Протоиерей Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия-4

Галина Николаевна Николаева
        Сыны Божии
         
        Вернемся к Авелю. Господь восстанавливает праведную ветвь Авеля. О восстановлении рода праведных в Писании сказано: И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт.4:25). Другое семя – другой народ. Появляются две родовые линии: каиниты и сифиты. Каиниты следуют человекоубийце Каину. Сифиты продолжают традиции праведного Авеля. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бог] (Быт.4:26). Вот только когда изгнанное из рая человечество вновь стало призывать имя Господа! До этого оно обходилось без Него.

        Вот родословие Адама; когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их… Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт.5:1-5).

        Известно, что Адам, праотец наш, раскаялся в содеянном грехе и пребывал в строгом воздержании и посте 130 лет. Оставил он этот мир в состоянии покаяния и сокрушения о грехопадении. Еще в раю, предупреждая о последствиях ослушания, Господь Бог говорил нашим прародителям: "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).
        Возникает вопрос: почему же Адам не умер в тот же день, когда съел запретный плод? Здесь надо понять, что жизнь в раю означала жизнь в Мире Божием, где и время, и пространство иное, чем в нашем мире. О Божием времени сказано: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8). И в этом смысле Адам и Ева умерли в тот самый день, когда согрешили, потому что потеряли жизнь в Мире Божием, который вечен.

        Первые люди жили очень долго, более девятисот лет. Господь давал им многие годы жизни, чтобы они могли плодиться и размножаться и наполнять землю. Но мы видим, что в действительности есть два народа, два пути жизни. Один народ – праведный, далее в Библии он будет назван сынами Божиими. Другой народ – грешный, далее названный сынами человеческими. Но и тот, и другой народ – это уже смертное, изгнанное из рая человечество.

        И вот пришла первая, естественная смерть к людям: умер Адам. Святитель Василий Великий излагает предание, согласно которому люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. И оно лежало там, и кожа стала сходить со лба. Пораженные таким видом лица человеческого, люди стали называть это место местом открытого черепа или головы – Голгофой. Пройдет несколько тысячелетий, и именно на этом месте будут распинать Сына Божия.
        Когда римляне будут копать на этом месте, чтобы установить крест для распятия Господа, они наткнутся на череп и выбросят его, не придав значения. И будет он лежать рядом с крестом, и кровь Господа Иисуса Христа, стекающая с креста, будет капать на него. Именно череп Адама видим мы на изображении распятия. Место погребения Адама стало местом распятия второго Адама, как называет Иисуса Христа апостол Павел, местом, где Христом осуществлено искупление первородного греха.

        Итак, в линии каинитов процветает грех, а в линии сифитов мы находим праведников. И среди этих праведников выделяется Енох (не путать с сыном Каина, именем которого назван первый на земле город!). И ходил Енох пред Богом (Быт.5:22). Что значит – ходил пред Богом ? Это значит, всегда помнил, что Бог – Око всевидящее, Ухо всеслышащее, что от Него не спрячешься, Его не обманешь. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт.5:24).
        Не стало его, говорится в Книге, но он не умер. Бог живым взял его на небеса. Только два человека из ветхозаветного человечества сподобились такой милости: Енох как представитель допотопного человечества, и пророк Илия как представитель послепотопного человечества. Они живыми взяты на Небеса и во времена антихриста вновь придут на землю, чтобы свидетельствовать о том, что и до, и после потопа возможен был путь праведности.

          Два царства

        По поводу двух направлений в жизни, происходящих от Каина и от Авеля (Сифа), блаженный Августин в своем труде “О граде Божием” писал в 15-й книге: Так, от двух родоначальников человеческого рода был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий ко граду Божию. Как относительно одного отдельно взятого человека мы по опыту убеждаемся в истине, сказанной апостолом, что не прежде духовное, но душевное, потом духовное, и потому каждый, поелику рождается от осужденного остатка по Адаму, рождается злым и плотским, а потом, возродившись во Христе, становится добрым и духовным, так и в целом человеческом роде, лишь только существование этих городов стало выражаться сменой поколений, рождающихся и умирающих.
        Первым родился гражданин этого века, то есть Каин, потом уже чужой для этого века, принадлежащий ко граду Божию, то есть Авель, благодатью предназначенный, благодатью избранный, по благодати странник земли, по благодати гражданин неба. Так блаженный Августин описывает существование не просто двух народов, а как бы двух градов, двух царств, которые хотя и существуют рядом и внешне вроде бы и перемешаны, но духовно совершенно различны. Это – тайна духовной жизни. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Авель не построил никакого города, потому что искал града небесного для себя.

