Марийцы

Сергей Карпеев 3
Марийцы – народ мари.
(очерки о народах Поволжья)
Марийцы или народ мари – финно-угорский народ поволжской подгруппы.
С глубокой древности марийцы обитали на севере европейской части России.
Финские племена сперва двигались с Урала на запад, и даже обосновались в районе Владимирской и Московской областей, где очень много финских гидронимов (слово Москва – считается, что  произошло от марийских слов: маска – медведь и ава – мать, то есть медведица, или медвежья река), но потом под давлением славян снова отошли в волжско-окское и волго-вятское междуречье.
Марийцы сложились из нескольких родственных финских племён, считается, что часть летописной мери и муромы участвовала в этногенезе марийцев. Также в состав мари могли войти и древние чудские племена, которые жили в Вятском крае.
То, что в образовании марийцев принимали участие разные народы: говорит тот факт, что среди мари есть люди с европейской внешностью, а есть с азиатской кровью.
Те марийцы, которые жили на правом берегу Волги – назывались горные мари, а те, которые на левом – луговые мари.
Сперва марийцы попали под влияние Поволжской Булгарии, потом вошли в состав Золотой Орды, а затем – в состав Казанского ханства (булгары назвали их черемисы).
После захвата Иваном Грозным Казани марийцы вошли в состав Российского царства, при этом луговые мари достаточно долго сопротивлялись, и почти 50 лет вели партизанскую войну на левом берегу Волги (период Черемисских войн).
Уходя от налогов, податей и насильственного крещения, часть марийцев двигалась на восток – в сторону Урала, где сформировались восточные марийцы (Башкирия, Свердловская обл., Пермский край).
Марийцы – по характеру нордические, спокойные, достаточно скрытные, но при близком знакомстве достаточно простые и доверчивые. При случае достаточно упорные и упрямые, скажут одно, а сделают всё равно по-своему. В быту выносливые и неприхотливые. Не хвастливые, не заносчивые (как, например, татары), достаточно скромные.
Если, например, едем в деревню покупать мясо в конце осени (идет забой скота), то едем именно в марийскую деревню,  так как с марийцами торговаться гораздо легче, чем с татарами, татары в торговых делах более хитры и проворны, а марийцы более просты – этим они чем-то похожи на русских.
В сёлах и деревнях у мари до сих пор сохранились остатки общинности, многие вопросы решаются миром – сходом селян.
Марийцы трудолюбивый народ, особенно в сельской местности, но из-за пьянства плоды этого труда видны не так явно, как, например, среди татар. Если сказать честно, то распространение водки среди малых народов сыграло злую шутку. Если раньше мари, удмурты, чуваши пили медовуху, брагу, то есть лёгкие спиртные напитки, то зависимость от них была меньше. С распространением крепких спиртных напитков алкогольная зависимость среди населения стала возрастать.
Марийцы раньше славились как искусные стрелки, так как всю жизнь промышляли в глухих лесах охотой и рыболовством.
До настоящего времени многие мари стойко держатся язычества, в Марий Эл много священных рощ – кюсото, где молятся родовым и общемарийским богам. Фактически марийцы – это последний народ в Европе, где массово поклоняются языческим богам, и где в среде народа сохранены языческие традиции.
Центр священной рощи – священное дерево (несколько деревьев) – Онапу, как правило, это береза, дуб, липа, ель. На Юронге, например, есть священная лиственница, в Звениговском районе – священный клён. Онапу – выполняет роль энергетического канала для связи с духами, обычно около онапу устанавливают алтарь, где приносят богам жертвы. Обычно это утка, гусь, реже – баран, теленок или бычок.
Священнодействие в марийской роще потрясает воображение человека, особенно ночные моления с кострами и свечами (ночью стали молиться в советское время, чтобы избежать преследований).
Верховный бог марийского пантеона – Ошо Кугу юмо – Великий белый бог.
Кроме него в пантеоне ещё около сотни богов, полубогов, духов разного уровня, наряду с богами и духами религиозное поклонение отдается и древним героям, а также князям.
