Ахтунг, ахтунг, здесь Сафон!

Астра 5
Роза ветров.Север
"Ахтунг, ахтунг! В небе Сафон!" 
==================================
     Семеро против пятидесяти двух\7-52\.
==================================
Один за всех, все за одного – это было законом лётчиков-североморцев.

Основные сафоновские правила знали все:

«Не отрывайся в бою — за одиночкой охотится враг!»,

«Ищи противника в воздухе, обнаруживай его первым —                внезапность удара решает успех боя!»,

«Не горячись, будь осмотрительным, умей видеть все!»,

 «На дерзость отвечай еще большей дерзостью, навязывай врагу свою волю!»,

«Врага не считать, а уничтожать!».
-----------Семеро против пятидесяти двух-------------------
Самый известный бой сафоновцев состоялся 15 сентября 1941 года. Вспоминает Захар Сорокин:
«- Правда, погода почти нелетная? - обратился в то утро Сафонов к пилотам, дежурившим у машин. - Вывод? Противник наверняка попытается воспользоваться низкой облачностью. Помяните мое слово: предстоит жаркий бой на малой высоте...
Он не ошибся. Вскоре с командного пункта взлетела красная ракета: "Воздух!"
Едва не задевая верхушки сопок, мы помчались наперерез врагу. В серой дымке разглядели силуэты "Юнкерсов-88". Их прикрывал  "мессершмитты".
- Все за мной! - послышался голос Сафонова. - Иду в атаку!
И, дав полный газ, он ринулся на ближайший "юнкерс". Первой же очередью вражеский самолет был поражен. Строй вражеских машин был нарушен. А мы смело настигали ошеломленных внезапным нападением врагов».

Как потом выяснилось, семёрка летчиков-североморцев сражалась против 52 немецких самолётов.

Некоторые немецкие летчики в панике сбросили бомбы на свои же позиции (бой развернулся как раз над ними). Как потом выяснили разведчики, немцы разбомбили свой склад боеприпасов.

Уцелевшие самолёты вышли из боя. Всего было сбито десять немецких самолетов. В этом бою Сафонов уничтожил два "юнкерса" и один «мессершмитт».
Борис Сафонов возвращается с задания. Источник фото
После боя комэск приступил к разбору полёта. В это время его позвали к телефону.
Вернувшись, он рассказал:
- В штабе слышали, как немцы передавали по радио, что их окружила вся североморская авиация. Спрашивают, как мы всемером ухитрились окружить такую армаду...».
За мужество и героизм в боях 16 сентября 1941 года капитану Борису Феоктистовичу Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, первому из авиаторов Северного флота. Сафонов  был назначен командиром полка. А полк был награжден орденом Красного Знамени и вскоре стал гвардейским.
----------------------------------------
"Ахтунг,ахтунг!Здесь Сафон!"
 Своим орали фрицы,
 Предупреждая дрицев,
 Когда появлялся"Сафон".

 Мастер военного дела!
 Слава вперёд летела.
 И страх покорял врага-
 Они бомбили себя.)))

На фюзеляже"За Родину",
Призыв"Смерть фашизму!".Ас!
Гордая История!
Герои здесь без прикрас.

Борис Феоктистович,
Дважды Герой СССР!
Морской лётчик.Легенда.
Мужества навеки пример.

"Запело сердце в небе"
Комэск сказал о себе,
СССР соколов неба,
Враги боялись везде.
-------------
Дрицев- от слова дристать.
=======================================
«Ахтунг, ахтунг! В небе Сафон!» - часто раздавалось в радиоэфирах фашистских летчиков в первые месяцы войны в Заполярье. Так немецкие асы предупреждали друг друга  о появлении в небе самолетов летчиков-североморцев во главе с Борисом Сафоновым.

В одном из воздушных боев был сбит немецкий ас, капитан Люфтваффе. На допросе он  признался:
- Когда в воздухе ваш Сафон, нам делается страшно. Есть мнение, что первая встреча с ним бывает обычно последней...