        Вот два пути: один – путь материалистов, ищущих счастья в этой жизни, счастья осязаемого, благополучия, которое можно видеть и трогать.   
        Другой путь – путь, не ищущих счастья в этой жизни, но совершающих духовные подвиги. Главное назначение их жизни – это град духовный, Новый Иерусалим, сошедший с небес.

        В русском древнем богословии очень ярко отражено учение о странствии Царствия Божия, согласно которому оно переходит с одной земли на другую, от одного народа к другому. Первое странствующее царство – это Церковь Авраама, Исаака, Иакова – Ветхозаветная Церковь.
        О древних праведниках апостол Павел в Послании к Евреям говорил, что Авраам, Исаак и Иаков не имели места жительства постоянного, ибо искали для себя града Небесного. Но не сохранили древние иудеи своего достоинства, распяв на кресте Сына Божия. И ужасно было их положение, когда Сын Божий, обвиняя их, сказал: Ваш отец диавол! (Ин.8:44)
        Ветхозаветное Царство существовало во дни первого Рима. Во дни второго Рима возникает второе Царство Божие – Византия. Именно из этого Второго Рима – из Византии – пришло на Русь Православие во всем его великолепии и чистоте. Но времена меняются, заключается уния с католиками – и второй Рим падает.

        Наши предки говорили: “Москва – третий Рим, а четвертому не бывать”. В этих словах нет даже намека на гордость, а только понимание своей ответственности. В те давние времена привыкли веками опираться на Византию, подражать ей. И вдруг все эти каноны и уклады рухнули. И тогда на Русскую землю стали смотреть с надеждой.
        Греческие восточные патриархи, цари, князья, простой народ – все смотрели с надеждой на последнее Православное Царство. Это – великое призвание, великая миссия, великая ответственность!
        Митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что русские не есть понятие этническое или расовое, русские – понятие религиозное. Это, действительно, некое избранничество, особая миссия. И если вам когда-нибудь доведется побывать на Афоне, вы услышите огромное количество преданий, древних пророчеств, которые говорят о грядущей судьбе Российского царства, о его значении для всей православной вселенной.

        Одно из преданий гласит, что, когда в Святую Софию в Константинополе ворвались агаряне-турки и стали уничтожать ее святыни, в этот самый момент со Святою Чашею в руках вышел иеромонах со словами: “Со страхом Божиим и верою приступите”. Агаряне бросились на него, но расступилась стена храма, приняла в себя священника и сомкнулась вновь.
        Это предание говорит, что, когда русские воины войдут в Святую Софию как освободители, стена расступится вновь, выйдет этот древний иеромонах, произнесет те же слова: “Со страхом Божиим и верою приступите”, – и причастит русских воинов-освободителей, которые, конечно, сложат свое оружие перед входом, не дерзая войти с ним в храм Божий.

        Итак, последняя битва между каинитами и сифитами еще впереди. Вся история христианства – это история сражений. Но при этом мы всегда помним что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миро-правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
        Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6:12-17).

        Беседа 3. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ.

        Первый грех человечества – смешение родов

        Мы рассмотрели ранее(См.2-ю беседу), как стали развиваться на земле два различных рода человеческих: потомки праведного Авеля, называемые сифитами по имени рожденного вместо убитого Авеля Сифа, ибо как сказала Ева: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт.4:25), и неправедный род человекоубийцы Каина, все более и более погрязающий в грехе, называемый каинитами.
        Господь не хотел, чтобы смешивались эти два рода, поскольку дорожил чистотой рода праведного. Но когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт.6:1-2). Здесь сынами Божьими названы потомки Сифа, а дочерьми человеческими – потомки Каина.
        Господь не хочет, чтобы семейная жизнь человека строилась не на основе духовного единства, а только на плотском выборе. В Послании Апостола Павла к Ефесянам мы находим такие слова: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф.5:28-29). А ранее Господь сказал: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт.2:24).

