Стихосложение глазами инженера. О ритме строк

Зоя Слотина
Что такое стихи для инженера, не знатока поэзии? Красивое запоминающееся изложение мысли. Красоту в большой степени создаёт ритмичное звучание строк и рифма.                Не трудно догадаться, что процесс создания рифмы может быть представлен в виде упрощённой модели. Строение модели - банк упорядоченных наборов рифмующихся слов и программа  поиска  набора, потом детализация каждого набора в виде  упорядоченного списка слов и общая программа  подбора в нём подходящего слова. И всё это происходит неосознано в голове человека. Это просто чудо. Уже разработаны и существуют в интернете словари рифм в помощь поэту.                Мне понятно,  технология стихосложения похожа на  работу инженера - радиотехника. Банк инженера - разделённый на секции ящик, где упорядоченно хранятся не списки слов, а виды радиодеталей с разными параметрами. Например, диоды, сопротивления, катушки индуктивности, конденсаторы и т.д. разных номиналов, а также провода разных сечений. Создание радиоприбора – это выбор и соединение нужных деталей, в соответствии с расчитанной схемой. Всё также, как при сочинении стиха, выбор и соединение нужных слов, согласно замыслу. 
Стих должен состоять из строк не абы каких. В строках излагается мысль да так, чтобы чередование ударных и безударных слогов  образовало ритмический рисунок. Я  преднамеренно не рассматриваю стихи с точки зрения теоретиков поэзии, не обращаю внимания на вид рифмы, на количество стоп  и на метр стиха. Все эти полезные знания не помогают, а мешают построить формальную упрощённую модель для изучения работы мозга над созданием стиха. Смотрю с точки зрения инженера-практика по стихосложению, с точки зрения робота.                Как работает практик над стихом? Сначала он определяет или выбирает для себя тему будущего стиха по своему желанию или по заказу. Думая над сюжетом, проговаривает и записывает мысли на эту тему в разных вариантах, ищет ситуацию или образ, который поможет наилучшим  способом раскрыть тему. В то же время пытается представить тему в живой картине, несколько раз откладывая  в сторону эту работу, чтобы включить подсознание.  У кого раньше, у кого позже, но обязательно родится первая благозвучная строка.
По первой строке или в зависимости от настроения поэта задаётся ритм или сам появляется ритм будущего стиха. Только ритм и ничего более. Это первый шаг при написании стихотворения, но этот шаг сразу определяет темп. Темп -  важная составляющая музыкального произведения. То-есть каждый стих в момент своего рождения уже содержит в себе музыку. Пишущий и читающий стихи слышат её темп. Мелодия создаётся или не создаётся поэтом позже. Мелодия – не главная цель поэта, это работа композиторов.  Но текст пишется в соответствии с ритмом и темпом.                Для иллюстрации привожу несколько катренов из стихов разных авторов. Все написаны двусложной стопой с ударением на второй слог, а темпы каждого стиха  индивидуальны.

«Друзьям» Рута Марьяш.

 Все - ж  боли огонёк в душе горит             
 Ведь силой притяжения могучей               
 Нас одарить успел счастливый случай
 И этого судьба не повторит.

«***» Тютчев

Как порою светлый месяц
Выплывает из-за туч,-                      
Так, один, в ночи былого               
Светит мне отрадный луч.
 
 
«Весенняя гроза» Тютчев
               
Люблю грозу в начале мая,               
Когда весенний, первый гром,               
Как бы резвяся и играя,               
Грохочет в небе голубом.

Без проблем улавливается ритм и темп стиха. И что очень важно в стихах - это бросающаяся в глаза чётко выраженная мысль, Нет лишнего, но  достаточно необходимой информации, чтобы уловить смысл, почувствовать основной окрас мысли - настроение. Переизбыток или недостаток информации одинаково плохо. В одном случае текст звучит тяжело от перегрузки словами и размывается смысл, в другом текст звучит сухо, серо, неинтересно.       Ритм, рифма – это ещё не стих. Написать в строчку слова с соблюдением ударений и созвучных окончаний может бездушный механизм. Особенно, если позволить себе пользоваться «новыми» изобретёнными приёмами – это словотворчество и разрывание переносом слова для получения рифмы  (штанин – гражданин, неудобыно – колдобина, нетути – конфетыки и так далее).
Мысли записываются в стихах убедительно и выразительно. Уложить мысль в ритмический рисунок   и придать ей нужный оттенок удаётся за счёт вдумчивого подбора слов, чему  могут  помочь  словари  синонимов, антонимов, гипонимов и гиперонимов, тезауросов и другие пособия, уже разработанные и  опубликованные  в интернете  для помощи поэтам и расширения знаний по языку.            Но в памяти поэта и без того есть свой индивидуальнвй оперативный  словарь, организованных групп слов. Может быть и поэтому тоже стиль автора узнаваем.  Чем лучше поэт, тем больше объём его словаря, и нет у автора необходимости конструировать слова, разрывать их, использовать грубую ненормативную лексику, которые  портят язык, но красочности стихов не усиливают.   
Из понимания техники получения рифмующихся ритмичных строчек не следует  простота  создания  стихотворения. Труд поэта неизмеримо шире. Создание  стиха сравнимо с работой исследователя и художника в одном лице. Поэт  изучает предмет своего внимания, описывает его с помощью других изученных известных явлений, так появляются метафоры и другие приёмы выразительности речи. Поэт открывает  интересные качества предмета  или явления,  делится своим видением с читателем, оживляет восприятие.                Например, стих Есенина «Шаганэ ты моя,Шаганэ!», где словами нарисована русская нива – то-есть возделанное поле, засеяное зерновыми, в данном случае рожью; или поле, где уже зреет рожь – так называемое жито.

