не перебирает весь существующий набор слов. При необходимости  в памяти неосознано происходит перебор списков в подмножестве списков, А когда находится требуемый список, то уже в нём отыскивается нужное слово.  Развитостью и объёмом списков рифм можно объяснить поразительную способность к мгновенному сочинению стихов импровизаторами. 
Вот такая упрощённая модель работы мозга со словами при стихосложении представилась мне, и   тогда я смогла объяснить  свою  внезапную развивающуюся способность к сочинению рифмованного текста, которая доставляет мне массу радостных и огорчительных мгновений.
Появление самого первого стихотворения было возможно, потому что самый начальный набор списков рифм уже был в памяти. Потому что, не увлекаясь стихами, я  не чуралась их. Никуда не делся запас стихов из школьной программы, остался в памяти.  Сказалось то, что я  всегда любила и учила песни.  Небольшой начальный запас списков рифмованных слов оказался достаточным, чтобы я смогла выразить в рифмах мучившую меня мысль. Так у меня  сложилось первое стихотворение. Эмоциональный подъём пробудил интерес к стихам вообще, я начала читать чужие  произведения, а множество списков рифм в памяти росло в соответствии с ростом числа прочитанных стихов.            Так всё просто и легко объяснимо. Выходит любой  человек при желании может осознано научиться писать стихи, если займётся накоплением рифм в своей памяти, черпая их из известных стихов и пытаясь придумывать собственные. При желании можно своего ребёнка приобщить к поэзии, читая ему стихи.
Упрощённая модель механизма стихосложения понятна, и из этих рассуждений ясно, что у человека есть  возможность тренировки памяти на поиск и накопление рифм. Как только у целенастроенного  на стихи человека мысленно появляется слово, оно неосознано определяется в соответствующий список рифм. Например: Появилось словосочетание «Цвет мять»  сразу находится слово « память»; к слову  «знамя» приклеится слово «пламя»  и так далее.
Любой человек может зарифмовать свою мысль. Я училась в седьмом классе с одной амбициозной  девочкой, которая упорно в течение суток сочиняла своё единственное стихотворение о счастливом детстве. Она написала его и с гордостью прочла своё произвеление на школьном празднике. Мы тогда были потрясены  её невероятным талантом, смотрели на неё, как на небожительницу, прочили ей карьеру Пушкина, но она стала прекрасным инженером строителем и не написала после первого стиха ни одного другого. Пути господни не исповедимы.
Таким образом техническую часть вопроса можно решить с помощью этой модели, даже можно сделать программу для написания стихов на компьютере. Но поиск рифм – это ещё не решение всей проблемы стать поэтом. Также, как умение писать, не делает любого писателем. О других проблемах в овладении поэзией я напишу позже.