        Вот великое назначение христианского брака: двое – одна плоть в едином духе. Единство не только плотское, но и духовное.
        То огромное количество разводов, которое мы сейчас имеем в обществе, является следствием того, что многих людей привлекает в браке чисто внешняя сторона взаимоотношений мужчины и женщины. Но внешняя красота не всегда соответствует красоте внутренней, и в Евангелии есть много примеров такого несоответствия, когда внешне благочестивые люди оказывались внутри исполненными коварства.
        Господь Иисус Христос говорил, что они уподобляются окрашенным гробам (Мф.23:27). В Израиле был обычай украшать места захоронения, придавать им вид склепа, маленького дворца. Снаружи – красиво, а внутри происходит процесс разложения человеческой плоти.
        У апостола Павла есть другое сравнение: стена подбеленная, – так сказал он допрашивавшему его еврейскому первосвященнику.
        Что это означает? Если у человека не хватало средств на постройку стены из камня, он использовал любые подручные средства: камень, дерево, глину, а потом, чтобы придать постройке единообразный вид, все это белил. Снаружи было приличное строение, а внутри – хлам.
      
        В свое время мне довелось общаться со священником, который, еще будучи семинаристом, очень щепетильно относился к выбору спутницы жизни, но ошибся, выбрав как раз стену подбеленную. Это было в те времена, когда священнослужителей было мало и они считались богатыми людьми. Многие девицы приезжали тогда в семинарию с напускным благочестием, а на самом деле – чтоб получить семинаристов себе в мужья. Эти девицы знали, что священник может жениться только один раз.
       На момент знакомства будущая жена была скромна, вежлива, ходила в платочке, часто посещала храм, настаивала на частой исповеди. Но как только они обвенчались, сняла платок и заявила: “У тебя своя жизнь, а у меня – своя. Я буду тебе верная жена, но не требуй от меня ничего больше”. Жизнь этого священника стала мучением, духовной проблемой. И как важно для молодых людей вовремя разобраться в человеке, чтобы не сделать подобной ошибки. И каким великим благословением может быть брак, в котором христианин имеет православную жену – христианку.

        В книге Притчей Соломоновых сказано: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов (Притч.31:10). Жемчуг в древности – очень дорогое украшение. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч.31:30).

        Об удачном браке Святая Церковь советует молиться святым Гурию, Самону и Авиву – покровителям семейного очага. Но если ваша судьба сложилась так, что ваш спутник или спутница жизни – неверующие или вы сами вступили в брак, будучи неверующим человеком, не считайте ситуацию потерянной. В Посланиях апостола Павла есть такие слова: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор.7:16).
        Следует всем нам внимательно вчитываться в слова Священного Писания, потому что это не есть некие отвлеченные свидетельства о духовных вершинах бытия, а практические советы, наставления, которые помогут обогатить нашу духовную жизнь. Мы нуждаемся в помощи, чтобы правильно видеть окружающее нас. То, что мы видим своими плотскими глазами, вовсе не соответствует тому, чем оно является на самом деле.
        Мы все видим в этом мире, как сквозь тусклое стекло, гадательно, и многое нам непонятно в жизни. И то, что сыны Божии стали входить к дочерям человеческим (Быт.6:4), то есть сифиты стали соединяться с каинитами, было как раз незрячим состоянием души, проявлением духовной пустоты. Это было смешение чистых с нечистыми, верующих с неверующими, имеющее следствием разрушение у людей истинного представления о Боге.
        И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт.6:3). Самая великая трагедия для человечества была бы в том, что люди, находясь в состоянии греха, оставались бы вечными.

        Сокращение жизни людей

        В сокращении жизни греховных людей следует видеть милость Божию, ибо, если бы они по-прежнему жили по восемьсот–девятьсот лет, то навлекли бы на себя осуждение, так как отведенное им время использовали бы не на духовное обогащение, а на умножение грехов.

        Одна женщина очень скорбела о том, что ее малолетний сын был при смерти, упрекала за это Бога, и просила оставить ее ребенка в живых. Заснув, она увидела сон, в котором ей предстала вся жизнь этого ребенка, начиная с настоящего момента: он выздоровел, вырос, стал сильным, получил блестящее образование, имел друзей, невесту, ставшую потом его женой. Но вдруг он попадает в водоворот преступного мира, совершает тяжкие преступления, на нем много грехов, расплата неизбежна. Несчастная мать, видя все это, в ужасе закричала: “Господи, останови!” – и проснулась у постели умирающего ребенка.