«Потому, что я с севера, что ли,                Я готов рассказать тебе поле,                Про волнистую рожь при луне.»
Нива или жито известные понятия, но слова «волнистая рожь при луне» ярче рисуют северное жито, как волнующееся под ветром широкое море.
 
Или Стих А. Толстого
 «Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?»
   
Два слова «глядите» и «звените»  никакого отношения не имеют к степным цветам, но применённые  в описании впечатления от колокольчиков, именно они нарисовали  незабываемый образ цветущей степи, надо бы сказать поэтический образ.     Как-то в  интернете я прочла  «поэтический образ – это художественное изображение в литературном произведении...» и была озадачена таким опредением.  Я потратила год на то, чтобы осознать что же называется художественным словом, художественной прозой или хотя бы художественным свистом. Трудно неспециалисту ориентироваться в принятых в литературе определениях. Наверное имеется ввиду то, что автор должен обладать даром воспроизведения не красками, не мазками, а словами зрительные картины. У каждого поэта слово имеет только ему видимый цвет.               
 
Как конкретная мысль вложена в рифмующиеся ритмичные строки. Такую работу можно изучить на упрощённых моделях. Это стихосложение, мастерство, которому можно научиться. И люди, которые могут это делать называются поэтами. Но и это не вся работа поэта.
Как написал Владимир Юденко,  «Формальные признаки поэтической речи (рифма, ритм, образность, ясность, ёмкость, глубина, лаконичность, приёмы построения) - ещё не гарантируют высокого качества произведения.» Я с ним согласна. Можно привести примеры рифмованного текста, который даже в приступе помрачения рассудка не сочтёшь относящимся к поэзии. Нет в них  озарения, открытия, не вызывают слова резонанс в душе.
Что же такое поэзия? В интернете много определений.
«Поэзия — это откровенный разговор человека с человеком. Это исповедь и молитва, отповедь и проповедь. Поэзия музыка и философия.»
«Поэзия – жанр литературы, содержащий в своей основе стихотворные шедевры с идеальной образностью, достигнутой при гармоничном сочетании оригинальной формы и нового содержания с чувственной окраской.»
Ввиду того, что я инженер и лучше понимаю определения через точно оговорённые термины, я оказалась в затруднительном положении. А  определение поэзии в данном случае объяснено через неопределённые термины. Мне не хватает точности.
Что такое «стихотворный шедевр», «идеальная образность», боясь прослыть агностиком, я всё-таки признаюсь, что это для меня непознаваемо, во всяком случае на познание этого определения поэзии мне жизни не хватит.
Я отношу к поэзии  стихотворения не унижающие человеческое достоинство, являющиеся моральной опорой человека, воспевающие лучшие качества мира, души и тела, пронизанные глубоким чуством любви и уважения. Жизнь человека всегда была и будет насыщена испытаниями и преодолениями, то-есть она трудна, но интересна. Если отнять у нас  трудности и преодоления, то мы умрём от скуки.
С другой стороны, если отнять у нас поэтическое восприятие жизни, лишить нас способности писать и понимать стихи, то человечество погибнет от депрессии.
И это не всё. На самом деле, каждое слово имеет своё звучание и оттого соединения слов вместе могут звучать приятно для слуха и неприятно. На первый взгляд – это непостижимо, но уже изучено и  понято, что достижимо с накоплением опыта.
Всё выше изложенное относилось в основном к стихосложению и немного к поэзии, но у поэта ещё есть проблемы, которые невозможно представить в виде модели, и о которых будет написано позже.