Борис Феоктистович Сафонов – легендарный морской летчик. "Истребитель истребителей" - так его называли в годы войны.  О лучших летчиках на фронте говорили: «Молодец! Дерется, как Сафонов!".
«Запело сердце!»
Фёкла Терентьевна,
мать Бориса Сафонова.
Источник фото
Борис Сафонов родился в 1915 году в деревне Синявино Тульской области. Учился в школе-семилетке, руководил школьным кружком Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).  Сельчане оборудовали тогда небольшой тир, добыли две малокалиберные винтовки. Лучшим стрелком села стал  Борис, поражая одноклассников отличной стрельбой с обеих рук.
М.М. Громов. Источник фото
Но главным его увлечением   стала школа планеристов в Туле. Схемы летательных аппаратов, модели планеров и самолетов, действующие и разобранные авиационные моторы... Борис часами не отходил от них.
В ту пору советская авиация набирала силы. Как и   его сверстники, Борис по утрам искал в газетах сообщения о новых рекордах, о перелетах, хранил портреты прославленных летчиков, снимки новых аэропланов. Михаил Михайлович Громов, в 1926 году облетевший за три дня вокруг Европы, стал его любимым героем.

Окончив школу, Борис поступил в Тульскую железнодорожную школу Ф3О (фабрично-заводского обучения). Выбрал ее потому, что располагалась она рядом с аэроклубом. А все свободное время  любознательный "фабзайчонок" проводил у планеристов. Вскоре его приняли в школу планеристов. Здесь он изучал теорию полета, упражнялся на тренажере, а летом в первый раз на маленьком планере поднялся в воздух всего лишь на метр. "Запело сердце!" - только и смог он сказать после полета друзьям. Одним из первых Борис Сафонов становится "Ворошиловским стрелком" 2-й ступени, показав лучший результат в группе.
Курсант Б.Ф. Сафонов.
Источник фото

Как лучшего курсанта-планериста в 1933 году Бориса   направили в Качинскую военную авиационную школу пилотов. Училище он окончил успешно в ноябре 1934 года. В характеристике особо отмечалось образцовое проведение им воздушных и наземных стрельб. "Любит воздушный бой", - говорилось в документе. Как о единственном недостатке упоминалось о "склонности к ухарству в полете".

До 1940 года служил в истребительной авиации Белорусского военного округа. В январе 1940 года лейтенанта Бориса Сафонова перевели на Север, в 72-й авиационный полк Северного флота.

Воскресным утром 22 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов укладывал чемодан, собираясь в дом отдыха, когда из репродуктора раздался тревожный голос:
- Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза...
После краткого митинга в части была объявлена "готовность номер один".
     Первые победы
Войну Борис Сафонов начал на истребителе И-16. Первый боевой вылет он совершил в паре 22 июня 1941 года над полуостровом Рыбачьим.
Источник фото
Адмирал А.Г. Головко.
Источник фото
Первый немецкий самолёт, сбитый лётчиками североморской авиации, был на счету Бориса Сафонова. 24 июня 1941 года он сбил немецкий бомбардировщик Ю-88 («юнкерс»).

В этот день командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко записал в своем дневнике:

"Сафонов - герой дня. Он - общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен - по характеру настоящий летчик со всеми данными командира.  Побольше бы нам таких соколов!".

"Внезапность!" - такой девиз вывел Сафонов из первой схватки с врагом.

На фюзеляже его машины механик вывел большими буквами "За Родину!".

Источник фото
Уже через 3 дня, 27 июня 1941 года, Борис Сафонов одержал вторую победу, отправив вместе с товарищами на землю немецкий разведывательный самолёт "Хеншель".

Особенно ярко талант Сафонова-пилота раскрылся в июле и августе 1941 года, когда немцы предприняли массированные налёты на Мурманск. Были дни, когда сафоновцы по пять раз поднимались в воздух.

7 июля 1941 года Сафонов во главе девятки И-16 прикрывал военно - морскую базу Полярное, когда в воздухе появилась группа «юнкерсов», сопровождаемая истребителями. Наши лётчики уничтожили 4 самолёта, а затем, перейдя в преследование, сбили ещё 3 машины. Все вернулись на базу.