        Мы должны помнить, что Бог любит каждого из нас больше, чем мать.
        Сказано: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис.49:15).
        И если Бог принимает решение сократить жизнь человека, то делает это во благо человеку. Мы должны помнить, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Царя Небесного. Все наши трудности, переживания и сама смерть, даже и преждевременная, – все это в руках Бога. Господь принимает решение сократить чью-то жизнь в надежде, что, видя смерть своих близких, люди образумятся. Господь не сразу решил уничтожить извратившийся род человеческий, но вначале поэтапно пытался вразумить людей.

        Ангел-Хранитель, святой, имя которого носит человек, Сам Господь милостиво наблюдают за нами в надежде, что мы изменим свой образ жизни. Долготерпение Божие ведет к покаянию. Господь посылает человеку предупреждения о его неправильной жизни в виде различных наказаний: трудных обстоятельств, сложного окружения, болезней самого человека или его близких. Эти трудности, тяготы жизни должны заставить человека задуматься, правильно ли он живет. Но иногда люди не слышат, что Сам Господь Бог стучится в их жизнь, ничего не понимают в происходящем с ними. Продолжают жить по-прежнему, да еще и ропщут на Бога за Его “немилосердие” к ним, то есть считают правыми себя, а не Бога!

        И вот Бог сокращает жизнь людей, чтобы, видя смерть друг друга, они задумались и о собственной смерти, о смысле жизни. Однако и этот урок не был воспринят людьми, так как грех уже глубоко укоренился в них.

        Исполины – акселераты

        В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им (Быт.6:4). Кто такие исполины и чем славились они? Исполин, по-еврейски нефелим, – это тот, кто разрушает, ниспровергает, в другом смысле – совращает, заставляет падать. Именно этим, а не добродетелью они и славились.

        Современные исполины-нефелимы наполняют наш мир. Сколько вокруг молодых людей, переросших своих родителей, акселератов. Но как развязно, как нагло они себя ведут! То, что сейчас люди стали выше ростом, вовсе не означает, что они стали лучше. Можно предположить, что кровь нефелимов через смешение сифитов с каинитами проникла в этот мир. И грех растет. Грех порождает грех, как цепная реакция, как лавина.
        Святитель Иоанн Златоуст говорил: Где блуд, невоздержанная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство и множество зла.

        Иерархия греха

        Грех иерархичен. Он приходит не сразу во всей откровенности, а, родившись вначале в душе человека, постепенно проявляется, материализуется. В этом смысле прелюбодеяние, воровство, убийство – это не столько сам грех, сколько следствия греха, уже ранее состоявшегося в душе того или иного человека.

        Однажды мне пришлось беседовать с человеком, занимавшимся воровством. На мой вопрос, как он сам относится к своим поступкам, он ответил, что поступал правильно, так как брал лишь то, что ему должно принадлежать на больших основаниях, чем тому, у кого оно находилось. И когда я сказал ему, что причина его воровства – зависть, он, возмутившись, стал категорически отрицать это.
        Но как рождается грех воровства? Тоже поэтапно. Вначале человек видит, что у кого-то есть то, чего у него нет. Появляется зависть. Потом наступает раздражение от того, что у него этого нет. Потом на фоне этого раздражения появляется гордость: “Что я – хуже него?” Далее наступает крайнее раздражение, и как итог – само воровство.

        Именно поэтому Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил: Вы слышали, что сказано древним: "не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5:21-22,27-28).
        Итак, грех рождается сначала в душе и, затаившись, ждет подходящего момента, чтобы проявиться.

        Исполины наполнили землю. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт.6:5). То есть люди не просто грешили, но грешили постоянно. Грех стал основой, способом их существования. Люди вообще грешат с ненасытностью. Сколько у них энергии, какая целеустремленность, когда они делают что-либо греховное!
        Посмотрите на алкоголиков – эти несчастные готовы среди ночи бежать в ларек, искать где-то деньги, чтобы купить выпить. А как ненасытны кумушки, часами без устали сплетничающие на улице! Какова энергия у людей, рвущихся к наживе!
        Но куда девается эта энергия и целеустремленность при добрых делах? Куда девается твое долготерпение, когда ты становишься на молитву?