Среди мари много двоеверов, мариец может с утра пойти в церковь, помолиться там Господу и Богородице, а после обеда – в кюсото, где молится своим богам. Однако плоды христианского просвещения дали свои всходы – среди мари есть и настоящие христиане.
Вместе со своими богами марийцы почитают в языческом пантеоне и христианских святых, например, распространен культ Николая чудотворца – Никола-юмо, иконы святителя можно увидеть в языческих рощах наряду с распятием и иконами Богородицы.
Для своих молений используются кустарными свечами, часто их сплетают по 2-3 в косички и ставят в кюсото.
В священной роще строго запрещено рубить деревья, ломать ветки, плохо себя вести, материться, пьянствовать, курить – лес для марийца – настоящий храм.
Особо почитаем среди мари – святилище Камень Чембулата, которое находится в долине реки Немда (бассейн Вятки) в Кировской области. Там марийцы часто проводят всемарийское мировое моление – туня кумалтыш. По преданиям там похоронен самый известный марийский вождь – князь Чембулат. К большому сожалению, во время гонений на язычество в 19 веке – Камень был взорван по приказу местного архиерея. Увы, вместо проповеди христианской любви, вместо терпения, понимания и кропотливой работы по распространению православия, власти пошли по более простому пути – по пути уничтожения марийских святынь. Как и получилось, эффект был абсолютно противоположенным! Язычество от этого только укрепилось!
Ныне не так сильно, но среди мари распространены гадание, ворожба, разного рода магия, я сам был много раз свидетель таких случаев, о чем расскажу в отдельных рассказах и историях.
Церковный календарь хоть и вошёл в жизнь сельского марийца, но со своей спецификой и с некоторыми добавлениями.
Очень красивы и живописны марийские праздники, интересно побывать и на марийской свадьбе, если она проводится по народным традициям. У мари – уникальная национальная одежда, пение и танцы.
Всё это стоит того, чтобы побывать в Марий Эл и посмотреть на культуру и быт этого поволжского народа.
Увы, распад СССР привел к развалам совхозов и колхозов, особенно вдали от городов и районных центров. Из-за этого люди покидают села и деревни, уезжают на заработки, переезжают в города, а именно сельская местность – база для жизни малых народов. Вследствие этого происходит ассимиляция марийского населения, и сокращение численности мари (и других народов).
Интересна и марийская кухня, она малоизвестна, но обладает своеобразными блюдами. В основном используется мука, картофель, крупы, творог, горох, яйца. Марийские блюда сытные и неострые, особо известны многослойные блины – коман мелна.
Отдельно хочется подчеркнуть, что среди марийцев популярностью пользуется мед и продукты пчеловодства, а, следовательно, и занятие бортничеством. И в наше время в лесу или на берегу реки, заливного луга можно увидеть подвешенные к деревьям борти и дуплянки. Есть ещё такие пчеловоды, которые отлавливают диких пчёл, и содержат их в отдельных бортях – считается, что мед диких пчёл самый полезный!
Мало кто знает, что у мари – есть свой национальный легендарный эпос, который можно сравнить с Калевалой или с Кольцом Нибелунгов! Эпос этот называется Юпу – Дерево богов. Там рассказывается о строении мира, о небесной иерархии божественных духов, о похождении богатыря Немды, о древних великанах и драконах (Змей). Марийский эпос очень колоритен, кому интересно – в сети есть текст и пояснения к нему.
Отдельную статью, конечно, нужно посвятить красоте марийской природы! Почти половина моих стихов и рассказов о природе – написано по красоте Марийского края, по его тихим рекам, чистым озерам, сосновым и лиственным лесам, на просторах Волги, Ветлуги и Вятки (Вятка ныне не протекает по Марий Эл, но в стародавние времена марийские племена жили на Вятке, Немде и Пижме). Особенно красивы лесные озера, их в республики более трёх сотен!
Таков мой краткий очерк о марийском народе, от себя добавлю, что не претендую на научность и 100%-ую объективность. Что сам увидел, про то и говорю. Так сказать, мнение обычного краеведа-любителя.