10 июля 1941 года Сафонов был награжден Орденом Красного знамени, получил звание капитана и был назначен командиром истребительной авиационной эскадрильи. Молодому комэску вручили новую машину: И-16 тип 17. Капитан Сафонов написал на её фюзеляже: "Смерть фашизму !".
Источник фото
К сентябрю 1941 года летчик совершил 130 боевых вылетов.
    Сафоновский почерк
Перед вылетом Сафонов всегда проверял боезаряд самолета: как и какими снарядами набита лента, правильно ли она установлена. На своём И-16 он произвёл 109 боевых вылетов, за это время на его самолёте сменили 3 мотора. Сафонов не раз говорил: "Половина сбитых мной самолётов я отношу за счёт техника Семёнова и моториста Колпакова".  Сейчас копию этого самолёта можно увидеть в Санкт-Петербургском Военно - Морском музее.
Источник фото
Перед войной Сафонов выработал свои правила воздушного боя. Он считал лучшей истребительной единицей пару самолётов («ведущий и ведомый»). Рассказывал о секретах своего боевого мастерства:

- «Юнкерсы» и «Мессершмитты» - самолёты довольно живучие, стрелять по ним с расстояния более 300 метров - занятие бесполезное. Поэтому я сокращаю дистанцию до 200 метров, а иногда и меньше. Куда целить? Раньше я начинал бить по пилоту, а он маневрировал с таким расчетом, чтобы я сам был мишенью для его стрелка. Тогда я стал вначале бить по стрелку. Стрелок - то ближе к хвосту, и его легче достать. А замолчал стрелок - машина, считай, на твоём боевом счету.

6 июля 1941 года. Евгений Халдей  фотографирует Бориса Сафонова. Через несколько минут начнётся налёт немецких самолётов, и пулемётная очередь ляжет в нескольких шагах от фотографа. Источник фото
Фото Е.Халдея
Сбитые вражеские самолеты Сафонов изучал, чтобы отыскать их слабые стороны. Например, подбитый «мессершмитт» по его приказу доставили в тир на краю аэродрома, где лётчики устроили тренировочные стрельбы по нему с разных дистанций и под разными углами.


Летчик Захар Сорокин вспоминал: «Фронтовые будни редко баловали нас даже кратковременным отдыхом. Спали в комбинезонах. Борис Феоктистович подавал пример.

- Нет расчета возиться с одеждой. Каждая потерянная минута может стоить жизни. И не только своей...

Искал способы сократить время подготовки к вылету. Однажды показал нам свой летный шлем, с которого были срезаны пряжки и вместо них пришиты кнопки.

- С пряжками было красивее, - пожалел кто-то из ребят.

- Да? А сколько времени занимает надевание и закрепление шлема?

- Ну, секунд сорок - пятьдесят…

- Шесть-семь километров! Из-за возни со шлемом вы встретите противника уже над нашими позициями. Хороша красота! А с кнопками можно надеть на бегу.

Источник фото
Мы тотчас переделали свои шлемы».

Летчик Сафонов никогда не летал по прямой. Его самолет то уходил вниз, то круто взмывал вверх. Такие же пируэты приходилось выписывать и его ведомым. Его группа, как правило, делилась на две части, одна из которых атаковала бомбардировщики, а другая сражалась с истребителями. Каждый пилот подразделения знал свои обязанности в воздухе.

В схватку Сафонов никогда не бросался сломя голову. Однажды пятёрка истребителей-североморцев встретила в небе 20 немецких бомбардировщиков, но, несмотря на выгодную позицию, Сафонов не отдал приказа об атаке. И он оказался прав - вскоре сверху была замечена группа истребителей сопровождения. Тогда Сафонов увёл свою пятёрку назад, а потом неожиданно атаковал бомбардировщики со стороны солнца. Три самолёта сразу же были сбиты, и пока враг не опомнился, сафоновцы произвели второй заход, отправив к земле ещё один "Юнкерс". После чего И-16 выстроились в оборонительный круг, который немцы уже не смогли разорвать.

В бою с истребителями Борис Сафонов использовал неожиданные приёмы. Он мог имитировать паническое бегство, а когда немецкий пилот уже предвкушал победу, вдруг неожиданно сбрасывал скорость, и проскочивший вперед враг сам оказывался в прицеле.
        Один - за всех, все – за одного!
Комэск Сафонов был не только талантливым командиром, но и хорошим учителем.