        В домашнем молитвенном правиле есть такие слова: Якоже поработах прежде сатане льстивому, наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему, Иисусу Христу, во вся дни живота моего. Тот, кто дома читает утренние и вечерние молитвы, помнит эти слова.
        О чем они? Всяк грешил, служил сатане льстивому. Грешить вообще легче – это путь наименьшего сопротивления. Жить праведно – это значит прилагать усилия, принуждать себя. Недаром сказано, что Царство Божие нудится, то есть силою, принуждением берется. Это подобно тому, что разрушать легче, чем созидать. Людям даются силы и энергия, но они сами делают выбор, на что их употребить.

        Святитель Иоанн Златоуст говорил так: "Не только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему, не только муж, но и жена, не только раб, но и свободный, не только богатый, но и бедный. И слово “помышления” также многозначительно. Они делают это не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое".

        Постоянство в грехе – это очень серьезная проблема. С какой целью диавол ввергает человека в одни и те же грехи? Ведь он же знает, что батюшки у нас добрые и после исповеди обязательно прочитают над вами разрешительную молитву. Так какова же цель у него? Цель одна – ввергнуть человека в уныние, заставить его сказать самому себе: “Какой смысл в моей исповеди, если завтра я буду делать то же самое?”, заставить отказаться от исповеди. Тут-то цель диавола и будет достигнута!
        Оказывается, его главная цель – это не тот или иной грех, хотя бы и самый тяжкий, который имеет место в вашей жизни, а ввергнуть вас в такое состояние постоянства в грехе, чтобы вы опустили руки, смирились с этим, перестали исповедоваться, перестали идти по пути своего спасения. Есть в Писании такие слова: "Ибо семь раз упадет праведник, и встанет" (Притч.24:16).
        Поэтому всякий раз, упав, христианин испытывает желание подняться. И мы должны испытывать это желание, должны с постоянным усилием бороться с грехом, не погрязая в нем. Но не так повели себя древние люди. Даже, видя смерть в сто–сто двадцать лет вместо прежних восьмисот–девятисот, они не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Господу.

        "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6).
        Святитель Иоанн Златоуст, пытаясь представить себе раскаяние Божие, говорит: "Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил (ему) столько попечения о нем? Жизнь дана была Богом вовсе не для того, чтобы закончиться плачем и скрежетом зубов (См.:Мф.13:42) в аду. Жизнь дана была для того, чтобы люди вошли в нетленную жизнь Бога и с Богом. И если люди не хотят идти по пути спасения, а выбрали путь погибели, то для чего эта жизнь? Не надо думать, что гнев Божий несправедлив. Господь – Творец. И Он вправе сделать с человеком все, что Он хочет.

        Гуманизм – религия человекобожия

        Мы уже говорили о том, что гуманизм – это религия, в которой на место Творца поставлено Его творение, религия, в которой тварь поклоняется твари вместо Господа своего. А в Библии сказано, какие в действительности существуют взаимоотношения между Творцом и тварью. Бог – это горшечник, который из глины делает горшки, а человек – это горшок в руках горшечника. И он вправе использовать эти горшки по своему усмотрению. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!
        Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело скажет ли о тебе: “у него нет рук?” (Ис.45:9). Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим.9:21). Тот, Который извлек мир из небытия, Тот, который дал дыхание жизни, Тот вправе и уничтожить эту жизнь. И когда горшок ставят выше или вровень с горшечником и начинают поклоняться ему – это грех.

        Решение Господа об уничтожении жизни на земле

        И сказал Господь: "Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт.6:7).
        Обратите внимание: участь согрешившего человечества должен разделить и тварный животный мир. Кто-то может возмутиться – какая несправедливость!
        Святитель Иоанн Златоуст говорил так: "Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего за уклонение человека к нечестию подвергаются одинаковому с ним наказанию и животные? Так следует. Разве животные созданы сами для себя? Они сотворены для человека, поэтому когда он истребляется – то какая и в них нужда? Затем и они разделяют (с человеком) наказание, чтобы знали, как силен гнев Божий на грешника. Как вначале за грех прародителя подпала проклятию земля, так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и безсловесные. Кроме того, мы далее увидим, что и безсловесные твари были осквернены греховным человеком. Древние учили, что Ева, накормив Адама запретным плодом, дала есть от плода ослушания и всем животным".

