155 лет отмены крепостничества!

Андрей Пущинский
Крепостное право отменили
И про этот день совсем забыли...
Нынче вспоминается опять -
Юбилей - сто петьдесят то пять!

Как Екатерина, право, хитро поступила -
Называть холопство - рабством просто запретила!
Крепостной звучит совсем не то что раб,
Хитрость, но другой совсем расклад...

Но, народ умнел, "мы-не рабы!"
Терпеливо ждал совсем другой судьбы,
Чтобы изменить с названьем суть,
Надо вольным сном хоть раз уснуть...

А проснувшись, если вновь рабом быть рад
Зеркало ответит - кто в том виноват...
Не хотим господским быть шутом,
Позволяя бить себя кнутом...

3 марта 2016 года

                Из календаря истории © Calend.ru : 3 марта 1861 г. 155 лет назад Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

                Из материалов для подготовки уроков 8-11 классы по темам «Рабовладение в США»; «Крестьянская реформа 1861 г. в России»: Традиция отождествления американского раба и русского крепостного восходит к ХVIII в. А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» назвал крепостных рабами. Возникнув примерно в одно и то же время (ХVI—ХVII вв.)‚ американское рабство и крепостное право были уничтожены почти одновременно (крепостничество в 1861 г.‚ рабство в 1865 г.). Отвечая Радищеву, Пушкин писал о жизни крепостных: «Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен… Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 вёрст вырабатывать себе деньгу… Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны». В 1847 г. Н.В.Гоголь обратился к знакомому, ставшему помещиком, с письмом‚ где давал советы по управлению крепостными. «Чтобы они работали честно не только тебе‚ но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись‚ мужик на всё способен — сделается и вор и пьяница‚ погубит свою душу. … Будь патриархом… Мужика не бей… Воспитай его как сына…». Писатель точно определил сущность русского патернализма — он был патриархальным. Крепостничество в России препятствовало индустриализации‚ поставив под угрозу военно-политическое могущество страны‚ что показало поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг. Рабовладение в США оставаясь прибыльным для плантаторов‚ плантационное рабство тормозило создание национальной рыночной экономики. Гражданская война — результат несовместимости двух социально-экономических систем‚ сложившихся в Соединённых Штатах Америки в середине ХIХ в. До сих пор в сознании россиян сохраняются черты‚ воспитанные крепостничеством‚ — неуважение к личности‚ своей и чужой‚ закону‚ привычка к покровительству‚ происходящие от отсутствия опыта частной собственности и свободного труда. Остаётся в силе русская пословица «от трудов праведных не наживёшь палат каменных». Общество бывших крепостных не может быстро превратиться в гражданское. Ему ещё долго придётся преодолевать последствия крепостничества‚ «выдавливать из себя раба»‚ по выражению А.П.Чехова, суть чего изложена в воспоминаниях о крепостничестве слуги Фирса из чеховского «Вишневого сада», для которого воля — «несчастье», не то что прежде, когда «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймешь ничего». Эта проблема столь же актуальна для чёрных американцев. С 1950-х гг. они начали борьбу за гражданские права, добились их признания и теперь не позволяют называть себя оскорбительным словом «негр», заменяя его другим — «афроамериканец». Расизм стал неприличен в обществе США.

                Из обсуждения символизма рабства /svoboda.org/: В Указе Екатерина вторая пишет: отныне ни в каких бумагах, особенно на высочайшее имя, слово "раб" вообще не употреблять, а подписываться "верноподданный". (Т.е. запретила употребление слова «раб» в обращениях на высочайшее имя, а прислугу сама называла на «вы», пытаясь распространить в русском обществе идеи европейского просвещения). До этого был разговор с Дидро, это знаменитый "Вопросник" Дидро, который задает там еще один вопрос: а правда ли, что ваш крестьянин находится на положении раба под властью вашего помещика? Особенно Екатерину обидело употребление слова "раб", и здесь она делает удивительный семантический ход, она говорит: у нас нет рабов, у нас и слово-то такое запрещено вообще. И тут же говорит: у Петра Великого было несколько указов, в которых он запретил даже употреблять слово "раб".  Но что самое удивительное, челобитные и прошения на высочайшее имя после 1786 года подаются, и элита дворянства по-прежнему пишет "нижайший раб" или иногда "нижайший верноподданный". Это было вот какая удивительная форма русской оппозиционности, которая просматривается уже со второй половины 18 века и которая блистательно была выражена Ломоносовым: "Я готов быть слугой, но холопом и шутом не буду не только у царя земного, но и у царя небесного. Разве разум отнимет только". Используя эту фразу, Пушкин записывает в дневнике: "Я готов быть слугой, я готов быть даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного".

иллюстрация из интернета: «Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, 1870—1873 гг.