Летчик Захар Сорокин вспоминал, что в один из боёв он был ведомым в паре с лётчиком Кухаренко. По правилам воздушного боя ведущий и ведомый – это одна боевая единица: ведущий атакует, а ведомый прикрывает с тыла, не отрываясь от ведущего ни на метр. В азарте боя Сорокин забыл об этом и бросился сам в погоню за «мессершмиттом». Расстрелял все патроны и подбил самолёт.

«В приподнятом настроении посадил свою машину.

- У нас, на Севере, так не воюют, - раздался за спиной знакомый голос.

Рядом, чуть заметно усмехаясь, стоял Сафонов.
Источник фото

- Двух-трех коротких очередей вполне достаточно, чтобы поразить вражеский самолет. Сближайтесь, тогда и стреляйте. А теперь докладывайте, Сорокин, где вы были?

- Атаковал и сбил "мессершмитт"!

- А где ваше место в бою? Что же вы Кухаренко-то бросили? Забыли, что ваша главная обязанность охранять ведущего? Что вас обоих не сбили - чистая случайность. Ну, а теперь - с первой победой! За то, что сбили  самолет противника, благодарю. А за то, что нарушили устав, - пять суток ареста».

- Я только тогда спокоен в бою, когда твердо знаю, что обо мне помнит мой напарник, - повторял Сафонов.

Источник фото
Сам он в любой момент готов был прийти на выручку. Когда в одном из поединков младший лейтенант Максимович, атакуя «юнкерс», не заметил в хвосте «мессершмитт», Сафонов бросился ему на помощь, хотя к этому моменту у него не было ни одного патрона. Испуганный немецкий лётчик вышел из боя, а Сафонов продолжал прикрывать Максимовича и на обратном пути, готовый совершить таран в случае крайней необходимости....
В сентябре 1941 года летчик совершил 40 боевых вылетов и сбил 5 немецких самолетов. Имя Сафонова облетело все фронта. С подачи журналистов появилась прибаутка:

Рев идет по горным склонам,
Содрогаются бандиты.
Превращает наш Сафонов
МЕССЕРшмитты в МУСОРшмитты.

Источник фото
Осенью 1941 года в трудном поединке Сафонов в одиночку "завалил" известного немецкого аса.

Тогда нападениям вражеских истребителей подверглись несколько самолётов 72-го авиаполка. Особенно часто обнаруживали "мессера", которого на аэродроме прозвали "рыжим". На фюзеляже немецкого самолёта был нарисован большой рыжий пёс с краснозвёздным истребителем в зубах. Лётчик самолёта держался крайне нагло, но открытого боя старался избегать.

Сафонов досадовал, что ему не доводилось встретить в воздухе этого наглеца. Но наконец такой случай представился. При возвращении с задания Сафонов заметил "рыжего" и навязал ему бой.  В итоге "мессер"был подбит. Немецкий летчик, раскрыв парашют, приземлился на позиции советских зенитчиков. Пленный оказался матерым асом Вилли Френгером. На его счету было 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла - Маншем самолётов.

Командующий германским 5-м воздушным флотом вынужден был отдать приказ: «Истребителям избегать боя с советскими самолетами во всех случаях, когда на нашей стороне нет очевидного превосходства». Приказ неукоснительно выполнялся, однако это не помогало.


«Вэри гуд, Сафон!»


В сентябре 1941 года на аэродроме, где находилась эскадрилья Сафонова, обосновались английские истребители (по их наименованию - "крыло"). Это были "Харрикейны", прилетевшие для усиления воздушного прикрытия полярных конвоев, которые шли в Мурманск. Группа получила кодовое название "Бенедикт". Командовал ею полковник Шервуд. Английские лётчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи - патрулировали в воздухе, дрались с противником.

Источник фото

Англичане подарили две свои машины нашим пилотам, в ответ наше командование преподнесло им И-16 и И-153 "Чайка".