        Наша планета – это дом, который Бог создал для каждого из нас. Но если мы начинаем грешить в этом доме, забываем о Воле Творца относительно нас и всего тварного мира, то дом разрушается.
        Приведу пример: был у меня сосед, у него хорошая жена, чистая уютная квартира. Мне было приятно бывать в их доме. Но вот он развелся с женою, запил. Квартира постепенно стала приходить в негодность: на обоях появились надписи, телефонные номера, имена; на кухне – немытая посуда, пол не подметен. Вскоре мне пришлось уехать из того города, а когда я через полгода навестил своего бывшего соседа, то застал у него дома полный развал. По мере того, как духовно и нравственно разваливался человек, разваливался и его микромир – квартира, в которой он жил.

        Экология

        Проблемы экологические – это прежде всего проблемы неблагополучия души человека. Только грешный человек может позволить себе сбрасывать в реки отходы. И штрафными санкциями тут не откупишься. Только прекращение этого греха даст возможность природе восстановиться.
        Недавно после длительного отсутствия я приехал в свое родное Орехово-Зуево и услышал “радостную” весть: остановились заводы-монстры “Карболит” и “Респиратор”. “Так чему же вы радуетесь?” – спрашиваю людей. Отвечают: “Ты что, отец Олег, в Клязьме такая рыба появилась, что и представить нельзя”. Все греховное утекло, река очистилась. Люди стали спокойно плавать в той самой реке, к которой совсем недавно было страшно подходить – она была сточной канавой.

        В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, сказано, что за уничтожение земли будут вовсе не штрафные санкции, а будет великий гнев Божий: "И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Откр.11:18).

        Вот для чего придет Господь Бог: погубить губивших землю! Тех, которые бездумно срезали и переворачивали плодородный слой земли, губили пашни, отравляли реки, озера, моря, загрязняли воздух, оставляли за собой выжженные пустыни. Предупредите этих людей, ибо даже с мертвых будет спрашиваться. "Не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел" (Втор.21:23). Если Господь создал этот мир, то он вправе требовать от нас ответа за все, что мы на этой земле сделали.

        Но не только землю, но и самого себя – и тело, и душу, и дух призывает Господь сохранить в чистоте. В Первом послании к Фессалоникийцам Апостола Павла есть слова: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Сол.5:23). Все, что является творением Божиим, требует сохранения. Страшным грехом является грех самоубийства, в котором человек умерщвляет свое тело с намерением освободить свою душу от невыносимого материального, плотского существования. Он ответит и за свое тело. Говорят: “Не тобою положено, не ты и возьмешь”. Бог дал тебе жизнь, и Он спросит с тебя за нее: и за душу, и за дух, и за тело.

         Ветхозаветный праведник

        Но был на земле в те времена один человек, которого Господь счел возможным помиловать: "Ной же обрел благодать пред очами Господа". Вот житие Ноя: "Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом" (Быт.6:8-9).
        Вспомните из предыдущего объяснения о праведном Енохе, взятом живым на Небеса. Енох тоже ходил пред Богом своим. Ходить пред Богом – это помнить всегда о том, что есть над тобою Око всевидящее, Ухо всеслышащее и есть Книга, в которую записываются все твои земные деяния. И Ной помнил об этом, он не мог поступать необдуманно, безответственно: он ходил пред Богом.

        Святитель Иоанн Златоуст так истолковывает прочитанное о Ное: "Если все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны".

В книге пророка Иезекииля есть такие слова Господа о Ное: "если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души”. И далее: “Сии три мужа… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы; …праведностью своею они спасли бы только свои души" (Иез.14:13-14, 16-18, 20).
        Эти слова Господа о праведниках, живущих среди грешников, относятся ко временам Ветхого Завета. Ветхозаветный праведник может спасти только себя, но не может спасти других.
        Новый Завет расширяет представление о благодати, обитающей в сердце человека. И здесь принципиальная разница между Новым и Ветхим Заветом! В Церкви Нового Завета говорится как раз обратное: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Ибо дни Ветхого Завета – это дни закона, а дни Нового Завета – дни благодати Божией.
        Закон произошел от Моисея, а благодать – от Господа Бога нашего Иисуса Христа. Ной не мог спасти молитвой других людей. Он не мог примером добродетели своей заставить людей изменить свои нравы. Он мог только спасти свою душу. "И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли" (Быт.6:12-13).

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.