Получив подарок, Сафонов тщательно изучил "харрикейн, сел в его кабину, вырулил на старт, набрал высоту и начал выполнять фигуры высшего пилотажа. Англичане и не подозревали, на что способен их "харрикейн", постоянно повторяли:

- Ол райт, Сафон! Вэри гуд, Сафон!

Источник фото

Сафонов предложил перевооружить английские самолёты, которые не выдерживали русских морозов. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемёта, а затем установлены направляющие для реактивных снарядов.

Источник фото
За охрану полярных конвоев английское командование вручило майору Сафонову орден  "Ди-Эф- Си" (Большой серебряный крест). Получили этот крест еще четыре советских летчика.

В апреле 1942 года Борису Сафонову присвоили звание подполковника. Военный Совет Северного флота представил его к награждению второй медалью «Золотая звезда». По данным штаба авиации, к тому времени летчик сбил 19 самолетов лично и три в группе.




Последний бой


30 мая 1942 года летчики полка охраняли конвой союзников PQ-16, который шел в Мурманск. Сафонов на самолете «Томагавк» ("Киттехаук") в группе с летчиками Павлом Орловым и Владимиром Покровским отражал налет бомбардировщиков «Ю-88». В разгар воздушного боя тройка распалась, каждый действовал самостоятельно. Последняя радиограмма Сафонова звучала так: "Подбил третьего... Мотор… Ракета!".

Источник фото

Последнее слово означало неизбежную вынужденную посадку. По сообщениям моряков, один «Томагавков» под углом врезался в воду в стороне от кораблей. Причина гибели лётчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии: внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из "Юнкерсов". В книге «Они сражались в Заполярье» Владимир Сорокажердьев пишет, что в самолете Сафонова отказала техника, что случалось при эксплуатации моторов «Алисон» низкокачественным маслом и топливом.

Источник фото

Поиски летчика оказались безуспешными. Это был 224-й боевой вылет и 34-й воздушный бой Сафонова.

Караван был спасен и пришел в целости в пункт назначения - Мурманск. Пять фашистских самолетов остались на дне моря.


Память

Последняя фотография.
Источник фото
Борис Феоктистович Сафонов воевал всего одиннадцать месяцев. Его боевой счёт составляет 22 личные и 3 групповые победы.  Хотя во многих изданиях число одержанных им побед приводится разное: от 25 до 41.

Бывший лётчик 2-го Гвардейского полка Николай Герасимович Голодников объяснял это так:
"Я думаю, он сбил больше, чем 22 немецких самолёта. Сафонов великолепно стрелял и, бывало, в одном бою сбивал по 2 - 3 машины. Но у Сафонова было правило - "больше одного сбитого за бой себе не писать". Всех остальных он "раздаривал" ведомым. Хорошо помню один бой, он сбил 3 немецких самолёта и тут же приказал, что один ему, один – своему ведомому и один ещё кому - то. Ведомый встаёт и говорит: "Товарищ командир, да я и не стрелял». А Сафонов ему и говорит: "Ты не стрелял, зато я стрелял, а ты мне стрельбу обеспечил !" И такие случаи у Сафонова были не единожды".

В июне 1942 года гвардии подполковник Сафонов  посмертно был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым воином Великой Отечественной войны, удостоенным звания Героя Советского Союза дважды.

Полк, которым командовал летчик, в дальнейшем назывался Вторым гвардейским Краснознаменным истребительным полком имени Б.Ф.Сафонова.

Источник фото

Летчики мстили за гибель своего командира. И так схож с командирским был их почерк, что еще не однажды раздавались в эфире испуганные и предупреждающие возгласы: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе — Сафон!».

Место гибели летчика стало местом боевой славы Северного флота - 69° северной широты, 34° восточной долготы. Именем Б. Ф. Сафонова названы поселок в Мурманской области, улицы в Мурманске и Североморске. 19 августа 1945 г. в поселке Сафоново на территории музея авиации Северного флота открыт памятник Герою.
Два памятника Герою установлены в Североморске.
В музее Северного флота в Мурманске сейчас находятся личные вещи летчика: меховая безрукавка, нож-финка, фуражка. В школе № 27 Мурманска действует музей Б.Ф.Сафонова.